Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Информатизация России. Рынок программных средств




Развитие рынка в программных средств в России. Критические информационные, компьютерные и теле­коммуникационные технологии.

Во многом благодаря последовательной реализации рассмотренных в предыдущем разделе основных принци­пов государственной политики в сфере информатизации показатели развития информационной среды российского общества выглядят достойно, хотя по ряду из них Россия существенно уступает США и другим развитым странам.

Информационные ресурсы России являются гро­мадным по объему, стоимости и сложности комплексом, включающим несколько миллионов баз данных, элек­тронных информационных массивов библиотечных и архивных фондов. В последнее время быстро растет ко­личество российских сайтов в Интернете, ежегодно их число удваивается. Однако нельзя не отметить, что по показателю доступности информационных ресурсов на­ша страна отстает от развитых стран.

Сегодня в большинстве крупных городов России эффективно функционируют провайдеры — организа­ции, обеспечивающие пользователям доступ в Интернет. Широко используется бесплатное (некоммерческое) об­служивание пользователей. Быстро расширяется и рынок сетевой коммерческой информации (сведения о компа­ниях, товарных рынках, рынке ценных бумаг, объектах инвестиций). Это означает серьезный шаг по пути к ин­формационной экономике.

Бурному развитию процессов информатизации и, соответственно, отечественных территориальных ком­пьютерных сетей и информационных систем различного рода в первой половине 90-х годов в значительной мере способствовало как ускорение развития инфраструктуры связи, так и определенное насыщение страны персональ­ными компьютерами.

В настоящее время отечественные сетевые струк­туры (при отставании на 1-2 года) развиваются в на­правлениях, по которым идут США, Великобритания, Германия, Франция.

Разумеется, развитие ИС требует постоянного со­вершенствования научно-технической и технологической базы этого развития. Эту базу составляют прежде всего критические информационные, компьютерные и теле­коммуникационные технологии.

Термин " критические " технологииприме­нительно к информации означает, что именно их уровень и масштабы примене­ния определяют эффективность достиже­ния главных целей информатизации.

К этим технологиям прежде всего следует от­нести:

• многопроцессорные ЭВМ с параллельной струк­турой;

• вычислительные системы на базе нейрокомпьютеров, транспьютеров и оптических ЭВМ;

• системы распознавания и синтеза речи, текста и изображений;

• системы искусственного интеллекта и виртуаль­ной реальности;

• информационно - телекоммуникационные системы;

• системы математического моделирования.

В ближайшем будущем важнейшими задачами политики информатиза­ции будут селективная государственная поддержка при­оритетных технологий, в том числе фундаментальных и прикладных научных исследований, стимулирование ис­пользования конкурентоспособных отечественных тех­нологий в различных финансируемых из госбюджета про­ектах и программах.

Что касается российского информационного рын­ка, то его главная отличительная черта состоит в его не­однородности по регионам страны. Это связано, есте­ственно, с географическим положением регионов, неравномерностью их социально-экономического развития, направленностью экономической деятельности и т. д.

Развитие рынка по традиции идет от центра к регионам. Кроме того, слабость правового регулирования рынка также накладывает серьезные ограничения на его раз­витие.

Необходимо отметить развитие сферы домашнего потребления компьютеров, которая быстро растет, и в ближайшие годы количество домашних компьютеров может составить до половины всего парка ПК, что вы­зовет резкое повышение спроса на информационные продукты и услуги (до 60—70% в общем объеме продаж). Трудно переоценить социальное значение этой тен­денции.

Российская культурная среда оказывает непосредственное воздействие на процессы информа­тизации. Имеется ряд благоприятных для этого развития социально-демографических характеристик, в частности высокий процент городских жителей (в 1994 г. в России было 75% горожан, что выше, чем в целом по Европе). Другой важный индикатор — высо­кий процент молодых, 15—16-летних людей, активных, способных и желающих осваивать компьютерный мир. Однако сегодня работают и тормозящие факторы: неразвитые информационные потребности населения и неготовность общества жить в условиях открытого общества.

Мировое информационное развитие ускоряет дви­жение России по пути демократических преобразований общества и государства. Уже можно говорить о форми­ровании в России новой информационно-правовой ре­альности. Права и свободы граждан переместились в фокус общественного внимания. Именно в сфере созда­ния, распространения и потребления информации при­обретают наиболее острые черты проблемы взаимоот­ношения государства и общества, социальных институ­тов и граждан, открытости информации. Сегодня информационное право следует рассматривать как главный инструмент демократического развития страны.

Политика информатизации должна быть ориентирована и на решение главных задач инфор­мационной политики:

обеспечение широкого, свободного доступа к ин­формационным ресурсам;

• обеспечение граждан общественно значимой и востребуемой информацией;

• подготовка человека к жизни и работе в гряду­щем информационном веке.

В различных странах движение процессов инфор­матизации осуществляется и оценивается по-разному. Дело не только в том, что исходные пункты движения для разных стран различаются по уровню развития ин­формационной среды или по возможностям инвестиро­вания в нее. Эти факторы обусловлены неравномерно­стью мирового экономического развития. Различные стратегии формирования информационного общества обусловлены общими закономерностями экономическо­го и политического развития. Если в США доминирует прагматический подход, то европейские страны на пер­вый план выдвигают социальную и гуманитарную со­ставляющие информатизации.

Зарубежный опыт свидетельствует, что структур­ные изменения в мировой экономике, интернационали­зация общественной жизни - источники перемен в тра­диционном политическом ландшафте. Информатизация усиливает эти изменения.

Сказанное имеет важное значение для осмысления движения России к развитому информационному общест­ву. Прежде всего надо понять, что это постепенный и длительный процесс. Сегодняшнее отставание России вы­звано прежде всего структурой ее реального сектора, где преобладает производство сырья, энергии и неконкуренто­способной продукции обрабатывающей промышленности.Доминирование в экономике России реликтовых техноло­гических укладов, неразвитость инфраструктуры, отсут­ствие полнокровной национальной компьютерной сети, наконец, низкий уровень информационных потребностей в обществе, обусловленный низким уровнем качества жизни, - таковы принципиальные преграды на пути на­шей страны к информационному обществу. Именно по­этому наше общество должно нащупать свой путь преодо­ления этих преград, не повторяя в общем американский, европейский, японский или даже латиноамериканский пу­ти, и определяемый особенностями ее политического, со­циального, экономического и культурного развития.

Собственный путь предполагает тщательно проду­манную стратегию, основу которой должна составить интеграция экономической, технологической, информа­ционной и культурной политики, рассчитанная, по край­ней мере на жизнь одного поколения. Россия непосред­ственно взаимодействует со всеми субъектами в совре­менной системе международных политических, эконо­мических и культурных отношений. И это взаимодей­ствие в глобальной системе мировых информационных связей будет усиливаться.

Лекция 3. Основные задачи стандарти­зации, сертификации и лицензи­рования в сфере информатизации

Стандартизация. Основные задачи работ по стандартиза­ции в сфере информатизации. Сертификация. Основными целями сертификации.

Переходя к рассмотрению таких понятий, как " стандартизация ", " сертификация " и " лицензирование " в сфере информатизации, отметим, что эти термины часто путают даже некоторые специалисты, занимающиеся раз­работками в области информационных технологий. По­этому здесь нам представляется целесообразным дать определения этим понятиям и рассмотреть объекты и вза­имосвязи соответствующих им процессов.

Определение термина "стандартизация" прошло длительный эволюционный путь. Представление людей о стандартизации формировалось в процессе развития науки и техники, совершенствования форм и методов производства. С расширением экономических связей на национальном и международном уровнях уточнение это­го термина происходило параллельно с развитием самой стандартизации и отражало на различных этапах до­стигнутый уровень ее развития.

В документах Международной организации по стандартизации (ИСО) термин стандартизация опреде­ляется следующим образом:

Стандартизация -деятельность, заклю­чающаяся в нахождении решений для по­вторяющихся задач в сферах науки, техники и экономики, направленная на достижения оптимальной степени упорядочения в опре­деленной области. В общем, эта деятель­ность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов.

Это определение отражает все многообразие стан­дартизации, характеризует ее как активную деятельность, направленную на упорядочение не только в тех­нике, но и в других областях, предусматривает обяза­тельное участие в ней всех заинтересованных сторон, подчеркивает, что стандартизация - это не механиче­ский отбор устоявшихся характеристик, а выбор или разработка наиболее оптимальных решений, рассчитан­ных не только на сегодняшний уровень науки и техники, но и учитывающих тенденции и направления техниче­ского прогресса.

Важный результат стандартизации — улучшение соответствия продукции или услуг их функциональному назначению. Стандартизация увязывает технические нормы и требования к взаимообмениваемой продукции, гарантирует ее технический уровень, надежность, долго­вечность и качество, создает необходимые предпосылки для углубления и расширения специализации и коопери­рования производства, активно воздействует на эконо­мию всех видов природных, материальных и энергетиче­ских ресурсов, а также приводит к постепенному вырав­ниванию уровней технических норм и требований в национальных стандартах и доведению их до высших мировых научно-технических образцов.

В дальнейшем, говоря о стандартизации и сертифи­кации, мы будем использовать также понятие совмести­мость, которое определяется следующим образом:

Совместимость - пригодность изделий или их систем к совместному использова­нию при определенных условиях для вы­полнения соответствующих требований, которая не вызывает при этом нежела­тельных последствий.

Правовые основы стандартизации, обязательные для всех государственных органов управления, объектов хозяйственной деятельности и общественных объеди­нений Российской Федерации, определены Законом "О стандартизации", принятым в 1993 году. Общее ру­ководство работами по стандартизации в Российской Федерации возложено на Госстандарт России.

Возрастание роли информатизации, расширение об­ластей применения средств информатизации и повышение ответственности решаемых с их помощью задач обуслов­ливают в настоящее время резкое повышение требований к качеству систем и средств информатизации.

Качество средств и систем информатизации сегод­ня определяется:

качеством элементной базы средств информати­зации;

• их безопасностью;

• совместимостью с другими средствами;

• уровнем помех;

• степенью экологичности;

• функциональными характеристиками;

• устойчивостью к внешним воздействиям;

• надежностью;

• конструкцией;

• параметрами электропитания;

• соответствием принципам открытых систем.

Некоторые из этих характеристик вам, вероятно, знакомы, другие, возможно, понятны интуитивно. Более подробно мы остановимся на них в следующей главе. Здесь мы лишь подчеркнем, что именно соответствие этих характеристик современным требованиям и опреде­ляет интегральные показатели качества средств и систем информатизации. В связи с этим

Основной задачей работ по стандартиза­ции в сфере информатизации является соз­дание нормативной базы, отражающей современный научно-технический уровень и тенденции развития средств и систем информатизации.

Непосредственное выполнение и координация этих работ возложены на Минсвязи России.

Применительно к информатизации стандартизация заключается в определении требований к средствам, си­стемам, процессам и др., излагаемым в соответствую­щим образом утвержденных документах (стандартах), обязательных для применения в установленной для них области действия.

По мере развития информационной индустрии и совершенствования рыночных механизмов в России ин­формационные системы, их компоненты и результаты их функционирования все в большей степени (по объемам и номенклатуре) становятся товарными продуктами. В ре­зультате для потребителя становится все более актуаль­ной проблема определения соответствия средств и си­стем информатизации установленным требованиям. Действительно, в стране может быть принято много за­мечательных стандартов, но как вы в качестве потреби­теля сможете убедиться, что продукция или услуга действительно им соответствуют? Решению этой пробле­мы призваны способствовать процессы сертификации продукции и услуг, к рассмотрению которых мы и переходим.

Сертификация. Рынок средств и систем информатизации в россии сейчас настолько разнообразен, что в подавляющем большинстве случаев потребитель не в состоянии само­стоятельно убедиться в соответствии приобретаемой им продукции установленным на государственном уровне нормам и правилам. Положение усугубляется тем обстоя­тельством, что российский рынок заполнен импортными изделиями. Для этих изделий производители и постав­щики в лучшем случае декларируют соответствие от­дельным зарубежным стандартам, о содержании кото­рых у вас, как правило, нет никакой информации. В ре­зультате вы, например, можете приобрести оборудова­ние, являющееся опасным для обслуживающего персо­нала по поражению электрическим током или создающее большие электромагнитные помехи, нарушающие рабо­ту соседних устройств.

На бытовом уровне логичным путем решения этой проблемы является обращение к некоторому третьему лицу, являющемуся специалистом в данной области и заведомо независимому от поставщика продукции, ко­торое может дать заключение о соответствии продукции установленным требованиям. На государственном уров­не аналогичная процедура называется сертификацией.

Сертификация — процедура, выполняемая третьей стороной, независимой от изгото­вителя (продавца) и потребителя продук­ции или услуг, по подтверждению соот­ветствия этих продукции или услуг уста­новленным требованиям.

Результатом выполнения процедуры сертифика­ции является так называемый сертификат соответ­ствия.

Сертификат соответствия документ, выданный по правилам системы сертифи­кации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Общие правовые основы сертификации продукции и услуг в Российской Федерации установлены Законом "О сертификации продукции и услуг", где определены права и ответственность в области сертификации орга­нов государственного управления, а также изготовите­лей (продавцов, исполнителей) и других участников сер­тификации.

В этом Законе, в частности, указано, что сертификация проводится в целях:

создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономи­ческом, научно-техническом сотрудничестве и меж­дународной торговле;

• содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

• защиты потребителя от недобросовестности изго­товителя (продавца, исполнителя);

• контроля безопасности продукции для окружаю­щей среды, жизни, здоровья и имущества;

• подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация средств и систем информатизации является элементом общей системы сертификации про­дукции в Российской Федерации.

Основными целями сертификации средств информатизации, информацион­ных технологий и услуг являются:

• защита пользователей средств и систем информа­тизации от приобретения средств и систем, в том числе импортных, которые представляют опасность для жизни, здоровья, имущества, а также для окру­жающей среды;

• обеспечение разработчиков систем, а также ши­рокого круга пользователей этих систем достовер­ной информацией о состоянии отечественного и за­рубежного рынков средств информатизации, теле­коммуникаций, информационных технологий и услуг;

• обеспечение информационного обмена между го­сударственными системами информатизации (налоговая служба, правоохранительные органы, службы управления трудом и занятостью, образо­вание, здравоохранение и др.);

• обеспечение условий для информационного вза­имодействия субъектов негосударственной принад­лежности с субъектами государственной принад­лежности;

• содействие повышению научно-технического уровня и конкурентоспособности отечественных систем информатизации, информационных техно­логий и услуг;

• содействие созданию условий для вхождения Рос­сии в мировое информационное пространство. Необходимо отметить, что сертификация средств информатизации не только обеспечивает удовлетворение интересов потребителя, но приносит определенные выго­ды и изготовителю (поставщику) продукции. Так, в частности, сертификация способствует расширению рынка сбыта (распространению продукции в тех райо­нах, где потребителю неизвестна репутация фирмы) и обеспечивает подтверждение качества продукции фирмы по сравнению с продукцией конкурентов. С точки зрения организации торговых взаимосвязей сертификация спо­собствует созданию доверительных отношений между производителями (поставщиками) и потребителями про­дукции. Необходимо иметь в виду, что только имеющее место и объективно подтвержденное качество конкрет­ных видов отечественной информационной продукции и средств информатизации может сделать их конкуренто­способными и реально обеспечить спрос на них.

Говоря о сертификации, нельзя не отметить ее тес­ную взаимосвязь со стандартизацией в сфере информати­зации.

Во-первых, как уже говорилось выше, суть проце­дуры сертификации заключается в подтверждении соот­ветствия средств информатизации установленным тре­бованиям. Документами, содержащими эти требования, являются стандарты, разрабатываемые в процессе стан­дартизации.

Во-вторых, собственно процедура сертификации регламентируется действующими нормативными доку­ментами (стандартами).

Таким образом, основой сертификации являются результаты стандартизации. В нормативную базу сер­тификации средств и систем информатизации, информа­ционных технологий и услуг включаются три группы до­кументов:

• нормативные документы на объекты сертифика­ции, где устанавливаются характеристики объек­тов, подтверждаемые при сертификации;

• нормативные документы на методы испыта­ний для оценки характеристик объектов сертифи­кации;

• нормативные документы, регламентирующие процедуры сертификации.

В целом стандартизация вместе с сертификацией образуют единый процесс управления качеством средств, систем и технологий в области информатизации, одной из основных целей которого является защита интересов потребителя.

Лицензирование. Основным отличием процесса лицензирования от процесса сертификации является состав категорий, по отношению к которым они применяются. В процессе ли­цензирования фигурируют такие категории, как "деятельность" (подразумеваются виды или направления деятельности) и "субъект" (физическое лицо, предприя­тие, организация или иное юридическое лицо).

В соответствии с действующим законодатель­ством в Российской Федерации отдельные виды деятель­ности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензи­рования.

Лицензия является официальным документом, ко­торый разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Основу нормативно-правовой базы лицензирования в сфере информатизации составляют Законы "О лицен­зировании отдельных видов деятельности", "Об ин­формации, информатизации и защите информации" и "Об участии в международном информационном обмене".

Общие принципы лицензирования видов деятель­ности в сфере информатизации России можно сформу­лировать следующим образом:

• Целью лицензирования является защита интере­сов государства и граждан от неумышленного или сознательного некачественного выполнения работ, соответствующих определенным видам деятель­ности в сфере информатизации.

• Виды деятельности в сфере информатизации, подлежащие лицензированию, а также органы, осуществляющие лицензирование конкретных ви­дов деятельности в различных областях информа­тизации, определены рядом нормативных докумен­тов.

• Право на осуществление деятельности, подлежа­щей лицензированию, может получить субъект, от­вечающий определенным критериям, которые за­ранее определяются правилами проведения лицен­зирования и являющимися их неотъемлемой частью требованиями к предприятию-заявителю. Таким образом, субъектом лицензирования становится лишь то физическое или юридическое лицо, кото­рое представляет все необходимые и правильно оформленные документы и удовлетворяет соответ­ствующим требованиям.

За органом, уполномоченным на проведение ли­цензионной деятельности, закрепляется право на осуществление контроля за деятельностью лицен­зиата.

 

 

Лекции 4-6. Состояние и перспективы стандартизации информационных техно­логий в Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.