КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение социальных критериев для оценки ограничения способности к трудовой деятельности, к обучению
Совместно со специалистом по реабилитации специалист по социальной работе принимает участие в изучении и оценке профессионально-трудового и образовательного статусов, обеспечивая взаимодействие с органами социальной защиты, образования, занятости, предприятием, где работает освидетельствуемое лицо.
Специалист по социальной работе должен знать социальные критерии для оценки ограничения способности к трудовой деятельности, уметь проводить специальный опрос больного, изучать соответствующие документы, при необходимости - посещать учебные заведения, предприятия, организации и т.д. Перечень признаков, характеризующих базовые социальные характеристики человека, связанные с профессионально-трудовой деятельностью, может быть представлен следующим образом: · пол, возраст; · образование (не имеет, специализированная школа, начальное общее, основное общее, среднее общее, профессиональная подготовка, начальное профессиональное, среднее профессиональное, незаконченное высшее, высшее, послевузовское) · основная профессия; · квалификация; · дополнительные профессиональные знания и навыки; · отношение к работе (работает, не работает); · характер занятости (постоянная работа с полной занятостью, постоянная работа с неполной занятостью, временная работа с полной занятостью, временная работа с неполной занятостью, общественные работы, самозанятость). · причины, по которым не работает: состояние здоровья, не может найти работу, семейные обстоятельства, не хочет работать; · профессия, по которой работает; · квалификация; · должность; · размер зарплаты; · место работы; · тип предприятия (государственное, муниципальное, специализированное, частное, общественные организации); · организация труда (в обычных условиях без ночных смен, в обычных условиях в две-три смены, в облегченных условиях, в специально созданных условиях, на дому); · наличие противопоказанных условий труда (да, нет, какие); · используются ли специальные вспомогательные приспособления в работе (используются, не используются, какие); · желание сменить работу (да, нет); · желаемая работа (для работающих и неработающих инвалидов), профессия, по которой хотел бы работать (по прежней профессии, по смежной профессии, получить новую профессию), желаемая зарплата; · желаемый характер занятости (постоянная работа с полной занятостью, постоянная работа с неполной занятостью, временная работа с полной занятостью, временная работа с неполной занятостью, общественные работы, самозанятость); · желаемые условия организации труда (в обычных условиях, в облегченных условиях, в специально созданных условиях, на дому, вблизи от места жительства).
Необходимо также учесть такие социальные факторы, как взаимоотношения человека с коллективом, его ролевая позиция, его место в структуре ответственности и власти, профессиональная и психологическая совместимость.
Специалист по социальной работе должен быть знаком с основными санитарно-гигиеническими подходами к определению показанных для трудоустройства инвалидов условий труда.
Анализ характеристик профессионально-трудовой деятельности предусматривает изучение профессиограммы деятельн ости, отражающей виды трудовых операций, характеристику необходимых орудий труда, организацию и оснастку рабочего места, технологию трудовой деятельности, психофизиологические и эргономические требования, предъявляемые трудовой деятельностью к человеку, санитарно-гигиенические условия выполнения трудовой деятельности по тяжести, вредности и напряженности. При оценке последних применяются основные понятия, используемые в гигиенических критериях оценки и классификации труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденных и введенным в действие. Вредный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может вызвать профессиональную патологию, временное и стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. Вредными производственными факторами могут быть: · физические факторы: температура, влажность и подвижность воздуха, неионизирующие электромагнитные излучения, статические, электрические и магнитные поля, производственный шум, вибрация (локальная, общая), ультразвук, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (пыли), освещенность; · химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты); · биологические факторы (патогенные микроорганизмы, белковые препараты); · факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве); · факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы).
Опасный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.
Условия труда подразделяются на четыре класса. 1 класс - оптимальные (комфортные) условия труда - такие условия труда, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения. 2 класс - допустимые (благоприятные) условия труда - характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные функциональные изменения восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда. 3 класс - вредные условия труда - характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы, и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство.
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на четыре степени вредности. 1 степень 3 класс (3. 1) - условия труда, характеризующиеся такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обуславливают риск развития заболевания. 2 степень 3 класс (3.2) - условия труда с такими уровнями произволе венных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные на рушения, приводящие к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, повышению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии. 3 степень 3 класс (3. 3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, которые приводят к развитию, как правило профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельности, росту хронической общесоматической патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности. 4 степень 3 класс (3. 4) - условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности. 4 класс - опасные (экстремальные) условия труда - характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений. При определении показанных и противопоказанных видов деятельности (профессий) для инвалидов необходимо руководствоваться критериями отнесения условий к тем или иным классам по степени вредности и опасности, ограничивая возможность труда инвалидов преимущественно оптимальными и допустимыми условиями, т.е. работой в условиях труда 3 и 2 классов; в отдельных случаях 3.1 класса. На основании многолетних научных исследований, выполненных в ЦНИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН-ФЦЭРИ), действующих законодательных и нормативных актов, инструкций и положений были определены общие характеристики показанных условий труда для трудового устройства инвалидов. Они включают следующие критерии: 1. Оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды (1 и 2 классы) по физическим (шум, вибрация, инфразвук, ультразвук, электромагнитные излучения, микроклимат), химическим (вредные вещества, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам. 2. Работа с незначительной (1) или умеренной (2) физической динамической и статической нагрузкой; в отдельных случаях - с выраженной физической нагрузкой (3.1). 3. Работа преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела; в отдельных случаях стоя или с возможностью ходьбы. 4. Рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям. 5. Работа, преимущественно не связанная со значительными перемещениями (переходами). 6. Работа преимущественно в одну (дневную) смену. 7. Работа, характеризующаяся незначительной (1), умеренной (2), в отдельных случаях - выраженной (3.1) интеллектуальной, сенсорно-эмоциональной нагрузкой, без риска для жизни и ответственности за безопасность других людей. 8. Работа без выраженной монотонности нагрузок.
Важнейшими критериями для определения возможности трудового устройства инвалидов является учет вредности и опасности факторов производственной среды, степени физической тяжести и нервной напряженности и т.д., которые обуславливают противопоказанность тех или иных профессий, условий труда и т.д. К ним относятся: 1. Вредные и опасные условия труда - 3 класс, 1-4 степень. В отдельных случаях допускается использование труда инвалидов в условиях, относящихся к 1 степени 3 классу (3.1) условий труда. 2. Воздействие повышенных уровней шума, вибрации, электромагнитных полей, неблагоприятного микроклимата и других опасных и вредных физических факторов, токсических веществ. 3. Значительные постоянные физические динамические и статические нагрузки при подъеме, перемещении и удержании тяжестей. В отдельных случаях допускается значительная физическая динамическая и статическая нагрузка (3.1). 4. Работа преимущественно в вынужденных позах, преимущественно стоя, без смены рабочего положения тела; длительная ходьба. 5. Регламентированный (заданный) темп работы. 6. Выраженная монотонность труда. 7. Значительно выраженные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, в отдельных случаях допускается значительно выраженная нервно-психическая нагрузка (3. 1). 8. Работа в экстремальных условиях, на высоте, с повышенным риском для жизни.
Социальное обследование профессионально-трудовой деятельности при необходимости может включать обследование рабочего места инвалида на предприятии, изучение данных об аттестации рабочего места, эффективности и производительности труда инвалида, его взаимоотношениях в коллективе и др.
Деятельность специалиста по социальной работе включает изучение и определение социальных критериев для оценки ограничения способности к обучению. При этом проводится анализ следующих базовых социальных характеристик человека: · пол, возраст, · образование (общее и профессиональное); · учится (да, нет); · если учится (по какой профессии, по какой специальности), тип образовательного учреждения, в котором обучается (профучилище, профлицей, учебно-курсовой центр (комбинат), учебный центр службы занятости, центр реабилитации, техникум, институт); · место обучения ребенка-инвалида (дошкольное образовательное учреждение общего типа, специализированное дошкольное образовательное учреждение, специализированное образовательное учреждение «начальная школа - детский сад», обычная общеобразовательное учреждение; специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение (школа, школа-интернат, УВК) для детей с патологией развития, в том числе инвалидов, образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ПМСЦ), образовательное учреждение надомного обучения (школа, УВК); · отношение человека к обучению и к изучаемой профессии, его взаимоотношения с педагогами и коллективом, в котором он учится; · причина, по которой не справляется с обучением (ухудшение состояния здоровья, не усваивает программу, не успевает за графиком учебы и др.). · если не учится, необходимо выяснить, хочет ли учиться, по какой профессии (специальности), в каких условиях должно проходить обучение. · наличие профессиональной подготовки у инвалида, по какой профессии.
Для детей-инвалидов или безработных инвалидов важно выяснить, проходил ли инвалид профориентацию, где он её проходил, кто помогал ему в выборе профессии, а также результаты профориентации (определена ли профессия для обучения и выбрано ли учебное заведение, ознакомлен ли инвалид с условиями поступления и обучения).
Специалист по социальной работе также должен учитывать необходимость анализа характеристик образовательной деятельности освидетельствуемого лица, которое включает изучение: · содержания обучения (получение образования определенного уровня и по определенной профессии); · средств обучения (включая специальные технические средства для обучения и оборудования учебного места); · процесса обучения, в том числе форм обучения (очная, заочная, заочно-очная), методов обучения (групповое, индивидуальное, открытое, интерактивное и др.); · условий обучения и тренировки (по тяжести, напряженности и вредности).
Социальное обследование должно предусматривать взаимодействие с образовательным учреждением, где учится инвалид, которое при необходимости должно предоставить сведения об условиях и процессе обучения, об обучаемости, успеваемости, обученности и др., а в некоторых случаях - посещение образовательного учреждения специалистом по социальной работе.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |