КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив управленческого решения
4.1. Типология систем, в которых разрабатываются и принимаются решения Системы, в которых разрабатываются и принимаются решения, подразделяются на три вида: технические, биологические и социальные. Например, начальник отдела автоматизации решил обновить парк средств вычислительной техники; экологи оцепили уровень загрязнения региона; мэр города провел совещание руководителей подразделений администрации. Техническая система включает различного рода машины, оборудование, компьютерную технику, комплектующие изделия и материалы. Последствия решений, принимаемых в технической системе, достаточно четко определены и набор их ограничен. Возможные варианты отражены в инструкциях, положениях, четко установленных правилах: например, порядок осуществления ремонтных работ на электростанции муниципального образования или этапы установки программного обеспечения. Такие решения формируются и реализуются в строго определенном порядке - по алгоритму. Качество и эффективность решения зависит от профессионализма руководителя и исполнителя. Обычно в технической системе мало альтернатив решений одной и той же проблемы (часто решение бывает единственным). Практика показывает, что человек, работающий в технической системе, может стать хорошим специалистом за 2-4 года. Биологическая система включает животный и растительный мир (флору и фауну). Решения, принимаемые в этой системе, связаны с мелиорацией земли, исследованием состояния лесных, водных ресурсов, формированием благоприятных условий работы и проживания, лечением людей и животных. Биологическая система более разнообразна и менее предсказуема, чем техническая. Набор решений, принимаемых в ней, также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира и достаточно быстрых темпов научно-технического прогресса. В таких системах необходимо разработать или найти несколько вариантов решения одной проблемы и выбрать лучший по каким-либо критериям.
Качество и эффективность принятого и реализованного решения определяются профессионализмом специалиста и его способностью находить актуальную информацию, использовать соответствующие методы разработки роль играет его интуиция. Практика показывает, что человек, работающий в биологической системе, может стать хорошим специалистом за 6-8 лет. Социальная система характеризуется наличием в системе взаимосвязанных элементов человека или группы людей, относительно которых принимаются и реализуются решения. Например, государство, город, организация, коллектив, семья, отдельный человек — это социальные системы. Они превосходят биологические и технические по количеству и многообразию возникающих проблемных ситуаций. Здесь главным объектом управления является человек, который во многом схож с другими в своем поведении, восприятии информации, но во многом и индивидуален, поскольку каждый имеет свои взгляды, привычки и особенности реакций на ситуации, на которые влияют жизненный опыт, характер и темперамент. Эта индивидуальность создает большие трудности при разработке и реализации решений. Необходимо учитывать социально-психологические и этические особенности каждого вовлеченного работника. Например, при составлении текста распоряжения руководитель организации должен представить себе того, кто будет читать приказ, и как он сможет понять его. Качество и эффективность решения, принимаемого в социальной системе, определяется профессионализмом и опытом руководителя.
Практика показывает, что человек, работающий в социальной системе, может стать хорошим специалистом за 10-12 лет. На самом деле социальная система включает в себя биологическую и техническую (рис. 4.1) Принимая решения по стратегическому планированию деятельности организации, руководитель должен учесть и технические возможности, и биологические аспекты деятельности коллектива. Рассмотренные выше виды систем обладают различным уровнем непредсказуемости результатов реализации решений: если в технической системе непредсказуемость минимальна, то в социальной системе – она максимальна. Таким образом, чтобы разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные и качественные решения, руководителю необходимо учитывать тин системы, в которой они принимаются.
4.2. Структура внешней среды процесса разработки и принятия управленческих решений В процессе разработки и принятия управленческих решений в системе государственного и муниципального управления управляющему требуются: ♦ глобальное видение ситуации; ♦ способность предвосхитить неожиданности; ♦ умение эффективно использовать противоречивую информацию, ♦ способность реагировать на динамичные изменения внешней среды. Во внешней среде происходят постоянные изменения, которые оказывают серьезное влияние на муниципальное образование, например экономические, социальные, культурные, политические и технологические факторы. Внешние связи муниципального образования как системы. Муниципальное образование представляет собой открытую систему и имеет многочисленные связи с внешней средой, которая является источником необходимых материальных ресурсов, энергии, информации и потребителем произведенной продукции, услуг, энергии, информации. Объем поступающих в муниципальное образование из внешней среды ресурсов в денежном выражении может быть неравен объему продукции (услуг), отдаваемых градообразующими предприятиями во внешнюю среду. К элементам системы управления МО относятся: ♦ население; ♦ территория; ♦ органы местного самоуправления; ♦ органы территориального общественного самоуправления; ♦ муниципальное имущество;
♦ муниципальный бюджет; ♦ инженерная и социальная инфраструктура. Субъектами управления системы МО являются органы местного самоуправления. Организационная структура МО приведена на рис. 4.2. Элементы системы муниципального образования взаимодействуют между собой и с макросредой в рамках информационных, материальных и финансовых потоков. Информационные потоки, необходимые для реализации функции управления, связывают местную администрацию, отделения федерального казначейства, производственные, жилищно-коммунальные предприятия и другие организации МО. Важнейшими элементами внешней среды МО являются государство, регион и окружающая территория. Если рассматривать МО как подсистему в системах государства, региона или области, то его внешние связи являются внутренними связями этих систем. Состояние внешней среды оказывает серьезное влияние на деятельность МО. В свою очередь, изменение состояния МО может оказать положительное или отрицательное влияние на состояние государства, региона и окружающих территорий. Наибольшее воздействие МО оказывает на близлежащие территории (пригородную зону). Так, быстрое развитие и рост города может вызывать миграцию населения из окружающих поселений и лишить трудовых ресурсов их предприятия.
Рис. 4.2. Муниципальное образование как система
Градообразующие предприятия и элементы городской инфраструктуры требуют поступления разнообразных ресурсов из внешней среды. В свою очередь, встречное предложение продукции и услуг во внешнюю среду, за которые можно приобрести ресурсы для всех сфер города, обеспечивает в основном градообразующая сфера. Таким образом, экономическое состояние градообразующих предприятий оказывает решающее влияние на все стороны жизни муниципального образования. Исследование экономических и социально-политических процессов во внешней среде позволяет органам власти и управления МО вовремя и адекватно разработать и принять эффективные управленческие решения.
Среда прямого и косвенного воздействия. Факторы внешней среды включают две составляющие. К первой относят факторы прямого окружения (среда прямого воздействия), которые непосредственно влияют на МО, увеличивают или уменьшают эффективность реализуемых процессов, приближают или отдаляют достижение намеченных планов и целей. Среда прямого воздействия включает: предприятия, организации и учреждения, государственное регулирование, профсоюзы, другие МО. Муниципальное образование непосредственно взаимодействует с этой подсистемой внешней среды, а представители власти могут воздействовать на ее параметры — управлять ближним окружением с целью изменения их в благоприятном направлении. Вторая подсистема — подсистема косвенного воздействия — включает все те элементы, которые влияют на МО не напрямую, а опосредованно. Это макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организацию труднее определять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» окружение. У менеджеров отсутствует возможность управлять параметрами дальнего окружения, и тем не менее необходимо отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах. Уровень продаж и состояние рынка являются важнейшими антикризисными показателями планирования деятельности органов государственного и муниципального управления, так как экономическое благополучие подведомственных территорий является лучшей гарантией выполнения планов социально-экономического развития региона, политической стабильности, исполнения бюджета и обязательств перед населением. Восприятие образа внешней среды управленцем зависит от его образования, опыта, функциональных обязанностей и места в структуре управления. Прошлый опыт позволяет отслеживать изменения во внешней среде, которые приводили к положительным или отрицательным результатам. Сфера деятельности требует от Него более пристального внимания к определенной группе факторов в ущерб остальным. Следует разграничивать и понимать разницу между реальной и воображаемой внешней средой. Реальная внешняя среда — это то окружение МО, которое объективно существует, а воображаемая — это та среда, которая «ощущается» (субъективно воспринимается) органами власти. К сожалению, показатели реальной и воображаемой среды достаточно часто не совпадают. Проблема индивидуального субъективного восприятия внешней среды решается в рамках муниципального консалтинга. Анализ и контроль внешней обстановки позволяет выявить и использовать ее благоприятные возможности, способствующие достижению стратегических целей МО, и избежать угроз, препятствий. Он обеспечивается за счет детального изучения внешней среды с перспективой составления перечня возможностей и угроз, что в дальнейшем позволяет использовать благоприятные возможности и принять адекватные ответные меры. Такой процесс называется анализом факторов внешней среды. Начальным этапом анализа факторов среды является сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических тенденциях в изменениях внешней среды МО. Для этого привлекают специалистов или внешних консультантов, которые проводят анализ различных источников информации: отчетной документации, статистических сборников, профессиональных журналов, книг и газет, Интернета. Они предоставляют периодические аналитические отчеты руководителю, отвечающему за исследования факторов внешней среды. Далее собранная информация оценивается, возникшие вопросы обсуждаются на встречах с руководством, которое определяет возможности и угрозы и разрабатывает базовые показатели эффективности действий, предпринимаемых в соответствии с выявленными возможностями и угрозами. Высшее руководство определяет приоритет этих показателей и формирует перечень наиболее важных факторов успеха, который передается в подразделения и отделы.
4.3. Применение SWOT-анализа при разработке стратегических решений Сущность стратегического управления. Генеральной стратегической целью управления на уровне города является повышение качества жизни населения. Стратегия определяет действия, необходимые для достижения запланированных целей управления на основе выбранных критериев и эффективного распределения ресурсов. Необходимость проведения стратегического управления связана с: ♦ ростом потребностей населения; ♦ насыщением рынка товарами и услугами; ♦ повышением требований населения к качеству продукции вследствие роста доходов и свободы выбора; ♦ улучшением технических возможностей производства новых товаров и услуг; ♦ ростом безработицы и увеличением численности населения с низким уровнем доходов и спроса. Стратегическое управление — деятельность, ориентированная на достижение целей в условиях нестабильной, конкурентной среды, включающая анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии. Стратегическое управление отраслями экономики на разных уровнях является отличительной характеристикой функционального управления регионом. Схема подсистем города приведена на рис. 4.3. Она является для системного анализа в зависимости от масштаба управления, производственного потенциала, состава населения и рыночной инфраструктуры. В процессе стратегического планирования деятельности муниципального образования при разработке стратегических управленческих решений начальным и необходимым этапом является анализ и оценка первичных условий, предпосылок и ограничений перспективного развития муниципального образования. Этот этап - базовая составляющая стратегического муниципального планирования, и ее значение обусловлено тем, что перспективное развитие МО в значительной мере зависит от достигнутого на текущий момент качества жизни населения, состояния и эффективности использования местного социально-экономического потенциала, уровня развития экономики.
Одним из инструментов стратегического планирования, сформировавшимся в рамках стратегического управления в 1980-х годах и завоевавшим популярность, является SWOT-анализ. SWOT-анализ использует все существующие подходы стратегического планирования: анализ организационной структуры и ее окружения, процесс построения стратегии, содержание стратегии. Он образован из первых букв слов: внутренние силы — Strengths; слабые стороны (слабости) — Weaknesses; возможности — Opportunities; угрозы — Threats. SWOT-анализ представляет собой последовательность этапов: ♦ I этап — создание рабочей группы аналитиков и плана работы; ♦ II этап — фиксация данных о текущем состоянии муниципального образования; ♦ III этап — согласование представления элементов SWOT; ♦ IV этап — определение приоритетов развития и объектов реформирования муниципального образования. I этап. Создание рабочей группы аналитиков и плана работы. Для подготовки экспертизы формируется группа специалистов. В ее задачи входит обеспечение условий для эффективной деятельности экспертов. В ходе работы группа формулирует проблему, определяет цели и задачи экспертизы, ее основные этапы; разрабатывает процедуру экспертизы; отбирает компетентных экспертов и формирует группы; проводит опрос и согласование оценок. В зависимости от важности и уровня сложности целей и задач, возлагаемых на группу экспертизы, в ее состав включают до 5 человек — специалистов в этих областях знаний. Экспертиза начинается с постановки проблем, а также определения, какие из них являются реальными, а какие — мнимыми. С этой целью применяется публичное обсуждение. После того как проблема обсуждена и получила обоснование, проводится ее предварительный анализ. Организаторы экспертизы формулируют тезис, составляющий суть проблемы. Точно обозначенная цель является гарантией надежности экспертизы. Метод опроса выбирается в зависимости от целей и задач экспертизы и от состава участвующих в ней специалистов. Это может быть индивидуальный или групповой (коллективный), личный (очный) или заочный, устный или письменный опрос. Индивидуальный опрос создает условия для максимального использования способностей и знаний каждого специалиста. Групповой позволяет специалистам обмениваться мнениями, учесть что-либо упущенное каждым из участников опроса и скорректировать свои оценки. Недостатком такого опроса является сильное влияние авторитетов на мнение основной массы участников. Таким образом, методы индивидуального опроса предъявляют высокие требования к эксперту. При групповом опросе спорные суждения могут быть уточнены при обмене мнениями или путем расчета общей оценки всей группы на основе суммирования частных оценок экспертов. В группу аналитиков для проведения SWOT-анализа выбирают наиболее авторитетных и опытных специалистов по исследуемому направлению и членов рабочих групп по направлениям стратегического планирования. План анализа должен включать список необходимых исходных документов и информации, временной регламент, цель объекта исследования, задачи, которые будут решены. II этап. Фиксация данных о текущем состоянии муниципального образования. На данном этапе выявляют слабые и сильные стороны, угрозы и возможности развития муниципального образования. В процессе проведения мероприятия необходимо соблюдать следующие правила: ♦ четко сформулировать область SWOT-анализа. Акцентирование на конкретной проблеме обеспечивает выявление наиболее важных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз; ♦ различать и не смешивать элементы SWOT: сильные стороны и возможности, слабые стороны и угрозы; ♦ включать в анализ только существенные элементы SWOT; ♦ основывать анализ только на достоверных фактах и результатах исследований. Матрица первичного стратегического анализа составляется по следующему алгоритму: сначала определяется внешняя и внутренняя среда, затем события в каждой из них — благоприятные и неблагоприятные: ♦ внешняя — внутренняя; ♦ сила — слабость; ♦ возможности — угрозы. На рис. 4.4 представлен общий вид матрицы первичного SWOT-анализа. Фиксацию данных о текущем состоянии муниципального образования в матрице SWOT необходимо выполнять особенно тщательно. На результат может повлиять даже последовательность заполнения клеток матрицы. Не стоит недооценивать субъективность мнений участников при обсуждении той или иной ситуации. Этап III. Согласование представления элементов SWOT. На данном этапе устанавливают, насколько сильны сильные стороны и слабы слабые, исходя из состояния внутренней среды; насколько важны угрозы и возможности, исходя из состояния внешней среды. Проводят сравнение количественных оценок сильных сторон между собой и с количественными оценками слабых сторон, аналогично оценки угроз сравнивают между собой и с оценками возможностей.
Этап IV. Определение приоритетов развития и объектов реформирования муниципального образования. Оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз позволяет устанавливать приоритеты и на их основе распределять ресурсы между различными проблемами и стратегическими целями. Анализ внешней среды МО включает следующие стадии: ♦ анализ и оценка факторов внешней среды; ♦ анализ перспектив развития МО; ♦ сравнение перспектив развития. В процессе стратегического анализа следует выявить перспективы развития факторов внешней среды и выбрать из них те, которые способны повлиять на развитие муниципального образования (табл. 4.1). Таблица 4.1 Оценка содержания факторов внешней среды муниципального образования
Матрица SWOT-анализа уровня развития МО приведена в табл. 4.2. Для численной оценки факторов внешней среды используются различные методы, достаточно часто применяется балловый. При его использовании определяют степень согласованности мнений экспертов по каждому оцениваемому сочетанию факторов. Полученные результаты позволяют провести количественную оценку сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды МО. Таблица 4.2
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |