Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнекитайская философия




Формируется в 7-6 веке до нашей эры. Зарождается в знаменитых мифологических книгах древнего Китая. Шу-цзынь и И-цзынь. Первая – книга истории, вторая – книга перемен. В книге истории сущ. глава, назыв. великий основной закон, в которой расписываются ключевые слова древнекитайской философии. 5 НАЧАЛ У-СИН. – начала бытия, природы, человека и государства.

1.Вода – основное свойство быть мокрой и течь

2. Огонь – основное свойство гореть и подниматься вверх

3.Дерево - основное свойство сгибаться и выпрямляться

4.Металл - основное свойство подчиняться воздействию и меняться

5.Земля - основное свойство принимать посев и давать урожаи.

Вода порождает соленое. Огонь – горькое Дерево – кислое, Металл – острое, земля – сладкое.

Во втором разделе книги говорится о пяти качествах человека.

  1. Внешний облик.
  2. Речь
  3. Зрение
  4. Слух
  5. Мысли

Внешний облик порождает достоинства человека, Речь приводит к истине, Зрение характеризуется остротой. Слух – тонкостью. Мысль – проницательность человека. Достоинство создает строгость поведения. Следование истине порождает аккуратность или порядок. острота зрения порождает прозорливость, умение видеть невидимое. Тонкость слуха – осмотрительность, Проницательность – мудрость.

В период 5-3 веков философия древнего Китая достигает рассвета. Основные школы Китайской философии:

1. Даоская

2. Конфуцианская

3. Легизм – антипод конфуцианства

4. Школа имён – софисты, логики.

5. Инь-янь – аналог атомизма.

6.Моизм – промежуточная стадия между даосизмом и конфуцианством.

Основные принципы даосизма.

Основатель Лао-цзы. 570г д н э. Лао-цзы – псевдоним, цзы – учитель, относится ко всем древнейшим философам, Лао-цзы – старик-ребенок. Достигнув вершин познания и возраста, человек должен оставаться таким же наивным, способным удивляться и бескорыстным как ребенок. Лао-цзы – средний класс.

Фундаментом выступает Дао и Дэ-цзын – трактат о Дао и Де. Категории Дао и Дэ – исходые категории древнекитайской философии. В каждой из 6 школ они наполняются своим содержанием. В конфуцианстве – нравственно-политический смысл. В даосизме – философский смысл. Даосизм – философская диалектика – тождество противоположностей. Дао и Дэ – в основе их Цы. Цы делится на Инь и Янь. Взаимодействие двух начал порождает все многообразие мира. Дэ – проявленность Дао в вещах.. Само Дао – начало и конечная цель всех вещей. Дао – исходная, фундаментальная субстанция бытия, естественное неизменное начало бытия. Оно – ускользающее, удаляющееся и возвращающееся. Дао характеризует великий путь всего, что существует. Этот путь осуществляется по замкнутому кругу. Раскрываются основные позиции Гносеологии и этики Даосизма. Чтобы познать Дао нужно:

Сделать сердце беспристрастным, твердо сохранять покой. И тогда все вещи остаются сами собой, они возвращаются к своему началу. Возвращение к началу – покой. Покой – возвращение к сущности, возвращение к сущности – постоянство. Знание постоянства – достижение ясности. Незнание постоянства приводит к беспорядку, хаосу, злу. Знающий постоянство становится совершенным, справедливым. Таким образом высшая добродетель по Даосизму – справедливость.

В 11 параграфе книги – вопрос о соотношении бытия и небытия – тождество категорий бытия и небытия – Дао, но при этом небытиё в даосизме первично и воспринимается как пустота.Например потребление Дома зависит от объема, пустоты, отсюда полезность чего бы то ни было зависит от пустоты.

В 22-36 параграфах рассказ о диалектических противоположностях, если есть ущербное, то есть и совершенное, ЕСЛИ ЕСТЬ КРИВОЕ, ТО ЕСТЬ И ПРЯМОЕ. СТАРОЕ-НОВОЕ. Прежде чем что то отнять, нужно егосначала дать. Мягкое побеждает твердое, слабое побеждает сильное.

Если в поднебесной растет число запретов и табу, народ все больше беднеет. Больше оружия-больше слуг-больше законов-больше разбойников.

Параграф 37. Принцип У-Вэй.

Дао постоянно осуществляет недеяние (У-вэй), но нет ничего такого, что бы оно не делало. У человека У-Вэй – действие, не нарушающее естественного потока вещей(ДАО)

В дао-сизме отрицается принцип судьбы, дао трактуется как самодостаточное начало. Над ним нет судьбы. Что касается этики Дао – проблемы добра и зла, до Даоская философия выступает ка источник философии ненасилия: на добро отвечать добром, на зло – тоже добром.

Основные принципы конфуцианства

551-479 г д н э

Лунь-юнь – беседы, изречения. Авторитарный принцип строения трактата.Учитель спросил, ученик ответил. Конфуцианство – нравственная школа. Она пытается объяснить как человеку жить. Конфуцианство основано на принципе патриархальности. Кровно-родственные отношения – основа социального устройства. Концепция ЛИ. ЛИ – порядок, ритуал. Делится на И – долг, справедливость, СЯО – патриархальность, жень – порядочность, человечность, гуманизм, СИНЬ – доверие, истина. Бблагородный муж (правитель) – идеал конфуцианского человека. У него 9 правил.

  1. Видеть ясно
  2. Слышать четко
  3. Быть приветливым
  4. Почтительность в делах и поступках
  5. Искренность речи
  6. Осторожность в действиях
  7. Не стесняемость в обращении за помощью к другим
  8. Контроль эмоций и память о последствиях гнева
  9. Память о справедливости когда есть возможность извлечения выгоды.

Принцип справедливости. Благородный муж стыдится когда его дела расходятся со словами. Во всех неудачах он винит самого себя и не ссылается на обстоятельства. Золотое правило нравственности: Не делай другим того, чего себе не желаешь. Антиподом выступает низкий, мелкий, маленький, подлый человек. Его главная доминанта – извлечение корысти и выгоды. Во всех неудачах он винит обстоятельства и окружающих.

Исходные классические философские категории Дао и Дэ в конфуцианстве наполняются нравственным смыслом. Дао – совокупность нравственных принципов. Дэ – добродетель, которая есть проявление этой нравственности в поступках. Если в поднебесной (Китай) присутствует Дао, то гордость и нищета постыдны. Если в государстве нет нравственности, то постыдно богатство и знатность.Конфуцианское учение фаталистично, все зависит от судьбы. Дао осуществляется, присутствует – судьба. Дао разрушается – тоже судьба. Не зная судьбы не станешь благородным мужем, не зная ритуала не утвердишься, не зная речей не узнаешь людей.

Тема судьбы возникает из мифологии. В философии тема предопределенности реализуется в принципе детерминизма. Соотношение свободы и необходимости – ключевая тема и социальной и антологической философии.

Соотношение добра и зла. В Даосизме на зло отвечают добром. В конфуцианстве на добро – добром, на зло – справедливостью. Критерием справедливости в конфуцианстве является совесть. Совесть как мерило добра и зла.

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Философия древней Греции. Возникла в 6-7 веке до н э.

Источники возникновения – социально исторические, экономические, культурные, теологические.

Теоретические: развитая мифология, Гомер и Гисиод. У Гисиода 2 произведения – Теогония, Дни и ночи. Одиссей, Иллиадр. Кроме того, греческая философия развивается с греческой трагедией. Эсхил, Софокл, Еврипид. Аристофан – родоначальник комедии, подверг резкой критике Сократа. Еврипид – друг и соратник Сократа. Фридрих Ницше подчеркивал развитие греческой философии и связь ее с трагедией. Греческая философия с самого начала ориентируется не на религию, а на естествознание: математика и логика. Пифагор, Евклид, Архимед, Гиппократ – основатели. Связь с астрономий, математикой, медициной, физикой. Большинство греческих мыслителей совершали путешествия на восток, заимствовали идеи тех мыслителей. С точки зрения экономических условий происходит второе экономическое разделение труда, отделение умственного труда от физического. Философия в древней Греции формируется в период рабовладельческой цивилизации. В период трансформации аристократии в демократию. Один для меня дороже 1000 если он лучший.

Географические условия.

В этот период Греция представляет собой мощную колониальную морскую державу. Зарождается Греческая философия в колониях. На побережье малой азии в полюсах – Ионийская философия. А Италийская – на “сапоге”.

 

Милет(Фалес, анаксимандр, анаксимен)==»Эфес(Гераклит)==»

 

Клазомены(Анаксагор)==»Абдеры(Демокрит, Левкип)==»Стагиры(Аристотель)==»Остров

 

Самос(Родина Пифагора)==» Кратон(Пифагорейская школа)==»Ксенофон, Парменид, зинон,

 

Мелисс==»Агригент(Эмпедокл)==» Леонтины(протагор, Горгий)

 

  1. Ничего нет.
  2. Если есть, то непознаваемо
  3. Если познаваемо, то невыразимо

 

Мысль изреченная есть ложь.

Античная философия заканчивается в 6 веке нашей эры. 529 год – торжество христианства.

 

  1. Досократика – ранняя философия. Проблема природы, Архэ, Физики – 7-5 в д н э.
  2. Афинская философия – 5-4 в д н э. Период расцвета. Золотой век. Расцвет – максимальное развитие: Софисты, Сократы, Платон, Аристотель.

 

Человек есть мера всех вещей – центральное место в этом периоде. Его познание, нравственность, проблема гос-ва и общества. Согласно Сократу нужно познать самого себя. + Я знаю что я ничего не знаю. Родоначальник познания.

Родоначальники диалектики бытия – Гераклит и Парменид. Парменид – родоначальник Онтологии. На протяжении периода – жесткое противостояние Афин и Спарты. Спарта не дала миру ни одного Философа, но победила афины.

  1. Закат – конец 4 столетия д н э – до 5 столетия нашей эры.

В 337 году д н э Римлянепобеждают Греков, начало фазы Эллинизма, поздней античности. В этот период – период упадка – функционируют 6 философских школ. Среди них Лицей – Аристотеля. Академия Платона, перипатетики – прогуливающиеся.

Школа Эпикура, Сад Эпикура. Школа эпикурейства – одно из исключений общественного упадка. Оптимистическая философия Гедонизм – стремление к чувственной философии

Психологические источники философии

Удивление==»Сомнение==»Страх. Школа Скептицизма, Пиррон. Скептики – люди сомнения. Сомнение сначала гносеологическое, а потом нравственное. Школа Стоицизма – главная идея – мирового цикла, пожара. Судьба ведет того кто с ней согласен и тащит того, кто ей сопротивляется.

Школа Неоплатонизма – языческая, религиозная интерпретация Платонизма. Основатели – Плотин и Прокл. Крупнейшим представителем восточного неоплатонизма является Псевдо-дионий. – основатель Пантеизма. Негативная диалектика, он основал негативную теологическую диалектику.

Псевдодионисий доходит в пантеизме до логического конца. Если бог везде, значит он – нигде. Если бог – всё, значит он – ничто. В условиях бесконечной субстанции все и ничто совпадает.

Первый период – период природы, натурфилософии. С самого начала греческие философы были заняты поиском генетического основания бытия – АРХЭ. 2. Соотношение бытия и небытия. 3. Способ существования.

Начиная с Эллейской школы, философы не просто утверждают свои тезисы, но начинают логически их обосновывать.

Проблема субстанции в ранней античной философии. Период 5-6 века д н э. Натурфилософия. Физики (от греч. physis - природа). Досократики. В этот период центральная проблема – природа. Все работы так и называются – О природе. Главная проблема – онтология. Онтология распадается на 3:

  1. Архэ – генетическое первоначало мира.
  2. Соотношение бытия и небытия как источника всего сущего.
  3. Способ существования.

 

Ионийская и Италийская философия.

Ионийская философия – наивный материализм. Милетская школа и Гераклит.Стихийный Материализм.

Италийская – философский объективный идеализм. Пифагорейская и Эллейская школы.

В вершине направлений стоит Аристотель. Под ним – Платон и Демокрит, под платоном – Пифагор и Эллейцы, под Демокритом – Гераклит и Милетцы. Эллейцы – Италийское направления, Милетцы – ионийское.

Фалес – основа Милетской школы. Лозунг Милетской школы – ничего сверх меры, познай самого себя. Архэ у него – вода. Гилозоизм – всеобщая одушевленность. Все вытекает из одного – воды. Бытие текуче. В собственном смысле философ №1 – Анаксимандр.

APEIRON – беспредельное, безграничное. Из чего все вещи получают свое рождение, в то все они и возвращаются, следуя необходимости. Все вещи в свое время наказывают друг друга за совершенную несправедливость. = Принцип циклизма. Первая формулировка Детерминизма (и природного и нравственного) – все происходит в силу судьбы. Всякая дисгармония наказывается. Учение Анаксимандра Анаксимен иллюстрирует Apeiron. Воздух не имеет предела, без ничего не существует.

Гераклит из Эфеса – темный, плачущий. Темный, так как люди плохо его понимали, плачущий так как люди бездарно пользуются тем, что дала им природа. Многознание уму не научает. Трактат О природе. Вечность – ребенок, дитя, играющий в камушки на линии прибоя. Всё учение Гераклита распадается на 4 части.

Идея вечности и единства бытия. Олицетворением этой идеи является огонь. Это символ постоянного движения, изменения, обновления жизни. Из огня возникает всё и всё в него возвращается. Огонь – единство противоположности земли и воды.

Диалектика бытия Гераклита.

Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Нельзя и один раз туда фойти, в каждый момент река уже другая. Гераклит не просто констатирует изменчивость, но и гениально угадывает источник изменчивости – борьбу единства противоположностей. Отец всего – война противоположностей, мать всего – единство противоположностей (см. выше). Справедливость достигается в борьбе. Гераклит подчеркивает переход противоположностей. Стрела летит так как тетива выпрямляется.

Логос – мировой космический разум, согласно ему – всё едино.

Он отождествляется Гераклитом с судьбой и необходимостью. Гераклит – панлогист. Бытиё и логос – едины. Огонь тоже разумен. Частица Логоса – мирового огня – Разум человека.

 

Гносеология Гераклита

Он – один из первых представителей рационализма, критерием истины выступает разум или логика.

 

ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – ПИФАГОРЕЙЦЫ И ЭЛЛИАТЫ.

Школа Пифагорейцев – математики. физики, мистики. Идеалистическое понимание бытия. Архэ – число. Всё из числа, всё есть число, всё подобно числу. Число – идеальное выражение количественности бытия. Количественный аспект бытия идет в ущерб качественному. Число – идеальное начало. Его материальное проявление – знаки, цифры. Исходное число – 1, а в геометрии – точка. Нечетные числа совершенны в своей самозамкнутости. 7 – Кайрос, момент истины.

Пифагор –родоначальник музыкальной гармонии, мистическое понимание музыки. Школа Пифагорейцев происходит от Орфей. Музыка возникает из космоса. Планеты, двигаясь по своим орбитам, издают звуки, неслышимые большинством людей. Метемпсихоз – индийский вариант Сансары. – переселение душ. У Пифагора эту идею заимствует Платон.

Пифагор выделяет первые 10 пар противоположностей:

  1. Четное – нечетное.
  2. Совершенное – несовершенное
  3. Добро – зло
  4. Светлое – темное
  5. Мужское – женское
  6. Порядок – беспорядок
  7. Движение – покой
  8. Прямое – кривое

И т д. (Рябов А.А сказал неважно.)

Противоположности существуют и невзаимопроникают как у Гераклита.

ЭЛЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

впервые начинает логически доказывать и обосновывать свои положения а не высказывать их просто так Ксенофан, Парменид, Зинон, Метисс.

Ксенофан – основатель, но не главный философ. Оно – родоначальник пантеистического первоначала бытия. Бог и мир отождествляется с шаром или сферой. (Элементы Пифагорейцев)

Атеистические положения: Человек творит богов по своему образу и подобию – Антропоморфизм. Если бы у Эфиопов были боги, то они были бы черными, курносыми и курчавыми.

Парменид – истинный лидер. Родился в 504г.

Парменид – родоначальник онтологии, идеалистической диалектики бытия. Исходный принцип Эллейской философии – панлогизм. Мысль о бытии и само бытиё – одно и тоже.Мыслить и быть – одно и тоже.

Парменид вводит два типа бытия: Подлинное бытиё, согласно истине, и бытиё, согласно мнению. Первое бытиё – вечное, неизменное, абсолютное, бесконечное, не имеет частей, умопостигаемое. Второе – временное, конечное, меняющееся. Основные тезисы Парменида.Быть или не быть? – его вопрос ко всему бытию. С его точки зрения, бытие есть, а небытия – нет, так как это – логическое противоречие. Никто не докажет что несуществующее существует. Из ничего ничто не возникает. Есть только бытиё и оно сплошное, не имеющее пустоты, а следовательно само движение есть противоречие. Движение – такое состояние, когда тело находится в данной точке и одновременно в ней не находится. А это противоречие.

  1. Дихотомия – деление пополам.
  2. Ахиллес и черепаха – самый быстрый никогда не догонит самого медленного.
  3. Летящая стрела покоится.
  4. Stadium – Стадион.

Опора Зинона.

1.Движение никогда не может начаться, потому что для того, чтобы пройти отрекзок, надо пройти через его середину, еще и еще. Поскольку по логике идеальное делимо всегда, ничто не может сделать первого шага.

2.Ахиллес и черепаха. Каждый из них должен пройти одни ите же точки пути, расстояние между этими объектами будет бесконечно сокращаться, но поскольку они пройдут одни и те же точки, Ахиллес никогда её не догонит.

3. Стрела – покоится. Это так, потому что она все время занимает место, равное самой себе. И потому, что нет пустоты – как нет небытия. Все заполнено. Ей негде двигаться. Кроме того, движение можно определить как сумму моментов покоя. В качестве примера – 24 кадра. Далее –движение невозможно по определению, так как всякое движение есть противоречие. Тело находится и одновременно не находится в данной точке.

4. Стадион – три предмета. Один стоит и два движутся навстречу.

Вариант древнегреческого материализма и одновременно попытка разрешения всех накопленных противоречий – философия Левкиппа и Демокрита. Демокрит кладет предел делимости бытия, В качестве Архэ –атом, мельчайшая и неделимая частица бытия. Все тела состоят из атомов с одинаковой сущностью и разной формой. Таким образом, сущность всех веще одна, а отличаются он только формой сцепления атомов. Эта гипотеза – идея неделимости бытия – просуществовала до начала 20 века – века расщепления атома. Демокрит вводит понятие небытия, в котором эти атомы движутся.

Анаксагор из Клазомены.

Понятие Геометрий. Это – материальные частицы, предшествующие атому. Мельчайшие зёрна, движущиеся до бесконечности. Атомы движутся в пустоте, но это движение нехаотичное., они движутся строго по заданным траекториям под действием силы тяжести. А поскольку все движется по траектроии, у Демокрита всё предопределено, нет случайностей.

Складывается ромб. На его вершинах начиная с левой: Необходимость, потом наверху Причина, далее Случайность и Следствие. Согласно Демокриту никакой объективной случайности у атомов не существует. Жёсткий детерминизм. Случайность –плод невежества, незнание исходных условий.

В дальнейшей науке 18, 19, 20 веков принцип всеобщей необходимости реализуется в знаменитом детерминизме Лапласа, который не нуждается в гипотезе бога. Согласно Эйнштейну, природа необходима. Демокрит – смеющийся. Главный принцип – эфтомия – хорошее расположение духа.

СОФИСТЫ СОКРАТЫ ПЛАТОН АРИСТОТЕЛЬ.

 

Софисты – новая интеллектуальная альтернатива философии. И до них и после – мудрость как основа, но критерием различия двух школ выступает истина. Для философов это – самоцель. Знание ради самого знания. Для софистов истина – это средства. При этом Софисты делятся на старших и младших. Старшие – Протагор и Горгий, младшие – Продик. У старших истина представляет собой ценность. Половину времени своей жизни они размышляют, а половину репетиторствуют. Младшие софисты – чистое репетиторство, обучение. Софисты выступают как логический парадокс. На чёрное доказать что это белое. Здесь на первй план выходит не природа а человек, его разум, его познание – гносеология.

Логика, красноречие, аргументация. Учение о государстве – политика. Протагор говорит: человек только есть мера всех вещей и только он один может сказать существует вещь или нет. 3 аспекта:

  1. Онтологический аспект – Человек есть мера всех вещей, человек есть субстанция бытия, субьективный идеализм и антропоцентризм.
  2. Гносеологический аспект – субъективизм – каждый человек есть мера всего, у каждого – своя истина. Активный, самодостаточный статус человека.
  3. Протагор – об одной и той же вещи можно сказать два прямо противоположных суждения, следовательно, ничего определенного сказать нельзя. Всё – относительный релятивизм, всякая истина носит относительный характер. Прямая дорога к скептицизму – пробабелизм (вероятность).

Атеизм – о богах я ничего не могу знать, ни того что они есть, ни того что их нет. Это из-за неясности вопроса и краткости жизни.

 

Тезисы Горгия.

 

  1. Ничего нет – не только бытия, но и небытия.
  2. Если что-то существует, то оно непознаваемо, а если познаваемо, то невыразимо с помощью слов.
  3. Мысль изреченная есть ложь.

Людвиг Витгейнштейн – философ логического позитивизма в 20 веке сказал, что о чем невозможно говорить, о том следует молчать. Существуют какие-то темы, не поддающиеся объяснению и выражению. Ишхазм (неточн.) – по поводу бога ничего сказать нельзя. Крупнейший деятель того времени – Сократ – критик софистов.

Сократ

Основные лозунги философии Сократа:

1.Познай самого себя и познаешь весь мир.

2. Истина внутри тебя.

3. Каждый рождает истину с помощью учителя.

4. Диалектика знания – я знаю, что ничего не знаю.

Сократ – родоначальник диалектики познания, согласно которой истина это процесс получения знаний в результате спора или диалога.

5. Истина рождается в споре.

Мать его была акушеркой, отец – каменотесом. Сократ видит и помогает каждому человеку родить истину с помощью вспомогательных вопросов. его метод – майефтика – наведение с помощью вопросов на правильный ответ. Второй метод – ирония – насмешки, издевания с целью того, чтобы истине легче было выйти наружу. Третий метод – Демон Сократа – внутренний голос, высший критерий истины. Философия Сократа – этический рационализм. Этика – наука о добре и зле. Рационализм – метод познания с помощью мышления. Если человек знает что такое зло, он его не совершит. Высшей добродетелью человека выступает знание.

Главные категории добродетели Сократа:

  1. Мужество.
  2. Благоразумие.
  3. Справедливость.

Мужество – знание как избежать опасности. Благоразумие – знание как обуздать свои страсти. Справедливость – знание соблюдения законов. Синтез этих трех добродетелей порождает мудрость человека. 3 части души человека. Природу по Сократу познавать не нужно, так как это удел богов.Лучшая жизнь человека и вообще смысл жизни – знание цели. Но при этом Сократ – основоположник утилитарного, прагматического подхода к жизни. Он считает что благо человека зависит от пользы. Сократ:”Полезно то, что служит достижению цели.”

 

Платон.

Платон – один из величайших мыслителей древней философии, ученик Сократа. У Платона – 3 периода творчества.

  1. Ранний – Сократический, в котором Платон воспроизводитосновные идеологии Сократа. Диалоги: Паренид, Федр, Софист, Пир.
  2. Создание онтологии и идеологии. Диалоги: Протагор, Горгий, Минон.
  3. Поздний – посвящен созданию философии идеального государства. Диалоги: гос-во, законы, политик.

Вся философская система Платона подчинена главной системе – создание совершенного, справедливого, идеального государства. Многие идеи своего государства он заимствует на Востоке, поэтому идеальное государство имеет черты восточных деспотий и спартанскую. Платон, как и Демокрит, несёт синтез предшествующих идей философии. Определяющее влияние на становление его философии оказали Протагорейская и Эллейская школы.

Онтология Платона.

Состоит из 2х миров – мир идей и мир вещей – модель как у Эллейской школы. При этом мир идей – абсолютный, вечный, неизменный, существующий вне и независимо от человека - объективно. Мир вещей вторичен, производен от мира идей. Этот мир временен, относителен, изменчив, непостоянен.

Платон характеризует эти два мира:

  1. Мир того, что есть и никогда не становится.
  2. Мир того, что происходит через становление и при этом никогда не обладает бытиём.

Мир идей – гиперурания, диалог Федра. Платон – художник. Диалог – гос-во: в 7ой главе Платон формулирует аллегорию пещеры, характеризующую мир.

Пещера – некая темница, и мы, люди, - узники этой пещеры. Снаружи – костёр и рабы проносят различные предметы тень от них попадает на тыльную сторону пещеры. Цель жизни людей – выбраться из этой пещеры. Душа человека – узница (она же – идея человека) пещеры – тела. (Фрэнсис Бэкон – философия нового времени)

Что же такое идея?

Идея – идеальная первосущность.Это совершенные образы, матрицы, первофеномены вещей. У Платона идеи – архитипы вещей (сущ. знам. архитипы Юнга)

Любая вещь – материальное воплощение идеи. Оно всегда ущербное. Сам термин идеи Платон заимствовал у Демокрита. Идеи Платона превращаются в некие первоформы у Аристотеля. В конечном счёте – центральная проблема Онтологии Платона – первичное бытиё общего.(единого). Философия Платона – поиск единого, общего в окружающем мире единичных частностей. Субъект есть предикат – форма сысли – суждение. Панлогизм – тождество мышления и бытия. Основной вопрос философии – соотношение мышления и бытия. Роза есть цветок, единичное есть общее, всякое единичное идет к общему. всякое единичное содержит в себе общее, которое первично. Задача и цель философии Платона – определить это общее вообще. Например: каждая вещь обладает определенной мерой красоты. Задача Платона – найти красоту вообще. Эта красота вообще и будет составлять мир идей.

Гносеология Платона состоит из трех частей:

  1. Учение о душе.
  2. Учение об Эросе (любви)
  3. Учение о диалектике (логике)

Диалектика искусства спора – Сократ.

Из понимания души и тела формируется дуализм – психофизический параллелизм. Душа – узница тела. Тело – темница души. Отсюда – выход средневековья – задача человека освободить душу. По Платону философия – искусство умирания – освобождение души от тела. (Др. мыслитель Микель Мантейн)

Душа состоит из 3х частей:

  1. Разум
  2. Мужество
  3. Чувство

В зависимости от доминирования одного из этих элементов, все люди делятся на 3 категории:

1. Философы – правители.

2. Охрана, стража, воины.

3. Все остальные.

Изначально в греч. мифологии людей не было – были андрогины (неточ.)

Душа человека – тоже идея и она до телесного воплощения находилась в мире идей и созерцала и знала их. Попав в тело, она постепенно, по мере погружения, забывает об этом – аналог индийского сна. Анамнезис – забывание, потеря памяти.

Первый уровень знаний – воспоминание души. Познавая себя я познаю мир идей, а оттуда – природу.

Второй уровень – учение об Эросе (любви) Одно из первых философских определений платонической любви и духовной любви. В состоянии Эроса – любви, человека посещает вдохновление, что в метафорическом плане следует воспринимать как крылья, с помощью которых душа может проникнуть в мир идей. Тело – источник болезни, греха, то, что должно быть умерщвлено, преодолено (восточные отивы философии Платона). Фома Аквинский:”Душа без тела ущербна”. Вдохновление – источник творчества. Всякое творчество приводит к нарушению гармонии.

Третий уровень – искусство понятия. Понять идеи можно не только с помощью анамнезиса, но и по вещам. Нахождение в единичном общего. И второй путь – находить в общем частное. Индуктивная и дедуктивная методолголия. Средневековый лозунг – по твари познай творца. Диалектика Платона плавно переходит в политическую философию – главное ядро всей философии Платона. Идеальное государство Платона имеет своей целью создание социальной справедливости. Понятие справедливости – одна из трёх добродетелей Сократа. Эти добродетели от человека передаются государству. Еще добродетели – мужество, мудрость, проницательность. Единство этих трех добродетелей и будет составлять справедливость, которая выступает в категории блага, блага для всех. Основная функция справедливого государства – оборона своих подданных. Оборона вооруженной силой и материально – экономическое обеспечение своих подданных, управление духовным творчеством, развитием, культурой своих людей.

