Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическая школа




Социологическая школа представлена учеными, для которых истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном развитии человеческого духа, а в его общественной природе и организации. Основателем этой школы считают отечественного ученого, жившего с 1923 г. в США Питирима Александровича Сорокина (1889 – 1968 гг.), для которого личность, общество и культура находятся в неразрывном единстве (отсюда термин «социокультурное»), и все аспекты деятельности человека необходимо рассматривать сквозь эту призму. Рассматривая личность, общество и культуру как неразрывную триаду, Сорокин писал:

«Структура социокультурного взаимодействия, если на нее посмотреть под несколько иным углом зрения, имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами и 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения».

Он выделил три типа культуры:

а) чувственный тип (sensate) – с преобладанием «истины чувств» и истины наслаждения;

б) идеациональный тип (ideational) – с преобладанием сверхчувственных, духовных ценностей, т.е. «истины веры» и истины самообречения;

в) идеалистический тип (idealistic) – синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой, эмпирическое восприятие – интуицией, т.е. по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума».

Одним из представителей социологической школы был Томас Стернз Элиот (1888 – 1965 гг.) – англо-американский поэт и критик модернистского направления, автор книги «Заметки к определению культуры», в которой он подчеркивал, что его понимание культуры ориентировано на антропологию, т.е. образ жизни данного народа, живущего в одном месте, и проявление этой культуры в его искусствах, его социальной системе, его привычках и обычаях, его религии. Но, согласно Элиоту, все эти вещи, вместе взятые, не составляют культуры… Эти вещи – лишь части, на которые культура может быть рассечена… культура есть большее, чем собрание искусств, обычаев и религиозных верований. Всеобщая стандартизация, утилитарный подход к жизни, в результате чего происходит нивелирование интеллектуального богатства, приводит, по мнению Элиота, к подавлению в человеке творческого начала. Поддержав культурную элиту, преодолев «массификацию, возможно сохранение созидательной энергии человечества.

В ряду представителей социологической школы и имена немецких социологов Макса Вебера (1864 – 1920 гг.) и его брата Альфреда Вебера (1868 – 1958 гг.). Направление, которое разрабатывал Макс Вебер, называется, «понимающей социологией», ее суть – в установлении культурных смыслов социальной деятельности людей. Его работа – «Протестантская этика и дух капитализма» – демонстрирует образец анализа влияния культурных ценностей и норм, сформированной в рамках определенной религиозной системы, на выбор направлений социально-экономического развития.

В работе «Принципы социологии, истории и культуры» (1951), Альфред Вебер выдвинул оригинальную теорию, в которой, история предстает в единстве трех взаимосвязанных, но все же, имеющих разные законы, процессов: социальных (формирование социальных институтов), цивилизационных (поступательное развитие науки и техники, имеющих универсальный характер) и культурных (творчество, религия, искусство, философия). Для культурологического анализа важным являются его размышления о соотношении понятий «культура» и «цивилизация», которые он представляет не как фазы и эволюции культуры (по О. Шпенглеру и Н. Бердяеву), где цивилизация – это смерть культуры, а два различных измерения человеческого бытия. Движение культуры, по Веберу, иррационально, а его творцом является духовно-интеллектуальная элита.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.