КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Художественные средства архитектуры
Объективное и субъективное в композиции Одним из существенных моментов проявления закономерностей композиционного творчества является диалектика связи между объективной и субъективной его сторонами. Объективное начало в композиции обнаруживается в том, что художественное содержание, которое воплощает автор в материале искусства, обусловлено реальной действительностью. Предметное воплощение художественной идеи требует подчинения природным закономерностям, технологии материалов, законам пластической организации формы, объективным свойствам формы и пространства и пр. Игнорировать эти основополагающие объективные требования в искусстве нельзя. Вместе с тем композиционный процесс субъективен по своему содержанию, поскольку он есть акт проявления воли и творческих устремлений художника как конкретной личности. В композиции художник проявляет свои собственные мысли и чувства, свои возможности структурной организации художественного материала.
Архитектурная композиция - это целостная художественно выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим требованиям. Учебным же предметом архитектурной композиции является изучение факторов, влияющих на построение архитектурной формы. В центре внимания объемно-пространственной композиции факторы, связанные с природой человеческого зрения и психологией восприятия объектов архитектуры. Композиция определяет взаимодействие художественных средств, используемых в произведении архитектуры. Главные, специфичные для зодчества средства художественной выразительности - организаиия пространства и тектоника ограничивающих форм (тектоника - это художественно осмысленное внешнее выражение конструкции и работы материала). Эти два взаимосвязанных средства - пространство и формирующая его оболочка - в произведении архитектуры неразделимы. Формирование пространства в зодчестве подчиняется функциональным, технико-конструктивным и эстетическим требованиям. Эстетическое является при этом не только выражением идеала, созданной эпохой, обществом, но и ответом на психофизиологические закономерности восприятия человека. Эти закономерности определяют приемы организации формы, использовавшиеся во все периоды развития архитектуры. К таким приемам относятся: симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, ритм, установление определенных соотношений и пропорций между частями и целым. На характер образной выразительности оказывает влияние и масштабность, т.е. воспринимаемая зрительно соразмерность сооружения человеку. Художественные средства зодчества дополняют и различные приемы обработки поверхности предметов, ее цвет, фактура. Построение системы пространств и тектоника – главные композиционные средства архитектуры, прямо связанные с функциональной организацией и конструкцией ее произведений. Симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, ритм, соотношения и пропорции частей и целого, цвет и фактура материалов - это средства, служащие для организации пространственной формы. С их помощью она приводится к соответствию психофизиологическим закономерностям восприятия, приобретает эстетические свойства и художественный смысл. Каждое из художественных средств архитектуры не обладает самостоятельной ценностью и не может существовать само по себе - они получают смысл только в системе композиции, выражающей многостороннее содержание произведения архитектуры. Композиция - это творчество, созидание. Нельзя овладеть композицией, не приобретя собственного опыта в ней. Решающая роль в освоении основ объемно-пространственной композиции отводится практическому способу через постановку и решение творческих заданий. Используемые объемно-пространственные формы по своим геометрическим характеристикам соответствует облику наиболее распространенных в архитектуре без указания на их конкретное функциональное наполнение. Для освоения принципов объемно-пространственной композиции берется как бы модель фрагментов архитектурной среды. Такой принцип способствует изучению общих принципов и закономерностей эстетического формообразования и отвлечению от конкретных характеристик отдельных архитектурных сооружений. Таким образом, базовыми принципами для овладения методикой объемно-пространственной композицией являются: 1. Анализ общих композиционных закономерностей; 2. Постановка творческих заданий отвлеченного характера на освоение выделенных формальных средств; 3. Применение макетирования как формы решения заданий. Литература:
Задание 1. Ассоциативный ряд известных архитектурных объектов. Выразить свое отношение к архитектуре через композицию (макет). Техника исполнения - свободная.
Рис. 1 Примеры студенческих работ
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |