КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социология для объяснения социальной эволюции не может довольствоваться принципами, которые пригодны для объяснения эволюции неорганической
Как и все исследователи того периода, Н. Кареев большое внимание уделял социологической проблеме прогресса, которая непосредственным образом возникала из вопроса об общем направлении социальной эволюции.
Идея прогресса была унаследована социологией от эпохи Просвещения XVIII в. в связи с философским отношением к истории, хотя идея прогресса имеет и более древнюю традицию в социальной мысли и содержит в себе как объективно-научную, так и субъективно-этическую сторону.
Как подчеркивает Кареев, особая забота о научной объективности исследования этой проблемы заставила некоторых социологов объявить понятие прогресса ненаучным и сосредоточить внимание на объективном понятии эволюции.
Однако, изгоняя слово прогресс, они, обращаясь к историческому прошлому, оказались не в состоянии совсем отрешиться от этого понятия и его этической оценки. Они не были в состоянии избежать субъективизма, особенно, когда пытались предсказывать будущее.
Новое отношение к идеи прогресса, которое возникло в XIX в., выдвинуло на первый план объективные начала общественного развития, которые до этого игнорировались. Ранее представления о будущем общества создавались чистой деятельностью воображения, без всякой связи и опоры на данные, касающиеся прошлой общественной эволюции. Новое же направление мысли поставило задачу предсказать будущее по объективным данным прошлого и настоящего, но при этом часто, кроме объективных начал, не принимает во внимание человеческих желаний.
Научное понимание прогресса в современной социологии сложилось, главным образом, под влиянием трех эволюционных учений, которые осветили процесс общественного развития с трех новых точек зрения.
Философия Спенсера связала прогресс со всеобщим процессом, происходящим в истории Вселенной, где господствует один и тот же процесс - интеграции и дифференциации. Однако эта формула, считает Кареев, не дает всеобъемлющего объяснения социальной эволюции, поскольку только констатирует, что движение вперед есть общий закон всего существующего..
Другим эволюционным учением, оказавшим влияние на научное понимание прогресса, являлся дарвинизм. Эта биологическая теория показала, что общественному прогрессу предшествовал прогресс в органическом мире и что в самом человеческом обществе, кроме чисто внешних культурных и социальных перемен, к которым обыкновенно сводили весь прогресс, происходит совершенствование самой человеческой природы.
Это совершенствование человеческой природы происходит путем наследственного закрепления за новыми поколениями качеств, приобретенных их предками в процессе органической эволюции. Одна из особенностей дарвинизма, как и эволюционизма Спенсера, состоит в том, что он объясняет биологическую эволюцию совершенно механически.
Третье эволюционное учение - теория К. Маркса стоит особняком от первых двух.
Исходный пункт этого учения находится в сфере общественной эволюции, причем взятой только в одном из ее фазисов, связанном с переходом Западной Европы от феодализма к капиталистическим формам хозяйствования.
Хотя по своему общественному содержанию экономический материализм стоит намного ближе к социологии, чем два предыдущих подхода, он, по мнению русского социолога, не может считаться философией социального прогресса, не смотря на то, что этим учением был поставлен вопрос о роли экономического начала в социальной эволюции.
Теория марксизма стремится объяснить социальную эволюцию лишь в качестве одной из сторон экономической деятельности. Она так же односторонне подходит к идее прогресса, как и две предыдущие теории.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |