Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка реабилитационного потенциала инвалида

Специалист по социальной работе должен также в своей деятельности проводить оценку реабилитационного потенциала (его профессионально-трудовой, образовательной, социально-бытовой, социально-средовой состав­ляющих).

Для этого специалист по социальной работе должен знать, что реабилитационный потенциал - это комплекс биологических и пси­хофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потен­циальные способности.

Оценка реабилитационного потенциала предусматривает определение сомато-личностных способностей, свойственных данному индивиду, сохра­нившихся вопреки заболеванию или дефекту и служащих предпосылкой для восстановления статуса, а также прогнозирование уровня возможности вос­становления или компенсации имеющихся ограничений, функциональных нарушений и жизнедеятельности.

Она включает определение уровня физического развития и физической выносливости, уровня психофизиологической выносливости, уровня психо­эмоционального развития и устойчивости, определение социально-психологического статуса с учетом уровня общего развития и запаса знаний, особенностей личности, состояния и устойчивости психических процессов, уровня микросоциальной адаптации; определение социально-трудового ста­туса с учетом общего и специального образования, профмаршрута, уровня оплаты труда, условий и характера труда, уровня сохранности професси нальных знаний, навыков и умений, уровня толерантности к профессионально-производственным нагрузкам; определение социально-средовой ситуаци с учетом семейного положения, жилищно-бытовых условий, материального положения, уровня сохранности социально-бытовых навыков и умений уровня сохранности микросоциальных связей, уровня социальной активно­сти.

В понятие «реабилитационный потенциал» включается большое коли­чество психофизиологических показателей, отражающих функциональное состояние различных органов и функциональных систем, личностные осо­бенности инвалида, социально-средовые и профессиональные факторы. По­этому целесообразно выделить несколько составляющих «реабилитационно­го потенциала». К ним относятся внутренние факторы, определяемые на уровне организма, и, условно, внешние факторы (социально-средовые).

Специалист по социальной работе принимает участие в оценке профес­сионально-трудовой, образовательной, социально-бытовой и социально-средовой составляющих реабилитационного потенциала.

Следует знать, что под оценкой профессионально-трудовой состав­ляющей реабилитационного потенциала понимается возможность дости­жения определенных трудовых целей, профессионального и социально-трудового статуса, в том числе обеспечения занятости индивида, возможно­сти обучения, адаптации к трудовому процессу.

Профессионально-трудовая составляющая «реабилитационного по­тенциала» является «условно» внешним фактором, так как включает сово­купность медико-биологических, профессиональных и социальных факторов и их взаимодействие с факторами трудовой активности человека (средства труда, предмет труда, условия труда и т. д.).

Вместе с тем, оценка профес­сионально-трудовой составляющей реабилитационного потенциала включает определение характеристик интегральной реакции организма на трудовую деятельность, оценку их значимости для трудовой деятельности и возможно­сти ее продолжения; определение возможности адаптации к труду, путей поддержки адекватного состояния, разработки стратегии трудовой деятель­ности.

Образовательная составляющая реабилитационного потенциала - это возможность овладения знаниями, навыками и умениями в области реко­мендуемой профессиональной деятельности.

Оценка образовательного реа­билитационного потенциала включает определение совокупности медико-биологических и социальных факторов, а также их взаимодействие с факто­рами профессионального обучения, прогнозирование того, когда и с помо­щью каких методов и средств человек достигнет определенного об­разовательного статуса.

Анализ структуры образовательного статуса должен дать объективные показатели, характеризующие наличие и степень ограничений жизне­деятельности; а также служить основой разрабатываемой программы профессиональной реабилитации.

Социально-бытовая составляющая реабилитационного потенциала - возможность достижения самообслуживания и самостоятельно­го проживания.

Социально-бытовая составляющая «реабилитационного по­тенциала» предусматривает определение соответствия требований, предъяв­ляемых социально-бытовой деятельностью, физическим, психическим и пси­хофизиологическим возможностям инвалида (например, соотношение фи­зиологической стоимости бытовых нагрузок с максимальной аэробной спо­собностью инвалида и т. д.), а также определение возможности и путей их оптимизации.

Оценка социально-бытовой составляющей реабилитационного по­тенциала включает определение совокупности медико-биологических и со­циальных факторов, а также их взаимодействия с конкретными социально-бытовыми и социально-средовыми условиями; прогнозированием, когда и с помощью каких методов и средств инвалид достигнет возможности само­стоятельного обслуживания и проживания.

Целью социально-бытовой деятельности применительно к инвалиду является обеспечение самообслуживания.

Анализ процесса деятельности включает определение структуры и динамика видов социально-бытовой дея­тельности. Анализ средств, приспособлений и механизмов предусматривает определение необходимости использования вспомогательных средств для самообслуживания, а также их вида и объема.

Оценка возможности самооб­служивания включает также изучение жилищно-бытовых условий инвалида (благоустроенность жилья, наличие условий для выполнения работы на дому, жилищные условия и др.)

Анализируя инвалида как субъекта социально-бытовой деятельности, необходимо определить социальные и индивидуаль­ные факторы. К социальным факторам относятся: характер семейно-бытовых отношений, ролевая позиция инвалида в микросоциальных отношениях, спо­собность инвалида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.

Индивидуальные факторы включают физические, физиологические, психические, психофизиологические характеристики человека, его резервные возможности.

Социально-средовая составляющая реабилитационного потенциала - это возможность достижения самостоятельной общественной и семейной деятельности.

Целью социально-средовой деятельности является интеграция в общество, социальная независимость, социальное общение, самостоятель­ная общественная и семейная деятельность.

Процесс социально-средовой деятельности включает структуру и динамику видов социально-средовой деятельности, к условиям относится среда жизнедеятельности и др. Анализ субъекта социально-средовой деятельности предусматривает выделение со­циальных факторов (пол, возраст, профессия, образование и др.), включен­ность инвалида в различные сферы социальной деятельности (отношение к болезни и нарушению здоровья; к своему социальному статусу; труду и обу­чению, к семье), структура потребностей субъекта, круг интересов, уровень его притязаний.

Оценка физических, психических и психофизиологических характеристик определяет доступность видов социально-средовой деятельности и возможность их оптимизации.

 

 

Выделяются три уровня, характеризующих реабилитационные воз­можности инвалида относительно определенных видов жизнедеятельно­сти:

· высокие реабилитационные возможности,

· умеренные

· низкие.

Высокие реабилитационные возможности предусматривают полное или почти полное восстановление или компенсацию конкретного вида жиз­недеятельности в процессе проведения реабилитационных мероприятий.

Умеренные реабилитационные возможности соответствуют час­тичному восстановлению или компенсации конкретного вида жизнедеятель­ности в процессе проведения реабилитационных мероприятий.

Низкие реабилитационные возможности подразумевают отсут­ствие или незначительный результат при проведении реабилитационных ме­роприятий, направленных на восстановление или компенсацию конкретного вида жизнедеятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение социальных критериев для оценки ограничения способности к трудовой деятельности, к обучению | Формирование индивидуальной программы реабилитации инвалида
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.