КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи сенсорного воспитания
Тема. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. 1. Психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. 2. Задачи сенсорного воспитания. 3. Содержание сенсорного воспитания. 4. Методика сенсорного воспитания.
Литература: 1. Воспитание и обучение в детском саду/Под редакцией А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.,1976. 2. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. – М.: Просвещение, 1988. 3. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. – М., 1983. 4. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1983. 5. Психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте.
Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Цель сенсорного воспитания – формирование сенсорных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками: многоцветьем, запахами, шумами. И каждый ребёнок все это воспринимает под чутким, грамотным руководством педагога.
Задачами сенсорного воспитания является: - формирование у детей перцептивных действий; - формирование у детей сенсорных эталонов (свойств, качества предметов); - самостоятельное применение перцептивных действий и сенсорных эталонов. Сенсорное воспитание опирается на теорию восприятия. Для развития восприятия ребёнок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны. Ощущения и восприятия представляют особые действия анализаторов, направленные на обследования предметов, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка, – значит, обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность (гладкая, шершавая); сжимает, чтобы определить твердость и т.д. Задача сенсорного воспитания – своевременно обучить ребёнка этим действиям. Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года, до начала третьего года формируются сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (особенности формы, величины предметов, расстояний и др.). В дошкольном возрасте ребенок пользуется предметными эталонами. Образы свойств предметов соотносит с определенными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», квадрат определяет по форме «как платочек»). В старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами (солнце, как шар, лимон и огурец овальной формы). Для ребёнка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы –система геометрических фигур, для слухового восприятия – (решетка фонем родного языка, звуковысотная школа музыкальных звуков: до, ре). Система сенсорного воспитания строится на необходимости развивать восприятие ребенка в процессе содержательной деятельности не только на занятиях, но и в повседневной жизни. например, знакомство с водой, её свойствами – проводить во время умывания, игр с водой в групповой комнате, на участке. Педагог обращает внимание на свойство воды (прозрачная, не имеет запаха, вкуса, своей формы, текучая, бывает разной температуры, замерзает на морозе, в ней плавают и тонут разные предметы и др.). На первом году жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом виде деятельности своя сенсорная основа. В изобразительной деятельности – это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величины, пространственного расположения, пропорций. В трудовой деятельности – восприятие и различение особенностей материалов, их пластичности, фактуры, барических свойств и др. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности, ребенок использует его в других видах деятельности. В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его (это шарик, он круглый, он катится). По мере овладевания речью он начинает вычленять новые признаки (кислый, сладкий, теплый, прозрачный, красный, блестящий и т.д.).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |