Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Основные направления государственной социальной политики и роль социальной работы в её реализации

Адаптация первокурсников к обучению в университете.

Для того, чтобы преодолеть стоящие перед ними трудности, студенты должны много и упорно работать, не теряя ни одного дня, как можно быстрее адаптироваться к условиям вузовской жизни. Об этом и пойдет речь в последующих разделах курса.

При этом следует учитывать, что учёба в институте – качественно новый этап в жизни и деятельности будущего профессионала. И студенты-первокурсники не только начинают постижение сложной и самой, пожалуй, молодой профессии в нашей стране. Они получают новый социальный статус – студента, начинают осваивать студенческую жизнь со всеми ее законами, сложностями и проблемами. От того, насколько быстро и без осложнений произойдет они это освоение, во многом зависит и успешность самой учебы в вузе, и в конечном итоге успешность формирования молодого специалиста. Процесс, который происходит с молодым человеком в первый период его студенческой жизни, называется социальной адаптацией. Очень важно знать сущность, механизмы и особенности протекания этого процесса.

Адаптация ( лат.) – это приспособление. Социальная адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся среде, в данном случае, к вузовской жизни, процессу учебы всему тому, что связано с ним. Составными частями механизма адаптации являются социальная деятельность, социальное общение, социальное самосознание.

В основе социальной адаптации лежит активная деятельность, поэтому она наиболее важна. Ее составные: игра, учеба, труд, благодаря которым происходит полноценная включенность, активное приспособление индивида к социальной среде. Вот почему так важно буквально с первых дней учебы в институте активно участвовать во всех видах учебного, учебно- и научно-исследовательского труда, в студенческом самообслуживании, различного рода культурно-досуговых мероприятиях, проводимых в университете, на факультете и на курсе.

Социальное общение направляет, ускоряет, расширяет круг освоения социальных ценностей и норм при контакте с другими индивидами, социальными группами. И первокурснику необходимо познакомиться и общаться не только с товарищами по группе, по курсу и факультету, но и с преподавателями, учебно-вспомогательным персоналом, работниками библиотеки и других служб вуза.

Социальное самосознание – та часть механизма социальной адаптации, при которой осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли, своего “Я” в окружающей социальной среде. Чем скорее произойдет это формирование и осмысление применительно к вузовской среде, тем успешнее будет учиться студент.

Таким образом, социальная адаптация - это сложный и противоречивый процесс, составные части которого образуют неразрывное единство: без деятельности не может быть общения и наоборот, а самосознание формируется и развивается в ходе деятельности и общения, влияя, в свою очередь, на них.

В процессе адаптации следует выделить две стороны: объективную и субъективную. Объективная заключается в том, что на индивида активно влияют окружающая среда (родители, друзья и т.д.), а также социальные институты общества. Субъективная связана с личностными качествами человека, его взглядами, убеждениями, со всеми аспектами его социально-психологического развития. И здесь во многом проявляется активизирующая роль человека, его желание или нежелание принять, усвоить существующие социальные ценности. И в связи с этим мы можем говорить о двух видах адаптации: добровольной или вынужденной.

Добровольная происходит тогда, когда человек активно и осознанно принимает те меняющиеся условия социальной среды, к которым он приспосабливается. В этом случае адаптация происходит быстрее, значительно легче, не вызывая значительных осложнений в жизни человека. Вынужденная адаптация имеет место тогда, когда происходящие изменения не соответствуют, противоречат установкам и представлениям индивида, но в тоже время он вынужден содействовать их реализации. Это значительно осложняет процесс адаптации и не только замедляет его, но и может привести к неудачам; индивид так и не сможет адаптироваться к новым условиям, что вызывает крайне нежелательные последствия: срывы в учебе и, как следствие, невозможность продолжать учебу в университете, эмоциональные и психические срывы, ухудшение здоровья и так далее.

Следовательно, с первых дней учебы первокурсник должен помнить о том, что его пребывание в вузе требует определенного приспособления к новым условиям, что социальная адаптация тогда будет успешной, когда заработает весь её механизм в единстве, когда она осуществляется добровольно и осознанно. Это требует множества условий, важнейшими из которых являются знание структуры и содержания работы высшего учебного заведения, а также особенностей учебного процесса в нём.

Доказано, что люди, обладающие более высокой образованностью, обладают более высокой степенью адаптивности.

3. История СПбГУП и особенности реализации учебно-воспитательного процесса в условиях университета.

 

Основой для проведения государственной политики в области образования вообще и высшего образования, в частности, являются Законы Российской Федерации “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Впервые, в соответствии с положениями названных законов, интересы личности в системе образования ставятся на первое место. Образование определяется как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

Первая статья первого раздела закона “Об образовании” провозглашает сферу образования приоритетной в России. В статье второй, формулирующей принципы государственной политики в области образования, провозглашаются гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свобода и плюрализм в образовании, демократический характер управления и автономность образовательных учреждений.

