Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Изучение средневековых памятников в Беларуси




На землях Беларуси интерес к археологическим древностям, согласно исследованиям известного историка Г.А.Кохановского, зарождается еще в XVI столетии. Еще до становления археологии как зрелой науки ведутся поиски монет, предметов антикварного значения, остатков церквей прошлых эпох. Вплоть до XIX века большинство открытий оставалось неизученными, а интересные находки оседали в частных коллекциях шляхты и магнатов. Но это был закономерный этап в становлении археологической науки. Такой же путь прошли все европейские страны, включая наших соседей – Россию, Польшу и др.

Крупнейшим научным центром по изучению белорусских (и не только) древностей выступал Виленский университет, где в XIX столетии трудились лучшие ученые-гуманитарии тогдашей Европы (в том числе и выходцы из Польши, России, Франции, Германии и др.). Фактически первую археологическую карту европейского центра и северо-запада Российской империи составил белорусский шляхтич Адам Чарноцкий, больше известный под псевдонимом Зориан Доленга-Ходаковский, получивший открытый лист Виленского университета на проведение подобных исследований. На его карту попали сотни городищ, в том числе остатки средневековых городов. Конечно, описания и размышления З.Доленги-Ходаковского сегодня могут вызвать улыбку маститого ученого, но он остается «первопроходцем» восточноевропейской археологии. Братья К.П. и Е.П.Тышкевичи создают один из первых частных археологических музеев в Беларуси в своем родовом Логойском имении и способствуют созданию Виленской Археологической комиссии. В коллекциях Тышкевичей преобладали каменные орудия эпох неолита и бронзы, материалы «любительских» раскопок средневековых курганов, монеты. Археологий интересовались знатоки белорусской старины А. Киркор, Т.Нарбут и другие.

В конце XIX в. крупные курганные раскопки в землях радимичей и дреговичей проводят В.З.Завитневич и В.Б.Антонович. Они еще далеки от высокого уровня, но носят вполне научный характер: каждый исследователь преследовал решение того или иного вопроса, а не задачу пополнения свой собственной коллекции. Да, ни В.З.Завитневич, ни В.Б.Антонович не составляли планов курганных могильников и отдельных курганов, достаточно поверхностно описывали могилы и их инвентарь. За несколько полевых сезонов В.З.Завитневич умудрился разрыть несколько сот курганов дреговичей и их соседей в Припятском Полесье и Поднепровье. Качествао таких исследований очевидно. Тем не менее, этот ученый впервые поставил вопрос (хотя и не решил его до конца) о возможности использования найденных женских украшений и наблюдения особенностей погребального обряда в вопросе ареала расселения дреговичей. Коллекции археологических находок конца XIX в. частично сохранились в Государственном историческом музее (Москва), в музеях Киева и Чернигова.

Качественные археологические исследования на рубеже столетий в тогдашнем Северо-Западном крае провел уроженец гомельского предместья Ново-Белицы Е.Р.Романов – известный ученый-энциклопедист и общественный деятель. Он не только без спешки раскопал многие десятки курганов радимичей (его литературный псевдоним – «Радимич»), но и представил ученому миру скрупулезные отчеты об исследованиях с приложением чертежей и фотоснимков. Е.Р.Романов старался как можно больше публиковать. Именно поэтому многие его открытия по-прежнему остаются важным достижением историко-археологической науки. Бесценна археологическая карта Могилевской губернии, которая сохранилась в личном архиве ученого. Не менее интересен опубликованный им в 1910 г. под эгидой Русского Императорского Географического общества «Археологический очерк Гомельского уезда», где в научный оборот вводился большой материал о памятниках средневековья данного региона Беларуси. Недостаток исследований средневековых памятников на белорусских землях дореволюционного периода – односторонняя направленность научного интереса преимущественно к могильным древностям.

В первые послевоенные десятилетия со становлением белорусской советской археологической науки и развертыванием массового краеведческого движения археологи Института Белорусской культуры (впоследствии Академии наук) под руководством А.Н.Лявданского проводят сплошное обследование территории БССР. Ученые разработали многолетнюю программу составления максимально подробной археологической карты республики, охватили исследованиями все категории памятников и всех исторических эпох.

К 1930-м годам была выработана первая научно обоснованная периодизация древнего и средневекового прошлого Беларуси. Большое внимание уделялось поиску и проведению небольших раскопок на сельских поселениях и на месте средневековых городов. Стараниями А.Н.Лявданского, А.Д.Ковалени, С.А. Дубинского и др. впервые проводятся археологические работы в Полоцке, Турове, Минске, Чечерске и пр. Только в Гомельском Поднепровье были выявлены сотни памятников железного века и периода феодализма, составлены десятки топографических планов, собраны представительные научные коллекции. Археолог-краевед И.Х.Ющенко при помощи наблюдений и шурфовки в 1926 г. открывает место древнего Гомельского городища.

Большие потери историко-археологическая наука понесла в годы сталинских репрессий и Великой Отечественной воны (1930-е – 1940-е гг.). Почти все археологи погибли, исчезла бесценная научная документация, публикации отправлены в т. н. «спецхран», а коллекции находок были разграблены.

На землях Западной Беларуси, которые юридически входили в сотав Польши (1921 – 1939 гг.) также проводились значительные археологические исследования, в т. ч. памятников средневекового периода. Польская историческая наука рассматривала белорусские древности как составную часть польских. Основными организаторами археологических исследований в Западной Беларуси был известные ученые, которые занимали крупные чиновничьи посты – В.Антаневич, Р.Якимович и др. В 1920-30-х гг. При польских властях были открыты музеи в Гродно, Пинске, Слониме, Волковыске. Значительную часть их собраний составляли археологические коллекции. Супруги Е. и А.Голубовичи провели раскопки средневековых курганов балтов и славян в бассейне Немана. В те же годы начинается изучение городов летописного периода. Раскопки велись в Волковыске (Ю.Ядковский), Гродно (Ю.Ядковский, З.Дурчевский), Давыд-Городке (Р.Якимович). В начале 1930-х гг. На площадке замчища в Новогрудке в честь знаменитого поэта А.Мицкевича польскими властями при широком участии общественности и ученых был насыпан высокий мемориальный курган. Большая часть земли была вынута из культурных отложений эпохи средневековья, что дало польским ученым возможность изучить несколько историко-архитектурных памятников древнего Новогрудка.

После войны археологическая наука медленно, но верно восстанавливается. Первоначально сосредоточенная в стенах Института истории Академии наук БССР (остававшимся головным центром), она начинает формироваться на базе крупнейших вузов и музеев страны. Появляются крупные публикации монографического характера, в первую очередь по региональным средневековым древностям и посвященные городской археологии.

Во второй половине XX в. Э.М.Загорульский проводит масштабные раскопки Минского замчища, начатые ранее В.Р.Тарасенко. Экспедиция Белгосуниверситета впервые почти полностью раскапывает феодальный замок – Вищинское городище под Рогачевом. Крупные исследования Полоцка, городов и курганных могильников Полоцкой земли ведут экспедиции Г.В.Штыхова и его учеников. П.Ф.Лысенко успешно изучает города Туровской земли, открывает для мировой науки уникальный комплекс города Берестье. Крупные исследования ведутся во второй половине XX – начале XXI столетий в Витебске, Гомеле, Гродно, Орше, Мстиславле, Могилеве, Волковыске, Новогрудке, Заславле, Лукомле, Кричеве и др. (раскопки Л.В.Алексеева, Т.С.Бубенько, Н.Н.Воронина, Ф.Д.Гуревич, Э.М.Загорульского, Ю.А.Зайца, Я.Г.Зверуго, Л.В.Колединского, О.Н.Левко, О.А.Макушникова, А.А.Метельского, И.А.Морзолюка, В.Р.Тарасенко, М.А.Ткачева, О.А.Трусова и др.). Я.Г.Риер провел комплексное исследование Чаусского селища и могильника, убедительно показал значение памятников такого рода в изучении аграрного мира средневековья в европейском регионе. А.А.Седин изучил прообраз будущих городов и феодальных замков – раннесредневековое Никодимовское городище в Могилевском Поднепровье, В.С.Вергей, О.В.Иов – сельские поселения в Припятском Полесье, В.И.Кошман – поселения поречья Березины, О.А.Макушников – Гомельского Поднепровья. Кроме белорусских ученых, нашу средневековую археологию «поднимают» российские ученые. Так, В.В.Седов провел обследования и небольшие раскопки памятников разного характера по всем уголкам Беларуси. М.К.Каргер и П.А.Раппопорт выполнили серьезные исследования монументальной культовой архитектуры. Ю.В.Кухаренко обследовал многие десятки средневековых памятников Белорусского Полесья и Поднепровья, провел раскопки знаменитого славянского городища Хотомель в Столинском районе Брестской области. Экспедиция П.Н.Третьякова и его коллег раскопала комплекс восточнославянских памятников у д. Чаплин в Гомельском Поднепровье. Э.А.Сымонович исследовал знаменитое Колочинское городище под Речицей, давшее наименование целой археологической культуре.

Материалы исследований археологических памятников широко представлены на страницах статей, монографий, энциклопедических изданий. Оперативно информируют читателей о новых открытиях академические издания – “Гістарычна-археалагічны зборнік” и “Матэрыялы па археалогіі Беларусі”, котрые выходят из печати обычно один – два раза в год. Академия наук, вузы и музеи ежегодно проводят историко-археологические конференции регионального, республиканского и международного уровня, где изучению поселений средневекового периода отводится значительное место.

 

 

Лекция 4. АРХЕОЛОГИЯ ОТКРЫТЫХ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (СЕЛИЩ) И КРЕСТЬЯНСКИХ МОГИЛЬНИКОВ

Основными категориями поселений Древней Руси являются поселения открытого типа (селища).

Селища – это остатки средневековых поселений, которые в восточнославянских письменных документах именуются терминами «весь», «село», вероятно, «погост» и «деревня». Значение каждого из этих терминов вызывает у исследователей несколько разные трактовки. Говоря о сельских поселениях XI – XIII вв., присоединяюсь к следующим точкам зрения. Весь – это небольшая деревушка относительно свободных общинников. Термин «село» имеется на первых страницах летописей. Уже в X – XI вв. селами именуются загородные княжеские имения с челядью. Село – крупное селение, центр определенной округи, состоявшей из весей. После крещения Руси оно обычно имело церковный приход. Села были рано охвачены процессами феодализации, в первую очередь, государственной, а затем частновладельческой и церковной. Погост – крупное поселение, еще во времена первых князей (вспомним деятельность княгини Ольги) служившее местом сборов даней с податного населения. Что касается термина «деревня», то он относительно поздний и связан больше с русской, нежели с общевосточнославянской историей. Вероятно, он близок по историческому содержанию более ранней веси.

Древняя Русь была преимущественно аграрной страной. Это обстоятельство нашло отражение как в письменных, так и в археологических источниках. Археологи показывают, что на карте Восточной Европы города были достаточно редким вкраплением на фоне «селищной» стихии. Плотность сельского расселения, размеры поселений, а соответственно и демография того или иного региона зависели, прежде всего, от природно-географического фактора. Регионы, где рано распространяется наиболее продуктивное пашенное земледелие на богатых почвах (в первую очередь – Поднестровье, Южное Побужье, Среднее Поднепровье, Подонье) демонстрируют очень высокую плотность размещения поселений и их большие размеры. Так, по наблюдениям украинских археологов, в Среднем Поднепровье на ряде участков долины Днепра и его притоков поселения периода Древней Руси расположены на расстоянии до 1-2 км друг от друга, а их площадь может достигать 10 и более га. В лесной полосе Восточной Европы, где сохранялись очаги подсечно-огневого (лесного, лядинного) земледелия на бедных почвах (песчаных, переувлажненных и пр.), поселения располагались разреженно, расстояние между ними достигало 20 и более км. Размеры поселений здесь составляли обычно не более 1,5-2,5 га.

Сельские поселения Руси тяготеют к речным долинам и источникам воды. Такое их расположение диктовалось не только бытовыми, но и экономическими потребностями крестьянства. Реки служили транспортными артериями, являлись источником природных богатств, необходимых для развития земледелия и животноводства («мягкие» и относительно плодородные почвы речных долин, луга, промысловые озера и пр.). Поселения имели планировку, подчиненную рельефу местности, чаще всего вытягивались вдоль главного водотока. Ячейкой сельской застройки, исключительно деревянной, служила крестьянская усадьба (двор), состоявшая из дома, хлевов, сараев, иногда – мастерских.

Основой экономики сельского населения служили земледелие, животноводство, речные, лесные и домашние промыслы. Скудные сообщения письменных источников хорошо дополняет археология. При раскопках селищ выявляется полный набор орудий труда, необходимых в земледелии и в переработке собранного урожая. Это – железные наконечники пашущих орудий (наральники, сошники, лемехи), косы, серпы, каменные ручные мельницы (жернова). Со скотоводством связаны, в первую очередь, находки костей домашних животных. Условное средневековое стадо состояло из крупного (коровы) и мелкого (козы, овцы) рогатого скота, свиней, лошадей, домашней птицы. С животноводством связаны находки колокольчиков-ботал и пружинных ножниц, назначенных для стрижки овец. О развитии лесного пчеловодства (бортничества) говорят находки специальных инструментов пчеловодов – медорезок, с рыболовством – металлических крючков, блесен, глиняных грузил и пр. На селищах севера Черниговщины и в пригородном селе летописного Гомеля археологи открыли следы производства смолы и дегтя – материалов, важных в строительном, корабельном деле и медицине. К основным домашним занятиям крестьянок относились прядение и ткачество, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные находки насадок для веретен (пряслиц), костяных и металлических иголок, остатки самих тканей. Часть сельских поселений имела определенную ремесленно-промысловую направленность. Соседство с залежами глины способствовало развитию гончарства, болотной (луговой) руды – металлургии железа и кузнечного дела. Примером специализированного металлургического поселка эпохи Древней Руси является Нисимковичское селище в Чечерском р-не, исследованное экспедицией Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины в 1980-х гг.

Сельское население Руси, судя по данным археологии, было вовлечено во внутреннюю и внешнюю торговлю. И не следует преувеличивать объем «натурального содержания» сельской экономики, акцентируя внимание лишь на ее «замкнутости». На селищах и прилегающих к ним могильниках встречается много предметов не-местного происхождения (монеты Византии, Арабского Халифата, Западной и Центральной Европы, стеклянные и каменные бусы арабо-мусульманского Востока, Индии и пр.). В современной литературе по-прежнему бытует явно устаревшее положение о том, что древнерусское село было однородным в социальном отношении, т. е. сугубо крестьянским. Находки престижных предметов аристократического быта, включая предметы вооружения, показывают, что состав населения ряда сел был более сложным. Здесь, кроме крестьян, временно или постоянно проживали представители феодальной администрации (чиновники-«старцы»), мелкие землевладельцы (в т. ч. осевшие на землю дружинники), священнослужители и их ближайшее окружение.

Обширную историческую информацию о жизни древнерусского села дают материалы раскопок погребальных памятников. В IX – XIII вв. у восточных славян господствовал подкурганный обряд захоронения, имевший глубокие языческие корни. С конца X столетия под влиянием христианизации языческое трупосожжение сменяется трупоположением, а к концу XII – XIII вв. в большинстве регионов Руси курганные могильники сменяются бескурганными.

Языческие могилы, в связи с дохристианскими религиозными представлениями восточных славян и их соседей, сопровождались различными предметами быта, украшениями, орудиями труда (ножами, шейными обручами-гривнами, браслетами, височными кольцами, стеклянными и каменными бусами, пряслицами, глиняной посудой и пр.). Еще на рубеже XIX – XX вв. известный российский археолог А.А.Спицын обратил внимание на то, что восточнославянские «племена», отмеченные в Повести Временных Лет, можно идентифицировать методами археологии, взяв за основу особенности женских украшений. Изучение погребальных памятников показывает, что для погребального убора новгородских словен были характерны ромбощитковые, вятичей – семилопастные, радимичей – семилучевые, северян – спиральные, кривичей – браслетообразные височные кольца, южных группировок (полян, древлян, волынян, хорватов, уличей, тиверцев) – различные варианты перстнеобразных височных колец, дреговичей – крупнозерненые бусы и кольца с такими же бусами.

Археологический материал ярко освещает и такое специфическое явление как «двоеверие», иначе – «языческо-христианский синкретизм» в среде сельского населения. Последние оплоты «живого» язычества (святилища) угасают только к середине XII – XIII вв.

 

 

Лекция 5. АРХЕОЛОГИЯ ГОРОДИЩ («ПЛЕМЕННЫХ», «ОБЩИННЫХ» ЦЕНТРОВ)

На территории Восточной Европы первые городища, по-видимому, появляются еще в бронзовом веке или даже в конце энеолита (этот вопрос недостаточно изучен), но время их широкого распространения – железный век. Так, например, они характерны для носителей скифской, милоградской, юхновской, днепродвинской, дьяковской, зарубинецкой и др. культур. Городища раннего железного века, расположенные в лесной полосе, трактуются как места родовых поселков, где могло проживать от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

В раннеславянскую эпоху (V – VII вв. н. э.) городища меняют свою функцию. Они уже не являются основным типом поселений, но выступают организующими административными, военными и, возможно, религиозными центрами (Зимно на Севере Украины, Хотомель в Брестской, Колочин в Гомельской, Никодимово в Могилевской обл. и др.). В настоящей лекции рассматривается только одна категория восточнославянских городищ, которая в научной литературе обычно трактуется как «племенные» или «общинные» центры. Замечу, что наименование племенной (если дается без кавычек) центр применительно к эпохе развития государственности (IX – XII вв.) едва ли удачное, поскольку племена – это образования периода первобытности и собственно племенной период истории для большей части Восточной Европы к тому времени уже явно закончился.

Вспомним, что в канун становления Древней Руси ее территорию населяли до полутора десятков славянских образований (их правильнее назвать «народностями», а не «племенами»), а также их соседи балтского, финского и тюркского происхождения. Административными и военно-оборонительными центрами славянских группировок были городища. Именно здесь археологически прослеживаются признаки начала феодализации общества.

Восточнославянские городища чаще всего устраивались на господствующих высотах на речных мысах, нередко – при впадении малого водотока в крупный. Строители этих крепостей учитывали защитные свойства естественного рельефа, но при этом проводили и большие инженерно-фортификационные работы. С напольной стороны или по всему периметру площадки насыпался земляной вал, с той же напольной стороны откапывался ров. Естественные обрывы к рекам и ручьям эскарпировались (подрезались). По гребню вала ставилась деревянная стена. Она могла иметь как столбовую (частокольную), так и срубную конструкцию. Нередко пустотелые и заполненные грунтом срубы («клети», «городни») находились своим основанием в теле земляного вала. Часто городища имели не один, а несколько оборонительных поясов. Иногда крепости обладали несколькими укрепленными площадками.

Размеры городищ, как и селищ, во многом зависели от экономических возможностей того или иного региона. Так, самые крупные городища (площадью в несколько и более га) характерны для лесостепной полосы Восточной Европы, относительно небольшие (до 1,5-2,0 га) – для лесной зоны. Форма площадок крепостей чаще всего зависела от природных особенностей рельефа. В рассматриваемой нами категории памятников средневековья господствующими формами были подтреугольная или неправильных очертаний. Подрямоугольные, овальные, округлые площадки фиксируются реже.

