КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Матрица SWOT-анализа уровня развития МО
Экспертная оценка может быть проведена при участии работников администрации МО. Вначале вычисляют среднюю оценку по каждому набору факторов, далее рассчитывают степень согласования мнений экспертов. В результате сумма полученных оценок определяет общую значимость сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды. Итогом SWOT-анализа является четко обозначенные приоритеты развития и объекты реформирования муниципального образования.
Тема 5. ПРИЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВЫБОРА УПРАВАЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА
5.1. Понятие неопределенности и риска В органах государственного и муниципального управления руководителям часто приходится разрабатывать и принимать управленческие решения в условиях неполной и ненадежной информации, а результаты реализации управленческих решений не всегда совпадают с запланированными показателями. Эти условия классифицируют как обстоятельства неопределенности и риска. Управленческое решение принимается в условиях неопределенности, когда у руководителя отсутствует возможность оценить вероятность будущих результатов. Такое случается, когда требующие учета параметры настолько новы и неструктурированны, что вероятность определенного последствия не удается предсказать с достаточной степенью достоверности. Управленческие решения принимаются в условиях риска, когда не определены результаты их реализации, но вероятность наступления каждого из них известна. Неопределенность результата в данном случае связана с возможностью возникновения неблагоприятных ситуаций и последствий для достижения намеченных целей. Управленческое решение принимается в условиях определенности, если руководитель точно знает результат реализации каждой альтернативы. Следует отметить, что управленческое решение принимается в условиях определенности достаточно редко. Неопределенность при принятии решений проявляется в параметрах используемой информации на всех стадиях ее обработки. Неопределенность трудно измерить, и чаще ее оценивают с точки зрения качества (высокий или низкий уровень). Также ее оценивают в процентах (неопределенность информации на уровне 30%). Неопределенность связывают с разработкой управленческого решения, а риск — с результатами реализации (рис. 5.1). Рисунок 5.1 показывает, что неопределенности являются основной причиной появления рисков. Уменьшение их объема является основной задачей руководителя. Бывают ситуации, когда риск становится причиной неопределенности. Это возможно в том случае, если несколько решений следуют друг за другом и риски предшествующих становятся неопределенностями для последующих (рис. 5.2).
Неопределенность рассматривают как явление и как процесс. Если мы рассматриваем ее как явление, то имеем дело с набором нечетких ситуаций, неполной и взаимоисключающей информацией. К явлениям относятся и непредвиденные события, возникающие помимо воли руководителя и способные изменить ход запланированных мероприятий: например, резкая смена погоды привела к изменению программы празднования дня города. Как процесс неопределенность — это деятельность некомпетентного управленца, который принимает неверные решения. Например, при оценке инвестиционной привлекательности муниципального займа были допущены ошибки, и в результате бюджет города не дополучил 800 тыс. руб. На практике необходимо рассматривать неопределенность как единое целое, так как явление создается процессом, а процесс формирует явление. Неопределенности бывают объективные и субъективные. Объективные не зависят от ЛПР, а их источник находится вне системы, в которой принимается решение. Субъективные являются следствием профессиональных ошибок, недоработок, несогласованности действий, их источник при этом находится внутри системы, в которой принимается решение. Выделяют четыре уровня неопределенности: ♦ низкий не влияет на основные этапы процесса разработки и реализации управленческого решения; ♦ средний, который требует пересмотра некоторых этапов разработки и реализации решения; ♦ высокий подразумевает разработку новых процедур; ♦ сверхвысокий, который не позволяет оценить и адекватно интерпретировать данные о складывающейся ситуации. Неопределенность в процессе разработки управленческого решения может быть вызвана следующими причинами: ♦ отсутствием достоверной информации; ♦ сложностью при обработке информации; ♦ монополизацией необходимых данных внешними органами управления. Уровень неопределенности в значительной мере зависит от характеристик информации. Поэтому руководителям необходимо использовать документальную информацию: справочники, сертификаты, свидетельства. Задача ЛПР заключается в поиске необходимой информации, оценке ее характеристик, выделении важной части, позволяющей анализировать текущее состояние системы, в которой разрабатывается решение. Для поиска и обработки информации используются соответствующие технологии, требуется высокопрофессиональный персонал и финансовые и временные затраты. Информация оценивается по достоверности, объему, ценности и насыщенности. Степень достоверности информации определяется как соотношение реальных сведений и общего объема информации, выраженное в процентах. Информация достоверна, если она не искажает истинного положения дел. Достоверность имеет три уровня: абсолютный (100%), доверительный (более 80%) и негативный (менее 80%). Объем информации характеризует ее полноту в системе управления, достаточную для понимания и принятия обоснованного решения. Уровни объема информации: избыточность, субминимальный уровень и недостаточность. Ценность информации — это степень снижения уровня неопределенности, которая проявляется в снижении финансовых и временных затрат на принятие правильного решения. Выделяют четыре уровня ценности: нулевой, средний (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более чем на 10%), высокий (сокращение уровня затрат более чем в 2 раза), сверхвысокий (сокращение уровня затрат более чем в 10 раз). Насыщенность определяется как соотношение профессиональной и фоновой информации. Уровни насыщенности: высокий (80-100%), нормативный (50-80%), низкий (менее 50%). Если учитывать влияние профессионализма персонала, то неопределенности в процессе разработки и реализации управленческих решений возникают по следующим причинам: ♦ ограниченность ресурсов; ♦ непреодолимые обстоятельства; ♦ субъективизм при делегировании решения большому числу исполнителей; ♦ низкая профессиональная подготовка; ♦ несоответствие решения ожиданию объекта управления. Чтобы уменьшить негативные последствия делегирования решения большому количеству исполнителей, используют нормы управляемости, разработанные применительно к функциям управления. Рекомендации по количеству разрабатываемых и реализуемых решений, которые может координировать, контролировать вышестоящий руководитель, приведены в табл. 5.1. Таблица 5.1 Ограничения на количество решений, приходящихся на одного руководителя
Простые решения подготавливаются по известным алгоритмам и исполняются по отработанным схемам, в которых отсутствуют неопределенность или ее уровень настолько низок, что не оказывает существенного влияния на результат. Решения средней сложности предполагают альтернативные варианты разработки и многообразие путей их реализации. Основанием для выбора такого решения является сокращение влияния неопределенности. Трудные решения не имеют аналогов, а влияние неопределенности на процесс разработки и реализации решения учесть практически невозможно. Если за каждым решением стоит конкретный человек, то информацию, представленную в табл. 5.1, можно рассматривать как рекомендацию при расчете норм управляемости: сколькими подчиненными может эффективно управлять один руководитель. Следует помнить, что низкий профессиональный уровень управленцев способствует переходу от детерминированных ситуаций и процессов к неопределенным. Основные типы ошибок в управленческой деятельности, увеличивающие неопределенности. Продуктом управленческой деятельности является решение. Следует учитывать возможные ошибки во всех составляющих решаемых задач. Основные виды ошибок, возникающих в процессе разработки и реализации решений, приведены в табл. 5.2. Таблица 5.2
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |