КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системы наддува топливных баков
Для обеспечения работы центробежных насосов ЖРД особенно при высоких давлениях в камере двигателя (свыше 100–200 и более кг/см2) необходимо на входе в насос иметь достаточное высокое давление в расходуемом компоненте (несколько атмосфер). Для этого баки должны наддуваться газом. Давление наддува обеспечивает создание в баках растягивающей силы, способствующей снижению сжимающих нагрузок. Системы наддува топливных баков – составные части ПГС ракет с ЖРД. К этим системам предъявляются следующие основные требования: – безотказность действия и обеспечение заданного режима наддува с определенной точностью; – малая масса и небольшие габариты элементов системы; – удобство и безопасность эксплуатации. Наддув топливных баков с насосной системой подачи необходим: – для обеспечения бескавитационной работы насосов на всех режимах работы двигателя; – для устранения провала давления в баках в момент запуска двигателя; – для ускорения выхода двигателя на режим (уменьшение предстартовых расходов топлива); – для повышения прочности баков при воздействии на них осевых сжимающих нагрузок.
В ракетах с насосной подачей топлива применяются в основном центробежные лопастные насосы, поэтому для обеспечения их бескавитационной работы необходимо, чтобы давление жидкости при входе в насос было всегда выше давления упругости паров этой жидкости. Это превышение должно быть тем больше, чем больше расход компoнeнта топлива и число оборотов насоса. Давление жидкости на входе в насос Рвх, складывается из давления столба жидкости Рст и давления газа наддува над свободной поверхностью жидкости Рб. Учитывая потери в топливной системе DРS, давление на входе в насос будет Рвх = Рст + Рб + DРS. До пуска ракеты Рст = h 0 r, где h 0 – начальная высота столба жидкости. На активном участке траектории давление столба жидкости перед насосом будет переменным. За счет выработки компонента высота столба h жидкости уменьшается, ракета движется с ускорением и на столб жидкости будет действовать осевая перегрузка nx. Статическое давление на входе в насос в каждый момент времени будет Рст = hr nx. Если при расчете насоса на кавитации определена величина минимально допустимого давления на входе Pвх min, то потребное давление в баке должно быть таким, чтобы при минимальном давлении столба жидкости обеспечивалось необходимое давление на входе в насос, т.е. Рб min = Pвх min – Рст min + DРS. Для обеспечения нормальной работы двигателя, применяются следующие виды наддува баков: – предстартовый наддув баков первой ступени, обеспечивающий запуск двигателей этой ступени; – бортовой наддув, обеспечивающий работу двигателей на номинальном режиме; – гарантийный наддув или поднаддув баков второй и последующих ступеней, обеспечивающих запуск их двигателей.
В современных ракетах используются следующие системы бортового наддува топливных баков: – системы наддува, использующие продукты сгорания основных компонентов топлива; – газобаллонные системы наддува (воздухом, азотом или гелием); – испарительные системы наддува.
Выбор системы наддува определяется: – конструктивной схемой ракеты; – физико-химическими свойствами компонентов топлива; – требованием обеспечения минимальной массы конструкции.
