Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии дистанционного управления системой




Нормальное функционирование системы дошкольного образования имеет для страны огромное значение. Она не только несет функции обучение и воспитание дошкольников, не только «освобождает рабочие руки» матерей для работы, она несут еще важную функцию социальной защиты населения. Исторически сложилось для России, что в детском саду, за сравнительно небольшую плату детей и накормят и выучат и укрепят его здоровье. Именно поэтому институт дошкольного образования и воспитания в нашей стране всегда был под особой защитой государства.

Однако, начиная с 90-х годов прошлого века, государство ослабило свое влияние на систему дошкольного образования, перестало ее защищать от произвола местных органов власти, которым, по сути было легче (а может быть и выгоднее) продать детский сад, чем его финансировать и заботится о нем. В результате - кризис системы, который для страны уже вылился в более чем 50% сокращения ДОУ в стране, полуторамиллионной очередью на детский сад.

Очевидно, что для преодоления кризиса необходимо преодолеть дисфункции системы, которые выражаются в следующем:

- система развивается исключительно экстенсивными методами;

- ориентация на «развитие» рыночных отношений в системе сведено к отношениям «дикого рынка», когда одно учреждение паразитируют за счет других;

- по-прежнему, нет никаких механизмов гарантированного обеспечения системы средствами, необходимыми для ее нормального функционирования нет, благополучие многих детей по прежнему зависит от доброй воли чиновников муниципального уровня.

Наличие этих дисфункций, является прямым следствием того, что государство до сих пор не имеет системы отслеживания процессов, происходящих в системе, способной оперативно и адекватно выявлять дисфункции, устранять их, а это предопределяет слабость управляемости системы.

Все это приводит к необходимости реформирования государственного управления национальной[1] системой дошкольного образования. В результате преобразований государственное управление должно обеспечивать полную управляемость всей национальной системе дошкольного образования:

- отслеживание всех дисфункций всей системы (включая каждый отдельный ДОУ страны);

- оперативную и адекватную реакцию на наличие дисфункций, возможности эффективного воздействия на управляемые объекты с целью преодоления выявленных дисфункций;

- возможности совершенствования профессиональных умений менеджеров всех уровней, обеспечивающих преодоление дисфункций, выявленных в процессе мониторинга.

Учитывая все вышесказанное, мы поставили перед собой задачу существенной модернизации системы государственного управления дошкольным образованием в России.

Учитывая тот факт, что система дошкольного образования страны имеет огромные масштабы, сложную структуру, многообразие показателей успешности ее функционирования, мы пришли к выводу о необходимости использования компьютерных технологий, способных оперировать большим объемом информации. В связи с этим, нами разработана система дистанционного управления сложной государственной структуры.

Основополагающими для нашей программы «Государственного дистанционного управления системой дошкольного образования» является разработанная нами методология. Остановимся на их описании

Анализируя сложившуюся на сегодня практику государственного управления дошкольным образованием в России, мы пришли к выводу о неэффективности стратегии развития системы. В частности, попытки подведение всех систем дошкольного образования под одну, общую «гребенку» (так, например многочисленные попытки создания единых стандартных нормативов финансирования для ДОУ России), при этом декларация обеспечения полной свободы управленческой деятельности муниципалитетов, не подкрепленной системой ее мониторинга, не обеспечивают возможностей ее интенсивного развития

Поэтому, мы определили стратегию развития государственной системы дошкольного образования следующим образом (в рамках нашего исследования).

1. Развитие целостной государственной системы дошкольного образования посредствам развития каждого ДОУ внутри своей системы муниципального уровня.

2. Государственное управленческое воздействие на деятельность каждого ДОУ обеспечивается методом опосредованного управления, средствами совершенствования управленческой деятельности на муниципальном уровне.

Для ее реализации нами разработана методология исследования, которая состоит из:

- универсальной технологии управления макросистемами (в нашем исследовании, мы описываем ее применение относительно системы дошкольного образования);

- инструментария применения этой технологии.

Рассмотрим их подробнее. В табл. 3.3 представлена универсальная технология управления макросистемами. Ее универсальность определяется возможностью ее применения, с одной стороны, в деле управления различными процессами, происходящими в системе, с другой стороны, в управлении различными государственными системами, хотя мы, в своем исследовании, применяем ее исключительно к системе дошкольного образования.

Прокомментируем подробнее каждое положение вышеприведенной нами таблицы 3.3.

1. В процессе разработки стратегии развития образования, вырабатываются основные критерии качества функционирования системы, которые в процессе мониторинга системы, принимают вид основных его параметров.

2. В процессе проведения мониторинга качества функционирования управляемой системы на основе этих параметров (с помощью сравнительного анализа и сопоставления данных о разных результатах деятельности одинаковых структурных ее подразделений, с примерно одинаковыми внешними условиями), выявляются факты существенных различий достигнутых результатов.

3. В результате выявления фактов получения значительно низких результатов, по сравнению с результатами деятельности других ДОУ (примерно одинаковых структурных подразделений, с примерно одинаковыми внешними условиями) выявляются основные дисфункции системы, их причины, особенности их проявления в разных подразделениях системы.

4. В результате установления фактов и причин их успешной деятельности мы получаем информацию о наличия доселе скрытых дополнительных резервах развития системы (так как в этих же условиях они по этим параметрам получили более высокие результаты).

5. В случаях выявления дисфункций, на основе «выстраивания идеальной модели» руководителя, выявляются недостатки деятельности (несоответствия «идеальной модели»), которые спровоцировали проявление выявленных дисфункций.

6.Вырабатываются средства коррекции управленческой деятельности каждого конкретного руководителя ДОУ на основе выявленных дисфункций (доведения до соответствия «идеальной модели»).

7. Для этого вырабатывается типовая программа преодоления каждой типовой выявленной дисфункции.

Таблица 3.3

 

Универсальные технологии управления макросистемами дошкольного

образования

 

 

8. Совокупность этих типовых программ, разработанных в соответствии со всеми выявленными в процессе мониторинга индивидуальными дисфункциями, и составляет индивидуальную программу дистанционного обучения каждого руководителя в деятельности которого выявлены дисфункции.

9. На основе компьютерной программы, предлагается индивидуальный курс дистанционного обучения каждому руководителю ДОУ страны.

10. Определяется степень эффективности дистанционного обучения на новом витке мониторинга.

Для реализации представленной нами технологии мы разработали специальный инструментарий (табл. 3.4).

Несмотря на то, что его объектом могут быть совершенно разные аспекты деятельности системы, методика эта имеет общие этапы. Прокомментируем их.

Этап 1. Определяются основные параметры анализа. Все параметры, изучаемые в процессе мониторинга, условно разделены нами на две группы: ресурсные и результатные параметры. К ресурсным параметрам относятся все параметры, связанные с определением уровня экономичности использования различных ресурсов ДОУ. Это могут быть следующие параметры: уровень месячных расходов в расчете на одного ребенка, уровень расхода учебного времени ребенка или рабочего времени сотрудников и так далее. Однако сами по себе ресурсные параметры ничего не значат, например, мы установили, что в определенной группе ДОУ затраты на питание детей значительно превышают затраты других садов, но мы не знаем, как оценить этот факт пока не поймем, а как выполнялись санитарные нормы питания в ДОУ с высокими и низкими затратами. Именно поэтому мы выделили вторую группу параметров, названную нами группой результатных параметров. К этой группе мы можем отнести такие, как уровень комфортности ДОУ, диапазон оказываемых услуг, уровень заболеваемости детей и так далее (табл. 3.4, строка 1).

Этап 2. Разработка эталонных показателей. Учитывая то, что каждое исследование достаточно локально, для анализа нам не нужны единые эталонные показатели. Их, мы в каждом конкретном случае, вырабатываем сами. Методика определения эталонных показателей, следующая: вычисляется среднеарифметическое число затрат, от него рассчитывается уровень «среднего» показателя[2] (условное обозначение Ср.), например, 15% в сторону увеличения и 15% в строну уменьшения, затем, отсчитывается еще 10% для расчета показателя «Ниже среднего» (условное обозначение – Н/Ср) И 10% для показателя вышесреднего (условное обозначение В/Ср). Оставшиеся 10% определяем как высокий показатель (условное обозначение В), 10%, соответственно, определяем, как низкий показатель (Н) (табл. 3.4, строка 2).

Таблица 3.4

Универсальный инструментарий проведения углубленного сравнительного анализа в процессе государственного мониторинга

 

1 этап – этап определения параметров     Выделяются:
2 этап – этап разработки эталонных показателей  
3 этап – этап экстраполирования показателей    
4 этап – этап анализа соотношений    
· 5 этап – этап изучения причин несоответствий высоких затрат и низких результатов

Этап 3. Этап экстраполирования показателей. По каждому параметру (ресурсному или результатному) проводиться сравнительный анализ внутри исследуемой группы. В ней выделяются объекты с высокими и низкими показателями (табл. 3.4, строка 3).

Этап 4. Этап анализа соотношений. После того, как проведен анализ по всем группам параметров с выделением уровня эффективности по каждому изучаемому объекту и параметру, каждому объекту по каждому параметру присвоен свой уровень, проводим сравнительный анализ, условно названный нами анализ соотношений. На этом этапе, сравниваются между собой, как правило, показатели из группы ресурсных показателей и группы результативных параметров (табл. 3.4, строка 4)..

Этап 5. Этап выявления причин несоответствий высоких затрат и низких результатов. На этом этапе углубленно изучаются объекты, где существует большой разрыв между ресурсными и результативными показателями.

Именно такие объекты дают нам информацию:

§ о наличии дисфункций системы,

§ о наличии успешно работающих структурах, так как функционируют они в примерно одинаковых исходных условиях

Эта информация определяет содержание дальнейшей управленческой деятельности (табл. 3.4, строка 5).

На основе выше представленной методологии мы разработали компьютерную программу управления системой дошкольного образования в России. Представим ее описание в таблице 3.5. В ней можно условно выделить четыре ее шага:

Таблица 3.5

 

 

Представим их последовательно.

Шаг 1. «Формирование базы данных» производится на основе заполнения специально разработанных нами форм:

Форма 1.

Предназначена для сбора данных о функционирования районной системы дошкольного образования. Она имеет следующий вид

 

Форма 1 имеет следующий вид.

Форма 1. предназначена для идентификации каждого ДОУ и определения его места системе ДОУ региона. В ней, в строке id_ДОУ закодирован номер ДОУ, где первые две цифры – номер региона; последующие 6 цифр, это почтовый индекс ДОУ; последние цифры – номер ДОУ.

В форме 2 представляются сведения о количестве групп, о фактической посещаемости ДОУ и так далее. Эти сведения являются относительно постоянными и поэтому фиксируются один раз в год.

 

 

В форме 3. представляются данные о ежемесячных расходах ДОУ.

В компьютерной программе, разработанной нами заложено принципиально важное для нас положение, что все расчеты, касающиеся эффективности расходования средств, мы проводим путем деления общих затрат по ДОУ по каждому параметру на количество детей. В связи с тем, что количество детей относительно непостоянная величина, компьютерная программа высчитывает средний показатель посещаемости за месяц.

В форме 4 нами отдельно представлены сведения об организации питания в ДОУ.

Данные в форму вносятся ежемесячно, они позволяют сопоставить два важных, для определения качества организации питания параметра: ресурсный – затраты на питание, и результатный – процент выполнения норм питания.[3] При этом высчитывается среднемесячный показатель ежедневного реального потребления продукта (ПЕРП) детьми путем деления количества потребленного продукта в месяц на количество рабочих дней. Затем вычисляется процент выполнения санитарных норм питания (%N), он рассчитываются относительно санитарных норм питания[4] (N) по формуле:

%N = ПЕРП ´ 100: N

При правильной организации питания в данной форме все показатели не должны быть ниже 100%, все случаи показателей ниже 100% рассматриваются как дисфункция.

 

 

Форма 4

 

Аналогично, в форме 5 представлены сведения о комфортности и о диапазоне оказываемых услуг в ДОУ.

 

 

 

Шаг 2. «Проведение сравнительного анализа полученных данных о функционировании системы»

На этом этапе, сведения из выше продемонстрированных форм обрабатываются по выше описанной нами на страницах (стр. 5–11) методики. В результате в результате экстраполяции результатов; в результате соотношения ресурсных и результатных параметров мы получаем данные по каждому параметру, по каждому ДОУ, которые выводятся в специальных окнах. Что дает нам возможность быстро и качественно получить информацию, необходимую для эффективного управления.

В результате работы программы мы получаем диагностическую карту каждого ДОУ, которая поможет четко сформулировать основные направления его развития, дающую полную информацию по всем имеющимся дисфункциям, по каждому ДОУ страны.

 

 

Шаг 3. « Этап (диагностики) выявления дисфункций»

Для иллюстрации особенностей этого этапа, представим фрагмент одной из сводных таблиц, обобщающих данные, полученные в результате сравнительного анализа и экстраполяции результатов по представленной выше технологии, заложенной в основу нашей программы (табл. 3.6).

Экстраполяция данных

Таблица 3.6

 

  № 54 №101 №200 №218 №222 №224
1. Стоимость общих затрат Уровня комфортности Н С В С В В С В С С Н В
2. Площади на 1 реб. – Уровня комфортности Н С В С Н В В В В С В В
3. Уровнем затрат на зарплату и диапазоном оказываемых услуг Н   Н В   В Ср   В Н   В Н   В Н   В
4. Уровнем затрат на питание и выполнения норм питания С Н С Н В Н С Н С Н Н В
5. Уровнем затрат и уровнем посещаемости Н С В С В С С В С Н Н Н

.


Форма 7

Диагностическая карта ДОУ №____ за 200___ год

 

ДОУ №________Адрес_______________________ Сведения об уровновешенности спроса и предложения на услуги ДОУ
ФИО руководителя Сведения об уровне комфортности ДОУ
Количество групп по плану Количество детей по плану
Количество функц-щих групп Количество детей по списку Сведения об оказываемых дополнительных бесплатных услугах
Общая площадь ДОУ Площадь в расчете на одного ребенка. Сведения об оказываемых дополнительных платных услугах
Процент укомплектованности на начало учебного года Процент укомплектованности на конец учебного года Сведения о посещаемости (среднегодовой) Сведения о спадах посещаемости
Сведения о срывах санитарного режима.
Сведения о затратах
  январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Ср. годов Ср.по р-ну
Общие                            
Питание                            
Зарплата                            
Электроэнергия                            
Холл.вода                            
Горячее вода.                            
Отопление                            
                                   

 

Ресурсные показатели Уровень Результатные показатели   Ресурсные показатели Уровень Результатные показатели
Уровнем комфортности       Среднемесячных затр. на зарплату сотрудников на 1 ребенка     Уровнем выполнения санитарно-гигиенич. норм
Среднемесячных общих затратах в расчете на одного ребенка     Спрос/ Предложение Среднемесячных затр. на зарплату сотрудников на 1 ебенка     Уровнем комфортности
Диапазон услуг     Спрос/ Предложение Среднемесячных затр. на зарплату сотрудников на 1 ребенка     Уровнем заболеваемости
Среднемесячных затр. на зарплату сотрудников на 1 ребенка     Спрос/ Предложение Среднемесячных затр. на зарплату сотрудников на 1 ребенка     Диапазон услуг
Общей площади     Спрос/ Предложение Общей площади     Уровнем выполнения санитарно-гигиенич. норм
Среднемесячных общих затратах в расчете на одного ребенка     Спрос/ Предложение Общей площади     Уровнем комфортности
Среднемесячных общих затратах в расчете на одного ребенка     Уровнем укомплектованности Общей площади     Уровнем заболеваемости
Среднемесячных общих затратах в расчете на одного ребенка     Уровнем комфортности Среднемесячных затратах на питание     Диапазон услуг
Среднемесячных общих затратах в расчете на одного ребенка     Уровнем посещаемости Среднемесячных затратах на питание     Уровнем выполнением норм питания
Среднемесячных общих затратах в расчете на одного ребенка     Уровнем заболеваемости Стоимости платных услуг     Уровнем заболеваемости
Среднемесячных общих затратах в расчете на одного ребенка         Диапазон услуг Стоимости платных услуг     Качеством оказания услуг

 

 


Предложим вниманию нашего читателя сравнительный анализ данных выше приведенного фрагмента сводной таблицы, который дает нам возможности выявления дисфункций (проанализируем для примера два направления – 1 и 3 строка таблицы 3.6).

В частности:

По первой группе параметров (данные табл. 4, строка 1), сопоставляются данные

- ресурсного параметра – «размер общих затрат»,

- и результатного параметра – «уровень комфортности».

Приведенный фрагмент позволяет констатировать.

Во-первых, как дисфункцию можно рассматривать все случаи высоких затрат, так как во всех других ДОУ на выполнения этих же функций тратиться значительно меньшее количества средств. Это в нашем фрагменте, это ДОУ[5] №101, 200.

Во-вторых, как дисфункцию необходимо рассматривать все случаи несоответствия уровня затрат уровню комфортности. Это ДОУ № 101.

Вместе с тем, мы наблюдаем и повышенную эффективность работы по данным параметрам:

Вместе с тем, в ДОУ №218, при среднем уровне затрат удалось достичь высокого уровня комфортности, ДОУ №224, где при низких общих затратах удалось достичь высокого уровня комфортности.

Причем, если мы поставили перед собой стратегическую задачу повышения уровня комфортности ДОУ, в этом случае, и ДОУ со средним уровнем комфортности ДОУ №54, 101, 222 будут рассматриваться как дисфункциональные.

По третьей группе параметров сопоставляются данные:

- между уровнем затрат на зарплату (ресурсный параметр),

-и диапазоном оказываемых услуг (результатный параметр).

По данным приведенном в таблице можем сделать выводы о низком, по сравнению с другими ДОУ диапазоном оказываемых услуг в ДОУ №54. И хотя затраты в этом дошкольном учреждении и низкие, мы рассматриваем его деятельность как дисфункциональную, так как необходимо и в этом ДОУ представлять детям более разнообразные образовательные услуги, пусть даже и при повышении затрат на эти цели.

Как эффективную, мы должны рассматривать и деятельность ДОУ №218, 222, и 224, где при низких затратах достигнут высокий уровень диапазона услуг.

Учитывая то, что простое выявление и констатация выявленных в системе дисфункций не даст необходимого нам эффекта, их преодоления, мы пришли к необходимости разработки следующего этапа разработанной нами методики, универсальной технологии управления деятельностью менеджеров системы (этапы 4 и 5).

Шаг 4. « Этап выявления причин дисфункций и их преодоления »

Особенность технологии управления качеством управленческой деятельности в социальных государственных системах заключается в следующем.

Таблица 3.7

 
 

 


Прокомментируем данную таблицу 3.7.

1. В разработанной нами программе дистанционного управления, в соответствии с основными направлениями деятельности и задачами системы образования, выстраивается модель деятельности управленцев разного уровня, дающую возможность успешного решения поставленных перед системой задач.

2. Далее устанавливается уровень сформированности включенных в модель профессиональных умений управленцев,

3. Определяться их адекватность реальных умений модели управления.

4. Разрабатываются и реализуются программы дистанционного обучения с целью формирования этих умений у непосредственных исполнителей.

5. Будет выявляться эффективность новой сформированной деятельности управленцев, происходить дальнейшая ее коррекция (после прохождения курса дистанционного обучения).

В деле преодоления выявленных в процессе мониторинга дисфункций огромное значение мы придаем дистанционным курсам повышения квалификации руководителей ДОУ. Эти курсы должны быть неформальными, их содержание должно определяться необходимостью формирования конкретных умений, которые обуславливаются состоянием самого объекта управления данного руководителя. В частности в рамках разработанной нами компьютерной программы мы, на каждую типовую выделенную нами дисфункцию, разработали типовую программу ее преодоления. Поэтому для каждого ДОУ, в рамках нашей программы предоставляется индивидуальный, продиктованный наличием в деятельности руководителя ДОУ недостатков его деятельности, курс дистанционного его обучения (смоделированный автоматически, на основе нашей компьютерной программы на основе типовых блоков программ.

Обобщая все вышеизложенное, мы можем констатировать, что разработанная нами система дистанционного управления имеет большие возможности повышения управляемости национальной системы дошкольного образования, так как:

- делает все процессы, происходящие в ней статистически управляемыми,

- помогает в масштабах страны создать систему оперативной и адекватной оценки качества управленческой деятельности подсистемы любого масштаба (от каждого конкретного ДОУ страны, до масштаба Министерства) исключительно по показателям динамики состояния управляемого ими объекта,

- делает возможным осуществление оперативного, адекватного воздействия на каждую выявленную дисфункцию ДОУ, подсистемы любого уровня.

Такие качества дистанционного управления мы сумели обеспечить благодаря разработанной нами методологии совершенствования государственного управления большими системами. Специфика нашей методологии заключается в:

1. Технологиии управления процессами, происходящими в системе;

2. Инструментарии (методы экстраполяции данных каждого параметра, методы позиционирования данных…);

3. Технологии управления качеством управленческой деятельности в системе, методами целенаправленного формирования у ее управленцев успешной деятельности, позволяют достаточно оперативно и эффективно осуществлять ее корректировку, особенно если применять широко известные возможности дистанционного обучения управленцев.

Разработанная нами методология исследования позволяет существенно изменить стратегию развития целостной государственной системы дошкольного образования посредствам развития каждого ДОУ в системе муниципального уровня по средствам:

- экстраполяции достигнутых результатов каждого ДОУ, по каждому параметру,

- сопоставления ресурсных и результатных показателей и так далее,

- выявления, на этой основе, дисфункций в системе управления

- выявление причин дисфункций путем глубокого анализа недостатков управленческих действий, стимулирующих проявление этих дисфункций

- целенаправленного формирования навыков успешной деятельности управленцев.

В заключение хотим выразить предположение об универсальности наших подходов к управлению государственными социальными системами, возможности их с успехом применять в любой другой сфере. Применение наших технологий поможет созданию таких систем в любых сферах социальных жизни страны, а значит, стимулирует решение крайне важной государственной задачи, создания механизмов мягкого регулирования государством социальной сферы, в масштабах государства, что способствует, в значительной степени снижению социальной напряженности в стране, стимулирует ее развитие.

 


[1] В данном случае, мы используем термин «национальная система» дошкольного образования, для того, чтобы подчеркнуть глобальность, общегосударственный уровень системы. Термин вводится по аналогии с термином «национальные проекты»

[2] Далее, все показатели рассчитываются исходя из диапазона затрат, то есть, исходя из разницы затрат в самом «дорогом» и самом «дешевом»

[3] Нормативы рассчитываются на основе документа «Питание детей в дошкольных учреждениях Методические рекомендации Минздрава СССР, института питания АМН СССР. Согласованы с Министерством РФ и утверждены Минздравом СССР 14.06.84

 

[4] Пи

[5] ДОУ – дошкольное образовательное учреждение (детский сад)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.