Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности мифологического мышления

Проблема смысла жизни человека.

Человек в системе социальных связей.

Проблема сущности человека в истории философии.

 

 

Есть 2 противоположных подхода к ПСЖ:

 

1) смысл жизни определяется в координатах, находящихся за пределами индивидуального бытия (СЖ - в стремлении к Богу (теургический процесс В. Соловьева) или некоторой идее).

 

СЖ - в самой жизни, в индивидуальном бытии человека (это теории самореализации, самости). С давних пор существовали объяснимые модели смертности человека:

 

1. модель бессмертия души (в буддизме - реинкарнация, у Платона - метемпсихоз, в различных религиях - потусторонний мир - рай, ад)

 

2. у стоиков: жизнь человека предопределена, но он волен уйти из жизни, когда сочтет нужным. Это его привилегия, однако философия стоиков - философия человеческого достоинства, согласно которой моральный долг человека - стойкость, мужество, потому уход из жизни - это крайняя мера, человек должен уважать, ценить свое бытие и не размениваться по пустякам.

 

3. русский философ Шестов обосновал иронично-спокойное отношение к смертности человека так: "мы же не расстраиваемся, что нас не было до рождения".

 

4. один из основоположников феноменологии М. Хайдеггер: Смысл человеческой жизни придает то, что человек смертен, т.к. это позволяет человеческому бытию стать определенной историей. Если бы человеческое бытие было бессмертным, то оно утратило бы историзм, т.е. смысл, оно стало бесструктурным, хаотичным.

 

5. русский философ Н. Бердяев в своей антроподецее писал о том, что смысл (оправдание) человеческой жизни - в творчестве - "твори, иначе погибнешь".

 

 

Миф - это древняя форма общественного сознания. Она возникла раньше философии и других форм рациональности.

 

Юнг определял миф как коллективное бессознательное, общую для всех душевную основу (т.е. основу, носящую бессознательный характер).

Миф сохранился до сих пор как фундаментальная основа социальных процессов, действующая на бессознательном уровне.

С точки зрения мыслителей общество невозможно без мифологии (Юнг, Ницше, Ролан Барт)

 

Отличительные особенности мифа:

 

1) агрессивная двойственность мифа

2) отождествление естественного и сверхъестественного

3) персонификация природных и социальных сил

4) миф "вписан" в историю этноса "Миф - это слово, избранное историей"

5) ни одна религия мира не обходится без своей мифологии

6) мифологический тип мышления обязательно присутствует в различного рода идеологиях, рекламе и др.

 

Мифологическое мышление обладает следующими особенностями:

 

1. некритичность, т.е. все воспринимается на веру. Более того, воспринимается на веру поскольку противоречит рациональной точке зрения.

2. ММ осуществляется на символической основе, т.е. оно оперирует символами

3. ММ безпроблемно, т.е. оно не генерирует вопросов, не являющихся творческими

4. ММ обладает огромным побудительно-мотивационным потенциалом. Оно легко справляется с доводами разума, обладает властью над человеком

5. необходимой составляющей реализации мифологического типа мышления является ритуализация деятельности

6. многие специалисты по мифологии утверждают, что миф - это реальность, т.е. это явление, входящее в сознательную онтологию и дело не в том, что в мифе обязательно утверждается " "описываемые события действительно происходили", а в том, что миф является краеугольным камнем общественного бытия.

С точки зрения К.Юнга образно-смысловые структуры сновидения, рекламы, идеологии, пропаганды совпадают с образно-смысловыми структурами мифа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Происхождение сознания и языка в контексте диалектико-материалистической концепции антропосоциогенеза | Категории материалистической диалектики (возможность и действительность, необходимость и случайность)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.