Археологические памятники восточнославянских «племенных» центров открыты практически во всех уголках Восточной Европы. Киев в третьей четверти I тыс. н. э. был ужк крупным образованием протогородского типа с несколькими городищами, прилегающими к ним селищами и могильниками. В основе «летописных» Чернигова, Гомеля иных городов феодальной поры лежат крупные раннеславянские поселения. В Украине изучены раннесредневековые городища Зимно, Пастырское и др. Они показывают историкам далеко зашедший процесс имущественной и социальной дифференциации общества еще задолго до сложения Киевской Руси. Во многом аналогичная картина прослеживается на северо-западе Восточной Европы.

Городище Зимно находится в нескольких км от современного г. Владимира-Волынского. Крепость устроена на мысу, возвышается на 16 м над р. Луга, имеет площадь 0,5 га. Крупные раскопки здесь провел В.В.Аулих. Выявлены остатки оборонительных сооружений, жилых и хозяйственных построек, собрана крупная и яркая археологическая коллекция. Найден металлообрабатывающий инструмент, каменные формочки для отливки браслетов, серебряные и бронзовые украшения, предметы вооружения (наконечники стрел и копий, клинок сабли и др.). Зимновское городище погибло в конце VII столетия во время вражеского нашествия. На склонах крепости ученые нашли человеческие костяки с отрубленными и рассеченными головами. Захватчиками могли быть авары, тюрко-болгары или славянские дружины, возвращавшиеся на родину после изнурительных походов на балканские провинции Византии.

Яркий пример хорошо укрепленного и многолюдного поселения – древнейшее Псковское городище. Оно занимало оконечность скалистого мыса, образованного при слиянии рр. Великой и Псковы. Раскопки С.А.Таракановой дали остатки жилых и хозяйственных сооружений, большой количество предметов быта, вооружения, ремесленный инструментарий третьей четверти I тыс. н. э. Исследовательница Пскова была убеждена, что ранний Псков был городом «племенного» периода, который послужил исторической основой для феодального Пскова, упомянутого на первых страницах летописей.

На территории Беларуси к числу наиболее полно исследованных городищ средневекового времени относятся Хотомель, Франополь, Городище в Западном Полесье (Брестская обл.), Колочин в Поднепровье (Речицкий р-н Гомельской обл.), Свислочь на Березине (Бобруйский р-н Могилевской обл.), Никодимово и Барсучья Горка в окрестностях Могилева и др.

Одним из самых известных памятников славянской культуры второй половины I тыс. н. э. является городище Хотомель, расположенное в Столинском районе Брестской области. Небольшая площадка крепости защищена земляными валами. Деревянные сооружения размещались по периметру городища. Это были жилищно-хозяйственные постройки, которые были умело вписаны в контекст оборонного характера данного поселения. Находки из Хотомеля стоят в одном ряду с материалами Зимно, раннего Пскова и других подобных памятников. Но здесь есть и более чем оригинальные находки: серебряное семилучевое височное кольцо с ложной зернью IX – X вв. (прообраз «племенного» украшения радимичей) и древнейшие на территории Беларуси находки железных пластин от наборного панциря. Последние могут относиться к концу VII – VIII вв.

Раннее городище Полоцка по известным причинам вызывает повышенный интерес белорусской археологической науки. Оно было открыто и частично изучено еще в начале прошлого века А.Н.Лявданским и затем продолжало привлекать внимание исследователей. Археологические работы здесь продолжали Г.В.Штыхов, С.В.Тарасов и др. Ранний слой этого памятника относится ко времени, предшествующему первым упоминаниям Полоцка в летописи.

Исторические возможности перерастания славянских племенных центров в раннефеодальные города очевидны. «Племенные» и «общинные» центры были прямыми историческими предшественниками восточноевропейского средневекового города. Основные управленческие, военные, административные, культурные и пр. функции городов восходят истоками к функциям указанных центров. Разница заключалась в иной исторической ситуации: с одной строны – эпоха «военной демократии и вождизма», с другой – раннефеодальная государственность.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.