Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика организационно-правовых форм субъектов коммерческой деятельности

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛУГ КАК ОБЪЕКТА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Услуга является результатом непосред­ственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а так­же собственной деятельности исполнителя по удовлетворе­нию потребности потребителя. Услуги, оказываемые населе­нию, по функциональному назначению подразделяются на материальные и социально-культурные.

Материальные услуги удовлетворяют материально-бы­товые потребности потребителя. Они обеспечивают восста­новление, изменение или сохранение потребительских свойств изделий либо изготовление новых изделий, а так­же перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. Поэтому к материальным услугам, в частно­сти, относят бытовые услуги, связанные с ремонтом и из­готовлением изделий, услуги общественного питания, ус­луги транспорта.

Социально-культурные услуги удовлетворяют духовные, интеллектуальные потребности и поддерживают нормальную жизнедеятельность потребителя. С их помощью обеспечива­ется духовное и физическое развитие, повышение профес­сионального мастерства, поддержание и восстановление здо­ровья личности. К социально-культурным могут быть отнесе­ны медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т. д.

Услуга торговли — это результата взаимодействия про­давца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.

Услуги торговли можно разделить на две группы:

1. услуги оптовой торговли (оказываемые предприятиями оптовой торговли);

2. услуги розничной торговли (оказываемые в магазинах и других предприятиях розничной торговли).

Основная услуга торговли — это реализация товара. Од­нако для того, чтобы выгодно продать товар, необходимо осуществить целый комплекс мероприятий, связанных с закупкой товаров, их хранением, доставкой оптовым по­купателям, предпродажной подготовкой в розничной тор­говле и др. Иными словами, именно оказание различных услуг, предшествующих реализации товаров и связанных с ней, составляют основу коммерческой деятельности лю­бого предприятия торговли.

Услуги как оптовой, так и розничной торговли по своей сути являются посредническими. Причем, учитывая много­образие таких услуг, часть из них относятся к материаль­ным (например, перевозка товаров, их хранение, подготовка к продаже и пр.), а часть — к социально-культурным (на­пример, предоставление консультаций покупателям, инфор­мационные услуги и др.).

С позиций формальной логики, субъект - это активная сторона любой сделки, носитель совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки. Сам термин «субъект коммерческой деятельности» не имеют однозначного определения в принятых в России нормативно-правовых документах, поэтому в дальнейшем, используя названное понятие, мы будем руководствоваться следующим:

• субъектами коммерческой деятельности выступают отдельные люди (их обычно определяют в качестве физических лиц), фирмы, в том числе учреждения, организации, предприятия, партнерства, фонды, товарищества, общества (их обычно определяют в качестве юридических лиц), а также иные субъекты, не являющиеся ни физическими, ни юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством той или иной страны (в России к таковым относятся собственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования);

• субъекты коммерческой деятельности, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любым типом и любым видом деловой деятельности, не запрещенными действующим законодательством;

• деятельность субъектов коммерческой деятельности является экстерриториальной, это означает, что никакие различия в национальном законодательстве разных стран не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в дело; вые отношения между собой по всему свету;

• «субъекты коммерческой деятельности» - это категория, характерная для любой исторической формы существования человеческого общества; в каждой из таких форм родовые признаки бизнеса выступают на поверхности явлении с учетом особенностей, присущих именно данной форме, каковой, к примеру, является рыночная экономика.

Обратимся к понятиям типов и видов субъектов бизнеса, типов и видов их деловой деятельности. Под типом субъекта бизнеса здесь и далее понимается функциональная принадлежность данного субъекта бизнеса, функциональная специализация его действий. Разграничение субъектов бизнеса по признаку их функциональной специализации обусловливает следующую классификацию субъектов бизнеса:

• коммерсанты, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность, в том числе коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;

• индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, в том числе союзы и ассоциации потребителей;

• работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;

• органы государственной и муниципальной власти и управления в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.); государственные служащие;

• международные и межгосударственные организации, обладающие директивными полномочиями, и их сотрудники.

Приведенная классификация отражает расширительную трактовку состава субъектов коммерческой деятельности, которая характерна для прагматической концепции коммерческой деятельности. Между тем часто можно встретить узкую трактовку состава субъектов коммерческой деятельности, к числу которых относят исключительно предпринимателей. В рамках узкой трактовки происходит отождествление предпринимателей и субъектов коммерческой деятельности, предпринимательской деятельности и деловой деятельности, предпринимательства и коммерции, предпринимательских отношений и деловых отношений вообще. Именно к сфере предпринимательства адресуются такие понятия, как «бизнес-единица», «бизнес-процесс», «бизнес-талант».

Важно отметить, что отождествление бизнеса и предпринимательства, соответственно субъектов бизнеса и предпринимателей, не опирается на серьезные научные основания. Явление бизнеса шире и богаче, чем предпринимательская деятельность, так как оно охватывает отношения между всеми субъектами разнообразных отношений в обществе и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственных органов.

В узком смысле курс изучает содержание и технологии коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики. Именно этому будет посвящена основная часть материала.

Однако коммерцию невозможно ограничивать лишь узкими рамками коммерческой деятельности, ибо субъектами деловых отношений выступают не только коммерсанты. Поэтому в широком смысле предметом курса является вся совокупность деловых отношений, складывающихся между людьми независимо от конкретных содержания и технологии деловой деятельности и исторического периода осуществления этих отношений.

 

Итак, основная форма, в которой реализуется бизнес, есть коммерческая организация, или соответствующее этому понятию предприятие, имеющее целью деятельности получение прибыли.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) устано­вил возможность создания предприятий различных организаци­онно-правовых форм. В каждом конкретном случае предприни­мателю предоставляется юридическое право создать предприятие, в наибольшей степени отвечающее его экономическим инте­ресам. Каждой форме предприятия в определенных условиях свойственны как несомненные достоинства, так и недостатки.

Рассмотрим основные направления классификации пред­приятий по различным формальным признакам.

По признаку форм собственности предприятия подразделяют­ся на:

• частные, основанные на собственности граждан;

• государственные, учреждаемые органами государственной власти;

• муниципальные, учреждаемые местными органами власти.

По признаку количества собственников выделяются предпри­ятия:

• индивидуальной собственности, где собственность принад­лежит одному физическому лицу;

• коллективной собственности, при которой она принад­лежит одновременно нескольким субъектам (с определенной долей каждого из них — долевая собственность или без опре­деления долей — совместная собственность), причем владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в кол­лективной собственности, осуществляется по соглашению всех собственников.

По организационно-правовой форме предприятия делятся на:

• хозяйственные товарищества, представляющие собой объ­единения лиц, созданные для осуществления предприниматель­ской деятельности;

• хозяйственные общества, создаваемые по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов для ведения хозяйственной деятельности (акционер­ным обществам предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг — акций);

• кооперативные предприятия, сформированные группой лиц для совместной или иной хозяйственной деятельности.

Основные характеристики хозяйственных товариществ и об­ществ представлены в табл. 1.1.

 

Таблица Хозяйственные товарищества и общества и их характеристики

 

  Характерис­тики Форма предприятия
полное хозяй­ственное товарищество хозяйственное товарищество на вере акционерное общество   общество с ограниченной ответственностью общество с дополнитель­ной ответственностью
Ответствен­ность уча­стников   члены товари­щества не­сут ответст­венность принадлежа­щим им имуществу   участники товарищества несут риск убытков в пределах сво­их вкладов   участники не несут риск убытков в пределах стоимости своих акций   участники не несут риск убытков в пределах стоимости своих акций   участники несут ответ­ственность по обязательст­вам общества в одинаковом размере, кратном стоимости вклада
  Уставный капитал   общий устав­ный капитал разделен на доли   прибыль не распределяется между членами товарищества, если стоимость чистых активов меньше уставного капитала уставный ка­питал раз­делен на определенное число акций     уставный ка­питал раз­делен на доли определенных размеров     ―

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика товара как объекта коммерческой деятельности | Аналитическая геометрия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.