Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 38. Учение К. Юнга об архетипах

Вопрос №37. Коллективное бессознательное. Его проекции в правосознании.

К. Юнг ввел понятие «коллективное бессознательное» - это общая для всех духовная основа. Каждый человек обладает многослойным ядром бессознательного: в самом центре – палеопамять (дочеловеческий чувственный опыт, передающийся генетически), дальше – архетипный древний родовой опыт (тоже передается генетически), чем дальше от центра, тем в большей степени представленный в бессознательном уровне психики опыт индивидуализирован.

Архетип – бессознательная психическая структура, в содержании которой представлен древний родовой опыт (в этом опыте зафиксированы фундаментальные основания человеческого бытия, т.е. основные фундаментальные отношения).

К. Юнг в работе «Проблема души современного человека» предлагает следующую модель роли коллективного бессознательного в общественной жизни:

Дерево: его крона – актуальное общественное сознание (т.е. то, что есть сейчас), культура, а почва – это коллективное бессознательное, куда в итоге откладываются некоторые явления – опадающие листья.

По Юнгу коллективное бессознательное образуется в результате вытеснения из культуры определенных фрагментов (обряды каннибализма, инициации, архаичные явления инцеста, промискуитета, на схеме это падающие листья, перегнивая, они образуют коллективное бессознательное).

 

Юнг выделял 2 вида архетипов:

1. образные – зафиксированные в коллективном бессознательном символические формы, символизирующие определенные типы человеческих функций, статуса и облика. Например, мать, герой, дитя, мудрец.

2. поведенческие – зафиксированы фундаментальные формы, правила человеческого поведения (не только внешнего, но и внутреннего)

а - Архетип «тень» - система правил, запрещающих демонстрацию всех проявлений и влечений, относящихся к числу естественных. Юнг определил «тень» как то, что человек отказывается признать в себе, потому что это считается неприличным.

Юнг задался вопросом: почему именно естественные влечения и их проявления находятся под запретом «тени» в цивилизованных обществах (ведь половые акты - необходимое условие для продолжения рода). По Малиновой – архетип «тени» - защитный механизм культуры: ребенку с детства прививаются автоматизмы предпочтения действовать по правилам (хотя правила выполнять трудно) и не реализовывать напрямую, вне этих правил, свои естественные влечения. Для выработки таких автоматизмов применяется универсальный способ – архетип «тени» - все естественные потребности и их проявления объявляются неприличными.

Б – архетип «персоны» - система норм, запрещающих самоэкспонирование без маски. Даже у дружественных племен всегда соблюдалось правило «личины» - опознавательного письменного знака.

В – архетип «самости» - личность во всей полноте ее свойств и реализованных возможностей – архетип самореализации. К. Юнг использовал этот архетип как критерий развития общества: степень совершенства общества зависит от того, насколько оно создает условия для полной самореализации наибольшего числа людей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №36. З. Фрейд. Структура личности | Вопрос №40. категории диалектики. Единичное, общее, всеобщее
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.