Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство и целостность - основа композиции

Сущность композиции

ЛЕКЦИЯ 1

Творческая деятельность архитектора состоит в организации определенного про­странства для разнообразных общественных потребностей как материального, так и ду­ховного свойства. В кругу проблем, с которыми сталкивается архитектор, находится и проблема композиции, создание гармонического, художественно выразительного произ­ведения.

Композиционное мастерство – основа творческого профессионализма художника в лю­бом виде искусства.

Композиция - важнейший фактор художественной выразительности. Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, т.е. композиция – это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием. Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлениях: как живой процесс художественного творчества, т.е. ре­шение конкретной композиционной задачи, и как ее реализацию. Композиция как органи­зация формы художественного произведения неразрывно связана с его содержанием. Содержательность формы существенно отличает реалистическое понимание композиции от идеалистического, формалистического, где формотворчество становится самоцелью.

Во всех определениях композиции постоянно присутствует ее основной признак - цело­стность формы. Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком
качестве как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в не­разрывной связи, во взаимной соразмерности. Каждый элемент проявляется не только в
собственном значении, но и в своей подчиненности целостной форме. В связи с этим
форма приобретает единство в малом и большом. В ней отсутствуют случайные элемен-
ты и случайные связи. Поэтому единство и целостность рассматриваются в качестве

основного закона композиции. Вся практика мирового искусства во всех его проявлениях, в том числе и архитектуры, неопровержимо доказывает жизненность закона единства и целостности композиции. Одновременно художественный опыт многократно позволил убедиться: при отсутствии единства и целостности форма теряет свои выразительные свойства, становиться эстетически ущербной (!).

Началом структурного единства формы может быть ее монолитность, внутреннее
равновесие компонентов. Например, простые не расчлененные на отдельные элементы
геометрические формы - шар, куб, конус, цилиндр и т.д. в своей изначальной закончен­ности несут в себе единство. Однако для художественной практики, в том числе и в сфе­ре архитектурного творчества, характерно достижение композиционного единства при разнообразных компонентах, далеко отстоящих по своим внешним геометрическим фор­мам и физическим качествам. В этом случае путь к решению композиционного единства
лежит через соподчинение, т.е. установление единства и целостности через нахождение

связи между главными и второстепенными частями и элементами, нередко через сочета­ние контрастных качеств. В композиции устанавливается следующая иерархия состав­ляющих ее элементов: ведущие, подчиненные, сопутствующие, характеризующие дина­мическое равновесие.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Случаи и порядок предоставления отдельных видов гарантий и компенсаций | Художественные средства архитектуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.