КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос №45. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности
Вопрос №44. Ницше. Критика христианской морали. В «Воле к власти» (эта работа – компиляция ницшеанских черновиков), Ницше подвергает критике основы христианской этики. Он доказывает, что христианская мораль служит выживанию слабых, убогих и тем самым портит людской род. Христианская мораль противоречит законам эволюции, согласно которым происходит отбор лучших (т.е. «улучшение» породы), в то время как христианская мораль способствует «отрицательной» эволюции. Это положение подкрепляется рассуждениями о том, что серость воображает себя центром мира и придает своим потребностям мировое значение, не имея на это никаких оснований и прав. Во многих современных исследованиях философии Ницше, такая постановка вопроса рассматривается как основание для обвинения его как родоначальника фашизма. Но учитывая, что Ницше – специалист по античной филологии и, содержащиеся в «Воле к власти» фрагменты, касающиеся характеристик ничтожества толпы – цитаты из текстов софистов Калликла и Фраземаха «слабые связывают руки сильным и доказывают им, что быть сильным и богатым – стыдно, хотя на самом деле охотно разделили их добычу, если бы могли».
В истории философии можно выделить рациональные и иррациональные философские направления. В рамках данных направлений можно выделить специфичные гносеологические концепции: 1. иррациональная традиция западной философии идет еще от школ античной философии, в которых рассматривались мистические основания человеческого познания (числовая кабалистика школ Архимеда, далее, в теологии особо выделялась религиозная вера как онтологическое основание знания < Августин Блаженный: «Верую, чтобы понимать»; Фома Аквинский с его принципом: истины веры неуязвимы со стороны истин разума, но и не противоречат им >. В Новое время сформировалось иррациональное философское направление, в котором исследуются алогичные, внерациональные основания и способы познания. Философия жизни по Ницше – жизнь не может быть познана на рациональных основаниях, а только на основаниях интуиции. В сфере жизни чувства ведут к разуму. 2. в экзистенциалистской философской традиции процесс познания основан на феноменах – экзистенциалах человеческого бытия, а человеческое бытие рассматривается как поток сознания, основанный на таких экзистенциалах как страх, вина, забота. 3. в психоаналитической философской традиции рассматриваются подсознательные основания человеческой познавательной деятельности. Основная категория - бессознательное, как онтологическое основание рационалистической познавательной деятельности. Рационалистическая традиция в западной философии (в проблемном поле гносеологии) также берет свое начало в античной философии (Платон). Специфический момент рационалистической античной гносеологии – исследование особенностей мышления (парадоксов). 4. в новое время рациональная традиция нашла свое развитие в философии Р. Декарта. Основой познания, его исходным элементом он считал сомнение. Теория врожденных идей Декарта – человеку изначально даны понятийные представления. К представителям рационализма можно отнести Канта (философская рефлексия с т.з. Канта – исследование оснований разума, выражение его рационализма). 5. в 20 веке философские традиции рационализма и иррационализма взаимно переплелись и взаимопрониклись. В неопозитивизме и постпозитивизме философия науки рассматривается как соотношение рационального и интуитивного моментов научного познания (Полани: «Научному познанию предшествует неявное знание» - согласительные концепции Полани). В постструктурализме (с 60 гг. 20 века) существует концепция согласно которой в основе возникновения и распространения знания лежат эпистемы (эпистема в постструктурализме – это культурное бессознательное). Э пистема в постструктурализм – это понятие лежащее в основе возникновения и распространения научного знания. Понятие эпистемы в данном случае характеризует бессознательное, содержащееся в культуре, лежащее в основе научного познания. Эпистема носит абсурдный характер.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |