Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Съёмка натюрморта

 

Натюрморт (фр. nature morte — букв. мертвая природа) — в изобразительном искусстве — изображение неодушевлённых предметов.

Удобство съёмки натюрморта заключается в неподвижности объектов, возможности спокойной отработки композиции и анализа результатов.

При создании композиции рекомендуется:

1. использовать предметы одного или сходного назначения;

2. наиболее важный предмет композиции должен располагаться ближе к её смысловому и/или изобразительному центру. Предметы должны друг друга перекрывать, но не загораживать;

3. световые потоки применяются те же, что и при съёмке одиночного портрета (см. тему 14), но не должны создавать глубоких падающих теней;

4. элементы композиции должны быть узнаваемыми;

5. диафрагмирование должно обеспечить максимальную резкость между передней и задней границами натюрморта.

Некоторые советы по съёмке натюрмортов.

При фотосъемке натюрмортов освещение играет очень важную роль. Если поверхность объекта съемки имеет выраженную или неоднородную текстуру, наилучшим образом ее можно показать с помощью бокового света. Если свет идет сбоку, окутывая всю поверхность объекта, он хорошо прорисовывает детали поверхности. Текстурное освещение может быть самым разным. Это могут быть солнечные лучи, идущие поперек фасада кирпичного здания или свет из низкого окна, разливающийся по поверхности деревянного стола. Можно использовать рассеянный или направленный свет.

Если объект съемки имеет отражающую поверхность, лучше всего воспользоваться большим источником рассеянного света, например софтбоксом. Маленький источник направленного света будет отражаться на объекте съемки белой световой точкой. Подобные объекты действуют как зеркала, отражая всё вокруг. Вероятно увидеть на таком объекте множество нежелательных отражений, включая и самого фотографа.

Если съёмка ведётся в студии, можно поднести источник света так близко к фотографируемому объекту, насколько это возможно, чтобы отгородить остальную часть студии. Также в этом случае можно использовать так называемую световую палатку. Это конус из светорассеивающего материала с открытым основанием и небольшим отверстием сбоку, в которое вставляется фотокамера. Можно размешать источники света снаружи палатки. Рассеивающий материал пропускает свет, в результате чего в палатке образуется мягкое бестеневое освещение.

Не всегда, имея дело с отражающими поверхностями, необходимо создавать мягкое освещение. Чтобы лучше показать форму объекта, иногда бывает предпочтительнее чередовать области с белыми отражениями и области с черными или серыми отражениями. Располагая источник света под различными углами, можно создать различные формы отражений, или размещая вокруг объекта съемки белые или серебристые пластины (отражатели), можно уменьшить размеры и количество темных отражений.

Можно создавать переходящие тона, направляя источник света так, чтобы свет отражался от большого белого щита. По мере удаления от того места, куда попадает основной поток света, освещенность будет падать. Развернув щит так, чтобы отраженный от него свет попадал на объект съемки, можно получить серию тонких переходов тонов — от белого к серому.

Фотографируя объекты с отражающими поверхностями, фотографируют скорее отражения в объекте, чем непосредственно сам объект.

Стекло требует особого внимания, из-за способности отражать свет и его прозрачности. Обычно оно смотрится лучше, будучи освещенным сзади рассеянным светом. Светом, идущим сзади, также хорошо подсветить жидкость, налитую в стакан или бокал. Другой свет, идущий сбоку (как правило, в таких случаях используется софтбокс или рассеянный свет от окна), эффектно подчеркнет форму сосуда (например, бокала).

Располагая в разных местах вокруг фотографируемого стеклянного изделия белые или черные карточки, можно получать отражения различной формы. Кроме того, таким образом можно создать контраст между объектом съемки и задним планом. Если поместить стеклянный объект на светлом фоне, а с обеих сторон от него тёмные карточки, то можно получить тёмные грани на светлом фоне, и наоборот.

При фотосъемке пищевых продуктов очень важно художественное оформление. Пирожок, сфотографированный рядом с ножом, маслом и чашкой дымящегося кофе, смотрится очень аппетитно. С другой стороны, сфотографировав пирожок отдельно на сером фоне, можно гораздо лучше показать его форму.

Продукты питания лучше смотрятся, когда все фотоизображение в целом выполнено в теплых тонах, поэтому при съемке рекомендуется пользоваться светофильтрами теплых тонов, устанавливаемыми перед источниками света или надеваемыми на объектив фотокамеры. Наиболее удачное расположение источника света в данном случае — над объектом съемки немного позади него. При таком освещении тени будут падать вперед, подчеркивая форму и объемность объекта съемки.

Освещение также может помочь создать общее настроение фотографируемой сцены. Использование трафаретов (резных затеняющих экранов) наряду с применением светофильтров поможет получить пестрый световой рисунок. Все вместе это создаст иллюзию утреннего света, проникающего через окно.

Универсальный фон для натюрмортов - это плексиглас, прозрачный твердый материал на основе органических полимеров (оргстекло). Он бывает самых различных цветов. Для съёмки натюрмортов больше всего подойдет белый, матовый и черный.

Если белый плексиглас осветить сзади или снизу и к тому же переэкспонировать, можно создать иллюзию того, что объект съемки плавает. Например, положить лист белого матового плексигласа на перекрещенные деревянные опоры. Под листом около пола поместить источник света. Его можно направить вверх, чтобы свет попадал на оргстекло. Вокруг деревянных опор поставить несколько белых щитов, которые также будут отражать свет вверх. С другой стороны источник света можно направить вниз, положив на пол большой белый щит.

Сверху на лист оргстекла кладут объект съемки. Замеры экспонометром проводят у верхней стороны плексигласа, повернув экспонометр матовым колпачком вниз. Если экспонометр показывает, к примеру, диафрагменное число 22, на диафрагменном кольце объектива устанавливают диафрагменное число 16. Будучи переэкспонированным плексиглас станет абсолютно белым, а объект съемки будет хорошо освещен снизу. Если необходимо, можно использовать второй источник света, который размещают сверху и который освещает только объект съемки.

Черный плексиглас не освещают снизу, как белый. Он дает возможность создать отражения. Положив объект съемки на черный плексиглас и осветив его, можно увидеть темное, но очень отчетливое отражение объекта съемки, которое будет подчеркивать его форму. На таком фоне лучше всего фотографировать объекты простых, четких форм. Если на объекте съемки будет слишком много деталей, это только запутает зрителя, потому что его взгляд будет постоянно переходить вверх и вниз, от объекта к его отражению и наоборот.

Также можно использовать какие-либо необычные фоны.

Еще один прием, который используется при фотосъемке натюрмортов - создание цветных теней. Чтобы добиться такого эффекта, источник направленного света располагают над объектом съемки немного позади него. Благодаря этому перед объектом образуются четкие тени. Укрепите перед этим источником света светофильтр теплых тонов (желтый, оранжевый или красный). Затем установите еще один источник света, направив его на тень, созданную первым источником. Постарайтесь сфокусировать свет второго источника именно на тени, обернув лампу специальным черным материалом. Установите перед вторым источником холодный светофильтр (синий, зеленый или фиолетовый). Добейтесь того, чтобы освещенность от него была на две ступени диафрагмы меньше, чем освещенность от заднего источника света. В этом случае второй источник послужит источником заполняющего света, придавая цвет тени, но не меняя цвета объекта съемки.

Вышеперечисленные советы являются лишь малой частью возможностей освещения, которые используются при съёмке натюрмортов.

 

Световой кистью называется инструмент и техника фотографии, в которой этот инструмент используется. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч. Техника съемки состоит в том, что каждый объект освещается отдельно, «прорисовываясь» на фотографии движущейся световой кистью. В результате получается уникальный световой рисунок, который невозможно воспроизвести другими способами.

Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 °К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. Свет строго заданной цветовой температуры, соответствующий дневному свету или свету вспышки, позволяет снимать с такой световой кистью на пленку без цветокорректирующих фильтров. Насадки расширяют возможности инструмента, давая фотографу дополнительные изобразительные возможности.

Но профессиональная световая кисть — дорогой прибор. При съемке на цифровую камеру цветовая температура не имеет принципиального значения, да и насадки не всегда бывают полезны. Поэтому в качестве световой кисти для ознакомительных и учебных целей вполне можно использовать простой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, и вы сможете точно высвечивать мелкие объекты. Лучше всего использовать фонарик с белым светодиодом в качестве источника света. Его свет практически точно соответствует дневному по цветовой температуре, и он очень экономно расходует энергию батареек. Расчет экспозиции проводится экспериментально.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 12. Фотокомпозиция | Тема 14. Портретная съёмка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.