Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение социальных критериев для оценки ограничения способности к трудовой деятельности, к обучению




 

Совместно со специалистом по реабилитации специалист по социаль­ной работе принимает участие в изучении и оценке профессионально-трудового и образовательного статусов, обеспечивая взаимодействие с орга­нами социальной защиты, образования, занятости, предприятием, где работа­ет освидетельствуемое лицо.

 

Специалист по социальной работе должен знать социальные критерии для оценки ограничения способности к трудовой деятельности, уметь про­водить специальный опрос больного, изучать соответствующие документы, при необходимости - посещать учебные заведения, предприятия, организа­ции и т.д.

Перечень признаков, характеризующих базовые социальные характе­ристики человека, связанные с профессионально-трудовой деятельностью, может быть представлен следующим образом:

· пол, возраст;

· образование (не имеет, специализированная школа, начальное об­щее, основное общее, среднее общее, профессиональная подготовка, началь­ное профессиональное, среднее профессиональное, незаконченное высшее, высшее, послевузовское)

· основная профессия;

· квалификация;

· дополнительные профессио­нальные знания и навыки;

· отношение к работе (работает, не работает);

· характер занятости (постоянная работа с полной занятостью, посто­янная работа с неполной занятостью, временная работа с полной занятостью, временная работа с неполной занятостью, общественные работы, самозаня­тость).

· причины, по которым не работает: состояние здоровья, не может найти работу, семейные обстоятельства, не хочет работать;

· профессия, по которой работает;

· квалификация;

· должность;

· размер зарплаты;

· место работы;

· тип предприятия (государственное, муниципальное, специализированное, частное, общественные организации);

· организация труда (в обычных условиях без ночных смен, в обычных условиях в две-три смены, в облегченных условиях, в специально созданных условиях, на дому);

· наличие противопоказанных условий труда (да, нет, какие);

· используются ли специальные вспомогательные приспособления в работе (используются, не используются, какие);

· желание сменить работу (да, нет);

· желаемая работа (для работающих и неработающих инвалидов), профессия, по которой хотел бы работать (по прежней профессии, по смеж­ной профессии, получить новую профессию), желаемая зарплата;

· желаемый характер занятости (постоянная работа с полной занятостью, постоянная работа с не­полной занятостью, временная работа с полной занятостью, временная рабо­та с неполной занятостью, общественные работы, самозанятость);

· желаемые условия организации труда (в обычных условиях, в облегченных условиях, в специально созданных условиях, на дому, вблизи от места жительства).

 

Необходимо также учесть такие социальные факторы, как взаимоотно­шения человека с коллективом, его ролевая позиция, его место в структуре ответственности и власти, профессиональная и психологическая совмести­мость.

 

Специалист по социальной работе должен быть знаком с основными санитарно-гигиеническими подходами к определению показанных для тру­доустройства инвалидов условий труда.

 

Анализ характеристик профессионально-трудовой деятельности преду­сматривает изучение профессиограммы деятельн ости, отражающей виды трудовых операций, характеристику необходимых орудий труда, организа­цию и оснастку рабочего места, технологию трудовой деятельности, психо­физиологические и эргономические требования, предъявляемые трудовой деятельностью к человеку, санитарно-гигиенические условия выполнения трудовой деятельности по тяжести, вредности и напряженности.

При оценке последних применяются основные понятия, используемые в гигиенических критериях оценки и классификации труда по показателям вредности и опас­ности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудово­го процесса, утвержденных и введенным в действие.

Вредный производственный фактор - фактор среды и трудового про­цесса, который может вызвать профессиональную патологию, временное и стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Вредными производственными факторами могут быть:

· физические факторы: температура, влажность и подвижность возду­ха, неионизирующие электромагнитные излучения, статические, электрические и магнитные поля, производственный шум, вибрация (локальная, общая), ультразвук, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (пыли), освещенность;

· химические факторы, в том числе некоторые вещества биологиче­ской природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты);

· биологические факторы (патогенные микроорганизмы, белковые препараты);

· факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физиче­ского труда (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагруз­ка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве);

· факторы трудового процесса, характеризующие напряженность тру­да (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы).

 

Опасный производственный фактор - фактор среды и трудового про­цесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

 

Условия труда подразделяются на четыре класса.

1 класс - оптимальные (комфортные) условия труда - такие условия труда, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и созда­ются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для мик­роклиматических параметров и факторов трудового процесса.

Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие ус­ловия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

2 класс - допустимые (благоприятные) условия труда - характеризуют­ся такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не пре­вышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные функциональные изменения восстанавливаются во время регла­ментированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказы­вать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство.

Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным усло­виям труда.

3 класс - вредные условия труда - характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы, и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство.

 

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических норма­тивов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на четыре степени вредности.

1 степень 3 класс (3. 1) - условия труда, характеризующиеся такими от­клонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обуславливают риск развития заболевания.

2 степень 3 класс (3.2) - условия труда с такими уровнями произволе венных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные на рушения, приводящие к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, повышению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии.

3 степень 3 класс (3. 3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, которые приводят к развитию, как правило профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельно­сти, росту хронической общесоматической патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4 степень 3 класс (3. 4) - условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечается значи­тельный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4 класс - опасные (экстремальные) условия труда - характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в те­чение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

При определении показанных и противопоказанных видов деятельно­сти (профессий) для инвалидов необходимо руководствоваться критериями отнесения условий к тем или иным классам по степени вредности и опасно­сти, ограничивая возможность труда инвалидов преимущественно оптималь­ными и допустимыми условиями, т.е. работой в условиях труда 3 и 2 классов; в отдельных случаях 3.1 класса.

На основании многолетних научных исследований, выполненных в ЦНИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН-ФЦЭРИ), действующих законодательных и нормативных актов, инструкций и положений были определены общие характеристики показан­ных условий труда для трудового устройства инвалидов. Они включают следующие критерии:

1. Оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия про­изводственной среды (1 и 2 классы) по физическим (шум, вибрация, инфра­звук, ультразвук, электромагнитные излучения, микроклимат), химическим (вредные вещества, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препара­ты) факторам.

2. Работа с незначительной (1) или умеренной (2) физической динами­ческой и статической нагрузкой; в отдельных случаях - с выраженной физи­ческой нагрузкой (3.1).

3. Работа преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела; в отдельных случаях стоя или с возможностью ходь­бы.

4. Рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям.

5. Работа, преимущественно не связанная со значительными переме­щениями (переходами).

6. Работа преимущественно в одну (дневную) смену.

7. Работа, характеризующаяся незначительной (1), умеренной (2), в от­дельных случаях - выраженной (3.1) интеллектуальной, сенсорно-эмоциональной нагрузкой, без риска для жизни и ответственности за безо­пасность других людей.

8. Работа без выраженной монотонности нагрузок.

 

Важнейшими критериями для определения возможности трудового устройства инвалидов является учет вредности и опасности факторов произ­водственной среды, степени физической тяжести и нервной напряженности и т.д., которые обуславливают противопоказанность тех или иных профессий, условий труда и т.д.

К ним относятся:

1. Вредные и опасные условия труда - 3 класс, 1-4 степень. В отдель­ных случаях допускается использование труда инвалидов в условиях, относя­щихся к 1 степени 3 классу (3.1) условий труда.

2. Воздействие повышенных уровней шума, вибрации, электромаг­нитных полей, неблагоприятного микроклимата и других опасных и вредных физических факторов, токсических веществ.

3. Значительные постоянные физические динамические и статические нагрузки при подъеме, перемещении и удержании тяжестей. В отдельных случаях допускается значительная физическая динамическая и статическая нагрузка (3.1).

4. Работа преимущественно в вынужденных позах, преимущественно стоя, без смены рабочего положения тела; длительная ходьба.

5. Регламентированный (заданный) темп работы.

6. Выраженная монотонность труда.

7. Значительно выраженные интеллектуальные и эмоциональные на­грузки, в отдельных случаях допускается значительно выраженная нервно-психическая нагрузка (3. 1).

8. Работа в экстремальных условиях, на высоте, с повышенным риском для жизни.

 

Социальное обследование профессионально-трудовой деятельности при необходимости может включать обследование рабочего места инвалида на предприятии, изучение данных об аттестации рабочего места, эффектив­ности и производительности труда инвалида, его взаимоотношениях в кол­лективе и др.

 

 

Деятельность специалиста по социальной работе включает изучение и определение социальных критериев для оценки ограничения способности к обучению.

При этом проводится анализ следующих базовых социальных ха­рактеристик человека:

· пол, возраст,

· образование (общее и профессиональное);

· учится (да, нет);

· если учится (по какой профессии, по какой специальности), тип образовательного учреждения, в котором обучается (профучилище, профлицей, учебно-курсовой центр (комбинат), учебный центр службы занятости, центр реабилитации, техникум, институт);

· место обучения ребенка-инвалида (дошкольное образовательное уч­реждение общего типа, специализированное дошкольное образовательное учреждение, специализированное образовательное учреждение «начальная школа - детский сад», обычная обще­образовательное учреждение; специальное (коррекционное) общеобразова­тельное учреждение (школа, школа-интернат, УВК) для детей с патологией развития, в том числе инвалидов, образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ПМСЦ), образовательное учреждение надомного обучения (школа, УВК);

· отношение человека к обучению и к изучаемой профессии, его взаимоотношения с педагогами и коллективом, в котором он учится;

· причина, по которой не справляется с обучением (ухудшение со­стояния здоровья, не усваивает программу, не успевает за графиком учебы и др.).

· если не учится, необходимо выяснить, хочет ли учиться, по какой профессии (специальности), в каких условиях должно проходить обучение.

· наличие профессиональной подготовки у инвалида, по какой про­фессии.

 

Для детей-инвалидов или безработных инвалидов важно выяснить, проходил ли инвалид профориентацию, где он её проходил, кто помогал ему в выборе профессии, а также результаты профориентации (определена ли профессия для обучения и выбрано ли учебное заведение, ознакомлен ли ин­валид с условиями поступления и обучения).

 

Специалист по социальной работе также должен учитывать необходи­мость анализа характеристик образовательной деятельности освидетельствуемого лица, которое включает изучение:

· содержания обучения (получение образования определенного уров­ня и по определенной профессии);

· средств обучения (включая специальные технические средства для обучения и оборудования учебного места);

· процесса обучения, в том числе форм обучения (очная, заочная, за­очно-очная), методов обучения (групповое, индивидуальное, открытое, инте­рактивное и др.);

· условий обучения и тренировки (по тяжести, напряженности и вредности).

 

Социальное обследование должно предусматривать взаимодействие с образовательным учреждением, где учится инвалид, которое при необходи­мости должно предоставить сведения об условиях и процессе обучения, об обучаемости, успеваемости, обученности и др., а в некоторых случаях - посещение образовательного учреждения специалистом по социальной работе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.