![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика организационно-правовых форм субъектов коммерческой деятельности
КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛУГ КАК ОБЪЕКТА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Услуга является результатом непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Услуги, оказываемые населению, по функциональному назначению подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальные услуги удовлетворяют материально-бытовые потребности потребителя. Они обеспечивают восстановление, изменение или сохранение потребительских свойств изделий либо изготовление новых изделий, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. Поэтому к материальным услугам, в частности, относят бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, услуги общественного питания, услуги транспорта. Социально-культурные услуги удовлетворяют духовные, интеллектуальные потребности и поддерживают нормальную жизнедеятельность потребителя. С их помощью обеспечивается духовное и физическое развитие, повышение профессионального мастерства, поддержание и восстановление здоровья личности. К социально-культурным могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т. д. Услуга торговли — это результата взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров. Услуги торговли можно разделить на две группы: 1. услуги оптовой торговли (оказываемые предприятиями оптовой торговли); 2. услуги розничной торговли (оказываемые в магазинах и других предприятиях розничной торговли). Основная услуга торговли — это реализация товара. Однако для того, чтобы выгодно продать товар, необходимо осуществить целый комплекс мероприятий, связанных с закупкой товаров, их хранением, доставкой оптовым покупателям, предпродажной подготовкой в розничной торговле и др. Иными словами, именно оказание различных услуг, предшествующих реализации товаров и связанных с ней, составляют основу коммерческой деятельности любого предприятия торговли. Услуги как оптовой, так и розничной торговли по своей сути являются посредническими. Причем, учитывая многообразие таких услуг, часть из них относятся к материальным (например, перевозка товаров, их хранение, подготовка к продаже и пр.), а часть — к социально-культурным (например, предоставление консультаций покупателям, информационные услуги и др.). С позиций формальной логики, субъект - это активная сторона любой сделки, носитель совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки. Сам термин «субъект коммерческой деятельности» не имеют однозначного определения в принятых в России нормативно-правовых документах, поэтому в дальнейшем, используя названное понятие, мы будем руководствоваться следующим: • субъектами коммерческой деятельности выступают отдельные люди (их обычно определяют в качестве физических лиц), фирмы, в том числе учреждения, организации, предприятия, партнерства, фонды, товарищества, общества (их обычно определяют в качестве юридических лиц), а также иные субъекты, не являющиеся ни физическими, ни юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством той или иной страны (в России к таковым относятся собственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования); • субъекты коммерческой деятельности, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любым типом и любым видом деловой деятельности, не запрещенными действующим законодательством; • деятельность субъектов коммерческой деятельности является экстерриториальной, это означает, что никакие различия в национальном законодательстве разных стран не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в дело; вые отношения между собой по всему свету; • «субъекты коммерческой деятельности» - это категория, характерная для любой исторической формы существования человеческого общества; в каждой из таких форм родовые признаки бизнеса выступают на поверхности явлении с учетом особенностей, присущих именно данной форме, каковой, к примеру, является рыночная экономика. Обратимся к понятиям типов и видов субъектов бизнеса, типов и видов их деловой деятельности. Под типом субъекта бизнеса здесь и далее понимается функциональная принадлежность данного субъекта бизнеса, функциональная специализация его действий. Разграничение субъектов бизнеса по признаку их функциональной специализации обусловливает следующую классификацию субъектов бизнеса: • коммерсанты, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность, в том числе коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации; • индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, в том числе союзы и ассоциации потребителей; • работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы; • органы государственной и муниципальной власти и управления в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.); государственные служащие; • международные и межгосударственные организации, обладающие директивными полномочиями, и их сотрудники. Приведенная классификация отражает расширительную трактовку состава субъектов коммерческой деятельности, которая характерна для прагматической концепции коммерческой деятельности. Между тем часто можно встретить узкую трактовку состава субъектов коммерческой деятельности, к числу которых относят исключительно предпринимателей. В рамках узкой трактовки происходит отождествление предпринимателей и субъектов коммерческой деятельности, предпринимательской деятельности и деловой деятельности, предпринимательства и коммерции, предпринимательских отношений и деловых отношений вообще. Именно к сфере предпринимательства адресуются такие понятия, как «бизнес-единица», «бизнес-процесс», «бизнес-талант». Важно отметить, что отождествление бизнеса и предпринимательства, соответственно субъектов бизнеса и предпринимателей, не опирается на серьезные научные основания. Явление бизнеса шире и богаче, чем предпринимательская деятельность, так как оно охватывает отношения между всеми субъектами разнообразных отношений в обществе и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственных органов. В узком смысле курс изучает содержание и технологии коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики. Именно этому будет посвящена основная часть материала. Однако коммерцию невозможно ограничивать лишь узкими рамками коммерческой деятельности, ибо субъектами деловых отношений выступают не только коммерсанты. Поэтому в широком смысле предметом курса является вся совокупность деловых отношений, складывающихся между людьми независимо от конкретных содержания и технологии деловой деятельности и исторического периода осуществления этих отношений.
Итак, основная форма, в которой реализуется бизнес, есть коммерческая организация, или соответствующее этому понятию предприятие, имеющее целью деятельности получение прибыли. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) установил возможность создания предприятий различных организационно-правовых форм. В каждом конкретном случае предпринимателю предоставляется юридическое право создать предприятие, в наибольшей степени отвечающее его экономическим интересам. Каждой форме предприятия в определенных условиях свойственны как несомненные достоинства, так и недостатки. Рассмотрим основные направления классификации предприятий по различным формальным признакам. По признаку форм собственности предприятия подразделяются на: • частные, основанные на собственности граждан; • государственные, учреждаемые органами государственной власти; • муниципальные, учреждаемые местными органами власти. По признаку количества собственников выделяются предприятия: • индивидуальной собственности, где собственность принадлежит одному физическому лицу; • коллективной собственности, при которой она принадлежит одновременно нескольким субъектам (с определенной долей каждого из них — долевая собственность или без определения долей — совместная собственность), причем владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляется по соглашению всех собственников. По организационно-правовой форме предприятия делятся на: • хозяйственные товарищества, представляющие собой объединения лиц, созданные для осуществления предпринимательской деятельности; • хозяйственные общества, создаваемые по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов для ведения хозяйственной деятельности (акционерным обществам предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг — акций); • кооперативные предприятия, сформированные группой лиц для совместной или иной хозяйственной деятельности. Основные характеристики хозяйственных товариществ и обществ представлены в табл. 1.1.
Таблица Хозяйственные товарищества и общества и их характеристики
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |