Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Виды журналистской деятельности




Чтобы наладить выпуск издания или программы, редакции нужны творческие работники множества специализаций. С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редакторскую, организаторскую и авторскую. Конечно, в реальной практике они переплетаются и в творческой деятельности конкретных журналистов оказываются неотделимыми одна от другой. И тем не менее каждый из этих видов имеет свою специфику, а деятельность отдельного журналиста, как правило, все же относится к одному из них.

Редакторская (лат. redactus «приведение в порядок») деятельность предполагает очень широкий диапазон действий и сама подразделяется на ряд подвидов. Журналист постоянно сталкивается с так называемым «литературным редактированием» - различными видами правки текста (сокращения, уточнения и изменения структуры, стилистические замеча­ния и проч.), работой над формой произведения. Содержательную сторо­ну работы над произведением - его замыслом, тематикой и проблемати­кой, общей концепцией - вместе с автором осуществляет специально уполномоченный сотрудник редакции, представитель ее руководства. В зависимости от меры жесткости проведения информационной политики редакции содержательное редактирование (обязательно с согласия и же­лательно при участии автора) может носить различный характер - от ра­боты по полному согласованию с позицией редакции до рекомендатель­ных советов (когда редакция объявляет, что точка зрения авторов не обязательно должна совпадать с позицией газеты или программы). Опре­деление же самой информационной политики, формирование облика издания и программы, выработка направлений деятельности, подбор сотруд­ников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организационное руководство СМИ, а затем и компоновка номеров и вы­пусков - это уже редакторская деятельность «высшего уровня». Ее ведет руководящий «штаб» каждого СМИ - главный редактор (или генеральный директор) и его ближайшие помощники, составляющие редакционную коллегию (или как-то иначе называющуюся структуру).

Организаторская деятельность руководящей группы данного СМИ (редколлегии, секретариата, редактора и подобных образований, а также специально выделенных сотрудников редакции, позволяет (поскольку сформирована программа, выявлено направление деятельности и опре­делен «внешний облик» данного СМИ) вести его повседневную работу на подобающем уровне, внося необходимые уточнения и изменения в про­граммные задачи и способы их реализации в связи с изменением соци­альной реальности. Специальные задачи у организаторской деятельнос­ти: поддержание деловых связей с учредителем и издателем, налаживание и оптимизация отношений с подразделениями информаци­онной, технической, научной, образовательной и других инфраструктур журналистики, решение кадровых вопросов, управление деятельностью редакции, формирование массовых связей, организация работы коррес­пондентского корпуса, поддержание связей с рекламодателями, спонсорами и т.д. и т.п.

Авторская (от лат. auctor «создатель»; не от греч. autos «сам») дея­тельность - самая значимая часть работы большинства журналистов. Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка про­изведений в номер или программу, и составление сборника произведе­ний, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законо­дательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность в журналистике требует от каждого работника обладать значительной до­лей универсализма (т.е. уметь в какой-то мере все), но при этом непре­менно специализироваться в той или иной области (тематической, про­блемной, жанровой, стилевой и т.д.). Только в том случае, если сотрудники редакции могут «закрыть» все направления и необходимые формы ее деятельности на достаточно высоком уровне и при взаимозаменяемости (если возникнет необходимость), можно говорить о сформированном творческом коллективе.

Важнейшим объединяющим фактором в деятельности редакции является принятая информационная политика.

Информационная политика - это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется социальной позицией данного СМИ и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы, направления. Основные черты этого направления определяются учредителем при разработке концепции СМИ в ходе подготовки к его регистрации. Разумеется, учредитель совсем не обязательно добивается полного единомыслия - может быть и такое определение направления издания, при котором важно «разномыслие», т.е. учредитель может остановиться и на плюралистическом ведении проблемно-тематических линий. Однако чаще всего направление издания или программы бывает достаточно чет­ко определено, хотя в его рамках журналисты получают более или менее обширное пространство для выявления своей позиции, в каких-то момен­тах не совпадающей с принятым направлением, и могут демонстрировать оттенки мнений.

Вторым важнейшим составляющим информационной политики редак­ции является аудиторная ориентация и способы взаимоотношений с ау­диторией. При определении информационной политики невозможно обойтись без сколько-нибудь ясных представлений о круге желаемой ау­дитории и функциональном содержании взаимодействия с ней (характе­ре ведения идеологической, непосредственно-организаторской, культур­но-образовательной, рекламно-справочной, рекреативной деятельности). Разумеется, тут есть прямая зависимость от направления СМИ. Однако в связи с реальным «видением» аудитории (ее взгляды на жизнь, образова­тельные характеристики, потребности, интересы, запросы, предпочтения в сфере массовой информации) редакция не может не вырабатывать кон­кретных форм реализации своего направления именно в связи с характе­ром аудитории. Одно дело работать с аудиторией, близкой по ориентациям к СМИ, и совсем другое - идти со своими взглядами в слои несогласных (полностью или частично) с направлением СМИ. А ведь нужно довести до самых разных слоев аудитории взгляды одного направления, а это требует и разнообразия изданий и программ, и своеобразия в подходах к разным слоям аудитории (социальным, профессиональным, национальным, обра­зовательным и т.д.). Скажем, говорить о полезности интеграции в рамках СНГ надо совсем по-разному в разных социальных, национальных, кон­фессиональных, региональных группах; даже с убежденными сторонника­ми союза надо разговаривать с точки зрения требований новых отноше­ний, а не механического восстановления старых.

И со всеми слоями аудитории нужен открытый диалог, честное обсуж­дение всех накопившихся проблем, разногласий, непониманий, эмоцио­нально-психологических напряжений и т.д.

Третья важнейшая составляющая информационной политики - спосо­бы взаимодействия с другими СМИ. Конечно, можно игнорировать другие издания и программы, «выходящие» на эту же (или близкую) аудиторию с той же или отличающейся позицией. Тогда проведение информационной политики будет похоже на монолог «глухаря на току», не слушающего дру­гих голосов и не желающего откликаться на них. Может быть и позиция монологического диалога, скрыто учитывающего позиции других, или диалогического монолога, даже и открыто откликающегося на высказывания «оппонентов». Но все это лишь частичное участие в публичном решении общественных проблем, поскольку основой остается своя позиция, под­вергающаяся под «давлением» оппонентов «малым», порой «косметичес­ким» улучшениям ради утверждения своей «частной» позиции.

Наилучшая позиция - открытый диалог с другими СМИ, основанный на идее широкого социального партнерства, толерантного плюрализма.

.

Информационная политика конкретного СМИ основывается, таким об­разом, на заявленном общественно-политическом направлении, обращен­ном к выбранным слоям аудитории и определенном редакцией отношении к другим СМИ. Помимо этого еще одной важнейшей ее составляющей яв­ляется способ реализации информационной политики. Поскольку «ин­формационное обеспечение» реализации программы СМИ может захваты­вать все «информационное поле», т.е. давать широкую совокупность относящихся к сфере информационной политики СМИ фактов и мнений, а может и сосредоточиваться на чем-то одном (бывают же «газеты фактов» и «газеты мнений»), то можно принять одно из трех возможных решений: сбалансированно представлять аудитории и факты и мнения; делать ак­цент на факты; прежде всего представлять мнения. Иначе говоря, про­грамма СМИ способна реализовываться как через концентрацию внима­ния на сообщения фактов относительно сведений о событиях [а], их оценках [v], предлагаемых мерах [n] по достижению «желаемого будуще­го» [p] теми или иными людьми, группами, партиями, союзами, средствами массовой информации, так и через собственную, выработанную на основе своей позиции панораму событий, через свои оценки и меры по достиже­нию этого «желаемого будущего». Разумеется третий вариант - это соче­тание первых двух.

Результатом творческой деятельности в журналистике является то или иное влияние на аудиторию, воздействие на массовое сознание и поведе­ние. Это воздействие носит социально-педагогический характер (его на­зывают также идейно-воспитательным, массово-политическим, идеоло­гическим и т.д.), поскольку в результате «потребления» предлагаемой журналистикой информации в сознании аудитории формируются опреде­ленный образ мира, система установок, направленность воли. Так, твор­ческая деятельность в журналистике, являясь познавательно-креативной и проявляясь в произведении как самовыражение автора по поводу по­знанных явлений жизни, «на выходе» оказывается фактором формирова­ния социальной позиции аудитории, ее убеждений.

Отсюда понятно, что - хочет того журналист или нет, действует откры­то или сокровенно - его творческая деятельность по реализации инфор­мационной политики имеет пропагандистско-агитационно-организующий характер.

Пропаганда (от лат. propagare «распространять») - деятельность по распространению фундаментальных, закладываемых в основу массового сознания идей, т.е. деятельность по утверждению в нем определенного мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. При осмысле­нии особенностей пропагандистской деятельности надо иметь в виду и другие значения, вкладываемые в этот термин в теории и на практике, Пропагандой называют также любую форму информационной деятельности, распространение всяких знаний, представлений и взглядов (пропаганда научных знаний, передового опыта, пропаганда здорового образа жизни и т.д.). Термин«пропаганда» употребляют также для обозначения любых форм идеологической, массово-политической работы (кстати, впервые он использовался в христианской миссионерской практике по внедрению религиозных идей). Нередко в слово вкладывают значение «ложная информация», «сведения, вводящие в заблуждение» и т.д.

Следовательно, сталкиваясь с термином «пропаганда» и употребляя его надо точно определить значение, которое в данном конкретном случае вкладывается в него.

Если термин «пропаганда» использовать для обозначения деятельно­сти по формированию фундаментальных блоков массового сознания, то направлений у этой деятельности окажется несколько. Прежде всего это распространение взглядов, которых придерживается редакция (и стоя­щие за ней социальные группы, политические силы, партии, объединения и т.д.) по коренным вопросам жизни. Сюда относятся программные цели и способы их осуществления, т.е. модель «желаемого будущего» и сред­ства его достижения.

Затем пропагандистской «разработки» требует отношение журналис­та к политике правящих кругов (трех властей) и поддерживающих их сил, а также к взглядам оппозиции.

При разработке этих направлений, а также «рядом» с ними журналис­тика формирует со свойственных каждому СМИ позиций образ современ­ного мира, дает характеристику современной эпохи, формирует представ­ление об отдельных странах и регионах мира, законах, по которым они развиваются, представляет ценностные ориентиры для понимания проис­ходящих в них экономических, политических, социальных процессов.

В условиях политического плюрализма возникает и действует множе­ство изданий и программ разных направлений, информационная полити­ка которых, разумеется, различна как по отбору, компоновке, освещению фактов, так и по их объяснению, оценке, комментированию. Между раз­личными СМИ, таким образом, возникает некое соревнование, соперниче­ство, борьба. Одно из следствий этого - стремление каждого СМИ как мож­но более полно и точно представить картину событий и дать к ней убедительные комментарии. Поэтому такие негативные явления, свойст­венные журналистике моноидеологии, как умолчание, односторонняя по­дача фактов, фальсификация или, наоборот, преувеличение значения то­го или иного факта, шумиха вокруг незначительных событий, имеют тенденцию к минимизации. Ведь «соперничающие» СМИ получают в такой ситуации возможность вести успешные контрпропагандистские акции.

Организаторская сторона деятельности СМИ может иметь самые раз­личные формы воплощения - от придания определенного смысла по­вседневным проявлениям жизненной активности, изменения, укрепления или преобразования установок поведения в труде, общественной жизни, в быту до формирования активного стиля поведения в ходе выборов, инициативного участия в жизни партий, союзов, ассоциаций, вплоть до выдвижения в ряды организаторов общественных акций или выступле­ния лидерами общественного мнения и организаторами жизни общест­венных объединений. Тем самым журналистика своей творческой актив­ностью формирует гражданскую активность аудитории и, разумеется, ее направленность («левая», «центр», «правая»),

Определенное редакцией направление и основанная на нем инфор­мационная политика реализуется через формирование лица издания – системы «внешних» признаков, «внутреннего» содержания, творческих форм выражения его типологических характеристик.

Типологические характеристики издания (программы) свое «внеш­нее» проявление находят прежде всего в регулярном проведении прин­ципиально важных, выявляющих основы направления, проблемно-тема­тических линий, разрабатываемых с принятых редакцией социальных позиций, ее идейных основ. Тематическое и проблемное поле жизни не­объятно широко. Поэтому первая задача при определении проблемно-те­матических линий состоит в выборе: либо быть универсальным (издани­ем или программой), т.е. стремиться отображать все разнообразие явлений жизни, хотя бы в существенных проявлениях представить все по­ле действительности, либо специализироваться на нескольких «избран­ных» пластах жизни, либо сосредоточиться на одной проблемно-темати­ческой линии. К первой группе относятся, например, «Известия» и «Правда», ко второй - «Культура» и «Коммерсант», к третьей - «Совер­шенно секретно» и «Ваши шесть соток».

Разумеется, универсальные издания (программы) неравномерно уделя­ют внимание различным сторонам жизни, главное для них - основные по­литические, экономические, социальные проблемы современности. Поэто­му универсальные издания часто называют общеполитическими СМИ. Вместе с тем сосредоточенность на каком-то одном участке жизни вовсе не свидетельство узости проблемного горизонта - и на «малом» тематическом пространстве можно рассматривать общесоциальные проблемы. И в газете «Кот и пес» можно ставить проблемы гуманизма, экологии, культуры быта и т.д., касаться экономических, социальных, даже политических вопросов.

Конкретно эти проблемно-тематические направления воплощаются в постоянно ведущихся рубриковых передачах и материалах. Яркая по форме и точно выражающая особенности издания или программы рубри­ка - крупная творческая находка журналиста, а регулярное и системное ведение ее с применением разнообразных форм в единстве постоянства и динамики - мерило творческого уровня целого коллектива.

Комплекс рубрик - небольшой по количеству, но характерный для из­дания (программы) - как бы создает систему ориентиров и для журнали­стов, и для аудитории, определяя основные направления деятельности, области повышенного интереса редакции и своеобразные способы их разработки.

Важной формой реализации проблемно-тематических линий, составля­ющих суть направления издания или программы, является организация кампаний. В отличие от рубриковых материалов кампания - это требующее особого планирования интенсивное, относительно краткосрочное ведение актуальной темы, определяемой теми или иными важными событиями дан­ного отрезка текущей жизни (например, политическая кампания, связанная с выборами или обсуждением законодательного акта, с крупным междуна­родным событием или исторической датой). Ее тематической основой мо­гут быть важные события и хозяйственной, и культурной, и спортивной, и любой другой сферы жизни.

По мере возрастания личностно-авторского начала в журналистике большое значение приобретают регулярные (часто выделяемые рубри­кой или особо оформляемые на полосе или в программе) выступления ведущих журналистов-публицистов (так называемых «колумнистов» - ведущих свои колонки), подаваемых, например, под титулом «Мнение по­литического обозревателя» или «Авторская программа».

Критическая направленность журналистского творчества предпола­гает открытое неприятие всего того, что в соответствии с социальной по­зицией СМИ негативно сказывается на движении общества вперед, что оказывает сопротивление на пути к «желаемому будущему». При этом критика не должна быть бездоказательной, оскорбительной, крикливо-скандальной. Остроту или даже резкость высказываний важно соотно­сить с действительной мерой «отрицательности» критикуемого явления, поступка, человека. И чрезвычайно высоко ценится конструктивное на­полнение критики - деловые предложения, указания на возможные пути выхода из сложившейся ситуации, выдвижение и обсуждение различных вариантов преодоления критикуемого положения вещей. Вопросы: «Что предложить вместо негодного?», «На каком пути искать выход?» должны быть постоянным фоном критики, поскольку голое отрицание - свиде­тельство отсутствия положительной программы у СМИ.

Особой формой критики (часто использующей и сатирические средст­ва) являются произведения полемической направленности. Полемика - частичное или полное отвержение ошибочных позиций оппонента, его неверных утверждений и аргументации на основе критического анализа публичных выступлений, материалов СМИ, обнародованных документов. При этом тональность полемики во многом зависит от того, какая сила стоит за оспариваемыми позициями и суждениями, - «непримиримая оп­позиция» или «честно заблуждающиеся». И в том и другом случае надо стремиться к выходу на позитивные утверждения, к поиску решения обсуждаемых проблем, имея в виду, что новые идеи обычно развиваются именно в ходе полемики со старыми, отжившими и переставшими «работать» в изменившихся условиях. Таким образом, по­лемика, как и критика, сильна своим конструктивным началом.

Дискуссия - это форма совместного поиска истины, решения пробле­мы путем обсуждения различных ее сторон и решений, предлагаемых разными участниками. В ходе плодотворной дискуссии (а бывают и «пу­стые» дискуссии, когда участники не ищут и не находят приемлемого ис­хода и остаются на прежних позициях) каждый из участников, пытаясь решить проблему на основе своих вариантов, вносит свой частный вклад в общее дело. Причем участники дискуссии обычно используют и формы критики, и формы полемики, и формы позитивного развития идей. В про­цессе дискуссии значительно активизируется внимание общественности к обсуждаемой проблеме и возникает активный отклик на высказывае­мые мнения и предложения.

Журналистское творчество - коллективное в рамках издания или программы - все более приобретает качество диалогичности в рамках всей у системы СМИ страны и даже мира.

Как участники общественного диалога журналисты СМИ разных на­правлений в своей деятельности руководствуются рядом общепрофесси­ональных требований, определяющих качества массовой информации, в их системе определяющую роль имеют следующие.

Актуальность (лат. actualis «действительный», «настоящий») - обра­щение к действительно значимым, злободневным вопросам и явлениям текущей истории, важным для ориентации в жизни, к острым теоретичес­ким проблемам, историческим событиям прошлого и прогнозам на буду­щее. Поэтому сталкиваясь с каждым фактом, событием, поступком, заяв­лением и т.д. и т.п., журналист должен принять решение, следует ли на этом материале готовить выступление для СМИ, т.е. прежде всего оценить этот материал «на актуальность» возможной публикации.

Оперативность (лат. operatio «действие») - умение журналиста дейст­вовать так, чтобы информация была получена, обработана и опубликована своевременно. В одних случаях своевременность - это как можно более быстрая передача информации, умение готовить и распространять ее в максимально сжатые сроки; в других - способность точно уловить момент, когда созданная заранее, находящаяся «в загоне» информация должна быть опубликована, чтобы оказаться нужной именно в данный момент и тем самым произвести наибольшее воздействие, принести максимальные результаты. Умение работать «с колес» и способность выждать нужный момент для публикации - одинаково важные качества оператив­ности в силу специфики журналистики, периодичность, «повременность» которой требуют выступления «ко времени», требуют оказаться «кстати» именно в определенный момент, не раньше и не позже.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.