Идеальное государство состоит из трех классов. Каждый из них должен заниматься своим делом. Тоталитарное государство – полный контроль. Социальная дифференциация обусловлена доминантой души. Согласно Платону, в идеальном государстве управляют философы. Пока в городах не будут царствовать философы или удовлетворительно и искренне размышлять политики, пока государственная сила не соединится с силой разума, до тех пор не изжить зло. Идеальная форма правления – монархия. Политические формы меняются циклично. Главная задача философов – недопустить распада, отклонения от социальной гармонии. Существует круг правлений. Монархия – тимократия – олигархия – демократия – тирания. Монархия и тирания ввержу и внизу круг, остальные сбоку. Движение по кругу (смена правительств) – отклонение от гармонии. Тимократия – власть чиновников, власть немногих над большинством. Олигархия – власть богатого меньшинства. Демократия – власть большинства над меньшинством. Тирания – антипод монархии. Сходство их в том, что существует власть одного монарха, а различие в том, что власть монарха опирается на силу разума, а власть тирана – на голое насилие. Охлократия – власть толпы. Клептократия – власть воров, мошенников.

АРИСТОТЕЛЬ.

384-322 г д н э. Начал с критики учителя: Платон мне друг, но истина дороже. Аристотель – антипод Платона, но позначимости в философии они равнозначны. Философия – наука о первых принципах и причинах бытия. Философи – любовь к знаниям. Наука и причинность стали неразрывными. Цель науки – найти причины. Причина – это событие, вызывающее другое событие. Аристотель начинает не с Онтологии, а с критики идей Платона. Он фиксирует несоответствие количества идей и вещей. Лошадь я вижу а лошадность – нет.

проблема общего впоследствии станет проблемой универсалий. Главная тема Аристотеля – логика. Логика – наука о формах и законах мышления. В своей логике у аристотеля – система философский категорий, понятий. Всего их 10. Центральная категория Аристотеля – сущность (Усия). Сущность – единство материи и формы.

Девять остальных категорий дополняют главную.

  1. Количество.
  2. Качество.
  3. Отношение.
  4. Место
  5. Время
  6. Положение
  7. Состояние
  8. Действие
  9. Страдание.

Три последних категории выражают состояние движения и покоя.

Существует четыре вида причин. Учение о Каузуальность. Первый вид причины – материя – медь для скульптуры. Второй вид причины – форма, которая придается этой материи. Третья причина – каузаэффектус – действующая причина – сам скульптор. Четвертая причина – конечная причина. У Аристотеля все бытиё – целесообразно – энтелегия. Таким образом, развитие бытия по Аристотелю предопределено целью, оно телеологично. Человек – единство материального и идеального. Первые две причины – статические, вторые – динамические. Формы материи. Материя – инертна.

 

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Периодизация и соновные этапы.

Рождество Христово – 1 в д н э ------- 14 век. Общее время эпохи.

  1. С 1 по 4 век – гностицизм и аппологетика (защита). Мудрость наша не отмира сего – апостол Павел.
  2. 5 – 8 века. Период патристики. Патр – отец. Учение отцов церкви.
  3. 9 – 14 века Период схоластики. Схола – школа.

Агапэ – любовь как благодать. Верую ибо понимать.

 

У каждого из периодов – свой лозунг, который вытекает из основного противоречия всей средневековой философии – противоречия между верой и разумом. “Верую, ибо абсурдно” – Тертулиан. Этот абсурд упирается в феномен воскрешения Христа. Вера порождает надежду на бессмертие. Вера и надежда порождают любовь.

Закон двойного отрицания – закон Гегеля.

 

Т (тезис) А (антитезис) С (синтез)

Бог – отец Бог – сын Бог – святой дух

Античная культура Рождество Христа Реннесанс

 

Отрицание античной мудрости и замена её мудростью бога. Библия полностью отрицает античную философию.

Второй период – Патристика. Аврелий Августин. Верим, чтобы понимать. Разум – это следствие, вера – причина. Понимать любые истины значит ументь объяснять их природу и уметь логически доказать.

Третий период – Схоластика. Проблема бога переводится в плоскость логики. Понимаю, чтобы верить. Поверю тогда, когда пойму. Если формами бытия мысли выступают понятие и суждение, то все решения проблемы начинают описывать в форме понятий и суждений. Сам бог из первосущности превращается в понятие. Понятие универсальное вплоть до материального.

Надо не абстрактно воспринимать бога а экзистенциально – эмоционально-чувственно. Страх как понятие, как пример Страх – экзистенциальное понятие. Поверю тогда, когда объясню.

Принципы религиозной философии, онтологии бытия – теизм и теоцентризм – основные принципы средневековой философии. Пантеизм – бог как первосущность. Теоцентризм – бог есть все.

Принцип эманации: бог –это свет, он рассеивает тьму. Эманация – самоистечение (у язычников). Бог создает мир из ничего посредством слова (религия). Бог эмманентен миру. Существует жёсткая граница между мирами и бог трансцендентен.

Есть мир, который не входит в мир живых и мир духов. Посредником выступает человек. Он создан по подобию своему. Зло человека существует от свободы воли.

А сначала волей обладал только бог. Добро – бесконечное приближение к богу. Человек сам выбирает между добром и злом. Люди делятся на два класса: У кого стремление к добру доходит до отрицания самого себя и наоборот – к отрицанию бога.

Принцип откровения. Гносеология.

Здесь картина совершенно иная, по сравнению с античной.Бог дает человеку всю истину, знания о сотворенном мире и о самом боге.Истина уже дана, а стремление человека узнать что-то запрещенное – это гордыня, то есть великий грех, попытка заместить бога собой. С эпохи Реннесанса человек пытается это сделать посредством новых достижений. Итсина дана ему, но она зашифрована. Право на интерпретацию истины дается богу. Библию писали люди, сам бог ничего не пишет. Интерпретация истины называется экзегетикой. Она делится на три периода:

  1. Ранняя – этимология, буквальное толкование слов.
  2. Концептуальная – смысл слов.
  3. Умозрительная (спекулятивная) – тезисы священного писания становятся основой для собственной конструкции.

Средневековая философия филологична – любовь к слову. Предметом философствования выступает текст. Кроме того, философия средневековья ретроспективна – обращена в прошлое. Считалось, что чем древнее текст, тем он подлиннее. Согласно Тектулиару истина была вначале а заблуждение явилось потом. В связи с ………(неизв.) пониманием философии и религии в эпоху схоластики (когда философия вновь превращается в госпожу) возникает спор об универсалиях. Универсалии (категории) – наиболее общие понятия. Истоки споров об универсалиях сводятся к критике идей Платона:

  1. Общее до вещей – Платон.
  2. Общее в вещах.
  3. Общее после вещей – в уме человека как результате его познавательной деятельности.

Вопрос о статусе универсалий сформировал два философских течения.:

  1. Номинализм – никакого общего в бытии не существует.
  2. Реализм – существует только общее, а все единичное – воплощение воображения. Бог есть высшая универсаль.

Все основные принципы религиозного сознания Августин разделяет (поддерживает), но расставляет свои акценты. 304-430 гг. Основные труды: О величии души, об Истиной религии, О свободе воли, Исповедь, О граде божьем, О граде земном и божьем. В последнем произведении (О граде земном и божьем) впервые сформулирована христианская теологическая философия. История, исходя из принципа эскатологизма. История земного града.

Принципы религиозной философии.

Теизм и теоцентризм, креацеонизм, откровение, грехопадение и спасение, соотношение души и тела, соотношение веры, разума и любви и воли. Волюнтаризм – принцип свободы воли. Принцип воли присущ богу. Это его величайший атрибут. Бог творит мир по собственной воле, никем не принуждаемо – максимальная свобода воли.

В системе Августина волевое начало доминирует над интеллектом. Его философия волюнтаристична. Мир, сотворенный богом, носит фатальный характер, он предопределен волей бога. Предистинация – фаталистичность бытия.

Проблема добра и зла – Теодицея, её смысл – в оправдании бога, объяснении зла. Главный вопрос: Почему и как всемогущий бог создает мир, в котором присутствует зло? Августин начинал как представитель гностицизма, причем в восточной части – Манихейство (ророк – Мани). Суть в том, что Манихейство как и весь гностицизм исходило из дуализма добра и зла, света и тьмы. Они считали, в соответствии с античной позицией Эмпедокла и Гераклита, что всё бытиё определяется борьбой этих двух начал. Для того, чтобы помочь силам добра, высшие силы направляют на землю своего посланника – миссию, у него есть своя определенная миссия и определенная информация, следуя которой можно достичь спасения.

У гностиков все люди делятся на три категории:

1. Пневматики – дух.

2. Психики – душа.

3. Соматики – тело.

 

Задача миссии – спасти психиков, так как пневматики спасутся сами, а соматики обречены.

Приняв Христианство, Августин переходит на позиции Монизма (моно – одно начало):

существует бог, и это есть абсолютное добро. Зла реально, объективно не существует. Зло возникает в результате свободы выбора человека как уменьшение, отход от добра. Также как болезнь есть уменьшение здоровья, шум есть уменьшение тишины, зло есть уменьшение добра. Августин – один из первых основателей субъективно – психологической философии. Переживание времени – соотношение с вечностью. Время – мера изменчивости вещей, сотворенных богом. Сотворив мир, бог создал и меру его изменчивости – он как будто включил часы. Таким образом, до творения мира времени не было. Это и будет вечность – отсутствие времени. Нет бога – вечность. Логика в патристике не работает.

Бог существует, но вне времени, когда все существующее существует только во времени. Время не обладает объективным статусом у Августина. Это – психологическая характеристика качества человеческой души. Согласно Авгутину, существует только настоящее. О прошлом мы можем судить благодаря памяти. Память прошлое переводит в ранг настоящего. Настоящее в настоящее переводится нашим интеллектом. А о будущем мы можем судить только благодаря надежде.

Августин продолжает традицию апостола Павла и ранних аппологетов, иррационализирует веру с помощью любви. Любовь нерасчетлива, бескорыстна.

Основные принципы схоластики:

Главный философ – Фома Аквинский. Схоластика постепенно переходит из служанки в госпожу. Схола – школа. Схоластическое многословие формируется при школах и университетах. Основные школы: Доминиканская, Бенедиктийская и Францисканская.

Доминиканцы – сторонники светского знания.

Бенедиктийцы – мистики, традиция аппологетов.

Францисканцы – названы в честь Франциска Азийского. Они – нищенствующие монахи.

Университет – сочетание религиозного и светского знания. Логика и диалектика, поэтика, математика, грамматика – первые светские дисциплины.

Философия филологична. В университетах – такая важная методологическая установка как диспуты – споры. Схоластика имеет нарицательно-негативное звучание – беспредметный спор. наряду с этим, возникают более серьёзные, глубокие дискуссии. Одна из таких – спор об универсалиях.

Универсалии – общие понятия (краота, добро, зло, причина). Высшая универсалия – бог (в схоластике) а у Августина это – личность. Основу универсалий составляют философские категории Аристотеля. Такие как причина, цель, форма, содержание. Если патристика опирается на философию платона, телонизирует их, то схоластика в лице Фомы Аквинского опирается на Аристотеля, философия которого проникает в Европу через Испанию. Если арабские мыслители развивали естественно-научные труды Аристотеля – физику, психологию, то в схоластическом богословии на первом плане – логика и категории Аристотеля. В частности, в знаменитом комментарии к категории Аристотеля возникает спор об Универсалиях. Суть спора об универсалиях: Обладает ли общее (универсалии) объективным реальным существованием. Если да, то где. Существует ли общее или это иллюзия. Истоки проблемы – в критике идей Платона.(Лошадь я вижу а лошадность – нет). По вопросу о патологическом статусе общего существует два направления. Реализм и номенализм. Согласно первому, существует только общее. оно является мслями бога. Общие универсалии – мысли бога. Вещи – воплощение этих мыслей. Ансельм Кентерберийский. Второе течение – номинализм. Характерно для англичан. Вещи только единичный, фактически есть только имена этих вещей. Представители – Уильям Оккам, Дунс Скотт.

Промежуточное время – концепутализм. общее существует в уме познающего человека ка результат его абстрагирующей способности – т.е. способности во многом единичном выделять общее. Это общее и будет составлять сущность данного класса предметов. Таким образом варианта решения споров об универсалиях три:

  1. Общее существует вне и до вещей.
  2. Общее существует в вещах как их сущность и извлекается человеком с помощью ума.
  3. Общее существует после вещей как некаяч иллюзия.

Почему в средневековой схоластике стоит вопрос о бытие общего? Доказав сущность общего вне и до вещей, вы автоматическ доказываете что бог есть.

 

Фома Аквинский.

1225-1274 гг. Его прозвали ангельским доктором за его компромиссный характер. Он был мастером компромиссов. Его задача – достичь компромисса ежду верой и разумом, что он и делает.

Теория двух истин:

Существуют две основные истины – истина откровения (божественная) и истина разумная (человеческая, философская). Цель у них одна – постичь бога и его творение. А вот методы принципиально различны. Божественная истина определяется с помощью веры, а человеческая с помощью разума.

Первая тема, с которой имеет дело Фома Аквинский – диалектика сущности и существования бога. Главная цель – объяснить сущность бога – что это такое. Согласно Аквинскому, сущность выделяется вдефиниции – определении. Прежде, чем говорить о сущности чего либо, надо доказать его существование. Отсюда диалектика сущности и существования. Диалектика этих противоположностей решается так: сущность и существование совпадают в боге. Существование есть следствие сущности бога, а его сущность рождается в существовании. Теория двух истин характеризуется как нисхождение от творца к твари – индукция. Дедукция – по твари познай творца. Что касается тварного мира, то твари обладают сущностью (идеей), а существованием их наделяет бог – в акте творения.

Пять онтологических доказательств бытия божьего. (По Фоме Аквинскому)

В этих доказательствах Аквинский основывается на главных категориях Аристотеля. При этом он с самого начала отказывается от доказательств очевидностей и здравого смысла. В частности от аргумента, что каждый переживает бога внутри себя. Этот отказ связан с тем, что в таком случает становится ненужной церковь.Традиция умозрительных (спекулятивных) доказательств восходит к Ансельму Кентрберийскому.

Первое доказательство.

Связано с аргументом неподвижного перводвигателя: все вещи либо движимы, любо движут, любо одновременно и то и другое. Но бесконечно двигаясь от бесконечного к конечному, от следствия к причине, мы должны прийти к тому, что приводит все в движение, будучи неподвижным – к богу.

Второе доказательство.

Первопричина. Весь мир можно представить ка бесконечную цепь причин и следствий. Совершая обратное движение – от следствий к причинам, вы с необходимостью приходите к начальной, исходной причине – творящей начало.

Третье доказательство.

Доказательство случайности и необходимости. Весь мир представляет собой набор случайных событий, в основе которых можно усмотреть некую закономерность, необходимость – бога.

 

Четвёртое доказательство.

Доказательство гармонии или совершенства. Теодицея – оправдание богом за зло. В отличие от теодицеи Августина, Аквинский подчеркивает эстетическое начало, максимально сближает добро и красоту: Все вещи в сотворенном мире обладают той или иной степенью совершенства. Однако в целом, мир является симметричным, гармоничным, пропорциональным. Мерой этой гармонии и выступает бог. Зло – это несовершенство частей, ущербность частей по отношению к целому. В целом господствует добро, красота, гармония. А в частях этого нет. Вот почему дьявол прячется в мелочах.

Пятое доказательство.

Конечная цель – целесообразность. Есть разумное существо, полагающее цель для всего существующего мира. Если у Аристотеля целесообразность имманентна бытию (энтелегия – целесообразность в бытии), то у Аквинского она трансцендентна бытию – задается извне, поскольку бог находится вне данного мира, но задаёт ему цели.

Доказав экзистенцию – существование бога, Аквинский переходит к его определению, сущности. При этом он упирается на определение Псевдо – Дионисия (поздний неоплатонизм – 5 в д н э). Ареопаг – собрание властителей. У псевдодионисия – два способа богоопределения.

1. Катафатическое.

2. Апофатическое.

Положительное и негативное. Первое + второе –.

Катафатическое определение бога связано с возведением в превосходную степень всех положительных определений человека. Бог – всемудрый, всемогущий, всесовершенный – абсолютное добро, благо, истина. Эминеция – превосходство, бесконечное усиление конечных свойств.

Апофатическое подчеркивает несовместимость (несоизмеримость) человеческих определений, характеристик по отношению к бесконечному, высшему существу.

Согласно этим определениям, бог недвижим, непостижим, нетленен – нераспадается, недифференцирован. Это не тело, он не имеет элементов. Аквинский – мастер компромиссов, дает умеренное решение проблемы универсалий. Согласно ему, общее имеет троянское существование – присутствует в видах как их сущность, присутствует в уме человека – после вещей, в уме бога – вне и до вещей. Несколько по новому Аквински решает проблему соотношения души и тела, тем самым подготавливая наступление новой духовной культуры. Если до него главным смыслом бытия человека выступало спасение души, то здесь (у Аквинского) речь идет о некой гармонии (к четвёртому аргументу) Душа, по Аквинскому, ущербна без своего тела. Тело – это не столько темница или окова души, сколько необходимое условие её существования. Душа бессмертна, она творима богом, соразмерна телу. Эта индивидуальность души не утрачивается и после смерти, ибо бог может оживлять и тело. Христос возвышен не только духовно, но и телесно. Что касается социально – исторических воззрений – начало секуляризации – постепенное освобождение церкви от государства. Наилучшей формой правления Аквинский выбирает монархию. Бог – один на небе, а человек правит один на земле – главный аргумент выбора.

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. РЕННЕСАНС.

14-16 века. В этой философии взаимопереплетаются прямо противоположныые тенденции. С одной стороны по-прежнему влиятельными остаются религиозные суждения, но одновременно возрождаются и элементы античной культуры, философии.

Дух научности проникает в позднюю философию реннесанса. Прежде всего наука – математика.

На первый план в философии реннесанса выступает человек.Гуманизм и антропоцентризм – ключевые принципы культуры и философии реннесанса. Синтез заключается в духе свободомыслия. Синтез – снятие противоречий.

 

Тезис (Т)=======Антитезис=======Синтез (С)

Античность Средневековье Возрождение

 

Как только человек становится центром мироздания, он начинает знаменитую переоценку ценностей. Прежде всего – средневековых.

Вирту – доблесть, мужество. возможность реального человека преодолеть все препятствия на пути достижения своих целей.

Проблема предрассудков станет центральной у Фрэнсиса Бэкона. Вирту связано с мифологемой античности и реннесанса как мифологемой судьбы, которая решается принципиально иначе по сравнению с античностью и средневековьем. Аналог судьбы в средневековье – предопределение, провиденциализм. В эпоху реннесанса – новое понимание судьбы. Это уже не рок, не фатум, но фортуна – удача. В реннесансе судьба управляет человеком, определяет его жизнедеятельность только на половину, тогда как вторую половину он творит сам. Сократ – познай самого себя. Реннесанс – сотвори самого себя.

Человек – творец себя, своей судьбы. Творческое начало берётся из бога и связано со следующим важнейшим принципом – принципом пантеизма, который пришел после теизма. Но пантеизм античности в средневековье с существенными поправками, с новыми акцентами. Если в античном пантеизме Бог есть всё (акцент на бога), то, начиная с эпохи реннесанса, акцент на природе. Природа обожествляется, на превращается в храм, то есть приобретает божественные черты или качества. Человек выступает как передний план обожествления. Важнейшие божественные качества у природы и человека – возможность творить и создавать новое – творчество. А у человека еще и свобода воли. Одновременно происходит реабилитация телесного начала в человеке. Смысл жизни постепенно переносится в земные условия – человек должен реализовать себя в земной жизни. Наиболее ярко эти идеи выражены у поздних мыслителей средневековья.

ДАНТЕ – эпоха реннесанса – смеховая, карнавальная культура (божественная комедия).

Маркс:”Человечество смеясь расстается со своим прошлым”. Данте в поисках возлюбленной спускается в преисподню, беседует с душами умерших людей, которые рассказывают, что высшее их желание не столько попасть в рай, сколько вернуться на землю.

Данте (1265 - 1321) - сторонник Фомы Аквинского. Он также подчеркивает двойственность человеческого бытия.

Человеческая душа – некий синтез природного и божественного, телесного и духовного. Отсюда – две цели человеческой жизни или два вида блаженства – в земной жизни это блаженство выступает добродетелем, в бессмертной жизни – возвышение к богу.

Путь философских направлений – моральный. Путь духовных наставлений – два типа руководства – светское, государственное, церковное. Итальянский реннесанс (с юга на север)

Второй представитель гуманистической философии – Франческо Петрарка. (1304-1374).

Философская работа о своём и чужом невежестве – схоластическое теоретизирование. Люблю философи, но не ту, болтливую, схоластическую, а истинную, подлинную. Не только в книгах а в умах и делах, не только в словах а в действии. Средневековая философия – филологична, главный философ – Кузанский. Николай Кребс – Итало – немецкий кардинал. Главной проблемой своей философии он считает проблему бесконечности бытия, выраженной математически. Главное произведение Кузанского – об ученом незнании.

Пантеизм и диалектика Кузанского:

Этот философ жил с 1401 – 1464гг.

Начиная с Кузанского в философию нового времени проникает новая идея – бесконечности. Бог понимается как абсолютный максимум/минимум – актуальная во всех отношениях бесконечность. Кроме того, Кузанский вновь возвращается к таким важнейшим категориям онтологии как возможность и действительность. (потенциальность и актуальность).

Бог трактуется как бытиё – возможность. Именно отсюда возникает идея предопределения – Бог всё может. Новое прочтение пантеизма. Бог лишается человеческих черт – деантропоморфизация бога. Нет ни отца ни сына ни святого духа, поскольку к ним неприложимо бесконечное бытиё. Именно кузанский заговорил о бесконечности природы и вселенной. В бесконечности все противоположности тождественны. Принцип всеобщей связи в природе и движение как следствие, охватывающее все тела и части природы.

Говоря о познании, Кузанский выделяет 4 уровня этого познания:

  1. Чувственное – ощущение, которое даёт смутное представление об окр. мире.
  2. Рассудок – (выше первого) его свойство – утверждение и отрицание, способность к абстракции. Именно благодаря рассудку у человека есть способность к математике, науке вообще. Мы получаем понятие общего.
  3. Разум (интеллект) у человека есть способность мыслить бесконечно. Благодаря интеллекту мы можем видеть тождество противоположностей. Бесконечно увеличивающаяся окружность есть прямая.
  4. Интуиция (мистическая интуиция), с помощью которой человек обладает способностью мыслить, видеть совпадение противоположностей в боге, когда и происходит растворение человеческой души в боге – в процессе мистического экстаза.

Экстаз – выход за рамки телесного. Вместе с тем, Кузанский несколько иначе трактует идею творения, по сравнению с христианством и по сравнению с неоплатониками. Согласно Кузанскому Бог – это свёрнутая природа.Его творение есть разворачивание этой приоды для человека. В связи с познанием следует говорить о единстве. Сократ:”Я знаю, что я ничего не знаю, а другие не знают даже этого”. Ученое знание увеличивается, тем самым и увеличивается облать нашего незнания. В этот период происходит доминиканский переворот.

Сущность доминиканского переворота:

1.Гелиоцентризм вместо Геоцентризма – центр мироздания переносится с земли на солнце. Земля обращается вокруг солнца а не наоборот. До этого, согласно церкви, земля считалась в центре всего, а теперь она представала рядовой планетой.

2.Гносеологический аспект – соотношение сущности и явления. Открытия Коперника свидетельствуют о более сложном процессе и способе познания. Явления природы, данные нам в ощущениях, представлениях, отнюдь не совпадают с сущностью или с законами бытия, постигающимися разумом. В ощущениях – солнце вращается вокруг земли, а в сущности – наоборот. Задача познания – с помощью различных средств добиться тождества явления и сущности. Рождается проблема движения и покоя – земля движется.

Ограничения открытий Коперника были в том, что он оставил идею конечности вселенной или мироздания, и как следствие он сохранил центр этого мироздания – он просто переносит его в другое место. Имеет место сохранение идеальных круговых орбит. Эти ограниченности преодолевает Джордано Бруно и последующие мыслители – Галлилео Галлилей и Иоганн Кеплер. Именно благодаря этим мыслителям и формируется первая научная картина мира – механическая.

Бруно (1548-1600)

Бертольд Бретт – этическая мотивация собственных утверждений.

Природа есть ничто иное, как бог в вещах, отсюда и принцип бесконечности и множественности миров – как следствие отрицания центра мироздания, ведь при бесконечности каждая точка может быть центром. Центральный принцип джордано Бруно – гилозоизм – всеобщее одушевление + органицизм – природа как некий организм.

Философия Реннесанса также разрабатывает новые темы, возрождая при этом новые идеи античности. Новизна в новом соотношении – церковная и государственная власть, с постепенным акцентом на государство. Во Франции – Жан Гобен. В Англии – Фрэнсис Бэкон.

Натуралистическая философия. Наряду с ней возрождается период социально – политических утопий или попыток создания идеальных непротиворечивых обществ, а в основе этих утопий во многом лежат природные начала (аналогии с муравьями). Ключевые мыслители утопизма – Фрэнсис Бэкон, Томас Морр – коммунистические утопии.

Никола Макиавелли (1469-1527) Флорентийский мыслитель, дипломат, политик – главные его работы – государь, политик, князь. Главная задача любого правителя – упрочнение национального государства, к достижению этой цели ведут два пути – человека и зверя. Соответственно, когда государству ничего не угрожает, то государь выступает в роли доброго и разумного правителя, но в случае угрозы государству, он готов на всё ради безопасности.

Апофеоз аморализма – диалектика целей и средств. Главная тема философии – идея судьбы. Социальные мыслители трактуют это тему уже по новому, вводя мифологему удачи. Вирту – мужество, создание искусственной реальности. Таким образом, судьба, согласно Макиавелли, управляет людьми только наполовину. Церковный раскол – движение внутри церкви. Надо иметь ввиду, что католическая церковь коммерциализируется, обмирщается.

Индульгенция – отпущение грехов за деньги. Против нее выступает Мартин Лютер. Реальная проблема – в выборе пути развития европейских цивилизаций. Происходит объективная трансформация феодализма в капитализм. Христианство – религия нищих, богатому сложно попасть в рай.

Протестантизм в его экономическом решении разрешает заниматься наживой – разрешает в земной жизни достичь успехов. При этом богатство не должно основываться на лжи. Одновременно и у Лютера и у Кальвина – несколько иначе решается проблема свободы воли.

 

философия нового времени

Конец 17 – начало 18 века. период упрочнения капиталистических отношений – утверждение новых социально-экономических отношений, происходтт смена идеологических парадигм. На смену монополии церковной идеологии приходит светская – в форме знаний.

Наука превращается в профессию, появляются сообщества ученых. Новые социальные классы буржуазии начинают финансировать и поощрять научную деятельность. Образуется национальная академия. Основу новой философии составляет рационализм и механицизм. На смену пантеистическому органицизму приходит рационализм. Природа из храма превращается в заурядную мастерскую, а человек – в работника. Приобретается утилитарный характер. Лозунг эпохи Фр. Бэкона – знание-сила. Знание для пользы. Знание носит эмпирических характер – наблюдение и эксперимент с одной стороны и математика с другой.

Галлилей:”Нельзя фойти в храм природы не зная математики”. Основа научной картины мира этого периода – законы Ньютона. Механика – наука о наблюдаемом движении. В системе Ньютона присутствует исследование движения как процесса. Бог трактуется.

Деизм – приходит на смену пантеизму. Задача науки – познать и понять механизм природы, овладеть им в своих интересах. Отсюда – центральная тема философии нового времени – проблема знания и способов его достижения. Знание не ради знаний, а ради пользы. Истина и метод: по этим двум течениям сформировалось два направления.

  1. Эмпиризм – сенсионализм.
  2. Рационализм.

Манихейство – дуализм добра и зла. Манизм – зла нет, зло есть уменьшение добра. Волюнтаризм – воля первичной веры.

 

В трактате о троице 3 абсолютных истины.

1. Если я знаю, что существую, то знаю и то, что имею это сознание.

2. Если дух самого себя ищет, дабы познать себя и воспламеняется искажением, то следовательно любит себя.

3. Мы существуем, любим наше бытиё, самосознание этого бытия.

У Декарта мыслю, значит существую.

Агапе – люди делятся на 2 типа: любовь к себе до отрицания бога и наоборот.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.322 сек.