Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема соотношения разума и веры.

Средневековая философия (общая характеристика).

Философия софистов и влияние ее идей на европейскую юриспруденцию.

 

Софисты в античном полисе - это философы, которые за вознаграждение обучали граждан полиса умению излагать свои мысли и тем самым защищать свои интересы.

За корыстность и хитрость софистов не любили, потому что считали беспринципными - софисты обучали закамуфлированному нарушению законов логики, обоснованию с помощью таких уловок ложных положений под видом истинных.

Среди софистов были талантливые философы, в частности, в интеллектуальной истории человечества оставил свой след Протагор, которому принадлежат известные слова: "Человек - мер всех вещей". Эта крылатая фраза различным образом интерпретировалась (толковалась) в разные эпохи, однако ее изначальный смысл: нельзя противоречить, каждый прав по-своему. Софисты обосновали идею субъективной истины.

Софисты исследовали субъективные аспекты истины: истина зависит от субъекта и от тех методов, которыми он пользовался.

Философский феномен школы софистов оказал существенное влияние на европейскую юриспруденцию:

1. идея зависимости истины от субъекта и от метода ее получения нашла свое выражение в том, что в процессуалистике этот принцип воплотился чрезвычайно многообразно. Кроме того, идеи Калликла и Фразимаха о зависимости содержания законов от интереса, заинтересованности самого законодателя также нашли свое выражение в правовом регулировании законодательной деятельности.

2. софисты стоят у истоков культуры судебного красноречия

3. именно софисты обосновали принцип формальной правоты (не термин, а саму идею): согласно этому принципу позиция стороны признается судом истинной, если не доказано другого.

До софистов доминировало представление, что все законы от Богов и от субъективной воли законодателя не зависит. Однако софисты разрушили навсегда эту парадигму:

а) Фразимах: "Законы создаются сильными для защиты своих интересов"

б) Калликл: "Законы создаются слабыми для того, чтобы связать руки сильным, доказать им, что быть сильным зазорно, однако если бы они могли, они охотно бы разделили добычу"

 

Средневековье - это исторический период, занявший в среднем 1000 лет, но в разных странах исторические границы разные.

В Средневековой философии доминировал теоцентризм (хотя в этой философии закладывались основания светской европейской философии нового времени). Средневековая теология во многом представляла собой анализ священного писания, проблем религиозной веры с использованием идей (концепций) античных философов. Другими словами, средневековая теология пользовалась методологией, основанной на античных философских концепциях. Несмотря на то, что античные философы были язычниками, а в христианстве есть запрет на язычество, то есть, несмотря на смертельную опасность христианства, теологи все-таки опирались на Платона и Аристотеля.

То, что средневековые философы опирались на труды античных философов, свидетельствует о силе метода, философской методологии, которая не утраивает своего значения через века и тысячелетия.

Метод - это универсальные мыслительные формы, которые могут быть применены в процессе исследования, анализа любого предмета, проблемы, содержания.

Христианство сформировалось изначально как новая религия, призванная духовно объединить народы, этносы римской империи. У каждого из них были уже свои религии, мифология. Это порождало разобщенность. ни одна из языческих религий не могла стать общей для всех, т.к. располагала большим количеством Богов. Однако, в римской империи была древняя монотеистическая религия - иудаизм 9носителями которой были евреи), которая могла стать объединяющей, общей для всех, поскольку там не было многобожия. Эта религия (христианство) в 300-х гг. н.э. стала государственной религией Римской Империи, а в последующие века в Европе дала начало аврамистским религиям - различным типам христианства и мусульманству.

Христианство пришло в мир убеждением, т.к. надо было убеждать уже имеющих свою веру людей (неофиты - новокрещеные). Именно поэтому в христианстве изначально сложилась традиция толкования священного писания. Именно поэтому мы уже в истоках христианства находим философскую теологию. В Библии, которая была канонизирована в 415 г. на Халкидонском соборе имеет 2 части: Ветхий завет (легенды и мифы и Тора (5-тикнижие - священное писание иудаизма) и Новый Завет (4 Евангелие. Вообще их много было написано. Эти 4 Е. были написаны в течение 4 веков). Ветхозаветная часть библии была составлена иудейскими компиляторами примерно в 3 в. н.э. В 1 в. этот текст был переведен с древнееврейского на греческий для евреев, не знавших древнееврейского языка.

В рамках этого вопроса можно дать следующее определение: разум - это такой тип отношения к истине, которой требует доказательств. Вера - это такой тип отношения к истине, которой не требует доказательств и связан интуитивным постижением истины.

То, что обосновано, опытно или логически доказано принимается разумом, а то, что отвергается разумом может стать предметом веры.

Религия в отличии от секты неразрывно связана с народными, этническими культурами, вплетена в их историю.

В средневековой философии существовало несколько концепций соотношения разума и веры:

1. Тертумеан: " верую потому что абсурдно"

2. Августин Блаженный: "верую чтобы понимать".

В этой концепции А.Б. отразил свой жизненный опыт: он был неофитом, пылко уверовал в работах "исповедь", "Град Божий" исследовал веру. А.Б. рассматривал веру как онтологическое основание знания: вера в этом знании первична. Тексты А.Б. и сейчас является образцом безупречной логики, высочайшего уровня интеллектуальной работы.

3. Фома Аквинский: обосновал принцип гармонии разума и веры: "истины веры неуязвимы со стороны разума, но и не противоречит им".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этика стоиков и ее влияние на римское частное право | Фома Аквинский. Доказательства бытия Бога
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.