Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Профессиональные требования к социальному работнику

 

План лекции:

 

1. Обязанности в соответствии с квалификационным справочником.

2. Деятельность в соответствии с функциями.

3. Требования к знаниям специалиста социальной работы.

4. Требования к результатам освоения программы бакалавриата.

5. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

6. Духовно-нравственный портрет специалиста (бакалавра) социальной работы.

7. Кодекс этики со­циального работника.

 

 

Краткое изложение содержания лекции:

 

1. Обязанности в соответствии с квалификационным справочником.

 

Социальная работа является универсальным видом деятельнос­ти. Она требует от специалиста знаний в различных областях и уме­ний и применять на практике. Не случайно поэтому в квалифика­ционном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей.

Социальный работник обязан:

выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-ме­дицинской, юридической, психолого-педагогической, материаль­ной и иной помощи, в охране нравственного, физического и пси­хического здоровья;

устанавливать причины возникающих у них трудностей, кон­фликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т.д.), оказы­вать им содействие в разрешении этих трудностей и конфликтов и социальную защиту;

содействовать в совместной деятельности различных обществен­ных и государственных организаций и учреждений по оказанию не­обходимой социально-экономической помощи нуждающимся груп­пам населения;

оказывать помощь в семейном воспитании, заключении трудо­вых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершен­нолетних детей, инвалидам, пенсионерам;

проводить психолого-педагогические и юридические консульта­ции по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовер­шеннолетними детьми с асоциальном поведением;

выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждаю­щимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

организовывать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, выступать (в необходимых случаях) в качестве их общественного защитника в суде;

участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семей­ных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д.);

организовывать и координировать работу по социальной адап­тации и реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений.

 

 

2. Деятельность в соответствии с функциями.

 

Квалификационный справочник определяет обязанности и тре­бования к социальному работнику в самом общем плане без учета функций, специализаций, уровня подготовки социального работ­ника. Пока не касаясь двух последних аспектов, попробуем конкре­тизировать деятельность социального работника в зависимости от выполняемых им основных функций.

Реализация диагностической функции предполагает изучение социальным работником особенностей группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и поста­новку «социального диагноза».

Прогностическая функция реализуется путем программирования и прогнозирования влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработки определенной моде­ли социального поведения этих объектов.

Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевти­ческая) функция позволяет предусмотреть и привести в действие со­циально-правовые, юридические, психологические, социально-ме­дицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организовать оказание социоте-рапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обес­печить защиту прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Предупредительно-профилактическая функция, таким образом, направлена не только на оказание всевозможной помощи и под­держки уже оступившимся, слабо защищенным слоям, но и на пре­дупреждение всевозможных негативных последствий в положении, поведении, деятельности слоев, групп людей, отдельных личностей. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и в широком смысле слова.

Правозащитная функция в социальной работе предусматривает использование всего комплекса законов и правовых норм, направ­ленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения. Это касается как населения, проживающего в стране, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами. В соответствии с социально-педагогической функцией социальный работник призван выявлять интересы и потребности людей в раз­личных видах деятельности (культурно-досугОвой, спортивно-оздо­ровительной, технического и художественного творчества, туризма) и привлекать к работе с ними различные учреждения, организации, общественные, творческие и другие союзы, специалистов, трене­ров, организаторов культурно-досуговой деятельности и т.д.

Психологическая функция предполагает различные виды консуль­тирования и коррекции межличностных отношений, помощь в со­циальной реабилитации всем нуждающимся, призвана способство­вать социальной адаптации личности.

При реализации социально-медицинской функции социальный работник обязан организовать работу по профилактике здоровья, помогать овладевать основами оказания первой медицинской по­мощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организовать работу по планированию семьи, формировать ответ­ственное отношение к репродуктивному и сексуальному поведению, содействовать подготовке молодежи к семейной жизни, развивать трудотерапию, способствовать формированию здорового образа жизни. В деятельности социального работника важна реализация соци­ально-бытовой функции, а именно: социальный работник обязан способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки раз­личным категориям населения (особенно инвалидам, людям пожи­лого возраста, молодым семьям и др.) в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта.

Коммуникативная функция призвана устанавливать контакты с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовы­вать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека, больных и здоровых, нуждающихся и не нуждающихся в помощи и поддержке.

Рекламно-пропагандистская функция социальной работы прояв­ляется в организации рекламы социальных услуг, в пропаганде идей социальной защиты человека.

Нравственно-гуманистическая функция (как своеобразная кон­центрация определенных свойств, черт всех других функций) при­дает социальной работе высокие гуманистические цели, создает условия для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе.

Реализация организационной функции состоит в том, чтобы спо­собствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.

 

 

3. Требования к знаниям специалиста социальной работы.

 

Социальный работник может выполнять названные обязаннос­ти и реализовывать указанные функции только в том случае, если он владеет большим кругом соответствующих знаний и умений. Тре­бования, предъявляемые к знаниям и умениям специалиста в обла­сти социальной работы, изложены в Государственном образователь­ном стандарте высшего и профессионального образования, впервые утвержденном Госкомвузом Российской Федерации вначале в 1992, а затем в 1994 г. В настоящее время они пересмотрены и мы пользуемся Госстандартом 2000 для специалитета № специальности 040101.65, а затем и Госстандартом 2009 г. № бакалавриата 040400.62.

Эти требования представлены несколькими группами: 1) общими тре­бованиями к образованности специалиста; 2) требованиями к зна­ниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-эко­номических дисциплин; 3) требованиями к знаниям и умениям по циклу общих математических и естественно-научных дисциплин; 4) требованиями к знаниям и умениям по циклу общепрофессио­нальных дисциплин направления и 5) требованиями к знаниям и умениям по циклу специальных дисциплин направления.

Перечислим требования к специалисту в области социальной ра­боты по двум последним циклам.

Согласно Государственному стандарту по циклу общепрофессиональных дисциплин направления (социальной работы) специалист должен: *

знать специфику работы в различной социальной среде;

знать и уметь использовать передовой отечественный и зарубеж­ный опыт социально-культурной деятельности;

уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой — между различными обществен­ными и государственными структурами;

уметь обеспечивать связи между личностью и микросредой, де­тьми и взрослыми, семьей и обществом;

уметь оказывать влияние на отношения между людьми и ситуа­цию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению соци­ально-значимой деятельности;

уметь работать в условиях неформального общения, способст­вуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции кли­ента;

знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в ста­новлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребнос­тей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

уметь дать психологическую характеристику личности (ее тем­перамента, способностей и т.п.), интерпретацию собственного пси­хического состояния, владеть приемами психодиагностики и пси­хической саморегуляции;

иметь научное представление о социологическом подходе в трак­товке личности, факторах ее формирования в процессе социализа­ции, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах и исходах социальных процессов;

знать типологию, основные источники возникновения и разви­тия массовых социальных движений, формы социальных взаимо­действий, факторы социального развития, типы и структуры соци­альных организаций и институтов;

владеть основами социологического анализа;

знать основы общей педагогики и ее специальных разделов;

знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитатель­ных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

знать и уметь использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения;

знать национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции регионов и уметь использовать их в социаль­ной работе;

знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательст­ва, регулирующие охрану материнства и детства, прав несовершен­нолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающие их социаль­ную защиту;

знать основы уголовного и гражданского права;

знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновле­ния, лишения родительских прав, направления в специальные учеб­но-воспитательные учреждения;

знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни;

уметь вести организационно-управленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педагогическую и практическую дея­тельность на различных объектах профессиональной деятельности, определенной Государственным стандартом;

уметь оказывать первую медицинскую помощь.

По циклу специальных дисциплин направления (социальной рабо­ты) специалист должен:

владеть методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, уметь использовать полученные знания в реаль­ных проектах;

владеть процедурой и методами социальных инноваций, творче­ски использовать инновации в практике социальной работы;

знать особенности социальной экологии, методы оценки состо­яния окружающей среды, владеть экологической культурой;

знать и уметь разрешать актуальные проблемы геронтологии, уметь организовать медико-социальное обслуживание людей пожи­лого и старческого возраста, знать специфику социальной работы с этим контингентом;

применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, уметь вести социальную работу среди безра­ботных, оказывать им моральную и материальную поддержку, по­мощь в трудоустройстве;

уметь использовать углубленные знания специальных разделов психологии и педагогики социальной работы;

знать и уметь применять методы социальной статистики и исполь­зовать статистические измерения в социальной работе;

уметь вести социальную работу с учетом современной этногра­фической и демографической ситуации;

знать конкретный опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и уметь использовать его в практической деятельности;

владеть методикой исследовательской работы при анализе кон­кретных явлений и процессов в социальной сфере, уметь использо­вать и внедрять полученные результаты исследований;

знать и использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальной работы в трудовых коллективах, медико-социальной помощи населению, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсион­ного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социаль­ной сфере.

Общие требования к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы конкретизируются с учетом избранной специа­лизации и определяются учебным планом вуза. Например, выпускники могут обучаться по специализациям социальный менеджмент в социальной работе, социальная работа с группа­ми населения, социально-медицинские услуги населению, основы психо-социальных технологий работы с населением и т.д.

Как приложение к данной лекции можно рассмотреть Госстандарт бакалавриата по направлению Социальная работа. Он утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. N 709. Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. № 16295.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Медико–социальная работа в системе здравоохранения | Требования к результатам освоения программы бакалавриата
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.