Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №43. Ницше. Воля к власти

Вопрос №42. проблема сверхчеловека.

Сверхчеловек присутствует в работах Ницше в 3 формах:

1. в форме реальных исторических персон (викинги, Цезарь, Наполеон)

2. миф о сверхчеловеке – средневековой брутальной белокурой бестии. Здесь подразумевается аристократ феодального типа, действующий в соответствии с принципами законности, идущий по головам, своенравный, стремящийся к доминированию над толпой. Однако при всем этом Ницше настаивает на том, что аристократы (самые сильные, умные, красивые) уязвимы, т.к. отважны и первыми гибнут, потому что их ненавидит толпа (толпа живуча и труслива, а герои рискуют и гибнут).

3. философия сверхчеловека: в этой версии сверхчеловека он выступает как спаситель (а не как доминирующий над толпой аристократ): с т.з. Ницше, сверхчеловек действует и проявляет себя в трагическую эпоху – эпоху перелома, т.е. когда гибнут боги, попираются привычные ценности. Трагические эпохи по Ницше периодически повторяются в истории.

В эпоху перелома большинство людей утрачивают смысл жизни, т.к. привычные ценности, идеалы уничтожены, которые могли вырвать из сердца только кровавым образом. В такой ситуации крушения люди перестают хотеть жить и только сверхчеловек способен подать пример всем другим людям – пример стойкости, преодоления утраты идеалов и сохранения жизни во имя самой жизни (эта концепция соответствует названию самого направления, основоположником которого является Ницше – философия жизни – и главная ценность здесь это жизнь). Ницше утверждает, что жизнь не плоха и не хороша – она такая, какая есть. Крушение идеалов необходимо преодолеть, вырвать из сердца старую систему ценностей, т.к. жизнь – самая главная ценность и она может утрачивать свою ценность под влиянием каких-либо обстоятельств, пусть даже и трагических.

Именно сверхчеловек способен на этот кровавый подвиг, он может вырвать из своего сердца привычные ценности, идеалы, богов и создать новые, подавая тем самым пример выживания остальным.

Таким образом, в современном сознании необходимо актуализировать не только популярный миф Ницше о сверхчеловеке, но и философскую концепцию Ницше о сверхчеловеке, т.к. она гуманистичнее, важнее для современного мира.

 

В работе «Антихрист» Ницше писал: «Хорошо то, что увеличивает волю к власти». Почему он просто не написал, что хорошо то, что увеличивает власть?

Дело в том, что концепция власти Ницше не сводится к примитивной хамской идее доминирования над другими. Пафос ницшеанской воли к власти в другом: в том, что человек способен одержать победу прежде всего над собой. Воля к власти у Ницше – это стержень субъектности, без нее нет субъекта вообще. Поэтому Ницше пишет: «Хорошо то, что увеличивает волю к власти». Под этой фразой он подразумевает, что хорошо то, что увеличивает уровень самосознания субъекта. с этой т.з. каждый человек несет в себе идею сверхчеловека настолько, насколько он способен самосовершенствоваться, саморазвиваться, самореализовываться.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №40. категории диалектики. Единичное, общее, всеобщее | Вопрос №45. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.