Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Фотокомпозиция

 

Композиция – построение, группировка и последовательность изобразительных приёмов, организующих идейно-художественное целое; соотношение и взаимное расположение частей.

Точка съёмки -это положение фотоаппарата по отношению к снимаемому объекту. Классификация точек съемки.

1. По высоте:

- нормальная точка съёмки – оптическая ось объектива примерно параллельна плоскости земли, линия горизонта располагается в средней части кадра. Это наиболее применяемая точка съёмки, т. к. даёт наиболее привычное изображение окружающего пространства;

- верхняя точка съёмки – оптическая ось объектива направлена сверху вниз, линия горизонта находится в верхней части кадра или за пределами верхней границы кадра. Применяется в основном для показа больших пространств и показа объектов, находящихся ниже уровня головы человека;

- нижняя тоска съёмки - оптическая ось объектива направлена снизу вверх, линия горизонта располагается в нижней части кадра или за пределами нижней границы кадра. Применяется чаще всего для показа объектов, имеющих большие размеры по высоте и объектов, находящихся выше уровня головы человека.

2. По направлению съёмки:

- фронтальная точка съёмки – это точка съемки, при которой оптическая ось объектива примерно перпендикулярна воображаемой плоскости сюжета или существует композиция с так называемой центральной точкой схода. Такая точка съёмки плохо передаёт пространство и объём и может применяться с целью правильной передачи пропорций и очертаний предметов, т. е. при документальной съёмке;

- боковая точка съёмки - это точка съемки, при которой оптическая ось объектива находится под некоторым углом к воображаемой плоскости сюжета или существуют боковые точки схода. Данная точка съёмки хорошо передаёт пространство и объём. Разновидностью боковой точки съёмки является диагональная точка съемки, при которой линии, уходящие вглубь кадра при фронтальной точке примерно параллельны диагонали кадра. Такая точка съёмки чаще всего применяется при съёмке движущихся объектов. В этом случае объект должен находиться на диагонали кадра, а направления его движения должно быть параллельно диагонали кадра.

3. По удалению от объекта съёмки (по крупности плана):

- общий план – когда показывается ряд объектов без выделения каких-либо;

- средний план – показывается объект или несколько объектов с окружающей их обстановкой;

- крупный план – показывается один объект. В этом случае изображение объекта занимает весь кадр или подавляющую его часть;

- сверхкрупный план – когда показывается часть объекта.

Изменять крупность плана можно удалением от объекта или приближением к нему, а также применив объективы с различными фокусными расстояниями: для получения более крупного плана необходим длиннофокусный объектив, для получения среднего и общего плана – широкоугольный объектив.

При верхней и нижней точках съёмки и одновременном приближении к объекту съёмки возникает так называемый ракурс – перспективное сокращение размеров объекта, приводящее к изменению их привычных очертаний. Ракурс бывает нижний и верхний. Перспективное сокращение размеров предметов наблюдается потому, что отдельные части объекта фотографируются с более близкого расстояния, чес другие.

Нижний ракурс применяется с целью показа грандиозности объекта, подчёркивания его больших размеров, с целью возвышения объекта.

Верхний ракурс применяется с целью принижения объекта, подчёркивания его небольших размеров.

Ракурсные сокращения будут тем больше, чем ближе находится точка съёмки к объекту и чем выше направлена оптическая ось объектива при нижнем ракурсе, и чем ниже направлена при верхнем ракурсе.

Ракурс бывает также явным и лёгким. При явном ракурсе сокращение формы предметов проявляются в достаточно большой степени. При лёгком ракурсе эти сокращения незначительны. Лёгкий ракурс можно применять при фотосъёмке людей с целью сокрытия дефектов лица.

Фотоотпечатки представляют собой картинную плоскость. На ней фотограф должен правильно разместить изображения объектов съёмки. Распределение элементов композиции на картинной плоскости зависит от вида картинной плоскости, т. е. от формата снимка.

Формат снимка – это форма, размеры и соотношения сторон картинной плоскости. Форматы бывают прямолинейные (прямоугольник, квадрат) и криволинейные (круг, овал, изображения произвольных очертаний). Криволинейные чаще всего применяются при портретной съёмке. Наиболее применяемыми являются прямоугольные форматы. Они бывают вертикальные и горизонтальные.

Вертикальный формат – это формат, у которого большая сторона располагается вертикально. Горизонтальный формат – это формат, у которого большая сторона располагается горизонтально.

Вертикальный формат чаще всего применяется при фотосъёмке объектов, имеющих большие размеры по высоте. Горизонтальный формат – при съёмке объектов, имеющих большие размеры по ширине.

Перед фотографом стоит задача правильно разместить изображения объектов на картинной плоскости, то есть создать уравновешенную композицию (уравновесить снимок). Под уравновешиванием снимка понимается такое распределение элементов композиции на картинной плоскости, при котором ни правая, ни левая, ни нижняя, ни верхняя части кадра не будут перегружены изображением объектов (равномерное распределение изображений объектов на плоскости кадра).

Способы создания уравновешенных композиций:

1. расположение объекта съёмки в центре кадра;

2. расположение в свободной части кадра изображения предметов или объектов, подходящих по смыслу к снимаемому сюжету;

3. смысловое уравновешивание, которое заключается в расположении в разных частях кадра (левый и правый, нижний и верхний) изображения объектов, имеющих внутреннюю смысловую связь между собой. При этом весь снимок не должен развалиться на отдельные самостоятельные части. Так при фотографировании рабочего на фоне экскаватора изображение человека можно разместить в левой части кадра, а изображение экскаватора – в правой, при этом взгляд человека должен быть направлен слева направо;

4. уравновешивание путём выбора определённой точки съёмки. Чаще всего по направлению. В этом случае изображение объектов как бы «растягивается» на большую часть кадра;

5. размещение в свободной части кадра изображения каких-либо объектов не обязательно подходящих по смыслу к снимаемому сюжету. Как правило, это объекты переднего плана. Их изображение чаще всего располагается в верхней части кадра на фоне неба и может быть не совсем резким. Эти объекты могут изображаться полностью или частично. Например, расположение в верхней части кадра арки оконного проёма, ветвей дерева;

6. создание уравновешенной композиции за счёт отражения от каких-либо поверхностей (вода, металл, стекло и т. д.);

7. уравновешивание с помощью различных тональных пятен. Это могут быть противоположные по яркости пятна (лучи солнца, полученные с помощью звёздного светофильтра) и одинаковые тональные пятка (уравновешивание изображением теней каких-либо объектов).

Неуравновешенная композиция чаще всего применяется при съёмке динамичных сюжетов. Она применяется с целью показа напряжённости момента, передачи внутреннего движения, для показа драматизма, трудности движения. Например, если изображение объекта разместить около границы кадра и направление движения будет в сторону этой границы, то возникает ощущение трудности движения, граница кадра будет являться как бы препятствием для дальнейшего движения.

С точки зрения фотографа объёкты, окружающие нас, можно разделить на следующие виды:

1. главные объекты, то есть объекты, ради которых производится фотосъёмка;

2. вспомогательные или дополнительные объекты предназначены для более полного и точного раскрытия замысла автора, для решения каких-либо задач (уравновешивание, создание многоплановой композиции и т. д.);

3. объекты, не имеющие определённого назначения, но входящие в кадр, их нельзя удалить из кадра;

4. не нужные, лишние объекты, которые в кадр вводить нельзя. Если при рассматривании фотографии закрыть изображение одного объекта, снимок будет не хуже, а может даже и лучше.

Главный объект является смысловым (сюжетным) центром кадра. Смысловой центр должен быть только один. Изобразительный центр – это точка пересечения диагоналей кадра. Человек обладает зрением, при котором осмотр кадра начинается с изобразительного центра. Поэтому для выделения главного объекта рекомендуется располагать его изображение в центре кадра. Другие способы выделения главного объекта:

1. правило одной трети: главные объекты следует располагать в точках пересечения линий, делящих кадр по высоте и ширине на три одинаковые части. При этом нижние точки используются, если главные объекты находятся на переднем плане, верхние – на дальнем;

2. световой акцент – когда на главный объект направляется световой поток от дополнительного источника света или главный объект расположен на свету, а остальные в тени;

3. правильный выбор крупности плана, когда главный объект изображается в более крупном масштабе, осуществляется приближением к объекту или использованием длиннофокусной оптики;

4. оптический акцент состоит в правильном применении глубины резкости, когда диафрагма открывается, а наводка на резкость осуществляется по главному объекту;

5. выделение главного объекта за счёт различий в яркости объекта и фона: объект тёмный, фон светлый и наоборот;

6. с помощью линий, идущих к главному объекту. Эти линии могут быть образованы любыми предметами; рельсами, проезжей частью, забором, деревьями и т. д.

Перед фотографом стоит задача передачи трехмерного пространства на двумерной плоскости снимка. Восприятие человеком пространства связано с перспективой. Перспектива бывает линейной и тональной.

З акономерности линейной перспективы:

1. объекты кажутся уменьшающимися по мере их удаления от глаз наблюдателя;

2. параллельные линии, уходящие вдаль, стремятся сойтись в одной точке;

3. линии, грани предметов, уходящие вдаль, кажутся меньшими, чем в действительности.

Исходя из закономерностей линейной перспективы, оценить передачу пространства можно по масштабам изображения предметов переднего, среднего и дальнего планов: чем больше отношение этих масштабов, тем больше расстояние между предметами переднего и дальнего планов и тем лучше ощущается пространство.

Для лучшей передачи пространства применяют верхнюю и/или боковую точки съёмки, а также создают многоплановую композицию.

На передачу пространства влияет фокусное расстояние объектива. Объективы с малым фокусным расстоянием лучше «выявляют» перспективу. Объективы с большим фокусным расстояние «уплощают» перспективу, «сжимают пространство», предметы, находящиеся на разном расстоянии, кажутся «громоздящимися» друг на друга.

Тональная перспектива имеет следующие закономерности:

1. чёткость и ясность предметов теряются по мере их удаления от наблюдателя;

2. одновременно уменьшается насыщенность цветов, которые по мере удаления как бы разбеливаются;

3. контрасты светотени в глубине смягчаются;

4. предметы дальних планов кажутся более светлыми, чем предметы переднего плана.

Иногда тональную перспективу называют воздушной, т. к. проявление её закономерностей напрямую связано с воздухом: свет, идущий от облаков, частично рассеивается воздухом, чем больше толщина воздуха между объектом и наблюдателем, тем больше свет рассеивается и больше проявляются закономерности тональной перспективы.

Тон и колорит фотографического снимка. Чёрно-белый фотоснимок состоит из различных по форме, размерам и яркости участков, то есть из различных тональных пятен. Здесь возникает понятие тон или тональность фотоснимка. Любой снимок должен быть выполнен с преобладанием какого-либо тона (светлый, серый, тёмный). Тон имеет психологическое значение. Светлые тона ассоциируются с весельем, добром. Тёмные соответствуют более мрачному настроению.

В цветной фотографии понятие тон заменяется понятием колорит, под которым понимается многообразие различных по форме, размеру, цвету и оттенкам участков. Рекомендуется, чтобы основные преобладающие цвета снимка были взаимодополнительными друг другу.

Иногда объекты съёмки равномерно распределены по плоскости кадра, но получается таким образом, что вся картинная плоскость перегружена деталями, композиция становится запутанной, в ней присутствует множество ненужных подробностей. В этом случае взгляд хаотично перемещается по всей плоскости кадра. Здесь возникает понятие ритмического рисунка изображения или ритм.

Ритм – это равномерное повторение, чередование одинаковых линий, тонов, пятен на снимке. Ритм бывает простой и сложный, линейный и тональный.

Линейный ритм связан с повтором или чередованием одинаковых линий, одинаковых предметов, образованных линиями.

Тональный ритм связан с чередованием тёмных и светлых тонов, с плавными переходами от тёмного к светлому и наоборот.

В простом ритме это повторение и чередование элементов осуществляется в плоскости, параллельной плоскости фотоплёнки.

В сложном ритме ритмическое распределение элементов композиции осуществляется от переднего плана в глубину кадра. В этом случае ритмический рисунок усложняется.

Ритм чаще всего проявляется в снимках, где хорошо перелаётся пространство. В этом случае ритм как бы позволяет больше прочувствовать пространство. Это основано на свойстве ритма заставлять человека переводить взгляд по плоскости снимка в направлении ритма. Ритм совпадает с направлением пространства и взгляд человека как бы перемещается от переднего плана к дальнему. Этим достигается более полная передача пространства.

Динамичная и статичная композиции. Под динамичной композицией следует понимать такое изображение окружающего пространства и объектов, при котором это пространство и объекты показываются естественными, такими, как они есть в жизни. Динамика – это движение, движение – это жизнь. Поэтому естественный жизненный снимок будет являться динамичным.

В более узком понятии динамичные композиции связаны с изображением движущихся предметов и объектов. Поэтому перед фотографом стоит цель в передаче движения в кадре, в усилении эффекта движения. Для этого при фотосъёмке можно применять следующие способы:

1. кадрирование, при котором по направлению движения объекта остается больше свободного места, чем позади него;

2. применение диагональной точки съёмки, при которой направление движения объекта совпадает с одной из диагоналей;

3. объект резкий, фон – со смазом. Способ «проводки»;

4. фон резкий, объект со смазом;

5. фотосъёмка в определённый наиболее характерный кульминационный момент движения;

6. использование ритма;

7. использование фотовспышек с синхронизацией по второй шторке;

8. мультиэкспозиция одного кадра;

9. применение объективов с переменным фокусным расстоянием (изменение фокусного расстояния в момент съёмки);

10. применение неуравновешенной композиции с целью показа трудности движения, напряженности момента.

Назначение освещения при съёмке – создавать на поверхности снимаемых объектов соответствующую освещённость. Правильно созданные освещённости позволяют получить необходимое представление о фотографируемом объекте. Выбранное освещение должно чётко давать представление о форме предмета. С помощью освещения должно даваться чёткое представление об объёме (форме), пространстве (перспективе), тональности и фактуре. Это достигается тем, что на различных участках поверхности создаётся различная освещённость. Рассеянное, равномерное освещение не способно точно передать объёмы и пространство. При направлении на объект съёмки светового потока различают:

1. света – части предмета, обращённые к источнику света и им освещаемые;

2. тени –поверхности предмета, куда не попадает световой поток. Различают тени собственные и тени падающие;

3. во время съёмки ряд поверхностей образует плавный переход от светов к теням – полутени;

4. блики образуются на выпуклых поверхностях предметов отражающих лучи света от источника в объектив;

5. рефлексы – подсветка теней светом, отражённым от других поверхностей;

Плавный ничем не нарушаемый переход от света к тени носит название пластичности освещения.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Режимы творческой зоны | Тема 13. Съёмка натюрморта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.