Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «Понятие и система административного права»

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

 

VI. Субъекты права, как участники правоотношений, могут быть носителями субъективных трудовых прав и субъективных трудовых юридических обязанностей. Ими являются граждане, организации и их органы, трудовые коллективы, профсоюзные органы.

По общему правилу трудовое правоотношение возникает между гражданами, с одной стороны, и организациями независимо от форм собственности и хозяйствования, с другой. Причём одна сторона выступает в качестве работодателя, а другая – наёмного работника.

Трудовая правосубъектность граждан по общему правилу наступает с 16 лет (ч.1 ст. 63 ТК РФ). Лица, достигшие 15 лет, могут заключать трудовой договор в случае получения основного образования либо оставления образовательного учреждения. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) трудовой договор может быть заключён с учащимся, достигшим 14 лет, для выполнения в свободное от учёбы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Для граждан установлена равная трудовая правосубъектность, её ограничение допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Так, ст. 47 УК РФ допускает применение в качестве основного или дополнительного наказания за совершённое преступление лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. В качестве основного вида наказания – на срок от 1 до 5 лет, а дополнительного – от 6 месяцев до 3 лет. Ограничения могут устанавливаться и за совершение административного правонарушения (ст. 3.8 и 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Так, в силу положений ст. 3.11 КоАП РФ лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, члены Совета директоров могут быть лишены права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в Совет директоров (наблюдательный совет), а также осуществлять управление юридическим лицом на срок от 6 месяцев до 3 лет.

В соответствии с Законом «Об образовании» к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определённые преступления.

Аналогичные ограничения установлены для государственных служащих, в том числе и судебных приставов.

Ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности, деятельности, связанной с источником повышенной опасности, допускается в отношении граждан, признанных непригодными к подобного рода деятельности вследствие психического расстройства. На территории РФ ограничено применение иностранной рабочей силы, установлен специальный (разрешительный) порядок её привлечения (Федеральный закон от 25 июля 2002г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

Организации (юридическое лицо) так же, как и граждане, для вступления в трудовые правоотношения должны обладать трудовой правосубъектностью:

· наличием определённой структуры и штатов

· фондом заработной платы

· правом набора, расстановки и увольнения кадров

· оперативной самостоятельностью в расходовании фонда заработной платы, а также самостоятельной имущественной ответственностью за причинение ущерба перед работниками организации.

Трудовая правосубъектность организации осуществляется её органами управления и уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами. Это могут быть и единоличные, и коллективные органы управления.

Кроме юридического лица работодателем может выступать иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры в случаях, установленных федеральным законом. Таким субъектом могут выступать филиалы и представительства.

 

 

 

План:

1. Предмет, метод, источники Административного права.

2. Административно-правовые отношения.

3. Основные методы правового воздействия в Административном праве.

 

1. Административное право – самостоятельная отрасль в системе права, так как отличается собственным предметом и специфическим методом правового регулирования общественных отношений, которые складываются в сфере государственного управления. Часто подчеркивают, что административное право есть управленческое право, регулирующее общественные отношения по организации и деятельности управленческого (исполнительного, административного) аппарата, права и обязанности граждан, а также должностных лиц в результате использования ими власти (управленческой, исполнительно-распорядительной, административной).

Юридическая энциклопедия раскрывает понятие административного права как отрасли права, регулирующей общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления.

Система административного права состоит из общей и особенной части. Первая включает в себя нормы, регулирующие отношения управления в целом, вторая – отношения в пределах конкретных сфер управления.

Одной из центральных проблем в современном административном праве является проблема построения новых отношений соподчиненности и взаимодействия между органами федеральной власти, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления, которые связаны с процессом осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного и муниципального управления (исполнительных органов) по руководству экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется через нормы права (правила поведения), обязательные для всех субъектов регулируемых отношений, если в них участниками являются соответствующие органы государственного управления (должностные лица), осуществляющие управленческую деятельность.

Источниками административного права выступают федеральные законы и законы субъектов федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, многочисленные подзаконные акты органов управления – министерств, ведомств, государственных комитетов, служб и других государственных органов, полномочных издавать административно-властные предписания. Особое место занимают нормативные акты органов местного самоуправления.

Конституция РФ содержит базовые правовые нормы других отраслей права, в том числе и административного права, поэтому её с полным основанием можно отнести к главному источнику норм административного права.

Таким образом, административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов государственного управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, во-вторых, внутриаппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, формы и методы внутриаппаратной деятельности в государственных органах и органах местного самоуправления).

2. Особенностью административно-правовых отношений является то, что они представляют собой общественные отношения в сфере государственного управления, урегулированные административно-правовой нормой. В силу этого им присущи все общие черты, свойственные любому правоотношения (конституционному, гражданско-правовому, трудовому, жилищному, земельному и т.п.). Административно-правовые отношения имеют специфические черты:

Во-первых, это преимущественно властеотношения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон;

Во-вторых, их характер предопределён доминирующим положением управляющей стороны;

В-третьих, в них в той или иной степени всегда присутствует государственный интерес, ибо они складываются преимущественно в особой сфере государственно-общественной жизни – в сфере государственного управления.

Неравенство сторон в административно-правовом отношении проявляется в том, что одна из них всегда наделена юридически властными полномочиями по отношению к другой. Поэтому нельзя считать административно-правовым отношение между двумя гражданами, между двумя общественными объединениями, если хотя бы одна из сторон не наделена властными полномочиями.

Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, однако в отличие, например, от гражданско-правовых отношений, в которых стороны равноправны, в административном правоотношении согласие второй стороны не является обязательным условием его возникновения. Они могут возникать вопреки желанию одной из сторон, а для органов государственного управления вступление в административно-правовые отношения – это не только возможность, но и их прямая обязанность. Отметим, что административно-правовые споры между сторонами разрешаются, как правило, в административном порядке, т.е. путём непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения полномочного органа управления или должностного лица.

За нарушение требований административно-правовых норм стороны рассматриваемых отношений несут ответственность не друг перед другом, а перед государством, а в предусмотренных законом случаях ответственность возможна и в судебном порядке.

Субъектами административно-правовых отношений могут быть органы государственного и муниципального управления, государственные и муниципальные служащие, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности, граждане России, иностранцы и лица без гражданства, причём их права и обязанности носят взаимный характер: правам одной стороны соответствуют обязанности другой, и наоборот.

Административные правоотношения возникают при наличии юридических фактов, т.е. обстоятельств, с которыми данная норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений между сторонами. В их качестве выступают, как правило, соответствующие действия, а в некоторых случаях и события.

Административно-правовые отношения не однородны, что даёт возможность осуществить их классификацию по определённым основаниям. По составу участников правоотношения могут быть внутриаппаратными, когда один субъект (должностное лицо) или часть государственного органа, обладая властными полномочиями, вступают в отношения с нижестоящими органами или служащими данного органа, и внеаппаратными, когда осуществляется взаимодействие с другими субъектами, органами и т.п.

С правовой точки зрения наибольший интерес представляет их подразделение на группы в зависимости от характера юридическойсвязи между сторонами. По этому признаку выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные отношения наиболее характерны для административно-командной системы организации органов управления, они присутствуют в структуре государственных органов любой страны. В этом случае каждая из сторон имеет властные полномочия, которых либо нет, либо их объём меньше другой. Таковыми являются все административно-правовые отношения, в которых проявляется присущая исполнительно-распорядительной деятельности юридическая зависимость одной стороны от другой.

Аналогичный по своей природе характер могут носить правоотношения, складывающиеся между организационно несоподчинёнными органами управления, т.е. между органами, занимающими один уровень управления. Например, одно из министерств может обладать полномочиями по изданию нормативных актов, обязательных для других министерств, ведомств и граждан. Это могут быть вопросы образования, охраны окружающей природной среды, пожарной безопасности и многие другие.

К подобным отношениям можно отнести и все другие административные правоотношения, в которых хотя и нет организационной соподчиненности сторон, но есть право одной стороны совершать юридически властные действия по отношению к другой стороне. К числу таких правоотношений можно отнести отношения, возникающие между контрольно-ревизионными органами и теми объектами, которые они проверяют.

Основной признак вертикальных административных правоотношений – наличие полномочий по совершению односторонних властных действий у одной из сторон по отношению к другому участнику этих отношений.

Горизонтальными являются не столь часто встречаемые правоотношения административно-правового характера, в которых стороны юридически равноправны. Управленческая практика свидетельствует, что горизонтальные правоотношения чаще всего являются предпосылкой вертикальных отношений. Подобного рода отношения довольно распространены в практике межминистерских отношений, во взаимоотношениях представительного и исполнительного органов субъекта федерации или органа местного самоуправления и других субъектов административного права.

Горизонтальными следует считать отношения, которые складываются между гражданином и органом управления (должностным лицом) в тех случаях, когда гражданин оформляется, например, на работу, обращается с заявлением или жалобой, но только до того момента, когда управомоченный орган управления выносит юридически властное решение. После него горизонтальные по характеру отношения переходят в вертикальные властеотношения.

 

3. Метод правового регулирования, используемый в административном праве, обладает особой спецификой наряду с основными способами правового воздействия:

Обязывание – возложение прямой юридической обязанности совершить в активной форме то или иное действие в точном соответствии с условиями, предусмотренными правовой нормой;

Запрет – возложение прямой юридической обязанности не совершать (пассивная форма поведения) то или иное деяние в условиях, предусмотренных правовой нормой;

Дозволение – юридическое разрешение совершать (или не совершать) по усмотрению субъекта те или иные действия, предусмотренные правовой нормой.

Особенности административно-правового регулирования определяются спецификой государственного управления как властной деятельности, в которой присутствуют отношения подчиненности, что предполагает подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Достаточно сослаться на то, что административно-правовые отношения возникают в связи с односторонним волеизъявлением государственного органа (должностного лица). Например, приказ, распоряжение, жалоба, заявление, решение, постановление и т.п.

Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации, что качественно отличает их от гражданско-правового регулирования общественных отношений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: «Понятие трудового права» | Педагогика – наука о воспитании. Предмет и задачи педагогики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.