Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология для объяснения социальной эволюции не может довольствоваться принципа­ми, которые пригодны для объяснения эволюции неорганичес­кой




Как и все исследователи того периода, Н. Кареев большое внимание уделял социологической проблеме прогресса, кото­рая непосредственным образом возникала из вопроса об общем направлении социальной эволюции.

 

Идея прогресса была унас­ледована социологией от эпохи Просвещения XVIII в. в связи с философским отношением к истории, хотя идея прогресса имеет и более древнюю традицию в социальной мысли и со­держит в себе как объективно-научную, так и субъективно-этическую сторону.

 

Как подчеркивает Кареев, особая забота о научной объективности исследования этой проблемы застави­ла некоторых социологов объявить понятие прогресса ненауч­ным и сосредоточить внимание на объективном понятии эво­люции.

 

Однако, изгоняя слово прогресс, они, обращаясь к историческому прошлому, оказались не в состоянии совсем от­решиться от этого понятия и его этической оценки. Они не были в состоянии избежать субъективизма, особенно, когда пытались предсказывать будущее.

 

Новое отношение к идеи прогресса, которое возникло в XIX в., выдвинуло на первый план объективные начала об­щественного развития, которые до этого игнорировались. Ра­нее представления о будущем общества создавались чистой де­ятельностью воображения, без всякой связи и опоры на дан­ные, касающиеся прошлой общественной эволюции. Новое же направление мысли поставило задачу предсказать будущее по объективным данным прошлого и настоящего, но при этом часто, кроме объективных начал, не принимает во внимание человеческих желаний.

 

Научное понимание прогресса в современной социологии сложилось, главным образом, под влиянием трех эволюцион­ных учений, которые осветили процесс общественного разви­тия с трех новых точек зрения.

 

Философия Спенсера связала прогресс со всеобщим про­цессом, происходящим в истории Вселенной, где господству­ет один и тот же процесс - интеграции и дифференциации. Однако эта формула, считает Кареев, не дает всеобъемлюще­го объяснения социальной эволюции, поскольку только констатирует, что движение вперед есть общий закон всего существующего..

 

Другим эволюционным учением, оказавшим влияние на научное понимание прогресса, являлся дарвинизм.

Эта био­логическая теория показала, что общественному прогрессу предшествовал прогресс в органическом мире и что в самом человеческом обществе, кроме чисто внешних культурных и социальных перемен, к которым обыкновенно сводили весь прогресс, происходит совершенствование самой человеческой природы.

 

Это совершенствование человеческой природы про­исходит путем наследственного закрепления за новыми по­колениями качеств, приобретенных их предками в процессе органической эволюции. Одна из особенностей дарвинизма, как и эволюционизма Спенсера, состоит в том, что он объясняет биологическую эволюцию совершенно механически.

 

 

Третье эволюционное учение - теория К. Маркса стоит особняком от первых двух.

 

Исходный пункт этого учения находится в сфере общественной эволюции, причем взятой только в одном из ее фазисов, связанном с переходом Западной Европы от феодализма к капиталистическим формам хозяйствования.

 

Хотя по своему общественному содержанию экономический материализм стоит намного ближе к социо­логии, чем два предыдущих подхода, он, по мнению русско­го социолога, не может считаться философией социального прогресса, не смотря на то, что этим учением был поставлен вопрос о роли экономического начала в социальной эволю­ции.

 

Теория марксизма стремится объяснить социальную эволюцию лишь в качестве одной из сторон экономической деятельности. Она так же односторонне подходит к идее про­гресса, как и две предыдущие теории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.