Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Массово-коммуникационные средства журналистики

Читайте также:
  1. I. Дезинтоксикационные средства трансфузионной терапии
  2. I. Синтетические средства
  3. IY. Симптоматические средства
  4. АДРЕНЕРГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
  5. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства
  6. АНТИАНЕМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ГИПОХРОМНЫХ АНЕМИЯХ
  7. Антивирусные методы и программные средства.
  8. Антивирусные программные средства
  9. Аппаратные средства защиты информации
  10. Аппаратные средства. Функции основных блоков ЭВМ.
  11. Аппаратные средства. Функции основных блоков ЭВМ.
  12. Аудиовизуальные средства обучения



Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журна­лов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приоб­рела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе. Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется на бу­мажном листе и воспринимается читателем «без посредников»), способ­ствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и ау­дитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориента­цию во всем объеме и разнообразии информации (на основе места про­изведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений). Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чте­ния» - после первичного ознакомления оставить материал для внима­тельного и подробного прочтения в удобное время. Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность вы­пуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной пе­риодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах),

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирова­ния. Подсистема печати в структуре системы массовой информации - са­мая развитая в журналистике и состоит из огромного разнообразия ви­дов газет, еженедельников, журналов.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание (лат. radiare «излучать, испускать лучи»). Наи­более характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Отсюда воз­можность такой оперативности радиовещания, когда сообщение посту­пает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

Характерным для радио является вневизуальность (лат. viseo «видение»), На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, со­ставляя глубокую основу специфики радио. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зри­тельном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелатель­ную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием ви­деоряда, - это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно - передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии.



Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отло­женное чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко рассчитан­ная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации кото­рой «наложение» необходимых для одной и той же аудитории передач будет минимальным.

Телевидение (греч. tele «далеко» и лат. viseo «видение») вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно раз­вивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная ин­формация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать разные формы - «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходи­мых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Значимую, , порой определяющую роль для качества передач имеет монтаж (даже в случае с одним актером), умелое использование крупного плана, темпо-ритмической организации подачи материала. Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

Для журналиста телевидения важно учитывать особенности восприя­тия программ аудиторией. Хотя в совокупности аудитория телевидения составляет миллионы, у экрана обычно собирается небольшая, чаще все­го семейная, группа людей, причем просмотр проходит, как правило, в до­машних условиях. Это очень важное обстоятельство. Если газеты, журна­лы, книги изначально предназначены для чтения в одиночку, к тому же в самых разных условиях (в том числе в дороге и даже на работе), если прослушивание радиопередач также может проходить в самых разных ус­ловиях и преимущественно индивидуально, то телевидение (родственное по своим аудиовизуальным характеристикам кино и театру - видам искус­ства, издавна сложившимся как коллективные зрелища) требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей, контакт с которой должен происходить на высоком уровне дове­рительности. В то же время это не исключает трансляции из больших за­лов с показом больших групп зрителей, когда характер общения с аудито­рией оказывается иным, близким по типу к «митингу миллионов».

Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни от­дыха, что требует от журналистов умения сочетать информационную на­сыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способностью «впи­сать» передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню.

Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. не­возможность для зрителя изменить время просмотра передач, их поря­док, структуру и темпоритм, требует особенно тщательного подхода к со­ставлению программ.

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «три­умвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает ря­дом особенностей, проявляющихся в характере и способах донесения ин­формации до аудитории. К этим «триумвирам» в последнее десятилетие присоединился ак­тивно развивающийся четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в ко­торой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.н. сетевые га­зеты и журналы, радио- и теле-«сетевещание», сайты («странички») от­дельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и полу­чаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках (пр. вс. английском), что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при на­личии в компьютере программы-переводчика.

Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функцио­нировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инфраст­руктура (лат. инфра «под, ниже + структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Важнейшими частями инфраструктуры являются информационные агентства и службы обмена информацией, производственно-технические подразделения, службы связи, система доставки и распространения, ин­ституты научного обеспечения работы СМИ и формирования кадров для них, ассоциации издательских и вещательных организаций и лиц, госу­дарственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование, наблюда­ющие за правильной реализацией программ деятельности СМИ и т.д. В деятельности журналистики задействованы также органы прокуратуры, наблюдающие за исполнением законодательства в области журналисти­ки, и суды, рассматривающие гражданские и уголовные дела при наруше­нии законодательных актов.

Информационные агентства и службы - это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро,— пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, нала­живанию контактов с журналистами и т.д.

Ближайшим образом со СМИ связаны информационные службы, кото­рые часто называют даже в ряду средств массовой информации («печать, телевидение, радиовещание, агентства»), поскольку они также заняты созданием массовой информации. Однако от газет, журналов, радио и теле­видения информационные службы отличаются тем, что по преимуществу не «выходят» непосредственно на массовую аудиторию, а снабжают сво­ей информацией газеты, журналы, радио и т.д. Однако бывает и так, что информационные службы выступают учредителями средств массовой ин­формации (так, ИТАР-ТАСС выпускает журнал «Эхо планеты»), но в этом случае они выступают как всякий другой социальный институт, имеющий право на учреждение своих изданий и программ.

Первоначально агентская информация носила событийный характер и, передаваемая по телеграфу, была предельно краткой (отсюда «телеграф­ный стиль»). Вот легендарный обмен сообщениями Херста и его корреспон­дента перед испано-американской войной 1898 года. «Все спокойно. Ниче­го не происходит. Войны не будет. Хочу вернуться. - Ремингтон». Ответ: «Прошу оставаться. Обеспечивайте рисунки. Я обеспечу войну. - Херст».

Однако по мере развития журналистики и расширения ее нужд в са­мой различной информации характер агентской информации менялся. Стали появляться развернутые сообщения, различные формы коммента­рия. Наряду со стандартной информацией, передаваемой всем подписчи­кам-абонентам, возникла так называемая эксклюзивная информация (англ. exclusive «исключительный»), подготавливаемая по специальному заказу редакции издания или программы только для помещения в этом канале информации. Агентства стали выпускать специализированные ве­стники, рассчитанные на конкретные группы «потребителей» - по тема­тике, характеру изложения материала, источникам сведений.

Нужды средств массовой информации в получении широкой, разно­образной, собранной и обработанной журналистами различных ориента­ции агентской информации повлекли создание наряду с крупными уни­версальными информационными агентствами специализированных информационных служб, небольших региональных агентств, а также «не­зависимых» журналистов (за рубежом их называют free-lance, stringer), инициативно или по заказу готовящих сообщения и предлагающих их средствам массовой информации. Существуют как государственные, так и кооперативные и частные информационные агентства.

Универсальные агентства собирают, обрабатывают, распространяют информацию по широкому спектру тем в рамках региона, страны, всего мира. Последние обычно называют «мировыми агентствами», к ним отно­сятся Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС (бывшее Теле­графное агентство Советского Союза, преобразованное в Информацион­ное телеграфное агентство России). В СМИ, установивших договорные отношения с этими агентствами, редакционные телетайпы выдают ин­формацию со всего мира практически непрерывно, а «бюллетени ново­стей», например, Интерфакса, выходят несколько раз в день.

В мировом информационном пространстве все большее место зани­мают всемирные информационные компьютерные сети, выходя в которые можно получать самую разнообразную специальную и массовую информацию. Через Интернет предоставляется и большой объ­ем других услуг (торговых, кредитно-банковских и т.д.) Благодаря Интер­нету возникла так называемая кибержурналистика - электронные версии СМИ, специальные сетевые СМИ, странички (сайты) отдельных журналис­тов, политических деятелей, различных ведомств и организаций и т.д. Информацией, размещенной в Интернете, может непосредственно вос­пользоваться и отдельный пользователь, и СМИ, используя сведения как агентскую информацию. Юридическая и организационная неурегулиро­ванность функционирования Интернета порождает много проблем, кото­рые еще предстоит разрешать всему мировому сообществу.

Пресс-центры и службы связи с общественностью создаются минис­терствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организа­циями в целях налаживания отношений со средствами массовой инфор­мации, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов. Такова, в частности, пресс-служба Президента или пресс-центр МИДа России. Ведомственные пресс-центры являются посредниками между СМИ и подразделениями данного ведомства.

Близкими к пресс-центрам по роду выполняемой работы являются службы связи с общественностью (так обычно переводят с англ. термин «public relation» часто используется абривиатура PR). Но их функции ши­ре, чем только налаживание контактов со СМИ, и более специфичны, по­скольку их основная задача - создание цельного образа (имиджа) «заказ­чика» - политического деятеля, предпринимателя, менеджера, ученого, артиста и т.д., различных организаций политического, экономического, культурного, религиозного, научного характера и т.п. Цель этих служб -налаживание взаимопонимания, формирование положительного общест­венного мнения даже в ситуациях, критических для «заказчика», во время принятия непопулярных решений. При этом используются как СМИ, так и другие каналы информирования - плакаты, листовки, наклейки, значки, воздушные шары с соответствующими надписями и т.п., организуются презентации, поездки, встречи. Лицо (например, президент страны) или организация могут организовать свою собственную службу связи с обще­ственностью, но могут обратиться и в службу, принимающую заказы на временное или постоянное «обслуживание» за соответствующую плату.

К информационной инфраструктуре журналистики прямое отношение имеют также рекламные агентства, принимающие заказы на подготовку и размещение рекламных материалов, в том числе на страницах прессы и в программах радио и телевидения. В редакциях СМИ существуют специ­альные рекламные отделы, которые занимаются контактами с агентства­ми и службами рекламы и проводят рекламную политику своих изданий и программ.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.88.93
Генерация страницы за: 0.008 сек.