Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Виды журналистской деятельности

Читайте также:
  1. I. Самоанализ педагогической деятельности
  2. Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека
  3. АКТ комплексной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  4. Анализ безубыточности деятельности. Денежная точка равновесия, вклад на покрытие, запас финансовой прочности, операционный рычаг.
  5. Анализ объемов инвестиционной деятельности
  6. Анализ природных и экономических условий деятельности предприятия
  7. Анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности предприятий
  8. Анализ финансовых результатов и финансового состояния деятельности предприятия
  9. Анализ финансовых результатов и финансового состояния деятельности предприятия
  10. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности
  11. Анализ финансовых результатов по основному виду деятельности
  12. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Чтобы наладить выпуск издания или программы, редакции нужны творческие работники множества специализаций. С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редакторскую, организаторскую и авторскую. Конечно, в реальной практике они переплетаются и в творческой деятельности конкретных журналистов оказываются неотделимыми одна от другой. И тем не менее каждый из этих видов имеет свою специфику, а деятельность отдельного журналиста, как правило, все же относится к одному из них.

Редакторская (лат. redactus «приведение в порядок») деятельность предполагает очень широкий диапазон действий и сама подразделяется на ряд подвидов. Журналист постоянно сталкивается с так называемым «литературным редактированием» - различными видами правки текста (сокращения, уточнения и изменения структуры, стилистические замеча­ния и проч.), работой над формой произведения. Содержательную сторо­ну работы над произведением - его замыслом, тематикой и проблемати­кой, общей концепцией - вместе с автором осуществляет специально уполномоченный сотрудник редакции, представитель ее руководства. В зависимости от меры жесткости проведения информационной политики редакции содержательное редактирование (обязательно с согласия и же­лательно при участии автора) может носить различный характер - от ра­боты по полному согласованию с позицией редакции до рекомендатель­ных советов (когда редакция объявляет, что точка зрения авторов не обязательно должна совпадать с позицией газеты или программы). Опре­деление же самой информационной политики, формирование облика издания и программы, выработка направлений деятельности, подбор сотруд­ников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организационное руководство СМИ, а затем и компоновка номеров и вы­пусков - это уже редакторская деятельность «высшего уровня». Ее ведет руководящий «штаб» каждого СМИ - главный редактор (или генеральный директор) и его ближайшие помощники, составляющие редакционную коллегию (или как-то иначе называющуюся структуру).

Организаторская деятельность руководящей группы данного СМИ (редколлегии, секретариата, редактора и подобных образований, а также специально выделенных сотрудников редакции, позволяет (поскольку сформирована программа, выявлено направление деятельности и опре­делен «внешний облик» данного СМИ) вести его повседневную работу на подобающем уровне, внося необходимые уточнения и изменения в про­граммные задачи и способы их реализации в связи с изменением соци­альной реальности. Специальные задачи у организаторской деятельнос­ти: поддержание деловых связей с учредителем и издателем, налаживание и оптимизация отношений с подразделениями информаци­онной, технической, научной, образовательной и других инфраструктур журналистики, решение кадровых вопросов, управление деятельностью редакции, формирование массовых связей, организация работы коррес­пондентского корпуса, поддержание связей с рекламодателями, спонсорами и т.д. и т.п.



Авторская (от лат. auctor «создатель»; не от греч. autos «сам») дея­тельность - самая значимая часть работы большинства журналистов. Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка про­изведений в номер или программу, и составление сборника произведе­ний, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законо­дательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность в журналистике требует от каждого работника обладать значительной до­лей универсализма (т.е. уметь в какой-то мере все), но при этом непре­менно специализироваться в той или иной области (тематической, про­блемной, жанровой, стилевой и т.д.). Только в том случае, если сотрудники редакции могут «закрыть» все направления и необходимые формы ее деятельности на достаточно высоком уровне и при взаимозаменяемости (если возникнет необходимость), можно говорить о сформированном творческом коллективе.

Важнейшим объединяющим фактором в деятельности редакции является принятая информационная политика.

Информационная политика - это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется социальной позицией данного СМИ и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы, направления. Основные черты этого направления определяются учредителем при разработке концепции СМИ в ходе подготовки к его регистрации. Разумеется, учредитель совсем не обязательно добивается полного единомыслия - может быть и такое определение направления издания, при котором важно «разномыслие», т.е. учредитель может остановиться и на плюралистическом ведении проблемно-тематических линий. Однако чаще всего направление издания или программы бывает достаточно чет­ко определено, хотя в его рамках журналисты получают более или менее обширное пространство для выявления своей позиции, в каких-то момен­тах не совпадающей с принятым направлением, и могут демонстрировать оттенки мнений.

Вторым важнейшим составляющим информационной политики редак­ции является аудиторная ориентация и способы взаимоотношений с ау­диторией. При определении информационной политики невозможно обойтись без сколько-нибудь ясных представлений о круге желаемой ау­дитории и функциональном содержании взаимодействия с ней (характе­ре ведения идеологической, непосредственно-организаторской, культур­но-образовательной, рекламно-справочной, рекреативной деятельности). Разумеется, тут есть прямая зависимость от направления СМИ. Однако в связи с реальным «видением» аудитории (ее взгляды на жизнь, образова­тельные характеристики, потребности, интересы, запросы, предпочтения в сфере массовой информации) редакция не может не вырабатывать кон­кретных форм реализации своего направления именно в связи с характе­ром аудитории. Одно дело работать с аудиторией, близкой по ориентациям к СМИ, и совсем другое - идти со своими взглядами в слои несогласных (полностью или частично) с направлением СМИ. А ведь нужно довести до самых разных слоев аудитории взгляды одного направления, а это требует и разнообразия изданий и программ, и своеобразия в подходах к разным слоям аудитории (социальным, профессиональным, национальным, обра­зовательным и т.д.). Скажем, говорить о полезности интеграции в рамках СНГ надо совсем по-разному в разных социальных, национальных, кон­фессиональных, региональных группах; даже с убежденными сторонника­ми союза надо разговаривать с точки зрения требований новых отноше­ний, а не механического восстановления старых.

И со всеми слоями аудитории нужен открытый диалог, честное обсуж­дение всех накопившихся проблем, разногласий, непониманий, эмоцио­нально-психологических напряжений и т.д.

Третья важнейшая составляющая информационной политики - спосо­бы взаимодействия с другими СМИ. Конечно, можно игнорировать другие издания и программы, «выходящие» на эту же (или близкую) аудиторию с той же или отличающейся позицией. Тогда проведение информационной политики будет похоже на монолог «глухаря на току», не слушающего дру­гих голосов и не желающего откликаться на них. Может быть и позиция монологического диалога, скрыто учитывающего позиции других, или диалогического монолога, даже и открыто откликающегося на высказывания «оппонентов». Но все это лишь частичное участие в публичном решении общественных проблем, поскольку основой остается своя позиция, под­вергающаяся под «давлением» оппонентов «малым», порой «косметичес­ким» улучшениям ради утверждения своей «частной» позиции.

Наилучшая позиция - открытый диалог с другими СМИ, основанный на идее широкого социального партнерства, толерантного плюрализма.

.

Информационная политика конкретного СМИ основывается, таким об­разом, на заявленном общественно-политическом направлении, обращен­ном к выбранным слоям аудитории и определенном редакцией отношении к другим СМИ. Помимо этого еще одной важнейшей ее составляющей яв­ляется способ реализации информационной политики. Поскольку «ин­формационное обеспечение» реализации программы СМИ может захваты­вать все «информационное поле», т.е. давать широкую совокупность относящихся к сфере информационной политики СМИ фактов и мнений, а может и сосредоточиваться на чем-то одном (бывают же «газеты фактов» и «газеты мнений»), то можно принять одно из трех возможных решений: сбалансированно представлять аудитории и факты и мнения; делать ак­цент на факты; прежде всего представлять мнения. Иначе говоря, про­грамма СМИ способна реализовываться как через концентрацию внима­ния на сообщения фактов относительно сведений о событиях [а], их оценках [v], предлагаемых мерах [n] по достижению «желаемого будуще­го» [p] теми или иными людьми, группами, партиями, союзами, средствами массовой информации, так и через собственную, выработанную на основе своей позиции панораму событий, через свои оценки и меры по достиже­нию этого «желаемого будущего». Разумеется третий вариант - это соче­тание первых двух.

Результатом творческой деятельности в журналистике является то или иное влияние на аудиторию, воздействие на массовое сознание и поведе­ние. Это воздействие носит социально-педагогический характер (его на­зывают также идейно-воспитательным, массово-политическим, идеоло­гическим и т.д.), поскольку в результате «потребления» предлагаемой журналистикой информации в сознании аудитории формируются опреде­ленный образ мира, система установок, направленность воли. Так, твор­ческая деятельность в журналистике, являясь познавательно-креативной и проявляясь в произведении как самовыражение автора по поводу по­знанных явлений жизни, «на выходе» оказывается фактором формирова­ния социальной позиции аудитории, ее убеждений.

Отсюда понятно, что - хочет того журналист или нет, действует откры­то или сокровенно - его творческая деятельность по реализации инфор­мационной политики имеет пропагандистско-агитационно-организующий характер.

Пропаганда (от лат. propagare «распространять») - деятельность по распространению фундаментальных, закладываемых в основу массового сознания идей, т.е. деятельность по утверждению в нем определенного мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. При осмысле­нии особенностей пропагандистской деятельности надо иметь в виду и другие значения, вкладываемые в этот термин в теории и на практике, Пропагандой называют также любую форму информационной деятельности, распространение всяких знаний, представлений и взглядов (пропаганда научных знаний, передового опыта, пропаганда здорового образа жизни и т.д.). Термин«пропаганда» употребляют также для обозначения любых форм идеологической, массово-политической работы (кстати, впервые он использовался в христианской миссионерской практике по внедрению религиозных идей). Нередко в слово вкладывают значение «ложная информация», «сведения, вводящие в заблуждение» и т.д.

Следовательно, сталкиваясь с термином «пропаганда» и употребляя его надо точно определить значение, которое в данном конкретном случае вкладывается в него.

Если термин «пропаганда» использовать для обозначения деятельно­сти по формированию фундаментальных блоков массового сознания, то направлений у этой деятельности окажется несколько. Прежде всего это распространение взглядов, которых придерживается редакция (и стоя­щие за ней социальные группы, политические силы, партии, объединения и т.д.) по коренным вопросам жизни. Сюда относятся программные цели и способы их осуществления, т.е. модель «желаемого будущего» и сред­ства его достижения.

Затем пропагандистской «разработки» требует отношение журналис­та к политике правящих кругов (трех властей) и поддерживающих их сил, а также к взглядам оппозиции.

При разработке этих направлений, а также «рядом» с ними журналис­тика формирует со свойственных каждому СМИ позиций образ современ­ного мира, дает характеристику современной эпохи, формирует представ­ление об отдельных странах и регионах мира, законах, по которым они развиваются, представляет ценностные ориентиры для понимания проис­ходящих в них экономических, политических, социальных процессов.

В условиях политического плюрализма возникает и действует множе­ство изданий и программ разных направлений, информационная полити­ка которых, разумеется, различна как по отбору, компоновке, освещению фактов, так и по их объяснению, оценке, комментированию. Между раз­личными СМИ, таким образом, возникает некое соревнование, соперниче­ство, борьба. Одно из следствий этого - стремление каждого СМИ как мож­но более полно и точно представить картину событий и дать к ней убедительные комментарии. Поэтому такие негативные явления, свойст­венные журналистике моноидеологии, как умолчание, односторонняя по­дача фактов, фальсификация или, наоборот, преувеличение значения то­го или иного факта, шумиха вокруг незначительных событий, имеют тенденцию к минимизации. Ведь «соперничающие» СМИ получают в такой ситуации возможность вести успешные контрпропагандистские акции.

Организаторская сторона деятельности СМИ может иметь самые раз­личные формы воплощения - от придания определенного смысла по­вседневным проявлениям жизненной активности, изменения, укрепления или преобразования установок поведения в труде, общественной жизни, в быту до формирования активного стиля поведения в ходе выборов, инициативного участия в жизни партий, союзов, ассоциаций, вплоть до выдвижения в ряды организаторов общественных акций или выступле­ния лидерами общественного мнения и организаторами жизни общест­венных объединений. Тем самым журналистика своей творческой актив­ностью формирует гражданскую активность аудитории и, разумеется, ее направленность («левая», «центр», «правая»),

Определенное редакцией направление и основанная на нем инфор­мационная политика реализуется через формирование лица издания – системы «внешних» признаков, «внутреннего» содержания, творческих форм выражения его типологических характеристик.

Типологические характеристики издания (программы) свое «внеш­нее» проявление находят прежде всего в регулярном проведении прин­ципиально важных, выявляющих основы направления, проблемно-тема­тических линий, разрабатываемых с принятых редакцией социальных позиций, ее идейных основ. Тематическое и проблемное поле жизни не­объятно широко. Поэтому первая задача при определении проблемно-те­матических линий состоит в выборе: либо быть универсальным (издани­ем или программой), т.е. стремиться отображать все разнообразие явлений жизни, хотя бы в существенных проявлениях представить все по­ле действительности, либо специализироваться на нескольких «избран­ных» пластах жизни, либо сосредоточиться на одной проблемно-темати­ческой линии. К первой группе относятся, например, «Известия» и «Правда», ко второй - «Культура» и «Коммерсант», к третьей - «Совер­шенно секретно» и «Ваши шесть соток».

Разумеется, универсальные издания (программы) неравномерно уделя­ют внимание различным сторонам жизни, главное для них - основные по­литические, экономические, социальные проблемы современности. Поэто­му универсальные издания часто называют общеполитическими СМИ. Вместе с тем сосредоточенность на каком-то одном участке жизни вовсе не свидетельство узости проблемного горизонта - и на «малом» тематическом пространстве можно рассматривать общесоциальные проблемы. И в газете «Кот и пес» можно ставить проблемы гуманизма, экологии, культуры быта и т.д., касаться экономических, социальных, даже политических вопросов.

Конкретно эти проблемно-тематические направления воплощаются в постоянно ведущихся рубриковых передачах и материалах. Яркая по форме и точно выражающая особенности издания или программы рубри­ка - крупная творческая находка журналиста, а регулярное и системное ведение ее с применением разнообразных форм в единстве постоянства и динамики - мерило творческого уровня целого коллектива.

Комплекс рубрик - небольшой по количеству, но характерный для из­дания (программы) - как бы создает систему ориентиров и для журнали­стов, и для аудитории, определяя основные направления деятельности, области повышенного интереса редакции и своеобразные способы их разработки.

Важной формой реализации проблемно-тематических линий, составля­ющих суть направления издания или программы, является организация кампаний. В отличие от рубриковых материалов кампания - это требующее особого планирования интенсивное, относительно краткосрочное ведение актуальной темы, определяемой теми или иными важными событиями дан­ного отрезка текущей жизни (например, политическая кампания, связанная с выборами или обсуждением законодательного акта, с крупным междуна­родным событием или исторической датой). Ее тематической основой мо­гут быть важные события и хозяйственной, и культурной, и спортивной, и любой другой сферы жизни.

По мере возрастания личностно-авторского начала в журналистике большое значение приобретают регулярные (часто выделяемые рубри­кой или особо оформляемые на полосе или в программе) выступления ведущих журналистов-публицистов (так называемых «колумнистов» - ведущих свои колонки), подаваемых, например, под титулом «Мнение по­литического обозревателя» или «Авторская программа».

Критическая направленность журналистского творчества предпола­гает открытое неприятие всего того, что в соответствии с социальной по­зицией СМИ негативно сказывается на движении общества вперед, что оказывает сопротивление на пути к «желаемому будущему». При этом критика не должна быть бездоказательной, оскорбительной, крикливо-скандальной. Остроту или даже резкость высказываний важно соотно­сить с действительной мерой «отрицательности» критикуемого явления, поступка, человека. И чрезвычайно высоко ценится конструктивное на­полнение критики - деловые предложения, указания на возможные пути выхода из сложившейся ситуации, выдвижение и обсуждение различных вариантов преодоления критикуемого положения вещей. Вопросы: «Что предложить вместо негодного?», «На каком пути искать выход?» должны быть постоянным фоном критики, поскольку голое отрицание - свиде­тельство отсутствия положительной программы у СМИ.

Особой формой критики (часто использующей и сатирические средст­ва) являются произведения полемической направленности. Полемика - частичное или полное отвержение ошибочных позиций оппонента, его неверных утверждений и аргументации на основе критического анализа публичных выступлений, материалов СМИ, обнародованных документов. При этом тональность полемики во многом зависит от того, какая сила стоит за оспариваемыми позициями и суждениями, - «непримиримая оп­позиция» или «честно заблуждающиеся». И в том и другом случае надо стремиться к выходу на позитивные утверждения, к поиску решения обсуждаемых проблем, имея в виду, что новые идеи обычно развиваются именно в ходе полемики со старыми, отжившими и переставшими «работать» в изменившихся условиях. Таким образом, по­лемика, как и критика, сильна своим конструктивным началом.

Дискуссия - это форма совместного поиска истины, решения пробле­мы путем обсуждения различных ее сторон и решений, предлагаемых разными участниками. В ходе плодотворной дискуссии (а бывают и «пу­стые» дискуссии, когда участники не ищут и не находят приемлемого ис­хода и остаются на прежних позициях) каждый из участников, пытаясь решить проблему на основе своих вариантов, вносит свой частный вклад в общее дело. Причем участники дискуссии обычно используют и формы критики, и формы полемики, и формы позитивного развития идей. В про­цессе дискуссии значительно активизируется внимание общественности к обсуждаемой проблеме и возникает активный отклик на высказывае­мые мнения и предложения.

Журналистское творчество - коллективное в рамках издания или программы - все более приобретает качество диалогичности в рамках всей у системы СМИ страны и даже мира.

Как участники общественного диалога журналисты СМИ разных на­правлений в своей деятельности руководствуются рядом общепрофесси­ональных требований, определяющих качества массовой информации, в их системе определяющую роль имеют следующие.

Актуальность (лат. actualis «действительный», «настоящий») - обра­щение к действительно значимым, злободневным вопросам и явлениям текущей истории, важным для ориентации в жизни, к острым теоретичес­ким проблемам, историческим событиям прошлого и прогнозам на буду­щее. Поэтому сталкиваясь с каждым фактом, событием, поступком, заяв­лением и т.д. и т.п., журналист должен принять решение, следует ли на этом материале готовить выступление для СМИ, т.е. прежде всего оценить этот материал «на актуальность» возможной публикации.

Оперативность (лат. operatio «действие») - умение журналиста дейст­вовать так, чтобы информация была получена, обработана и опубликована своевременно. В одних случаях своевременность - это как можно более быстрая передача информации, умение готовить и распространять ее в максимально сжатые сроки; в других - способность точно уловить момент, когда созданная заранее, находящаяся «в загоне» информация должна быть опубликована, чтобы оказаться нужной именно в данный момент и тем самым произвести наибольшее воздействие, принести максимальные результаты. Умение работать «с колес» и способность выждать нужный момент для публикации - одинаково важные качества оператив­ности в силу специфики журналистики, периодичность, «повременность» которой требуют выступления «ко времени», требуют оказаться «кстати» именно в определенный момент, не раньше и не позже.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Самоанализ педагогической деятельности
  2. Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека
  3. АКТ комплексной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  4. Анализ безубыточности деятельности. Денежная точка равновесия, вклад на покрытие, запас финансовой прочности, операционный рычаг.
  5. Анализ объемов инвестиционной деятельности
  6. Анализ природных и экономических условий деятельности предприятия
  7. Анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности предприятий
  8. Анализ финансовых результатов и финансового состояния деятельности предприятия
  9. Анализ финансовых результатов и финансового состояния деятельности предприятия
  10. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности
  11. Анализ финансовых результатов по основному виду деятельности
  12. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.166.199.178
Генерация страницы за: 0.008 сек.