Идеалам новаторского подхода к реализации задач современного образования полностью отвечает избранный студентами для осуществления своей учёбы Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, признанный флагманом отечественного образования.

И каждый студент должен знать его историю и соблюдать его традиции, отражённые в документально зафиксированных или изустных корпоративных правилах. Поскольку история вуза - это память о пережитом и осмысле­ние пройденного пути, успехов и неудач, исканий и обре­тений.

Так история становления СПбГУП включает несколько последовательных этапов. Начинается она 9 октября 1926 г., когда начались учебные занятия Ленинградской шко­лы профсоюзного движения в Актовом зале Дворца труда.

И Первый этап – это этап Высшей школы профдвижения, охватывающий 1926 – 1936 годы и включающий в себя задачи культурного строительства нового государства.

Второй этап, включающий 1936 - 1948 годы, повлёк превращение среднего специального учреждения, которым была профсоюзная школа, в учительский институт.

На Третьем этапе вуз стал носить имя Вы­сшей профсоюзной школы культуры. И этот этап охватывал 1948 - 1991 годы.

Наконец, Четвёртый этап – становления Гу­манитарного университета профсоюзов – ведёт своё начало с 1990-х годов прошлого столетия.

При этом о современном, Четвёртом этапе истории вуза Почетный доктор СП6ГУП - академик Д.С. Лихачев однажды сказал: «Ваш Университет, вер­нее теперь сказать, наш Университет -Университет будущего... Я чувствую себя в Университете XXI века».

И это справедливые слова, так как вся история СПбГУП связана с развитием гражданского общества в России.

В частности, история ЛВШПД-ВПШК-СП6ГУП всегда была тесно связана с историей профсоюзного движения СССР, а затем России. Однако на каждом этапе перед вузом стояли свои неповторимые и сложные задачи.

Так к Первому этапу (1926 - 1935 гг.) следует отнести решение начальных задач культурной революции в СССР, поставленных профсоюзами: обучение на уровне проф­союзных курсов активистов профдвижения, повышение ква­лификации культпросветработников, оснащение их передовым опытом культурно-просветительной деятельнос­ти профсоюзов. Это был период проб и ошибок, закладки основ педагогической деятельности ВШПД, воспитания кадров, разработки простейших методик преподавания, на­копления опыта, который был крайне необходим всему педагогическому коллективу.

Второй этап (1936 - 1947 гг.) — дальнейшее повы­шение статуса Школы, приравнивание ее к учительскому вузу и выполнение социального заказа профсоюзов, направ­ленного на более качественную подготовку клубных и библиотечных работников. Однако эта деятельность была прервана Великой Отечественной войной, блокадой Ленин­града. Большинство преподавателей и студентов ушли на фронт защищать Родину от фашистских агрессоров. Это были трудные для всей страны и народа годы.

После завершения Отечественной войны руководство ВЦСПС и Школы, педагогический кол­лектив совместно со студентами-фронтовиками с новой энергией приступили к решению новых задач, поставлен­ных профсоюзами. Необходимо было повысить педа­гогический и научный потенциал, тем более, что это опре­делялось новым статусом Школы: она стала высшим учебным заведением. Решалась задача по подготовке квали­фицированных специалистов, что требовало как струк­турной перестройки школы, так и существенного пересмотра учебного процесса. На это и были мобилизованы все твор­ческие силы профессорско-преподавательского состава. И общие усилия, несмотря на послевоенные трудности, увенчались успехом.

Третьим этапом явились годы с октября 1948 по 1991 год. Школа была переименована в Ленинградскую высшую школу профсоюзного движения, а затем в Высшую профсоюзную школу культуры. По указанию профсоюзов (ВЦСПС) были пересмотрены учебные планы и програм­мы, коллектив пополнился новыми специалистами. Вуз стал работать на основе государственных образовательных стандартов, его выпускники получали диплом государственного образца. Укрепились связи Школы с советами и комитета­ми профсоюзов, профкомами и клубными учреждениями. Значительно расширились заочное и вечернее отделения. Именно в это время к деятельности Школы, к организации учебного процесса была привлечена большая группа веду­щих практиков клубной работы; введена защита дипломных работ, что способствовало более глубокому изучению не только теории, но и практики социально-культурной деятельности. Разви­тие научных основ культурно-просветительной деятельности преподавателями вуза вместе с конкретными вопросами, ко­торые разрабатывались студентами, значительно расширяло и углубляло связи Школы с практикой культурного строитель­ства.

И эта работа велась в сложных условиях, с одной стороны, преодоления последствий культа личности и тоталитаризма, с другой — процесса демокра­тизации всех сторон жизни общества.

К Четвертому этапу, начавшемуся в 1991 году следует отнести создание и развитие Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Произошла ко­ренная перестройка всей работы вуза - он стал по существу другим вузом. В нем сохранились лучшие традиции, свя­занные с новаторством, стремлением к лучшему, пере­довому. В вузе стали функционировать пять факультетов: юридический, экономический, культуры, искусства и конфликтологии наряду с вечерним, заочным отделением и факультетом повышения квалификации, а также многими отечественными и зарубежными филиалами.

Сегодня Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов – это высшее учебное заведение, учрежденное Федерацией независимых профсоюзов России и возглавляемое действительным членом Российской Академии Образования Александром Сергеевичем Запесоцким.

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов осуществляет подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по очной, вечерней и заочной формам обучения на 5 факультетах, а также ведёт обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Лицам, завершившим обучение по избранному направлению подготовки/специальности и прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдается государственный диплом о высшем профессиональном образовании.

Выпускникам, полностью освоившим дополнительную профессиональную образовательную программу "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" и прошедшим итоговую государственную аттестацию, одновременно с государственным дипломом о высшем профессиональном образовании выдается документ (диплом) государственного образца о присвоении дополнительной квалификации "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации". Военнообязанным студентам, обучающимся по очной форме, предоставляется отсрочка от призыва в армию. Университет регулярно проходит лицензирование и аккредитацию. Так сегодня ему предоставлена Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Регистрационный номер 3485 серия АА № 003489 от 01.06.2010 г. Его свидетельство о государственной аккредитации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки имеет регистрационный номер 0358 серия ВВ № 000361 от 26.04.2010. При университете функционируют заочный факультет, аспирантура и докторантура.

Профессорско-преподавательский состав Университета составляют 38 академиков и действительных членов академий, 61 народный артист и заслуженный деятель культуры, науки и искусств; 108 докторов наук и профессоров; 179 доцентов и кандидатов наук.

Среди имён Почетных докторов университета встречаем выдающихся деятелей науки, культуры и искусств России: Д.С.Лихачёва, В.Л.Янина, Н.М.Дудинской, Э.А.Рязанова, А.П.Петрова, Г.В.Свиридова, М.К.Аникушина, Д.А.Гранина, М.Л.Ростроповича, Ю.Х.Темирканова, Ж.И.Алферова, А.А.Вознесенского, К.Ю.Лаврова, Б.Я.Эйфмана, М.М. Боброва, Н.А. Платэ, Л.А. Додина, Н.П. Бехтеревой, А.О. Чубарьян, А.А. Лиханова, А.А. Гусейнова, А.Д. Некипелова, О.В. Басилашвили, а также ректорав Бристольского университета Дж.Кингманв (Великобритания) и Линнского университета Д.Россв (США).

Деловыми партнерами Университета являются: Бристольский университет (Великобритания), Линнский и Денверский университеты, Университет Валдоста (США), Университет г. Фрибург (Швейцария), Высшая Школа Экономики г. Людвигсхафен на Рейне (Германия), Барселонский университет (Испания), Университет г. Турку (Финляндия), Шведская школа экономики.

СПбГУП является экспериментальной площадкой Российской Академии Образования, реализующей культуроцентристскую концепцию образования, обоснованную и проводимую в жизнь её основоположником А.С. Запесоцким, пользующимся поддержкой всего коллектива Университета. И учёба в Университете, где обучаются более 12000 студентов и 350 аспирантов, является почётной и престижной деятельностью, объединяющей студентов важнейшей задачей – получить образование, чтобы быть полезными строящемуся в России правовому государству и гражданскому обществу.

Литература:

 

1. Запесоцкий А.С. Воспитательный процесс в Университете в контексте культуроцентристской концепции образования. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 28с.

2. История Ленинградской высшей школы профсоюзного движения - Высшей профсоюзной школы культуры - Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов: [научное издание]/ ФНПР, Федер. профсоюзов СПб и Лен. обл., СПб Гуманит. ун-т профсоюзов; науч. ред. Е. И. Макаров, рук. авт. кол. В. Е. Триодин. -СПб.: СПбГУП, 1996.-119 с.

3. Санкин Л. А. Введение в университет: Учеб. пособие/ Л. А. Санкин; СПб Гуманит. ун-т профсоюзов. -3-е изд., испр. и доп.. -СПб.: СПбГУП, 2001, 2002.-124 с.

4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) "бакалавр")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 № 16295) – код доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97769/

План лекции:

 

1. Социальная политика государства и социальная работа в условиях перехода к рынку

2. Понятие социальной защиты населения

3. Правовые основы реализации социальной политики

 

Краткое изложение содержания лекции:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По направлению «Социальная работа» | Социальная политика государства и социальная работа в условиях перехода к рынку
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.