КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика развития связной речи
Связная речь – это смысловое, развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. В дошкольном возрасте развивается две формы связной речи: 1. диалогическая; 2. монологическая. Диалог – это обусловленная ситуацией общения и его контекстом речь двоих. Полилог – если участников разговора трое и более. Монолог – это развёрнутое высказывание одного лица; последовательное, связное изложение системы мыслей одним лицом. Основная цель монолога – сообщение, о каких то фактах. По способу изложения выделяют три вида монолога: 1. Описание (дошкольники учатся описывать картинки, игрушки, собственные картинки, живых людей). 2. Повествование (дети составляют рассказы-повествования, сочиняют истории используя серию сюжетных картин, составляют тексты писем своим друзьям). 3. Рассуждение. В рассуждении могут доказываться не одно, а несколько положений, выводов. Один из них обобщающий. Рассуждение требует достаточно развитого мышления и уверенного владения речью. Специфичность обучения связной речи состоит в том, что данный вид речи включает все компоненты (фонетические, грамматические, лексические) и вбирает в себя все достижения ребенка во владении родным языком. Обучать связной речи следует как можно раньше. Дети четырех лет успешно овладевают навыками совместного рассказывания при систематическом и правильном обучении. Обучение должно строиться на общении и быть прямым и систематическим, учитывать возрастные и индивидуальные особенности. Обучение должно использовать те методы, приемы и формы, которые нравятся детям. Первоначальный этап обучения включает ребёнка в совместное с взрослым рассказывание, а затем доля самостоятельного составления текста увеличивается. Для детей 3,4 года жизни используются игры с имитацией. Взрослый говорит в присутствии ребенка за разных кукол, зверюшек. Ребенок охотно повторяет тексты и дополняет их. Эффективным средством является совместное рассматривание и чтение книг (иллюстрации яркие, крупные…). Простейшим формам описательных рассказов по игрушке обучают детей 4 го года жизни. Дети 5-го года жизни овладевают повествовательным рассказом. Первые рассказы совмещают с показом. Ребёнок передвигает игрушки и комментирует ход и логику событий. Взрослый помогает овладеть компонентами связности. Может подсказать, как начать, связать действие, закончить. Дети 6-го года жизни знакомятся с правилами построения текста, его структурными частями, способами их связи. Для этого используются разные задания: придумать начало, составить недостающую концовку. В обучении описательным рассказам используются рисунки, символы для составления плана. Пересказ – связное изложение текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором, речевых форм. При обучении пересказу используются тексты созданные великими художниками слова. Ребенок знакомится с богатством родного языка. На основе воспроизведенных текстов сочиняются собственные тексты. Хорошо при этом использовать фотоиллюстрации из семейных альбомов (как я был маленьким, про нашу кошку и т. д.). Семантизация лексики словаря, обогащение грамматического строя, коррекция звуковой стороны речи дошкольников с речевыми нарушениями. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Слово основная единица языка. Она представляет все компоненты: - в фонетике, так как состоит из звуков речи; - в лексике, обозначает, кодирует какое то явление, действие; - в грамматике, существует слово только в определенной грамматической форме. В дословесный период развития от нуля до девяти – двенадцати месяцев у ребенка формируется понимание речи и пассивный словарь. К девяти – десяти месяцам появляется активный словарь. Норма активного словаря: - к одному году – 7 – 12 слов; - к двум годам – 250 – 300 слов; - к трем годам – 800 – 1000 слов; - к четырем годам – 1500 – 2000 слов; - к пяти годам – 2500 – 3000; - к шести годам – 3500 слов. Словарь обогащается при всех видах деятельности, на всех занятиях, во время общения. Охотнее всего дети заимствуют лексику друг у друга. Для развития, расширения, уточнения словаря детей используются дидактические игры и упражнения. При обследовании словаря детской речи выявляются количественный запас имеющихся слов, освоение их смысловой стороны. Для этого подбираются доступные, для определенного возраста, задания: - на показ и называние предметов; - на сравнение и классификацию; - на подбор антонимов, синонимов; - на называние предметов по описанию. С помощью разных методов оценивается количественный запас, лексическое разнообразие, развитие значений многозначных слов в речи. Российский исследователь А.Г.Арушанова предложила для оценки смысловой стороны слова 4 типа специальных заданий на подбор эпитетов, сравнений, обобщающих слов, синонимов. На основе, которых устанавливается оценка в уровнях: высоком, среднем, низком. Высокий уровень – для детей старшего дошкольного возраста выполнение всех 4 заданий. Средний уровень – выполнение старшими детьми заданий, являющихся высоким уровнем для младших. Низкий уровень – все остальные результаты. Существует логопедическая методика определения уровней освоения слова: нулевой – нет слова; первый – слово используется, но нет его понимания; второй – слово в словаре есть, но используется ограниченно или с ошибками; третий – слово правильно понимается и употребляется. Грамматика – совокупность правил об изменении слов и сочетаний слов в предложении. Дети постигают грамматику родного языка практическим путём, самостоятельно в процессе общения. В освоении грамматики принято выделять: 1. Освоение морфологии – способы изменений слов по родам, числам, падежам, лицам, временам. 2. Освоение словообразования – способы создания, образования одного слова на базе другого. 3. Освоение синтаксиса – способы построения разных типов предложений. Усвоение грамматического строя связано с усвоением различных частей речи: Существительные появляются в речи в числе первых слов, и некоторое время употребляются в неизменном виде. Затем дети употребляют единственное и множественное число, винительный и именительный падежи, уменьшительную форму. Если у ребёнка достаточное количество существительных (100 и более), то возникают и первые образования слов по аналогии (носов, ротов, ушов, шапков). Эти формы свидетельствуют об усвоении грамматического строя языка, т.е. усваивает систему, а не правила. Глаголы. Все названия действий, кроме слова «дай», появляются позже названий предметов, и при построении предложений первоначально опускаются, не согласуются с тем словом, к которому относятся. Прилагательные. Первые прилагательные обозначают величину (большой, маленький), цвет, вкус, температуру, вес и оценку предметов и сверстников (хороший, плохой, чистый, грязный). Основная грамматическая работа осуществляется в процессе обучения детей связной речи. В младшем возрасте используют игры и упражнения (это зайчик, у зайчика есть). В среднем возрасте используются грамматические игры (Чего не стало? Угадай что это? Что изменилось?). В старшем возрасте место занимают такие игры и упражнения, как «размытое письмо», «живые слова». Особенно эффективной является ситуация письменной речи, когда ребенок диктует взрослому свой текст – рассказ. Грамота. Подготовка и обучение грамоте начинается в группе «почемучки». Дети знакомятся со словом, как названием предметов, действий, качеств. Дети вслушиваются в слова, различают на слух, подбирают похожее по звучанию (печка – свечка). Называют первый звук в слове, подбирают слова с заданным звуком. Дети 5 – 6 лет учатся членению предложений на слова. Определяют последовательность слов в предложении. Составляют предложения с заданным количеством слов. Получают представление о слоге. Учатся делить слова на слоги, определять их количество. Знакомятся с выделением ударного слога в слове. Определяют смыслоразличительную роль ударения в слове. Знакомятся с парными твердыми, мягкими согласными, звонкими, глухими согласными звуками, гласными. Тема: ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ТРУДЕ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Задачи трудового воспитания. 2. Виды труда дошкольников. 3. Формы организации труда. 4. Условия воспитания дошкольников в труде. 5. Средства трудового воспитания дошкольников.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |