Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественные средства архитектуры

Читайте также:
  1. I. Дезинтоксикационные средства трансфузионной терапии
  2. I. Синтетические средства
  3. IY. Симптоматические средства
  4. АДРЕНЕРГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
  5. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства
  6. АНТИАНЕМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ГИПОХРОМНЫХ АНЕМИЯХ
  7. Антивирусные методы и программные средства.
  8. Антивирусные программные средства
  9. Аппаратные средства защиты информации
  10. Аппаратные средства. Функции основных блоков ЭВМ.
  11. Аппаратные средства. Функции основных блоков ЭВМ.
  12. Архитектуры клиент—сервер в технологии управления удаленными базами данных

Объективное и субъективное в композиции

Одним из существенных моментов проявления закономерностей композиционного твор­чества является диалектика связи между объективной и субъективной его сторонами. Объективное начало в композиции обнаруживается в том, что художественное содержа­ние, которое воплощает автор в материале искусства, обусловлено реальной действи­тельностью. Предметное воплощение художественной идеи требует подчинения природ­ным закономерностям, технологии материалов, законам пластической организации фор­мы, объективным свойствам формы и пространства и пр. Игнорировать эти основопола­гающие объективные требования в искусстве нельзя. Вместе с тем композиционный про­цесс субъективен по своему содержанию, поскольку он есть акт проявления воли и твор­ческих устремлений художника как конкретной личности. В композиции художник проявляет свои собственные мысли и чувства, свои возможности структурной организации ху­дожественного материала.

 

Архитектурная композиция- это целостная художественно выразительная сис­тема форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим требованиям. Учебным же предметом архитектурной композиции является изучение факторов, влияю­щих на построение архитектурной формы. В центре внимания объемно-пространственной композиции факторы, связанные с природой человеческого зрения и психологией вос­приятия объектов архитектуры.

Композиция определяет взаимодействие художественных средств, используемых в произведении архитектуры. Главные, специфичные для зодчества средства художест­венной выразительности - организаиия пространства и тектоника ограничивающих форм (тектоника- это художественно осмысленное внешнее выражение конструкции и работы материала). Эти два взаимосвязанных средства - пространство и формирующая его оболочка - в произведении архитектуры неразделимы.

Формирование пространства в зодчестве подчиняется функциональным, технико-конструктивным и эстетическим требованиям. Эстетическое является при этом не только выражением идеала, созданной эпохой, обществом, но и ответом на психофизиологиче­ские закономерности восприятия человека. Эти закономерности определяют приемы ор­ганизации формы, использовавшиеся во все периоды развития архитектуры. К таким приемам относятся: симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, ритм, установление оп­ределенных соотношений и пропорций между частями и целым. На характер образной выразительности оказывает влияние и масштабность, т.е. воспринимаемая зрительно соразмерность сооружения человеку. Художественные средства зодчества дополняют и различные приемы обработки поверхности предметов, ее цвет, фактура.



Построение системы пространств и тектоника – главные композиционные средства архитектуры, прямо связанные с функциональной организацией и конструкцией ее произ­ведений. Симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, ритм, соотношения и пропорции частей и целого, цвет и фактура материалов - это средства, служащие для организации пространственной формы. С их помощью она приводится к соответствию психофизиоло­гическим закономерностям восприятия, приобретает эстетические свойства и художест­венный смысл.

Каждое из художественных средств архитектуры не обладает самостоятель­ной ценностью и не может существовать само по себе - они получают смысл толь­ко в системе композиции, выражающей многостороннее содержание произведения архитектуры.

Композиция - это творчество, созидание. Нельзя овладеть композицией, не при­обретя собственного опыта в ней. Решающая роль в освоении основ объемно-пространственной композиции отводится практическому способу через постановку и ре­шение творческих заданий. Используемые объемно-пространственные формы по своим геометрическим характеристикам соответствует облику наиболее распространенных в архитектуре без указания на их конкретное функциональное наполнение. Для освоения принципов объемно-пространственной композиции берется как бы модель фрагментов архитектурной среды. Такой принцип способствует изучению общих принципов и законо­мерностей эстетического формообразования и отвлечению от конкретных характеристик отдельных архитектурных сооружений.

Таким образом, базовыми принципами для овладения методикой объемно-пространственной композицией являются:

1. Анализ общих композиционных закономерностей;

2. Постановка творческих заданий отвлеченного характера на освоение выделен­ных формальных средств;

3. Применение макетирования как формы решения заданий.


Литература:

 

№п/п Автори наименование Вид по­собия Год изда­ния
А.Ф. Степанов«Объёмно-пространственная композиция» Уп.
А. Иконников, Т. Степанов«Основы архитектурной композиции» Уп.
И. Араухо«Архитектурная композиция»  
А.Э. Коротковский«Основы архитектурной композиции» Уп.
А.Э. Коротковский«Введение в архитектурное моделирование» Уп.
Ламцов, Туркус«Элементы архитектурной композиции» Уп.
И. Богомолов« Начало объёмно-пространственная Формообразование» Уп.
А. Кучмар«Основы архитектурного формообразования» Уп.
В. Антощенков«Основы морфологического анализа архитектурной композиции»    
А. Иконников«Художественный язык архитектуры» Др.
О.В. Чернышёв«Формальная композиция» Др.

 

 

Задание 1.

Ассоциативный ряд известных архитектурных объектов. Выразить свое отношение к ар­хитектуре через композицию (макет). Техника исполнения - свободная.

 

Рис. 1 Примеры студенческих работ

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Единство и целостность - основа композиции | Вопрос (продолжение). Деньги как экономическая категория

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4642; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.