КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественно-историческая школа
Общественно-историческая школа представлена историками философии, и, прежде всего, Кантом, Гегелем, Гумбольтом. Но для культурологии наиболее яркими представителями являются: О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс, Н.Я. Данилевский. Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885 гг.) – отечественный мыслитель, предвосхитивший многие оригинальные идеи, возникшие впоследствии на Западе, в частности в типологии культур О. Шпенглера и А.Тойнби; автор концепции локальных «культурно-исторических типов», проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели, о чем он пишет в своем главном сочинении «Россия и Европа» (1869). Один из первых начал классифицировать культуры с позиции ее деятельностной природы, в зависимости от того какой вид деятельности доминирует. Н.Я.Данилевский выделяет четыре основополагающих вида деятельности: 1. Религиозно-мировоззренческая деятельность, лежащая в основе нравственной и другой культуры. 2. Собственно культурная деятельность, реализующаяся в теоретико-научной, эстетическо-художественной и технико-промышленной формах. 3. Политическая деятельность, включающая в себя внутреннюю и внешнюю политику. 4. Экономическая деятельность, благодаря которой создаются определенные экономические отношения и системы. Единая мировая культура Н.Я. Данилевским отрицалась, а провозглашался славянский культурно-исторический тип, который и должен объединить во главе с Россией все славянские народы. Но для культурологической мысли очень важна одна из фундаментальных характеристик культуры, положенная в основу концепции Данилевского – деятельностная природа культуры. «Общих разрядов культурной деятельности в обширном смысле этого слова…насчитывается не более не менее четырех», именно: 1. Деятельностная религиозная, объемлющая собою отношения человека к богу, – понятие человека о судьбах своих как нравственного неделимого в отношении к общим судьбам человечества и Вселенной, то есть, выражаясь более общими терминами: народное мировоззрение не как теоретическое, более или менее гадательное знание, во всяком случае, доступное только немногим, а как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека. 2. Деятельность культурная, в тесном значении этого слова, объемлющая отношения человека к внешнему миру, во-первых, теоретическое – научное, во-вторых, эстетическое – художественное (причем, конечно, к внешнему миру причисляется и сам человек как предмет исследования, мышления и художественного воспроизведения) и, в-третьих, техническое – промышленное … 3. Деятельность политическая, объемлющая собою отношения людей между собою как членов одного народного целого, и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам. Наконец – 4. Деятельность общественно-экономическая, объемлющая собою отношения людей между собою не непосредственно как нравственных и политических личностей, а посредственно – применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания и обработки их». Освальд Шпенглер (1880 – 1936 гг.) – немецкий философ, историк культуры, автор книги «Закат Европы». Как и Н.Я. Данилевский, он отрицает единую мировую культуру, но при этом на первом плане у него индивидуальная культура, исходя из доминирования в ней какой – либо деятельности. Признавая изолированность всех культур, он при этом определяет сходство лишь логикой их измерения, где каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего. Бытие природы Шпенглер характеризует в понятиях причинность, пространство, ставший мир, а бытие культуры – в понятиях судьба, жизнь, время, становящаяся душа. Жизненный цикл культур – это жизненный цикл любого живого организма. В отличии от Данилевского, у которого доминировала деятельностная природа культуры, у немецкого философа доминирует внутренний психологический строй коллективной души народа. При этом культура определяется стремлением коллективной души народа к самовыражению – «каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит. Чтобы понять культуру Индии, нужно иметь душу брамина». Утверждание немецкого философа указывает на то, что в рамках историко-культурного типа, культурный диалог невозможен. «Я различаю идею культуры, – отмечал Шпенглер – ее внутренние возможности от ее чувственного проявления в картине истории. Это равносильно отношению души к телу, как к ее проявлению в области протяженного и ставшего. История культуры есть осуществление ее возможностей. Завершение равнозначаще концу. Таково отношение аполлоновской души, чью идею некоторые из нас, пожалуй, еще раз могут почувствовать и пережить, к ее пространственному раскрытию, к научно доступной “античности”, физиогномию которой изучают археолог, филолог, эстетик и историк. Культура есть прафеномен всякой прошедшей и будущей мировой истории». По Шпенглеру существует восемь мировых культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-исламская, западноевропейская, культура майи в Центральной Америке и грядущая, в стадии становления – русско-сибирская культура. При этом, он считает основной ступенью развития культуры – ступень кризиса, «заката», что и происходило в начале XX века в Европе. Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975 гг.) – английский историк и социолог, автор 12-томного «Исследования истории». Развитие человечества он рассматривал в круговороте «цивилизаций», используя этот термин в качестве синонима «культуры». По Тойнби, движущими силами истории являются отдельные выдающиеся личности и «творческое меньшинство» (помимо божественного «провидения»). Будущее человечества он видел в духовном совершенствовании, в религии (единой общечеловеческой). Основные черты концепции Тойнби: а) исторический процесс – круговорот локальных цивилизаций; б) энергетическому импульс, дающий вызов истории, способствует зарождению цивилизации, в результате которого и происходит развитие торговли, промышленности, искусства; в) Вызов-и-Ответ – всеобщий закон существования цивилизаций; г) доминирующая роль в развитии цивилизаций принадлежит творческой личности; д) постепенно возникающие надлом и распад ведут к гибели данной цивилизации. «Число известных цивилизаций невелико – отмечает Тойнби. Нам удалось выделить только 21 цивилизацию, но можно предположить, что более детальный анализ вскроет значительно меньшее число полностью независимых цивилизаций – около десяти. Известных примитивных обществ значительно больше. <…> Однако сравнивать цивилизацию с примитивным обществом – это все равно, что сравнивать слона с кроликом. Примитивные общества обладают сравнительно короткой жизнью, они ограничены территориально и малочисленны. Жизнь цивилизаций…более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |