Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рационализм нового времени




Эмпиризм и рационализм – проблема метода познания. Направление, называемое эмпиризмом, переводится как познание. Основоположник – Фр.Бэкон. Его лозунг – знание – сила. Кроме Бэкона эмпиристом был также Тома Гоббс. Бэкон считает, что знание должно приносить результат, пользу. Знание ради пользы. У Бэкона – утилитарная концепция истины:

То, что в знании наиболее истино, в действии наиболее полезно и наоборот.

Против схоластического азделения в теории двух истин. Главный объект познания – приода. Знание природы дает истину. Критерием истинности выступает опыт. При этом, знание человека Бэкон подразделяет на два уровня.

  1. Опыты плодоносные – прикладное знание, имеющее быстрый практический эффект.
  2. Опыты светоносные – фундаментальные знания.

Задача философии и науки – открытие новых истин, усиливающих господство человека над природой. Задача великого восстановления наук. В основе восстановления – классификация наук по принципу трёх способностей человека.

  1. Память – она формирует историю.
  2. Воображение – формирует поэзию, пожтическое знание.
  3. Разум – формирует философию или науку – обобщенное знание.

Главным методом внутри эмпиризма Бэкон считает индуктивный метод, опытно-индуктивное исследование природы. Суть метода в постепенном обобщении и образовании новых понятий на основе истолкованных фактов. Анализируя различные методы познания, Бэкон метафорически обозначает их как три пути: муравья, паука, пчелы. По его мнению самый лучший синтетический метод – путь пчелы. Использованию нового метода мешают четыре вида препятствий, предрассудков, идолов, которые препятствуют достижению знания. Идолы:

1.Идол рода – предрассудки, человекообразность знаний.

2.Идол пещеры – индивидуальные особенности конкретного человека.

3.Идолы площади – разные формы.

Проблема языка – ключевая в развитии философии.

Номенализм – имя. Номенализм – источник эмпиризма. От частных, единичных предметов мы идем к общим именам. Реализм исзодит из реального бытия. Есть источник рационализма.

4.Идолы театра - вера в авторитеты.

Эти четыре идола затуманивают истину.

 

ТОМАС ГОББС.

Работы – О гражданстве (1642), Левиофанн (Чудовище-1652) В этом произведении государство – социальное чудовище. И другие работы.

Гоббс – последователь материалистической философии, считал что материя первична, неизменна. Единичные вещи – её временные конечные определения. Будучи материалистом, Гоббс является и крупнейшим математиком своего времени. Высшим критерием истинности и строгости является математика. Именно она открывает необходимость. Гоббс – родоначальник сенсуализма – есть только то что я ощущаю, также он – родоначальник теории истины. Истина как соглашения. Кроме того, Гоббс – основатель теории социального контракта. Он – родоначальник номеналистической модели языка. Слова, по его мнению, одно и то же с понятиями. Например – слово стол и понятие стол. Слова – имена вещей. Процесс познания – имена метки надо преобразовать в имена знаки. Дефиниция – высший критерий истинности. Аристотель: Истина есть свойство вещей. Гоббс – истина не столько свойство предмета, сколько свойство суждения о предмете. Чем точнее определение, тем мы ближе к истине. Противник и антипод Гоббса Декарт высшим критерием истинности считал интуицию.

Гоббс заменяет интуицию дефиницией. Гоббс – автор экономического и политического либерализма. Он продолжает линию Платона и макиавелли, согласно которой, граждане существуют для государства, и высшая цель индивидуумов – создание такого государства. Высшей ценностью обладает индивидуум, для которого формируется государство. Это линия Аристотеля.

  1. Догосударственное или естественное состояние. Состояние абсолютной свободы.

Побеждает сильнейший. Отсутствие нравственности, морали, собственности. Люди начинают договариваться чтобы выйти из состояния войны. Согласно Гоббсу, люди договариваются создать некий нейтраьный орган, институт, и договариваться с ним о степени своей свободы за личную безопасность. Таково представление этого философа о взаимоотношении людей с государством. У Локка, например, люди имеют право на частную собственность, инакомыслие, труд, личную жизнь, а у Гоббса государство монополизирует власть, и это есть источник последующей авторитарности, тоталитарности. У Локка – знаменитый принцип разделения властей с целью их взаимного контроля. Деление на исполнительную, судебную и законодательную власть.

 

РЕНЕ ДЕКАРТ.

 

Альтернативная гносеология – Рене Декарт.

1596-1650 гг. Правило ля руководства ума

1633-1637 гг. Знаменитое рассуждение о методе.

Латинское выражение Декарта – Кортезиус. Отсюда и название кортезианства.

Первое правило Декарта – в понятии интуиции.

Второе – знаменитое методологическое сомнение. Декарт положид начало основополагающей идее критицизма. Необходимое условие всякого научного или истиного познания:

Сомневаться можно и нужно во всем кроме самого факта сомнения как состояния нашего ума, подтверждающего факт нашего существования.

Сомневаюсь, следовательно мыслю, мыслю, следовательно существую.

Третье правило – исследуя сложные проблемы, нужно их раскладывать на простые.

Четвёртое правило – синтез простых понятий в сложные.

Основа рационализма Декарта – гипотетико-дедуктивный метод. Что касается субстанции, то она у Декарта носит дуалистический характер.

 

 

Гуманизм и антропоцентризм – центральный принцип философии реннесанса. Вирту и виртуальность – творчество. Вирту – способность преодоления, исток виртуальности. Гносеология – спобсоб достижения цели. Наука отделена от церкви. Буржуазия, пришедшая к власти, ставит научную картину мира в противовес церковной.

 

КОСМОЛОГИЯ РЕННЕСАНСА.

 

Коперник, Бруно, Галлилей.

Об обращении небесных тел – Коперник. 1532 г.

Церковь считала, бог на земле, поэтому земля в центре всего. А Коперник, же, приравнивал её к рядовым планетам. Он не владел понятием бесконечости.

 

ДЖОРДАНО БРУНО.

 

Скиталец. Мнемотехника – искусство памяти. Философия Бруно – герметический пантеизм. Душа – источник форм. Бесконечное множество миров. Бог есть тотальность всего. Пантеистический принцип – бог во всем. Работы Бруно – О неизмеримом, О героическом энтузиазме. Множество миров существуют из-за бесконечности. Бесконечность из-за того, что бог бесконечен.

Природа есть причина самой себя, потому что природа тождественно равна богу.

Паблрос – принцип чистой доски. Человек рождается как чистый лист бумаги и на нем можно писать что угодно. Пишет – природа. У Локка – приобретённое знание. У Декарта – врожденное.

Чистая доска Локка + Врожденные идеи Декарта = Априорные формы Канта.

Априори – опытное знание, не само знание а формы знания.

Апостериори – послеопытное знание.

Познание – соотношение субъекта и объекта.

В философии нового времени в качестве центра – объект, природа, о не солнце как до коперника. Истина – момент тождества.

 

До Коперника После Коперника

 

Солнце в цетре Вокруг – земля. Центр – Природа, вокруг – человек.

 

Природа обращается вокруг человека, он хочет использовать ее ради себя. Маркс – главная задача человека – изменить мир. Беркли – вещи – комплексы ощущений, их нет.

Субъект познания сам создаёт объект познания вокруг себя. Априорные формы рассудка переводят единичные чувства в реки ощущений.

 

ДЖОН ЛОКК.

1632-1704 гг. Опыты о человеческом разуме. Локк – крупнейший мыслитель переходного периода нового времени.

 

Джон Локк – Английский материализм. Деистический материализм Дж.Толланда и Энтони Коллина (первичные качества).

Джон Локк – субъективный идеализм и солепсизм (единственный=солис) Дэвид Юм, Дж. Беркли.

Согласно солепсизму, в мире существует только одна реальность – моя субъективная реальность. Можно добавить сюла и скептицизм Юма.

Локк – материалист и сенсуалист в философии. Формула сенсуализма: Ничего нет в уме, пока нету в чувствах. И онтология и гносеология Локка имеют внутренний двойственный характер. Согласно Локку, материальная природа первична. (Англичане – все номиналисты). И первичными в сознании выступают единичные вещи, которые обладают двумя уровнями качеств – первичными и вторичными. Первичные качества объективны, присущи самим вещам – величина, форма, объем, протяженность, движения частиц внутри вещи. Эти вещи существуют вне человека, но, наряду с ними, вещи обладают и вторичными качествами, которые становятся присущими вещи именно в процессе её восприятия человеком. Цвет, запах, вкус – наше субъективное восприятие данной вещи. Вторичные качества больше зависят от того, кто воспринимает вещь. Яблоко – комплекс наших ощущений. От яблока – переход к миру.

Сознание – высшая форма психического отражения. Это отражение внешнего мира. Сознание – это свойство высокоразвитой материи отражать мир с помощью чувственных восприятий.

 

 

Гносеология Локка.

Английская философия и гносеология нового времени принадлежит к эмпиризму от слова эмпирия – опыт. По Локку, у человека два опыта:

1.Внешний.

2.Внутренний

Внешний опыт человека формируется в результате взаимодействия человека с окружающей средой. Но, наряду с ним и независимо от него существует и внутренний опыт, который, по пределению Локка, есть рефлексия, и который представляет собой внутреннюю самодеятельность нашего ума по формированию каких-то идей и их комбинированию.

В уме уже формируются самодостаточные эмпирические формы. Лозунг – Табула Раса. Этот лозунг Локка направлен против доопытного знания, которое у Канта называлось априорным. У Локка всё знание носит апостериорный характер.

Принцип врожденных идей Декарта.

  1. Cogito ergo sum…

Именно вокруг врожденности или апостериорности будет крутиться гносеология Канта.

 

Неклассическая философия.

Особенность немецкого просвещения в том, что философы, его представляющие, выступали за национальное единство, за формирование целостного государства. В 18-19 веках Германия представляла собой 1500 разных княжеств, которые Бисмарк объединил в 19 веке. Немецкое просвещение – консервативная реакция на французскую революцию. Третий момент – движение пиетизма как некая реакция народных масс против духовного застоя и перерождения Лютеранской церкви. Это движение отвергало обрядно-ритуальную сторону религиии акцентировало индивидуальную внутреннюю религиозность и духовность, знание священных текстов.

 

КАНТ.

 

Родоначальником немецкого просвещения и классической философии является Э.Кант

Жил 1724-1804 года. Основатель немецкой классики. Лозунг Канта: Имей смелость пользоваться собственным разумом.

Кант – ученик и последователь Кристиано Вольфа – философа популяризатора Лейбница. Наряду с Кантом немецкое просвещение представлено и Гёте. Иоганн Гердер – ученик Канта. В период жизни Канта формируется эстетический романтизм – альтернатива господствующему рационализму. Поэмы – Шлейермахер и Новалис.

Философи Канта – поворотный момент в развитии философствования. Он – родоначальник немецкого классического идеализма. Стоит у истоков диалектики.

В философии Канта два периода:

1. Докритический – период механического материализма или догматизма. Дэвид Юм разбудил Канта от догматического сна. Кант совершает Коперниканский переворот, формулирует гипотезу Кнта-Лапласа об естественном происхождении нашей солнечной системы. (Вселенная состоит из облаков, в-во их неуничтожимо, а все вещи – сгустки этого вещества). Исходят из атомарной модели. Вещество лишь в разных формах. В первый период Кант – последователь Вольфа.

2. Второй период начинается с трёх знаменитых вопросов.

1.Что я могу знать – критика чистого разума (не отягощенного опытом).

2.Что я должен делать – поступать так чтобы максимум моей воли могло стать статусом всеобщего законадательства.

3.На что я могу надеяться.

На второй вопрос отвечается: нужно чтобы другой человек был целью и никогда следствием. +Критика способности суждния.

Синтез этих трёх вопросов даёт главный вопрос Канта:

Что такое человек и чем он может стать.

 

Антропология Канта.

Коперниканский переворот. Познание есть отношение между субъектом и объектом. Истина есть момент тождества субъекта и объекта. S≡O. ≡ - Знание, а сама формула – истина. Истина – когда наше знание совпадает с объектом. Таким образом истина есть тождество субъекта и объекта в форме знания. Центральной проблемой гносеологии до Канта выступала природа – объект.

Беркли – Знание-Сила. (Имелось Ввиду знание природы). Кант же меняет ситуацию – теперь природа крутится вокруг субъекта. Главные вопросы второго периода работы и жизни Канта – выяснение границ познавательных способностей субъекта. Сам субъект имеет возможность с помощью априорных форм познания формировать объект из сырой материи – формировать объект своего познания. Априорные формы познания по Канту.

Диалектика – наука о развитии, всеобщей связи, взаимной обусловленности чвлений природы, общества и мышления (познания). Развитие – это упрощение или усложнение, возникновение нового качества. Разыитие – переход количественных изменений в качественные и наоборот. Количественные изменения не затрагивают сущности, а качественные затрагивают.

Мера – единство качества и количества. Нарушение меры – развитие.

Кант, Шеллинг, Гегель – искусственный идеализм. Панлогизм – тождество мышления и бытия. Что разумно, то действительно, что действительно, то разумно. Первая работа Гегеля – 1807 год. Феноменология духа. Главная его работа – Наука Логики. В чем противоречие между методом и системой Гегеля. Система гегеля – система абсолютного объективного идеализма, охватывающая все области человеческого знания. Диалектика Гегеля говорит о том, что ничего совершенного быть не может. Гегель искусственно завершает процесс познания, объявляя вершиной познания свою абсолютно объективно идеализированную систему. В основе системы – отрицание отрицания.

 

Тезис è отрицание Антитезис è отрицание Синтез

Идея,идеализм: Природа – инобытиё идеи. Дух: Субъект,

1.Бытиё. Абсолютный, Объект.

2.Сущность.

3. Понятие.

Понятие – форма мысли.

Явление существенно, а сущность явлена – Марксизм. Природа – механика, органика. Жизнь – способ существования белковых тел. Время – Все течет, все изменяется, это мера изменчивости бытия.

 

 

Априорные формы – доопытные формы познания. Трансцедентальный идеализм.

Априорные формы чувственности:

Внешнее – Пространство – соответсвует Геометрия.

Внутреннее – Время – соответствует Арифметика.

У Канта два уровня бытия:

1.Ноумена – окружающий внещний мир – уровень сущности.

2.Феноумена – сумма, набор наших ощущений. Кант в философии тяготеет к материализму – признает наличие внешнего мира. В целом философия Канта – попытка компромисса – попытка соединения сенсуализма и рационализма. Ноумена – вещь в себе, по мнению Канта, она непознаваема. Номенальное бытиё непознаваемо и представляет собой предмет веры.

Агностицизм как крайняя форма скептицизма.

Главная проблема по Канту – разграничение познаваемого мира и мира недоступного – мира разума и мира веры.

По определению Канта вещи в себе только три:

1.Бытиё бога – теологическая.

2. Бессмертие души и свобода воли – психологическая.

3.Мир как целое – космологическое.

Эти же три вещи – идеи чистого разума или априорные формы. Представляют собой высшую цель, недостижимы. Они представляют высшую цель – вечный познавательный идеал. Они же – разграничительная линия, отделяющая познаваемое от непознаваемого.

ЧУВСТВЕННОСТЬ/РАССУДОК/РАЗУМ – три формы априорных форм познания.

Кант субъективирует как только говорит о пространстве и времени как о категориях, связанных с человеком. С точки зрения Канта субъект сам с помощью априорных форм формирует объект познания. Локализовав, сгруппировав аморфную сумму ощущений, мы получаем единичный, конкретный объект познания. Трансцедентальное (априорное) единство апперцепции – уровень рассудка и его априорных форм. Априорные формы рассудка – философские категории, наиболее общие понятия. Такие категории не складываются постепенно, они уже даны, с их помощью субъект познания переводит многообразие единичной конкретной чувственности в абстрактное единство, то есть формирует систему понятий, при этом использует знаменитое положение Декарта Cogito ergo sum. Я мыслю, следовательно единичное перевожу в общее.

Система априорных форм рассудка.

Попытки систематизировать, привести некую связь. Закладываются основы диалектического понимания философии Канта. Систем категорий – 12. Они группируются в 4 класса по три категории.

1 класс – категории количества и качества – математические категории.

2 класс – категории динамические

3 класс - категории отношения и моральности.

+1?

Внутри каждой из четырех групп три категории, связанные друг с другом по схеме

тезис – антитезис – синтез.

Единство и множество порождают цельность. Реальность + отрицание поождают ограничение.

Determinatio es negatio. – определение есть отрицание.

Любой предмет – отрицание всего остального. Категория отношения – субстанциональность, причинность взаимодействия. Категории модальности, возможности существования. Это порождает необходимость и сущность. С помощью априорных форм рассудка субъект познания, осуществляя трансцедентальное единство апперцепции или всеобщего и необходимого характера знания, он не хочет ограничиваться этим уровнем. Он пытается с помощью этих же категорий познать и вещи в себе. Зжесь же он попадает в так называемое заблуждение. Антиномия Канта – Демаркация – граница. Линия, за которую переходить нельзя. Антиномия – противоречие, предел нашей познавательной деятельности.

Четыре антиномии Канта в рамках Космологии: (математические и динамические)

Математические:

1.Мир конечен.

2. Всё в мире состоит из простого, неделимого, в мире нет частиц, а есть некая тотальность, всеобщность.

Динамические:

  1. Существуют свободные причины – всё по необходимости.
  2. Существует некое сверхъестественное начало, никакого бога.

Диалектическая истина – момент тождества мышления и бытия. Истина – не результат а процесс. Практическая философи Канта отвечает на вопрос что он должен делать. Категорические – безусловные, единственные требования, которые человек должен выполнять всегда и везде. Второе направление – Шелленг и Гегель, в основе – панлогизм, принцип тождества мышления и бытия. Формируются принципы, законы. Природа есть отрицание идеи. Природа – инобытиё идеи. Высшее проявление духа – Триада.Религия, философия, искусство. Философская идея распадается на учение о бытие, о сущности, о понятии. Механика, физика, органика.

 

Спиноза

 

Порядок и связь идей тождественны порядку и связи вещей. Ключевой принцип Спинозы – Пантеизм. Поскольку бог в своём бытии не нуждается ни в какой внешней причине. Постольку и субстанция, а следовательно и природа является причиной самой себя. Субстанция есть причина самой себя – Спиноза. Пантеизм Спинозы имманентно имеет материалистическую окраску. Бог выступает как некая аналогия. Согласно Спинозе существует два уровня природы – порождающая – производящая и порожденная – натуро натурато.

Наряду с перечисленными принципами панлогизма и пантеизма, Спиноза характеризуется как жёсткиё детерминист – определённость. Нет случайности, есть только противоположность или необходимость. Абсолютная свобода бога совпадает с его абсолютной необходимостью в силу его самоопределения. Отсюда и понимание свободы человека в мире как познанной необходимости. Таким образом, в системе онтологии Спинозы главное понятие – категория субстанции, она отождествляется им с богом и природой. Эта субстанция имеет атрибуты и модусы. Атрибуты субстанции – её неотъемлимые качества и свойства. По Спинозе их два:

1.Мышление.

2. Протяженность. Без них нет субстанции. Протяженность – материальная, порожденная сторона. Мышление – порождающая.

Модусы субстанции (модальность у Канта) - случайные несущественные проявления субстанции, трансформации субстанции, единичные вещи.Субстанция самоограничивает, самодетерминирует себя, порождая мир единичных вещей. Самоопределение, самоограничение есть отрицание. Сао определение – произвольное ограничение. Гносеология Спинозы рационалистична. Существует как он говорил три рода познания:

  1. Чувственное – смутные идеи, связанные с воображением.
  2. Абстрактное – интеллектуальные идеи. С их помощью достигается ясность, а, соответственно и понимание.
  3. Интуиция – синтез первых двух – наиболее общие идеи.

Достиается целостная картина мира.

Лозунг Спинозы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.