КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка реабилитационного потенциала инвалида
Специалист по социальной работе должен также в своей деятельности проводить оценку реабилитационного потенциала (его профессионально-трудовой, образовательной, социально-бытовой, социально-средовой составляющих). Для этого специалист по социальной работе должен знать, что реабилитационный потенциал - это комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности. Оценка реабилитационного потенциала предусматривает определение сомато-личностных способностей, свойственных данному индивиду, сохранившихся вопреки заболеванию или дефекту и служащих предпосылкой для восстановления статуса, а также прогнозирование уровня возможности восстановления или компенсации имеющихся ограничений, функциональных нарушений и жизнедеятельности. Она включает определение уровня физического развития и физической выносливости, уровня психофизиологической выносливости, уровня психоэмоционального развития и устойчивости, определение социально-психологического статуса с учетом уровня общего развития и запаса знаний, особенностей личности, состояния и устойчивости психических процессов, уровня микросоциальной адаптации; определение социально-трудового статуса с учетом общего и специального образования, профмаршрута, уровня оплаты труда, условий и характера труда, уровня сохранности професси нальных знаний, навыков и умений, уровня толерантности к профессионально-производственным нагрузкам; определение социально-средовой ситуаци с учетом семейного положения, жилищно-бытовых условий, материального положения, уровня сохранности социально-бытовых навыков и умений уровня сохранности микросоциальных связей, уровня социальной активности. В понятие «реабилитационный потенциал» включается большое количество психофизиологических показателей, отражающих функциональное состояние различных органов и функциональных систем, личностные особенности инвалида, социально-средовые и профессиональные факторы. Поэтому целесообразно выделить несколько составляющих «реабилитационного потенциала». К ним относятся внутренние факторы, определяемые на уровне организма, и, условно, внешние факторы (социально-средовые). Специалист по социальной работе принимает участие в оценке профессионально-трудовой, образовательной, социально-бытовой и социально-средовой составляющих реабилитационного потенциала. Следует знать, что под оценкой профессионально-трудовой составляющей реабилитационного потенциала понимается возможность достижения определенных трудовых целей, профессионального и социально-трудового статуса, в том числе обеспечения занятости индивида, возможности обучения, адаптации к трудовому процессу. Профессионально-трудовая составляющая «реабилитационного потенциала» является «условно» внешним фактором, так как включает совокупность медико-биологических, профессиональных и социальных факторов и их взаимодействие с факторами трудовой активности человека (средства труда, предмет труда, условия труда и т. д.). Вместе с тем, оценка профессионально-трудовой составляющей реабилитационного потенциала включает определение характеристик интегральной реакции организма на трудовую деятельность, оценку их значимости для трудовой деятельности и возможности ее продолжения; определение возможности адаптации к труду, путей поддержки адекватного состояния, разработки стратегии трудовой деятельности. Образовательная составляющая реабилитационного потенциала - это возможность овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности. Оценка образовательного реабилитационного потенциала включает определение совокупности медико-биологических и социальных факторов, а также их взаимодействие с факторами профессионального обучения, прогнозирование того, когда и с помощью каких методов и средств человек достигнет определенного образовательного статуса. Анализ структуры образовательного статуса должен дать объективные показатели, характеризующие наличие и степень ограничений жизнедеятельности; а также служить основой разрабатываемой программы профессиональной реабилитации. Социально-бытовая составляющая реабилитационного потенциала - возможность достижения самообслуживания и самостоятельного проживания. Социально-бытовая составляющая «реабилитационного потенциала» предусматривает определение соответствия требований, предъявляемых социально-бытовой деятельностью, физическим, психическим и психофизиологическим возможностям инвалида (например, соотношение физиологической стоимости бытовых нагрузок с максимальной аэробной способностью инвалида и т. д.), а также определение возможности и путей их оптимизации. Оценка социально-бытовой составляющей реабилитационного потенциала включает определение совокупности медико-биологических и социальных факторов, а также их взаимодействия с конкретными социально-бытовыми и социально-средовыми условиями; прогнозированием, когда и с помощью каких методов и средств инвалид достигнет возможности самостоятельного обслуживания и проживания. Целью социально-бытовой деятельности применительно к инвалиду является обеспечение самообслуживания. Анализ процесса деятельности включает определение структуры и динамика видов социально-бытовой деятельности. Анализ средств, приспособлений и механизмов предусматривает определение необходимости использования вспомогательных средств для самообслуживания, а также их вида и объема. Оценка возможности самообслуживания включает также изучение жилищно-бытовых условий инвалида (благоустроенность жилья, наличие условий для выполнения работы на дому, жилищные условия и др.) Анализируя инвалида как субъекта социально-бытовой деятельности, необходимо определить социальные и индивидуальные факторы. К социальным факторам относятся: характер семейно-бытовых отношений, ролевая позиция инвалида в микросоциальных отношениях, способность инвалида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми. Индивидуальные факторы включают физические, физиологические, психические, психофизиологические характеристики человека, его резервные возможности. Социально-средовая составляющая реабилитационного потенциала - это возможность достижения самостоятельной общественной и семейной деятельности. Целью социально-средовой деятельности является интеграция в общество, социальная независимость, социальное общение, самостоятельная общественная и семейная деятельность. Процесс социально-средовой деятельности включает структуру и динамику видов социально-средовой деятельности, к условиям относится среда жизнедеятельности и др. Анализ субъекта социально-средовой деятельности предусматривает выделение социальных факторов (пол, возраст, профессия, образование и др.), включенность инвалида в различные сферы социальной деятельности (отношение к болезни и нарушению здоровья; к своему социальному статусу; труду и обучению, к семье), структура потребностей субъекта, круг интересов, уровень его притязаний. Оценка физических, психических и психофизиологических характеристик определяет доступность видов социально-средовой деятельности и возможность их оптимизации.
Выделяются три уровня, характеризующих реабилитационные возможности инвалида относительно определенных видов жизнедеятельности: · высокие реабилитационные возможности, · умеренные · низкие. Высокие реабилитационные возможности предусматривают полное или почти полное восстановление или компенсацию конкретного вида жизнедеятельности в процессе проведения реабилитационных мероприятий. Умеренные реабилитационные возможности соответствуют частичному восстановлению или компенсации конкретного вида жизнедеятельности в процессе проведения реабилитационных мероприятий. Низкие реабилитационные возможности подразумевают отсутствие или незначительный результат при проведении реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию конкретного вида жизнедеятельности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |