Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории материалистической диалектики (возможность и действительность, необходимость и случайность)

Категории материалистической диалектики (форма и содержание)

Категории материалистической диалектики (общее, особенное, единичное; сущность и явление).

КМД носят парный характер, в этих диалектических категориальных парах выражается противоположность: необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма.

 

1. Единичное, особенное, всеобщее.

 

Единичное существует только в той связи, которое ведет к общему (единичное определяется в понятии о нем, а понятие - это всегда абстракция, т.е. результат обобщения).

Единичное понятийно определяется через общее, а индивидуализируется через особенное.

Особенное существует в единичном, но само по себе как признак определяется через общее.

 

2. Сущность и явление

 

Это диалектические категории гносеологии, т.е. теории познания. В материалистической диалектике сущность и явление рассматривается с 2-х позиций:

 

1. процесс познания:

 

Познание развивается от явления к сущности (В.И.Ленин считал, что сущность опирается в познании многослойно "от явления к сущности первого порядка, от него к сущности второго порядка и т.д.) С точки зрения диалектики познание - это процесс. Истина открывается в этом процессе поэтапно, согласно законам диалектики, причем никогда полностью и окончательно, т.е. нет абсолютной истины.

 

2. сущность определяет явление, но никогда не существует вне явления (Ленин: "сущность является, явление - существенно). Явление и сущность диалектически взаимосвязаны. Внешняя явленность сущности с точки зрения материалистической диалектики - необходимое условие познания и всеобщий закон онтологии.

Сущность обладает достоинством всеобщности, а явление единично.

 

 

Существуют 2 традиции в определении понятия форма:

 

1. Аристотелевская: форма - это сущность

 

2. Диалектико-материалистическая традиция: форма - это внешнее выражение содержания. Содержание определяет форму, оно активно, но форма тоже влияет на содержание, т.е. она относительно пассивна.

 

Современное определение понятия форма - это внешняя граница содержания, а также способ выделения в рамках рода.

 

 

Возможность и действительность.

 

возможность - это особая сторона реальности (или ее картины в сознании), которая носит характер предпосылки будущих событий. причем наступление этих событий зависит от типа закономерности (динамических и статистических).

 

Виды возможностей:

 

1) можно выделить 2 диалектические пары возможностей:

 

1. абстрактная. Это возможность не выходящая за пределы известных закономерностей, но это возможность чрезвычайно малой степени вероятности

 

2. конкретная. Это возможность, вероятность которой достаточно велика в конкретной ситуации

 

2) 1. возможность формальная - это возможность наступления события, выходящего за рамки известных закономерностей.

 

2. возможность реальная - это возможность наступления событий соответствующих известным закономерностям

 

Виды возможностей может переходить одна в другую. Формально возможность может стать реальной, а абстрактная - конкретной.

 

Необходимость и случайность.

 

Категория необходимость характеризуют объективно-закономерные причинно-следственные связи на уровне всеобщего. Категорию необходимости нельзя путать с категорией неизбежности.

 

Необходимость никогда не существует сама по себе, она всегда проявляется в конкретных явлениях, у которых всегда есть случайные по отношению к этой необходимости характеристики.

таким образом, случайность есть форма проявления необходимости, а также ее дополнение.

Случайность, тем не менее, имеет степень вероятности наступления.

Необходимость всегда закономерность.

Вообще любое событие случайно, если с необходимостью не вытекает из закономерностей того процесса, в которое оно вмешалось.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности мифологического мышления | Общая характеристика законов материалистической диалектики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.