Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды труда дошкольников

ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Первой задачей является воспитание психологической и практической готовности к труду. Важно формировать стремление к выполнению работы по собственному побуждению, вырабатывать привычки трудиться по внутреннему побуждению. Привычка к труду складывается длительно, начиная с дошкольного возраста.

Вторая задача – формирование общественных мотивов трудовой деятельности, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу общества.

Третья задача – воспитание отношения к культуре труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда. Человек должен уметь определить цель труда и достичь ее.

Четвёртая задача – воспитание уважения к труду, бережного отношения к его результатам.

Пятая задача – воспитание интереса к разным видам труда.

 

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

1. Самообслуживание.

2. Хозяйственно-бытовой труд.

3. Труд в природе.

4. Ручной и художественный труд.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный им на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий (как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно надевать). Показ должен быть поэтапным с объяснением. Нельзя просто сказать ребенку: «Вот колготки, возьми их вот так и надевай». Для малыша трудно все. На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи. Ребёнку можно позволить ошибиться, чтобы вместе проанализировать причины ошибки. Взрослому необходимо терпение. Важно хвалить ребёнка за каждую, даже самую маленькую удачу. Труд для ребёнка – радость, а не обязанность. Иначе ребёнок начнет отказываться выполнять те или иные поручения, действия.

При обучении само обслуживающему труду воспитатель использует рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Используются специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Необходимо показать правильные приемы, познакомить с маленькими секретами (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху. Тогда лучше видна последняя пуговица и петля).

Если ребёнок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро. Следить за своим внешним видом, прической.

В труд по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе. Подготовка рабочего места перед началом рисования. Уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды. Застилание постелей, уборка игрушек, книг. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого. У него формируется чувство уверенности в себе.

Хозяйственно-бытовой труд. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то х/бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Дети наблюдают за взрослыми и у них появляется желание подражать им (делать все как мама, мыть посуду, подметать, стирать). Никогда не стоит отказывать ребёнку.

Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп – это помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т.д. Очень важны положительная оценка, похвала.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), работать на участке (сгребать снег, листья), принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса и результатов труда. Оценивает выполнение трудовых операций (как отжимать тряпку, чтобы вода не лилась за рукава и т.п.).

Важно сформировать у дошкольников понятие о значении этого труда. Показать, что можно сделать красивыми и приятными места, в которых он живет (не рисовать на стенах, в лифтах, не мусорить).

Современный бытовой труд облегчает бытовая техника. У многих дома есть пылесос, стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Полезно приучать детей пользоваться этими приборами. Нужно знакомить детей с правилами и мерами безопасности.

Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Нужно расширять круг обязанностей (вытирать пыль и на подоконнике, и на мебели в спальне).

В особый вид выделяется труд в природе. Это уход за растениями и животными, выращивание овощей, зелени на участке и т.д. Этот труд влияет на развитие нравственных чувств.

В младших группах внимание детей привлекают в основном к растениям и животным. В старших – ребенок уже больше знает, больше умеет. Результатом его труда может быть материальный продукт (выращенные овощи, посаженые деревья и т.д.).

Труд в природе часто имеет отсроченный результат: посеяли семена, затем ждать всходы, плоды. Это помогает воспитывать выдержку, терпение. Нужна особая осторожность, ухаживая за животными и растениями.

Труд в природе развивает познавательные интересы. Этот вид труда дает детям радость (угощение выращенными плодами, дарить цветы…).

Таким образом, труд в природе способствует нравственному, эстетическому, умственному и физическому развитию.

Ручной и художественный труд – это изготовление поделок из дерева, бумаги, картона, ткани и др. Способствует развитию фантазии, творческих способностей. Развивает мелкие мышцы рук, воспитывает выдержку, настойчивость. Дети изготавливают поделки и учатся украшать этими изделиями свои группы к праздникам.

Уже в младших группах дети помогают взрослому в создании поделок. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка превращается в куклу, а шарик в голову клоуна. Это побуждает детей к деятельности.

Зарождается умственный труд. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Воспитатель приучает детей думать прежде чем сделать, объяснять ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, и получать удовлетворение от найденного решения. Надо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика развития связной речи | Формы организации труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.