Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика сенсорного воспитания

СОДЕРЖАНИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь в дошкольном возрасте. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом развивается тактильная, зрительная, обонятельная, слуховая и др. чувствительности. Учится правильно называть свойство предметов (мягкий, твердый, холодный, теплый и др.).

Содержание сенсорного воспитания расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.

Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.

Речевой (фонематический) слух – это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах, как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова.

Музыкальный слух – это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

 

 

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов. Например: перед рисованием зайца, дети обследуют игрушку. Внимание ребенка обращают на контур (сначала обводят пальцем, затем, прослеживают зрительно), основные части (голова, туловище, лапы, хвост, усы, глаза), их форму и цвет. На рисунке изображение зайца будет плоским, поэтому игрушка рассматривается с одной стороны (сбоку). Перед лепкой зайца внимание обращается на конструкцию, места и способы соединения частей, а цвет и мелкие детали не обследуются. Игрушку рассматривают с разных сторон.

Общие правила для многих видов обследования:

- восприятие целостного облика предмета, мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.);

- пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т.д.);

- вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

- повторное, целостное восприятие предмета.

Педагог должен создавать условия для применения полученных знаний и умений для анализа окружающей среды. Например: старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для игр. При этом определяют, какую взять бумагу для подклейки страниц, ремонта обложки, коробки (тонкую, толстую, прозрачную). Какой длины и ширины вырезать полоски.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков. Требуют словесного обозначения этих признаков (чудесный мешочек, чем похожи и не похожи и др.). В некоторых играх дети учатся группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой формы и т.д.).

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познается природа при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке малыши учатся различать окраску листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба – коричневая, у осины – красного. Картина осеннего леса будет ярче, если воспитатель обратит внимание детей на голоса птиц, шум ветра, шорох листьев, запах грибов и прелых листьев. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а поэтому богаче становятся его представления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задачи сенсорного воспитания | Стеновая конструктивная система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.