Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя политика П.А. Столыпина. III Госдума




Осенью 1907 г. прошли выборы в думу. 1 ноября III-я дума приступила к работе. Она была самой конструктивной группой. Большинства ни у кого не было, но существовала тактика блоков. Решающую роль (роль центра) играли октябристы – 148 мандатов; правые, русские националисты и умеренно-правые – 94 мандата; самые правы – черносотенцы – 50; слева: кадеты – 54, прогрессисты 28 (очень близки к кадетам, голосовали вместе); автономисты, стоявшие особняком – 26 мест, крайне левые: – 19 мест, у социал-демократов, 14 – у трудовиков. Таким образом в государственной думе были возможны два большинства: правооктябристское (октябристы + те, кто справа) или октябристско-кадетское (октябристы + кадеты + прогрессисты). Столыпин договорился с октябристами. Они до весны 1911 г. его поддерживают. По одним вопросам они голосуют вместе с правыми, а по другим – с кадетами. Такая тактика лавирования между двумя большинствами, применяемая Столыпиным, получила название «Думский бонапартизм».

Основные результаты революции 1905 – 1907 гг. остаются прежними. В 1907 – 1911 гг. чувствуется наступление предпринимателей на рабочих. Там, где во время революции удалось ввести 8-часовой рабочий день, предприниматели удлиняют его до 9 – 11 часов и злоупотребляют сверхурочными работами. Количество крестьянских движений резко падает. Сохраняются все права и свободы, закрепленные в конституции. Периодическая печать неподцензурна. Политические партии, начиная от кадетов, действуют вполне легально; те, кто левее от них легальными не считались, но это не мешало им выпускать свою печать. Аннулировать мандаты левых партий правительство так и не решилось.

Количество смертных казней увеличивалось. До 1905 г. она была крайне редким явлением. В связи с революцией и подъемом терроризма их количество увеличилось. Но Россия сравнялась по их числу с США, Францией и Германией. С 1907 по 1910 гг. – 5 тыс. смертных приговоров (3500 привели в исполнение). С конца 1909 г. их количество резко упало. Для Столыпина такие жесткие меры – это средство модернизации.

В 1908 г. через думу прошел законопроект о народном образовании. Начальное образование предполагалось сделать к 1920 г. всеобщим, обязательным и бесплатным. После принятия закона ассигнования на образование увеличились (с 40 млн. в 1905 до 300 млн. в 1908).

В 1908 г. в думу внесен законопроект о расширении социального страхования рабочих (ранее существовало страхование по случаю смерти или по потери работоспособности). Теперь добавилось страхование по болезни. Эти пособия выдавались больничными кассами из отчислений рабочих и предпринимателей. Но против законопроекта высказалась партия октябристов. Они сочли его слишком невыгодным. Его пришлось отложить в сторону и только 23 июня 1912 г. он был принят.

Предполагалось провести административные преобразования – введение земств в западных губерниях. Принят в 1911 г. Столыпин также внес законопроект об ограничении автономии Финляндии. В Финляндскую конституцию внесли уточнения по вопросам суда, полиции, выдачи преступников и прав русских подданных (если с конституцией Финляндии были расхождения, то первенство в этих вопросах было за Российскими законами).

В период работы Третьей думы активно продолжается военная реформа, начатая еще в 1905 г. Третья дума выделяла ассигнования. На первом этапе реформы 1905 – 1908 гг. осуществляется децентрализация военного управления. Военному министерству оставили административно-хозяйственные функции, расширив полномочия Генштаба. Был создан совет Гособороны во главе с Н.Н. Романовым (двоюродный дядя царя). Он осуществлял руководство Генштабом и отвечал за разработку реформ в армии: провел омоложение офицерского состава, ввел аттестационную комиссию. По итогам деятельности последней уволили 7 тыс. офицеров. Была расширена сеть военно-учебных заведений. Пересматриваются сроки военной службы (в сухопутных войсках служба составила 3 года, в морских – 5 лет).

Повышенное внимание в период проведения военной реформы было уделено созданию обученного резерва. Были созданы отдельные, не зависящие от военного ведомства управления (по пехоте, по артиллерии, кавалерии, по военно-учебным заведениям).

На втором этапе в 1908 – 1912 гг. военная реформа проводилась военным министром генералом Сухомлиновым – фанатиком централизации. Он передал функции совета государственной обороны военному ведомству, подчинил Генштабу с 1909 г. высшую аттестационную комиссию, сам же ее и возглавив, а также управления. Была проведена переаттестация. Упразднены резервные и крепостные войска (вместо них созданы пехотные дивизии). Сухомлинов создает авиационные соединения, увеличивается количество артиллерии, создается служба радиосвязи. Были ликвидированы некоторые приграничные крепости в Польше, так как в случае войны они могли бы быть окружены А-В и Германией. Было решено перенести линию обороны на восток – на приграничную полосу от Шаулея до Белостока и Бреста.

Большое внимание было уделено развитию сети военно-учебных заведений. Улучшилась программа обучения, стали изучать военные доктрины противников. Германские уставы использованы при составлении новых уставов вооруженных сил. Расширяется прием в военно-учебные заведения. Все ограничения (кроме возрастных и медицинских) ликвидируются. Повышается офицерское жалование и жалование сверхсрочникам и пенсионное обеспечение. Параллельно улучшилась подготовка унтер-офицерского (сержантского) состава. Уменьшается время на парады, увеличивается время на военное обучение.

В целом русская армия в первую мировую войну показала себя гораздо лучше, чем в русско-японскую. Военная реформа была осуществлена, а военная программа – нет.

В 1912 г. была принята военная и морская программы. Военная – полное перевооружение; морская – строительство Дредноутов. Обе программы должны были завершиться к 1917 г. Николая гипнотизировала Цусима. Он перераспределил расходы с упором на военно-морские силы. Но роль ВМС в первой мировой войне оказалась минимальной.

К началу первой мировой войны Россия имела самую большую армию: 1 млн. 423 тыс. человек (больше чем у Германии (683 тыс.) и Австро-Венгрии (478 тыс.) вместе взятых). Артиллерийских орудий у России 6848 против 6429 у немцев, но они превосходили нашу армию по тяжелым орудием (2076 против 240). У Австро-Венгрии 3401 легкое орудие и 506 – тяжелых.

В 1909 г. в связи с обсуждением морской программы у Столыпина возник конфликт с октябристами. Гучков, участвовавший в англо-бурской и македонской войнах, считал себя специалистом и поставил вопрос о некомпетентности части военно-морского комсостава. Столыпин говорил, что проверка компетенции не входит в обязанности думы. Столыпин дожидается думских каникул и провел проект программы по 87-й статье конституции. Столыпин впоследствии создает фракцию русских националистов (правые и часть октябристов).

Национализм в понимании П.А. Столыпина. Национализм – это чувство общности судьбы со своим народом и ответственность за нее. Столыпин трояко понимал национализм:

1.Понимание национализма через идею национального суверенитета. Он (суверенитет) принадлежит ни одному лицу, а – народу в исторической преемственности. Власть, все ее институты и функции исходят от нации. Власть делегируется лицам в силу их компетенции. Если власть зарывается, то – она сборище сбесившихся холопов. Власть без ответственности нации лишена легитимности (18 в.). Столыпин понимал, что существующие порядки нужно совершенствовать. Цель реформ – укрепление российского государства и благоденствие русской нации. При этом он понимал самодержавие как власть монарха как выразителя и защитника народных интересов.

2. Национализм состоит в безусловном признании верховенства российских национально-государственных интересов перед остальными.

3. Национализм – это безусловный приоритет общенациональных интересов перед узкоклассовыми и узкосословными. Верность этому он продемонстрировал во введении земств в Западных губерниях. Столыпин хотел расширить права земств, оградить их от излишней опеки. Ему это в большей степени удалось.

С земствами наладилось сотрудничество еще с началом проведения аграрной реформы. Начать решено с Западных губерний (Правобережная Украина и Западная Белоруссия). Здесь следовало вводить земство на особых условиях, так как в этих регионах было много польского дворянства. Столыпин предложил провести выборы не по сословным куриям, а – по национальным. Система давала преимущество крестьянству. Это вызвало негодование дворянской реакции. Николай колеблется, но все же после убеждений Столыпина в начале 1911 г. он санкционировал обсуждение проекта. В думе он проходил с трудом. Его атаковали либералы и дворянские круги. Образовался трогательный союз ультралевых и ультраправых. Дума приняла законопроект, но в Госсовете при обсуждении в начале марта 1911 г. он потерпел неудачу. В нем были сильны позиции консерваторов. Помещики видят в нем опасность возвышения крестьянства. Столыпин добился объявления 3-х дневного перерыва в работе Госсовета, санкционированного императором. Закон был принят по 87 статье. Дума и госсовет вновь созываются. Возникает парламентский кризис. Гучков сложил полномочия председателя думы. Дума и Госсовет выступили с резкой критикой Столыпина. Октябристы перешли в оппозицию.

Одновременно резко ослабились позиции Столыпина при дворе. Он даже направил Николаю прошение об отставке, но получил отказ. Вместе с тем, Столыпин продолжил настаивать на проведении реформы земств в Польше. По некоторым данным он вынашивал проект предоставления Польше полной самостоятельности во внутренних делах, но при сохранении личной унии с Россией. В некоторых уездах Люблинской и Седцлецкой губерний преобладало русское население. На случай реформы он полагал вывести эти уезды из состава Польского государства. Он разрабатывает проект создания единой Холмской губернии. Император в конце-концов склонился на это, но реформа была проведена после смерти Столыпина в 1912 г, а в 1913 г. губерния была создана.

Позиции Столыпина постепенно ослабевали. 1 сентября 1911 агент охранки и экстремист Багров совершил покушение на Столыпина. 5 сентября 1911 г. последнего реформатора Российской империи не стало. Его приемником на посту премьера стал В.Н. Коковцов – хороший экономист, но не политик. Положение осложнялось новым всплеском массового движения с 1912.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.