Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные процессы жизненного цикла




Вспомогательные процессы жизненного цикла

Вспомогательный процесс является целенаправленной составной частью другого процесса, обеспе­чивающей успешную реализацию и качество выполнения программного продукта. Вспомогательными процессами являются:

1) Процесс документирования. Определяет работы по описанию информации, выдаваемой в процессе жизненного цикла.

2) Процесс управления конфигурацией. Определяет работы по управлению конфигурацией.

4) Процесс верификации. Определяет работы (заказчика, поставщика или независимой стороны) по верификации программных продуктов по мере их реализации.

5) Процесс аттестации. Определяет работы (заказчика, поставщика или независимой стороны) по аттестации программных продуктов.

7) Процесс аудита. Определяет работы по определению соответствия требова­ниям, планам и договору. Данный процесс может использоваться двумя сторонами, когда одна из сторон (проверяющая) контролирует программные продукты или работы другой стороны (прове­ряемой).

Организационные процессы жизненного цикла состоят из четырех процессов.

1) Процесс управления. Определяет основные работы по управлению, включая управление проектом, при реализации процессов жизненного цикла.

2) Процесс создания инфраструктуры. Определяет основные работы по созданию основной структуры процесса жизненного цикла.

3) Процесс усовершенствования. Определяет основные работы, которые организация (заказчика, поставщика, разработчика, оператора, персонала сопровождения или администратора другого процесса) выполняет при создании, оценке, контроле и усовершенствова­нии выбранных процессов жизненного цикла.

4) Процесс обучения. Определяет работы по соответствующему обучению персонала.

 

11. Создание информационных систем с ориентацией на бизнес-процессы

 

Для того чтобы создаваемая информационная система не была простым слепком существующей системы управления, а играла роль эффективного инструмента влияния на ее бизнес-процессы, необходимо выполнить ряд работ, важнейшими среди которых являются инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Под инжинирингом бизнеса понимается набор методов и средств, которые используются на предприятии для проектирования бизнеса. С их помощью осуществляется формальное описание существующих процессов, происходящих на предприятии. Цель бизнес-инжиниринга состоит в определении фактического состояния дел на предприятии и отражении его в моделях типа «Как есть». В отличие от инжиниринга реинжиниринг предусматривает замену старых методов управления новыми, обеспечивающими резкое улучшение деятельности предприятия. Для этого должно измениться мышление разработчиков: перейти от дедуктивного мышления к индуктивному. На рис. 3.7 представлено различие между этими видами мышления. Если традиционное мышление ориентировано на поиск решения в результате появления проблемы, то новое мышление заключается в поиске новой идеи, а за тем проблем, которые будут решены на ее основе.

Реинжиниринг бизнеса – это радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения улучшения показателей деятельности предприятия. В результате создается модель «Как должно быть». Реинжиниринг – это видение новых перспективных технологий работы предприятия.

При реинжиниринге сначала определяется «что» должна делать компания, предприятие и т.д., а за тем «как» она должна это осуществлять. Переосмысление правил управления бизнесом, отражаемое в реинжиниринге, похоже на новое изобретение, так как оно должно обеспечить кардинальное изменений показателей предприятия.

Весь процесс можно представить набором стадий и операций (см. табл. 3.1).

Начальная стадия предназначена для формулирования целей создания информационной системы, подбора коллектива проектировщиков и разработки плана и бюджета на выполнение всех работ.

Стадия моделирования состоит из двух этапов. На первом выявляются существующие бизнес-процессы и представляются в форме моделей типа «Как есть».

Таблица 3.1.

Стадии и этапы разработки и внедрения

информационных систем

 

Стадия Этапы
  Начальная Формулирование целей  
Создание команды разработчиков  
Разработка плана и бюджета проекта
    Стадия моделирования Описание существующих бизнес-процессов «Как есть»
Разработка моделей «Как должно быть»
  Стадия реализации проекта Создание сервисов, реализующих модели «Как должно быть»
Тестирование результатов реализации
  Стадия внедрения Опытная эксплуатация
Документирование
Обучение

 

В результате получают следующее:

- общую и детализированную диаграммы потоков данных, являющихся содержанием функциональной модели бизнеса. В функциональной модели, выполняемой в нотации IDEF, отражается взаимосвязь функций (операций) и документов, в которых фиксируются результаты производственно-хозяйственной деятельности;

- спецификации основных бизнес-операций, в которых описываются правила (алгоритмы) выполнения операций в различных стандартных ситуациях. Правила могут принимать различные формы: дерево решений, формулы, схемы и т.д.;

- состав данных, используемых в основных и вспомогательных бизнес-процессах.

Все выявленные и формализованные бизнес-операции должны быть привязаны к структурным подразделениям с помощью специальных указателей.

Этап «Как должно быть» один их самых ответственных участков создания информационных систем. В результате творческих поисков, направленных на радикальное улучшение бизнеса, определяются новые информационные сервисы, призванные поддерживать скорректированные бизнес-процессы. На данном этапе осуществляется реинжиниринг бизнеса.

Стадия реализации проекта, то есть внедрения бизнес-моделей вида «Как должно быть» состоит из двух этапов создания новых сервисов и тестирования полученных результатов. Создание новых сервисов предполагает либо настройку вновь приобретенной системы на специфику новых бизнес-процессов, либо программирование в соответствии с полученными моделями.

Последняя стадия – внедрение проекта, предполагает осуществление опытной эксплуатации системы, ее документирование и обучение персонала.

Параллельно с опытной эксплуатацией происходит документирование процессов информационного обслуживания и обучение персонала, который будет эксплуатировать новую систему.

 

12. ERP-системы как корпоративный стандарт информационных

систем

 

Удачные разработки, создаваемые на основе национальных стандартов, со временем распространяются за пределы одного государства и становятся достоянием многих стран. Для них может и не существовать международных стандартов, однако стремление к высокому уровню эффективности за счет информационной поддержки всего цикла управления (планирование – учет – анализ – регулирование) возводит их в статус фактических стандартов.

В настоящее время наибольшую популярность среди современных информационных систем приобрели системы управления класса MRP-ERP.

Базой для всех модификаций служит MRP I I Standard System, который содержит описание 16 групп функций (http;// www.citforum.ru/cain/mrp/mrp2. phtml/):

- планирование продаж;

- планирование ресурсов;

- управление складом;

- планирование поставок;

- планирование производственных операций;

- управление финансами;

- оценка результатов деятельности и др.

Последовательность планирования согласно стандарту MRP II, представлена на рис. 3.8.

Со временем стандарт MRP II стал дополняться, так как не обеспечивалась необходимая интеграция с системами проектирования и конструирования. Появилась система ERP, которая стала претендовать на мировой стандарт (http://www.apics.org). В состав ЕRP-систем в большинстве случаев стали включать следующие функции: производство, планирование, кадры и зарплата, сбыт и снабжение, научно-исследовательские и конструкторско-технологические разработки.

На рис. 3.9 представлен типовой состав ERP-системы.

 

В 80-90 годах прошлого столетия изменились требования к информационным системам. В результате появились системы ERP II, ориентированные на учет:

- глобализации сбыта и поставок;

- роста конкуренции из-за возможностей получения информации из глобальной информационной сети;

- увеличения количества заказных производств (производство по заказам).

 

13. Эффективность информационных систем, способы ее расчета

 

Определение эффективности – это фундаментальная проблема, которая в области информатики в целом пока не решена. Однако в процессе принятия решений об инвестициях в информационную инфраструктуру все острее ставится вопрос о финансовой ответственности специалистов в области информатики.

Несмотря на то, что информационные системы стали крупнейшей статьей корпоративных расходов, инвестирование в них в достаточной мере совершается в слепую, без ясного видения результатов. Такое положение дел является следствием, причина которого заключается в сложности определения результатов, ожидаемых в процессе эксплуатации информационной инфраструктуры вообще, и информационной системы в частности. Проблемным является тоже и процесс подсчета затрат, так как с одной стороны, затраты на информационные технологии распределяются по многим направлениям бухгалтерского учета, а с другой, существуют невидимые затраты, объем которых значителен.

Если каким-либо образом, например, с помощью экспертных или других оценок доходы удается определить, то экономическую эффективность информационной системы можно рассчитать следующим образом:

,

 

где - экономическая эффективность информационной системы;

- результаты (доход) и затраты, соответственно.

Разумеется, данная формула иллюстрирует лишь общий взгляд на определение эффективности, так как в ней не учитываются многие факторы. К таковым, прежде всего, следует отнести факторы времени и неопределенности. Первый фактор требует соблюдения соизмеримости одних и тех же величин, полученных в разные периоды, а второй - учета влияния на величину доходов и затрат событий, которые не поддаются предвидению.

Определять доходы, получаемые в результате эксплуатации информационной системы - достаточно сложная задача. Для ее решения вначале следует рассмотреть источники их возникновения. Результаты, которые получают за счет эксплуатации информационной системы, можно разделить на несколько частей:

1. Доход, первого рода получают за счет применения таких информационных сервисов, которые непосредственно влияют на экономические показатели предприятия. Например:

а) сокращение простоя оборудования за счет решения оптимизационной задачи;

б) сокращение затрат на хранение запасов материалов за счет повышения ритмичности поставок;

в) сокращение неустоек и выплат штрафных санкций за счет введения графика доставки продукции;

г) повышение рентабельности предприятия за счет применения экспертных систем в процессе принятия решений и т.д.

2. Доход второго рода получают за счет повышения производительности и качества труда, непосредственно зависящих от средств автоматизации управленческих функций. Например:

а) снижение трудовых затрат на ввод первичных документов за счет их передачи по каналам связи;

б) сокращение времени решения бухгалтерских, финансовых, маркетинговых и других задач за счет применения средств автоматизации;

в) снижение затрат за счет сокращения штата сотрудников, привлекаемых к делопроизводству, поиску и сортировке управленческой документации за счет внедрения электронного документооборота и т.д.

Результаты второго рода могут быть измерены с помощью экономических показателей, находящихся в бухгалтерской отчетности.

3. Доход третьего рода получают за счет положительного взаимовлияния уже автоматизированных управленческих процессов на другие автоматизированные или не автоматизированные. Связь эта опосредованная (не прямая). Например, улучшение работы службы маркетинга, за счет внедрения новых средств автоматизации, влияет не только на эффективность процессов сбыта и снабжения, но и на само производство, так как оно, возможно, будет работать более ритмично. Последнее повысит производительность труда.

Доходы третьего рода измерить достаточно трудно, нет общепризнанных взглядов, подходов и, соответственно, методик. Однако синергетический (системный) эффект несомненно имеет место, что обязывает прилагать усилия к его изучению.

Накапливается международный опыт оценки эффективности информационного обслуживания, который свидетельствует о том, что необходима система параметров, характеризующих информационный сервис, с одной стороны, и требования пользователей сервиса к этим параметрам, с другой. Тогда удовлетворенность пользователей может измеряться выполнением предварительно согласованных условий, характеризуемых определением этих параметров. Соглашения в оценке информационного сервиса фиксируются в специальном документе: соглашение об уровне сервиса (СУС), (SLA - Service Level Agreement).

Могут использоваться следующие параметры:

- производительность (например, число обработанных документов, время, потраченное на решение задач и т.д.);

- доступность сервиса (например, возможность работы в нескольких часовых поясах);

- надежность сервиса (например, возможность потерь в случае простоя).

Определение финансовых результатов – сопоставление доходов и затрат, предлагается осуществлять в разрезе конкретных информационных сервисов.

 

14. Оценка и выбор информационных систем и технологий

 

В процессе приобретения информационных систем или технологий необходимо осуществить их оценку и выбор, исходя их возможностей и потребностей покупателя. Однако прежде чем выполнять эти действия необходимо получить достоверную информацию о производителе покупаемого программного продукта. Как правило, эта информация включает:

1. Оценку репутации фирмы-производителя на рынке программных продуктов, число продаж данного программного продукта.

2. Количество внедрений данного продукта фирмой-производителем.

3. Соответствие покупаемой системы стандартам открытых систем.

4. Адаптируемость системы к новым информационным потребностям, новому производству, новым организационным структурам (за счет изменения параметров настроек или написания новых программ).

5. Совместимость покупаемой системы с иными системами, которые уже функционируют на предприятии, например системами управления технологическими процессами.

6. Приемлемость цены, куда должны входить следующие составляющие: покупка, внедрение, сопровождение. Опыт показывает, что полная цена в два-три раза выше, по сравнению с ценой собственно программного продукта.

Если на все перечисленные характеристики имеется положительный ответ, то можно перейти непосредственно к процессу оценки покупаемой и внедряемой информационной системы. Процесс оценки выполняется на основе действующих в нашей стране следующих стандартов: ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Оценка программной продукции, ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения; ИСО/МЭК 12207-95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств».

Оценка осуществляется на основе анализа соответствия продукта-претендента пожеланиям пользователя по следующим характеристикам:

- функциональные возможности;

- надежность и безопасность;

- практичность и удобство применения;

- эффективность;

- сопровождаемость.

Каждая характеристика оценивается с помощью атрибутов. В зависимости от его наличия или отсутствия анализируемую информационную систему, можно оценить нулем или единицей (ДА, НЕТ). Если сумму всех единиц разделить на число, характеризующее "идеальную" систему, то можно получить оценку анализируемой информационной системы. Согласно данной методике "идеальная" система оценивается числом 36. Будем считать, что оценка системы высокая при 0,7< к ≤ 1, средняя при 0,5< к ≤ 0,7 и низкая при к < 0,5, где к = О/36, О – общая оценка анализируемой системы (количество единиц, отражающих наличие атрибутов у оцениваемой системы). Допустим, фактическая оценка системы равна 23 единицам (пример, приведенный в табл. 3.2). Тогда получим: к = 23/36 = 0,6, что указывает на среднюю оценку системы.

 

Таблица 3.2

Характеристики качества программных средств

  Характеристика Промежуточная характеристика Детальная характеристика Наличие(1), отсутствие(0) свойства
1.Функциональные возможности 1.1. Функциональная пригодность 1.1.1-соответствие ПС целям их применения  
1.1.2-соответствие состава и содержания выходной информации требованиям пользователей  
1.1.3-соответствие исходной информации, используемой в организации, требованиям ПС  
1.2 Способность к взаимодействию 1.2- с информационной системой вышестоящей организации  
1.2.2- с информационной системой нижестоящей организации  
1.2.3- с компонентами распределенных баз данных  
1.2.4- с банками, налоговой инспекцией, казначейством и т.д.  
2. Надежность и безопасность 2.1. Защищенность   2.1.1-соответствие ПС требованиям защиты от предумышленных угроз безопасности  
2.1.2-обеспечение эффективности оперативных методов защиты и восстановления при реализации угроз  
2.1.3-соответствие нормативным документам на защиту от различных типов угроз  
2.1.4-обеспечение защиты от различных типов угроз  
2.2. Устойчивость функционирования 2.2.1-наличие средств восстановления при ошибке на входе;  
2.2.2-наличие средств восстановления при сбоях оборудования  
2.2.3-наличие средств управления средствами восстановления;  
2.2.4-наличие автоматического рестарта  
2.2.5-вероятность работоспособного функционирования в течение месяца  
3.Практичность и удобство применения 3.1. Легкость освоения   3.1.1-возможность освоения ПС по документации  
3.1.2-возможность освоения ПС на контрольном примере 3.1.3-возможность поэтапного освоения ПС  
3.2. Доступность эксплуатационных документов   3.2.1-полнота и понятность документации для освоения  
3.2.2-точность пользовательских документов  
3.2.3-достаточность документов для запуска ПС в эксплуатацию  
3.2.4-ясность формулировок и описаний в документации;    
3.3. Простота использования 3.3.1-комфортность эксплуатации (удовлетворительно, неудовлетворительно)  
3.3.2-простота эксплуатации ПС  
4. Эффективность 4.1. Временная эффективность 4.1.1-удовлетворение временем выполнения программ и временем выдачи ответов на запросы  
4.1.2-удовлетворение временем подготовки входных данных  
4.2. Экономическая эффективность 4.1.3-удовлетворение затратами на защиту данных;  
4.2.1-удовлетворение соотношением общих затрат на эксплуатацию ПС и получаемой прибылью  
4.2.2-удовлетворение соотношением затрат на защиту данных и получаемой прибылью  
5.Сопровождаемость 5.1. Внесение текущих изменений в ПС в процессе эксплуатации 5.1.1-наличие документов, содержащих сроки внесения текущих изменений в ПС  
5.1.2-полнота документов, отражающих порядок внесения текущих изменений в ПС  
5.1.3-наличие системы контроля за внесением текущих изменений в ПС  
5.2. Обучение персонала в период внедрения и после внесения изменений в ПС 5.2.1-наличие системы обучения персонала в процессе внедрения ПС  
5.2.2-наличие тестов для контроля уровня знаний обучаемых  
5.2.3-наличие системы обучения после внесения изменений в ПС  
5.2.4-наличие требований к знаниям персонала допущенного к эксплуатации ПС.  
Всего по всем строкам  

Сокращение ПС означает программные средства

 

Глава 3. Информационные технологии и их базовое программное обеспечение

 

1. Понятие информационного процесса

2. Состав и содержание информационных технологий

3. Содержание основных технологических операций

4. Состав сетей, обеспечивающих инфокоммуникационные технологии

5. Основные направления в развитии инфокоммуникационных

технологий

6. Формы реализации инфокоммуникационных технологий в

бизнесе

Вопросы, выделенные красным, выносятся на самостоятельное изучение.

 

Литература

1. Бочаров Е.П. Интегрированные корпоративные информационные системы: Принципы построения: Учеб. пособие/Е.П. Бочаров, А.И. Колдина.- М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Информационные системы и технологии в экономике и управлении/Под ред. проф. В.В. ТрофимоваМ.: Высшее образование, 2007.

3.Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике

(лекции, упражнения и задачи): Учебное пособие.- М.: Вузовский учебник,

2006.

4. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем.- М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Дайитбегов Д.М., Черноусов Е.А. Основы алгоритмизации и алгоритмические языки: учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 1992.

6. Румянцев В.Ф., Баркалов С.А., Гуреева И.В., Портных В.А. Информационные технологии в управлении бизнес-процессами.- М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова, 2001.

7. Бугорский В.Н. Сетевая экономика.- М.: Финансы и статистика, 2007.

 

 

1. Понятие информационного процесса

Под процессом будет пониматься упорядоченная совокупность работ, заданных во времени и пространстве, с указанием их начала и конца, а также точным определением входов и выходов. Иными словами - это процесс взаимодействия между двумя объектами материального мира, в результате чего возникает информация. Взаимодействие происходит путем выполнения следующих операций: ввода, передачи, хранения и преобразования (обработки) информации, взятые в отдельности или в совокупности. Содержание и характер операций информационных процессов определяются спецификой той сферы деятельности, в которой они выполняются. Однако все они обладают рядом фундаментальных характеристик, некоторые из которых необходимо рассмотреть.

Из теории информационных процессов следует, что должен существовать некоторый источник информации, представляющий собой объект материального мира, и приёмник, который также является объектом материального мира. Источник является независимым и поэтому он первичен. Между источником и приемником существует информационная связь в виде передаваемого сигнала, который служит материальным носителем информации.

Передача информации зависит от системы передачи. Передаваемые сигналы могут быть статическими и динамическими. Статические предназначены для передачи информации, ее хранения и последующего использования. Динамические сигналы передаются в основном для непосредственного воздействия на какой-либо объект (акустические, оптические, электромагнитные сигналы).

В процессе передачи информации по каналу связи некоторые параметры сигнала могут не удовлетворять требования передающей среды, поэтому они должны быть преобразованы в иную, более подходящую форму. Этот процесс называется модуляцией. Обратный процесс называется демодуляцией, который на практике реализуется с помощью устройств, называемых модемами.

Для хранения информационная система должна воспринятую информацию преобразовать в физическое явление, т.е. занести на соответствующий носитель.

Процесс хранения информации состоит в следующем: в некоторый момент времени поступает сигнал, под влиянием которого происходит физическое изменение его материального носителя. В любой произвольный момент состояние материального носителя информации преобразуется вновь в исходный сигнал.

Процессы обработки информации охватывают весьма широкий диапазон действий, определяемых целью. Основная проблема обработки информации состоит в обеспечении инвариантности, то есть достижении сохранности смысла сообщения. Но так как одно и тоже сообщение может иметь разный смысл для различных потребителей, поэтому, согласно теории информационных процессов, преобразование информации должно иметь направленный характер, то есть производиться в соответствии с целью конкретного потребителя.

 

2. Состав и содержание информационных технологий

 

Технология вообще, и информационная в частности, – это, прежде всего, цепь процедур и операций, выполняемых последовательно (параллельно) во времени. Это не просто комплекс различных научных и инженерных знаний, а свод правил, регламентирующих выполнение технологических процедур. Как уже отмечалось информационная технология – это совокупность методов и средств для сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации потребителям с мощью средств компьютеризации и коммуникаций или без таковых. Понятие информационной технологии, таким образом, неотделимо от той среды, в которой она реализована (технической, программной, организационной и т.д.).

Бессмысленно говорить об информационной технологии без ориентации на ее пользователя. Пользователями являются сотрудники, находящиеся на различных уровнях иерархии управления предприятие, организацией, офисом и т.д. На рис. 4.1 представлена типовая трехуровневая структура системы управления предприятием, на каждом из которых применяется своя информационная технология.

 

Каждый уровень определяет собственные инструментальные средства, предоставляемые соответствующим информационным сервисом. На рис. 4.1 таковыми представлены технологии TPS, MIS, DSS и ESS (см. расшифровку аббревиатуры ниже). Если информационная система создана в соответствии со стандартами открытых систем, то интеграция информационных технологий обеспечивается на всех уровнях иерархии.

Так как понятие информационной технологии многоуровневое, поэтому каждую из перечисленных технологий можно представить с помощью иерархии их составляющих. Иерархия в данном случае отражает взаимоотношения вида “целое-часть” либо “род-вид”. Обратимся к рис. 4.2, где представлена типовая иерархия информационной технологий предприятия или организации.

 

Информационную систему предприятия, организации, офиса и т.д. можно рассматривать как технологию первого уровня, которая включает в себя технологии второго уровня. К таковым, согласно рис. 4.2, относятся транзакционные технологии (TPS-технологии: Transactions Processing Systems),

управленческие информационные системы (MIS-технологии: Management Information Systems), (технологии аналитической обработки данных (DSS-технологии: DSS-Decision Support Systems) и технологии интеллектуальной обработки данных (ESS-технологии: ESS - Executive Support Systems). Каждая из перечисленных технологий в свою очередь состоит из подтехнолгий.

Транзакционные технологии (TPS) предназначены для ежедневной обработки поступающих в виде документов сообщений (счета, акты, накладные и т.д.), что позволяет создавать различные отчеты, сводки, ведомости, Такого рода результирующие документы необходимы для оперативного управления производственного, снабженческого, реализационного или иного процесса.

Технологии аналитической обработки данных (DSS) необходимы для подготовки (формирования) управленческих решений. Исходной информацией здесь служат не ежедневно поступающие сообщения, а специально накопленные данные за длительный период, позволяющие определять тенденции процессов или событий в различных разрезах.

Технологии, поддерживающие управленческие функции (MIS) предназначены для автоматизации планирования деятельности предприятия (организации), а также для организации контроля над ходом выполнения планов производства и реализации продукции.

Технологии интеллектуальной обработки данных (ESS) используются в том случае, если необходимо решать плохо структурированные задачи, отличающиеся нечеткими характеристиками.

Все технологии связаны между собой информационно, отсюда их создание должно базироваться на стандартах интерфейсов. На рис. 4.2 они представлены в виде вложенности одних технологий в другие (принцип матрешки).

Теперь необходимо рассмотреть основные функции, выполняемые сотрудниками управления с помощью информационных технологий на каждом из уровней управления.

Оперативный уровень. Главная функция данного уровня состоит врегистрации в базе данных всех событий происходящих на предприятии и за его пределами. TPS-технология включает ряд базовых, таких как OLTP-технология (On-line Transaction Processing), web-технология, офисная технология и, как правило, технологии поддержки потоков работ (workflow) и поддержки потоков документов. Для этого создаются АРМы бухгалтеров, менеджеров, начальников цехов, отделов, кладовщиков, нормировщиков, кассиров и т.д. Эти специалисты осуществляют непосредственный контакт с внешней средой: прием заказов, регистрация поступления материалов от поставщиков и передача их на склад, выписка счетов, нарядов на оплату труда и т.д. В результате функционирования TPS-технологии получают стандартные документы: платежные поручения, счета, расходные и приходные накладные и т.д.

Так как оперативный ввод и обработка информации осуществляется на любом предприятии, поэтому транзакционные технологии присутствуют на большинстве из них. Примером простейшей транзакционной системы OLTP-технологии может служить любая бухгалтерская система, если на предприятии не внедрена одна из интегрированных информационных систем.

На нижнем уровне поддерева TPS-технологий большей частью используются базовые информационные технологии, которые можно классифицировать по виду обрабатываемой информации. Под базовой информационной технологией понимается такой набор составляющих ее инструментальных программных и других средств, которые, с точки зрения конечного пользователя, далее не делятся. На рис 4.3. представлены распространенные базовые технологии и обрабатываемая с их помощью информация.

На тактическом уровне используются две технологии, первая из которых предназначена для автоматизации управленческой деятельности ( MIS-технологии), а вторая для поддержки принятия решений - СППР (DSS-технология). MIS-технология необходима для организации функций планирования снабжения, производства и реализации готовой продукции, финансового планирования, контроля их выполнения и составления отчетов для руководства.

Вторая технология, функционирующая на данном уровне, известная как система поддержки принятия решений (DSS).

В настоящее время достаточно распространенной технологией, ориентированной на поддержку принятия решений, является OLAP-система. Ряд современных ERP-систем, например, таких как MS Navision, поддерживает аналитическую обработку данных средствами OLAP-технологий (On-line Analytical Processing). В основу данной технологии положен метод хранения данных в специальной форме, названной хранилищем данных (Date Warehouse).

Согласно рис. 4.4 на нижнем уровне управления в основном используется OLTP-технология, на верхнем – OLAP-технология, а на среднем - и та и другая.

На высшем уровне структуры управления – стратегическом, используются системы поддержки руководства (ESS). Эти системы ориентированные в основном на работу с внешними, по отношению к предприятию, данными, характеризующимися нечеткостью, неполнотой, противоречивостью. Примером здесь может служить информация о конкурентах, ситуациях на рынке, перспективы изменения тех или иных цен на продукцию, энергоносители, изменение таможенных тарифов и т.д. Сегодня уже разработаны специальные средства для борьбы с нечеткостью в данных.

В классе ESS-технологий можно выделить два наиболее распространенных подкласса: технологии интеллектуального анализа данных (DM: Data Mining) и системы обработки знаний (СОЗ).

DM-технологии, относятся к средствам предназначенным для обработки неструктурированной информации, поступающей в основном текстами на естественном языке. Актуальными эти технологии становятся в случае необходимости поиска закономерностей или связей между различными событиями, явлениями или процессами. Например, для принятия решения на уровне предприятия важно знать существует ли связь между миграцией населения в конкретном регионе, продажами некоторого товара и ценами на дизельное топливо. Причем достоверная статистика может отсутствовать. Информация, как правило, поступает в виде текстов сообщений из газет, журналов, бюллетеней, из сети Интернет и т.д.

Задачи, решаемые с помощью DM-технологий, следующие:

- классификации – позволяют выявить признаки, характерные для некоторой группы объектов. Наличие таких признаков позволяет вновь появившийся объект отнести к одному из классов;

- кластеризация – в результате решения данной задачи исходные объекты разбиваются на однородные группы (кластеры). Наличие таких групп позволяет принять решение по отношению одной из них;

- выявление ассоциаций, то есть закономерностей, отраженных в данных, фиксирующих наступление каких-либо событий;

- выявление последовательностей, то есть закономерностей, фиксирующих наступление событий с некоторым разрывом во времени.

Создаются средства для решения перечисленных задач, среди которых можно выделить технологию нечетких систем. Появилась она как реакция на то, что традиционные компьютерные вычисления являются слишком жесткими для отражения реального мира. Существует огромное количество проблем, для решения которых невозможно получить полную и точную информацию. В результате появилось понятие «мягкие вычисления», которые были положены в основу обработки нечетких высказываний (FuzziCalk, CubiCalk, FuzziSoft).

Широкую популярность приобрели системы, предназначенные для воспроизведения неосознанных мыслительных усилий человека в форме нейросетей (NeuroShell, NeuralWorks, Neuro Solution). Нейросети, в отличие от обычных программных систем, не требуют программирования, что ставит их в ряд перспективных средств принятия решений.

Следующий класс информационных технологий - системы обработки знаний, включает, прежде всего, экспертные системы, базирующиеся на таких моделях знаний как деревья вывода, деревья целей, семантические сети и т.д. Особое место здесь занимают знания, позволяющие решать обратные задачи. Если прямые задачи решаются в том случае, если необходимо знать результаты деятельности предприятия в предыдущем периоде, то для решения обратных задач необходимо знание тех значений экономических показателей или перечня действий исполнителей, которые приведут к достижению поставленных целей в будущем. Каким образом решаются подобные задачи изложено в [18].

Рассмотренные технологии являются типовыми, так как используются в процессе управления объектами в различных областях экономической деятельности: промышленности, связи, транспорте, добывающей отрасли, торговле, банковской и других сферах.

 

3. Содержание основных технологических операций

 

Базовые информационные технологии, находящиеся на нижнем уровне иерархии технологий информационной системы, согласно дереву, представленному на рис. 4.2, как правило, состоят из процедур, каждая из которых содержит операции или действия. Типовые процедуры следующие:

1. Процедура получения исходных данных, содержащая следующие операции: сбор, регистрация, ввод и контроль, передача.

2. Процедура обработки данных, содержащая логические (поиск, группировка, сортировка) и вычислительные операции.

3. Процедура передачи и потребления результатов решения задачи, содержащая следующие операции: контроль правильности результатов, передача их пользователю, архивирование и ксерокопирование.

Рассмотрим наиболее важные из них.

Сбор и регистрация информации. Сбор осуществляется либо автоматически с датчиков информации, встроенных в технологическую линию или контрольно-измерительные приборы, либо вручную путем фиксации результатов какой-либо деятельности на бумажных документах или технических средствах.

Передача информации. Передача выполняется в том случае, если существует потребность во взаимодействии между территориально удаленными пользователями. Над сообщением, посылаемым источником информации выполняется три процедуры: преобразование в соответствующую форму, кодирование и модуляция. Приемная сторона также выполняет три процедуры: демодуляция, декодирование, преобразование сообщения в первичную форму.

Операция ввода и контроля относится к наиболее трудоемким, так как она, в большинстве случаев, сопряжена с ручными действиями. Процесс ввода документов возможен двумя способами:

-ручной ввод;

-автоматизированный ввод.

Ручной ввод предполагает перенос данных с бумажного документа путем их набора на клавиатуре. Современный уровень развития технологии автоматизированной обработки предусматривает в процессе ввода применение макетов, то есть создание машинных электронных документов. Известны два варианта макетов ввода:

-копия вводимого документа;

-унифицированный макет ввода.

Первый вариант ориентирован на один вид первичного документа, второй - на несколько. Во втором случае все документы должны иметь некоторое множество одинаковых реквизитов. Например: платежные поручения, расходные кассовые ордера, накладные могут иметь одинаковые реквизиты, которые вводятся.

При вводе возможны ошибки, которые выявляются различными методами контроля. Среди многочисленных методов контроля, базирующихся на естественной избыточности, простейшими являются:

- метод проверки границ (метод "вилки");

- метод справочника;

- метод проверки структуры кода;

- метод контрольных сумм.

Метод проверки границ возможен, если множество разрешенных значений контролируемого реквизита находится в некоторых границах, что можно представить следующим образом:

.

Допустим значения реквизита "код склада" находится в диапазоне от 1 до 12. Тогда контроль организуется с помощью следующего правила:

.

Метод эффективен, если значения контролируемого реквизита размещены равномерно на числовой оси. Частным случаем метода проверки границ, является проверка знака вводимого значения реквизита. В большинстве случаев вводимое число должно быть положительным, что можно проконтролировать с помощью проверки числа на знак.

Метод справочника основывается на специально созданных таблицах, где размещаются правильные коды (например, коды поставщиков). В процессе контроля происходит обращение к таблице-справочнику с целью поиска контролируемого кода. Если таковой найден, считается, что ошибка отсутствует.

Метод проверки структуры кода использует отдельные его разряды. Пусть пятиразрядный табельный номер имеет следующую структуру:

- первый разряд указывает на номер цеха;

- второй-пятый – на номер работника в цеху.

Если на предприятии три цеха, то можно использовать первый разряд для контроля путем сравнения его с цифрами один, два или три.

Метод контрольных сумм используется в процессе проверки правильности передачи данных в сетях. Для этого подсчитывается сумма чисел передаваемой последовательности данных до и после сеанса передачи. Суммы сравниваются, в случае несовпадения фиксируется ошибка. Контрольные суммы часто используются в антивирусных программах.

Следующей важной процедурой информационной технологии является обработка данных. Данные, которыми оперирует компьютер, не должны представлять собой беспорядочный набор символов, хаотично расположенных в его памяти. Форма представления данных должна быть пригодной для их формальной обработки с помощью программ. Все операции данной процедуры делятся на логические (сортировка, группировку, поиск), либо на вычислительные. Среди операций, реализующих данную процедуру, вначале выясним содержание логических, а за тем вычислительных.

Операция сортировки.

Покажем на примере, какие результаты можно получить из одной и той же базы данных, если ее сортировать по различным ключам. Допустим, имеется база данных ПОСТАВКИ со следующими исходными данными:

ПОСТАВКИ СВОДКА 1

Код поставщика Код товара Фактически поставлено (руб.)   Код поставщика Фактически поставлено (руб.)    
           
           
           
           
      Всего    
           

 

Если ее сортировать по ключу "Код поставщика", то можно получить ведомость Сводка 1, где определяется общая сумма поставки каждым поставщиком. Если же ее сортировать по ключу "Код товара", то можно получить ведомость Сводка 2, которая содержит суммы поставок по кодам товаров:

ПОСТАВКИ СВОДКА 2

Код поставщика Код товара Фактически поставлено (руб.)   Код товара Фактически поставлено (руб.)      
             
             
             
      Всего      
     
         
           

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.157 сек.