КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конструкция баков
Топливные баки состоят из обечаек и днищ. Обечайки топливных баков выполняются в виде тонкостенных гладких или подкрепленных оболочек. Типы обечаек, применяемых в топливных баках современных ракет, показаны на рис. 3.2.
а)
б)
в) Рис. 3.2. Виды обечаек цилиндрических топливных баков: а) подкрепленная легким формообразующими шпангоутами; б) панельная обечайка; в) вафельная обечайка
Каждый бак может иметь собственные верхнее и нижнее днища (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Схема топливного отсека, состоящего из баков 1 – бак окислителя; 2 – днище бака окислителя; 3 – межбаковый отсек;
Часто днища двух соседних баков выполняются общими или совмещенными (рис. 3.4). Такая конструкция днищ дает определенный выигрыш в массе и длине топливного отсека, однако, требует значительно более тщательного изготовления, т.к. возникает опасность соединения КРТ, находящихся в баках, при проникновении их через микродефекты в сварных швах. Это особенно опасно при размещении в баках пар самовоспламеняющихся компонентов.
Рис. 3.4. Схема топливного отсека с совмещенными днищами: 1 – бак окислителя; 2 – силовое совмещенное днище; 3 – герметизирующее совмещенное днище; 4 – бак горючего
3.3.3.1. Гладкие баки
При некотором значении избыточного давления необходимость в продольном и поперечном наборе для подкрепления обечайки отпадает. Такие баки могут выполняться в виде тонкостенной цилиндрической оболочки. Конструкция гладкого бака показана на рис. 3.5.
Рис. 3.5. Конструкция бака без подкрепляющих элементов: 1 – верхнее днище; 2 – опорный шпангоут; 3 – обшивка; 4 –распорный шпангоут; 5 – обечайка
Если размеры и нагрузки, действующие на бак, не позволяют выполнить бак гладкой конструкции, используют баки каркасного типа.
3.3.3.2. Бак с продольным набором Как правило, баки основных КРТ ракет-носителей являются несущими, т.е. передающими нагрузки от двигателя к вышележащим частям РН. Поэтому такие баки могут подвергаться действию интенсивных сжимающих нагрузок, вследствие чего может произойти потеря устойчивости оболочек баков. Для предупреждения потери устойчивости баки подкрепляются. Подкрепление оболочек может осуществляться с помощью продольных тонкостенных элементов (стрингеров), поперечных кольцевых элементов (шпангоутов), соединяемых с обечайками сваркой, либо оболочки баков могут иметь вафельную конструкцию. На рис. 3.6 показана конструкция бака с продольным набором, на рис. 3.7 показан бак со шпангоутами, на рис. 3.8 – бак каркасного типа, на рис. 3.9–3.12 бак и различные виды подкреплений вафельного типа.
Рис. 3.6. Бак с продольным набором: 1 – верхнее днище; 2 – опорный шпангоут; 3 – панель обечайки; 4 – нижнее днище; 5 – тоннельная труба
Рис. 3.7. Бак со шпангоутами: 1 – опорный шпангоут; 2 – обшивка; 3 – верхнее днище; 4 – распорный шпангоут; 5 – обечайка; 6 – шпангоут; 7 – промежуточный шпангоут; 8 – перегородка бака; 9 – шпангоут; 10 – нижнее днище; 11 – фланец Рис. 3.8. Бак каркасного типа: 1 – верхнее днище; 2 – обечайка; 3 – шпангоут; 4 – стрингер; 5 – нижнее днище; 6 – ребро панели; 7 – уголок (вариант а – шпангоут крепится к обечайке, а стрингеры крепятся только к шпангоуту; вариант б – шпангоут крепится угольниками к продольному ребру)
Рис. 3.9. Бак вафельного типа: 1 – опорный шпангоут, 2 – обшивка; 3 – верхнее днище; 4 – обечайка вафельного типа; 5 – нижнее днище; 6 – тоннельная труба
а) 6) в) Рис. 3.10. Типы вафельных цилиндрических оболочек: а) квадратная прямая; б) квадратная наклонная под 45°; в) треугольная
Рис. 3.11. Вафельное подкрепление конических оболочек:
Рис. 3.12. Схемы вафельных сферических оболочек: а) с радиально-концентрическими вафлями; б) с квадратными вафлями; в) с радиальными ребрами
3.3.3.3. Шпангоуты бака
Места стыка днища и обечайки характеризуются изменением кривизны обечаек и возникновением распорных усилий. Чем плавнее переход от днища к обечайке, тем меньше величина распорного усилия (предельный случай у днища полусферической формы). Для восприятия распорных усилий применяются распорно-стыковочные шпангоуты, конструкция которых определяется размерами бака и величиной действующих напряжений (рис. 3.13, 3.14).
Рис. 3.14. Характерные сечения распорно-стыковочных шпангоутов В местах концентрации напряжений (резком изменении кривизны обечайки или жесткости элементов конструкции) нежелательно использовать сварные соединения. Поэтому, если шпангоуты не предусмотрены, днища желательно изготавливать вместе с цилиндрической частью высотой более 30 мм. Аналогичные требования предъявляются к элементам шпангоутов, стыкуемым с обечайкой и днищами. Части шпангоута и обечайки, примыкающие друг к другу, под сварку должны иметь участки одинаковой толщины протяженностью 20...25 мм с обеих сторон сварочного шва. При соединении днища и обечайки или этих элементов со шпангоутами желательно, чтобы их срединные поверхности являлись одна продолжением другой (см. рис. 3.15).
Конструктивное оформление типового соединения распорного шпангоута с обечайками представлено на рис. 3.16.
В некоторых случаях для сохранения формы обечаек при изгибе внутри баков могут устанавливаться легкие формообразующие шпангоуты. Иногда эти шпангоуты могут использоваться как элементы гашения колебаний жидкости. Днища соединяются с обечайками мощными кольцевыми распорными элементами (шпангоутами), на которых крепятся другие отсеки и двигатели. Схемы таких соединительных элементов показаны на рис. 3.17.
Рис. 3.17. Схемы соединения топливных и сухих отсеков: а) Внутреннее соединение с помощью шпилек: 1 – обечайка бака; 2 – днище бака; 3 – силовой стыковочный шпангоут бака; 4 – стыковочный шпангоут сухого отсека; 5 – обечайка сухого отсека; 6 – соединительная шпилька с гайкой; б) Внутреннее соединение с помощью болтов: 1 – обечайка бака; 2 – днище бака; 3 – силовой шпангоут бака; 4 – стыковочный шпангоут бака; 5 – стыковочный шпангоут сухого отсека; 6 – обечайка сухого отсека; 7 – стыковочные болты с гайками; в) Внешнее соединение с помощью утопленных шпилек: 1 – обечайка бака; 2 – днище бака; 3 – силовой стыковочный шпангоут; 4 – стыковочный шпангоут сухого отсека; 5 – обечайка сухого отсека; 6 – стрингер сухого отсека; 7 – заклепочное соединение стрингера и обечайки сухого отсека; 8 – "карман" для установки стыковочных шпилек; 9 – соединительные шпильки с гайками; г) Внешнее соединение с помощью болтов: 1 – обечайка бака; 2 – днище бака; 3 – стыковочный силовой шпангоут бака; 4 – стыковочный шпангоут сухого отсека; 5 – обечайка сухого отсека; д) Сварное соединение бака с сухим отсеком: 1 – обечайка бака; 2 – днище бака; 3 – силовой стыковочный шпангоут бака; 4 – стыковочный шпангоут сухого отсека; 5 – обечайка сухого отсека; 6 – соединительный шпангоут сухого отсека
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |