Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием

Бизнес-планирование (деловое планирование) — самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. Как уже отмечалось, «бизнесом» называется экономическая деятельность субъекта в усло­виях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффектив­но его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состо­янии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурен­тов и т. д.

Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусмо­треть источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ре­сурсов в процессе работы предприятия.

Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших «сверху».

Сегодня большинство коммерческих фирм не имеют официально принятых пла­нов; нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, норма­тивов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на неболь­ших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имею­щих солидный опыт хозяйственного руководства «на глазок», хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик.

Квартальная и годовая финансовая отчетность предоставляется в соответствии с приказом Министерства финансов, статистическая отчетность — по указанию Го­скомстата и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, про­счетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправле­ния ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предпри­ятий оказались в сложном финансовом положении или вообще неплатежеспособ­ными, включая предприятия торговли, общественного питания и других видов ус­луг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.

Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое, по сравнению с принятием решений, представ­ляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.

Таким образом, бизнес-планирование — это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время — необ­ходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потреб­ностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

В общем случае бизнес-планированиие предусматривает решение стратегиче­ских и тактических задач, стоящих перед предприятием, примеры которых в зави­симости от участников процесса бизнес-планирования представлены в табл. 3.

Таблица 3. Примеры задач бизнес-планирования

 

Сотрудники предпри­ятия Внешний менеджмент Инвесторы и партнеры
Информирование слу­жащих предприятия о целях, задачах и методах их решения Организационно-управленческая и финан­сово-экономическая оценка состояния пред­приятия Определение намеченно­го источника финансиро­вания реализации вы­бранной стратегии, т. е. способы концентрирова­ния финансовых ресур­сов
Координация действий всех подразделений предприятия при дости­жении целей бизнес-плана Выявление потенциаль­ных возможностей пред­приятия, анализ сильных и слабых сторон деятель­ности Выявление и оценка рис­ков, которые могут по­мешать выполнению бизнес-плана
Мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес-плана Формирование инвести­ционных целей на плани­руемый период Расчет ожидаемых фи­нансовых результатов деятельности
Обоснование общих и специфических деталей функционирования пред­приятия в условиях рын­ка Выработка стратегии и тактики конкуренции  
  Оценка финансовых, трудовых, материальных ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия  

Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:

—заставляет руководителей мыслить перспективно;

—обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;

— увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

—способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;

—ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;

—позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному из­
менению рыночной обстановки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На автомобильном транспорте | Организация процесса бизнес-планирования на предприятии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.