Созданию большого давления в баках препятствует возникновение существенных кольцевых напряжений, могущих привести к разрыву оболочки. Наддув баков может осуществляться газом, запасенным на борту ракеты, в соответствующих емкостях, либо образуется в результате испарения компонентов РТ в специальных теплообменниках, либо вырабатываться на борту в специальных генераторах с использованием основных или вспомогательных КРТ. В последнем случае в баки подается газ с достаточно высокой температурой; поэтому недопустимо, чтобы газ наддува попадал на стенки бака во избежание нагрева стенок и снижения прочностных свойств материала бака. Также нежелательно попадание горячего газа на поверхность жидкого компонента, особенно горючего, в результате чего может произойти образование твердых частиц (смол) в компоненте, ухудшающих работу форсунок двигателя. Конструкция распылителей газа наддува показана на рис. 4.1. Рис. 4.1. Типовые конструкции распылителей газонаддува: а) При наддуве горячим газом с защитой от действия газа как стенки бака, так и поверхности жидкости: 1 – коллектор; 2 – полукольцевой экран защиты стенки бака; 3 – стенка бака; 4 – форсуночные отверстия; 5 – элемент крепления экрана на стенке бака; 6 – основание крепления коллектора; 7 – трубопровод подачи газа; б) При наддуве горячим газом с направляющими экранами: 1 – форсунка; 2 – направляющий экран; в) при наддуве холодным газом: 1 – форсунки; 2 – коллектор наддува
В настоящее время решена задача организации наддува баков путем впрыска непосредственно в бак окислителя некоторого количества горючего, а в бак горючего – окислителя. Происходящая реакция в баках обеспечивает выработку газа наддува прямо в баке. Такая схема значительно упрощает систему наддува, хотя может применяться при использовании самовоспламеняющихся КРТ. Возможна схема получения газа наддува путем сжигания основных компонентов топлива в специальных генераторах наддува при соотношениях компонентов, очень далеких от стехиометрических. При этом может быть получен газ с низкой температурой (200–250 °С), который направляется в наддуваемый бак. Возможна также схема отбора газа для наддува из ГГ и даже из камеры двигателя с последующим смешением очень горячего газа (температура 800–2000°) с холодным компонентом, что также приводит к охлаждению газа до приемлемых для наддува температур.
4.1. Предохранительные устройства для сброса избыточного давления
При наддуве баков давление в баке может превысить допустимое. Во избежание разрушения оболочки бака имеется предохранительный клапан. Обычно клапан устанавливается в верхней части бака, так, чтобы при заправленном баке дренаж происходил из газовой подушки, всегда имеющейся над зеркалом жидкости. В некоторых случаях при совмещенном днище в нижнем баке невозможно установить дренажный клапан в верхней части бака. Тогда сброс давления происходит через трубу, соединяющую газовую подушку с дренажным клапаном, установленным в любой точке оболочки. Следует учесть, что ДПК расположенных компонентов, как правило, размещаются в диаметрально противоположных зонах баков (особенно в баках для самовоспламеняющихся компонентов), что следует учесть при размещении площадок обслуживания. Предохранительный клапан открывается и закрывается автоматически, при достижении давления в баке, равным давлению настройки. При снижении давления после выхода части газов из бака клапан закрывается. В процессе наземной эксплуатации возникает необходимость соединения полости бака с атмосферой или другой внешней емкостью при выполнении некоторых технологических операций. Например, при заправке, захолаживании или вентиляции бака необходимо сбрасывать газ, заполняющий бак, по мере наполнения бака захолаживающим или вентилирующим газом или компонентом топлива. Аналогично, при сливе компонента в случае несостоявшегося старта необходимо обеспечить заполнение освобождающегося от компонента объема бака газом (воздухом или другим специальным газом) во избежание образования в баке пониженного по сравнению с атмосферным давления и потери устойчивости оболочки бака. Для исключения необходимости установки специального, управляемого по командам от технологической системы управления клапана, эту функцию передают предохранительному клапану. Для этого в последнем устанавливают специальное устройство, открывающее и закрывающее клапан по командам технологической системы управления. Такой клапан называется дренажно-предохранительным (ДПК). Схема ДПК показана на рис 4.2. Схема установки ДПК на корпусе топливного бака показана на рис. 4.3.
Рис. 4.3. Схемы установки ДПК: а) На верхнем днище бака: 1 – ДПК; 2 – стенка верхнего днища; 3 – горловина трубопровода ДПК; 4 – трубопровод ДПК; 5 – фланец крепления ДПК; 6 – трубопровод управляющего газа; б) На обечайке бака с помощью разъемного соединения: 1 – ДПК; 2 – обечайка бака; 3 – вваренное основание ДПК; 4 – фланец ДПК; 5 – трубопровод управляющего газа; в) На обечайке бака с помощью сварки: 1 – ДПК; 2 – обечайка бака; 3 – трубопровод управляющего газа; г) На нижнем днище заднего бака топливного отсека с совмещенным днищем: 1 – ДПК; 2 – трубопровод сброса газа наддува из верхней полости бака; 3 – нижнее днище топливного отсека; 4 – обечайка заднего бака топливного отсека; 5 – совмещенное днище; 6 – горловина трубопровода ДПК; 7 – трубопровод управляющего газа
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 9694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |