КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыцарские турниры
Рыцарская физическая культура создала особую форму военно-спортивных состязаний — турниры. На турнирах подводились итоги предшествующей военно-спортивной тренировки и проявлялись достижения рыцарей в спорте. Но этим значение турниров не исчерпывалось. Они являлись также смотром военно-тактической подготовки и проверкой готовности рыцарских отрядов к военным действиям. Здесь достигалось органическое соединение рыцарского спорта с военным делом. Турниры, воспроизводившие военные действия, напоминают естественные военные игры родового общества. Это дает основание предполагать, что прообразом турниров были военные игры. Турниры, несомненно, как бы возвращали физическую культуру к архаическим формам, к естественным играм. Но это было не просто воспроизведение пройденного исторического этапа, а возврат к нему на новой и более высокой спортивной основе. В естественных играх родового, общества элемент состязательности был выражен очень слабо, в турнирах он достиг самого яркого выражения. О происхождении турниров существует несколько теорий. Некоторые исследователи (например, Лесгафт) утверждают, что рыцарские турниры возникли из римских игр в «троянскую войну». Другие (например, Фогт) указывают на их местное, так называемое галльское происхождение. В том, что турниры не иноземного, а местного происхождения, убеждает то обстоятельство, что родиной турниров является средневековая Франция. Отсюда они, как и вся рыцарская культура, распространились по другим странам Западной Европы. Сначала они проникли в Англию при Ричарде Львиное Сердце, затем в Италию, а несколько позднее в Германию и другие страны. Многие исследователи утверждают, что распространение турниров началось со времени Магдебургского турнира, состоявшегося в 935 году. Это неверно. Магдебургский турнир следует рассматривать только как первый имперский турнир в Германии. История располагает сведениями о более ранних турнирах, например о Барселонском турнире 811 года. Но и этот турнир нельзя считать первым турниром в истории. Надо полагать, что турниры возникли не сразу, а развивались постепенно и возникновение их следует отнести к более ранним временам средневековья. Документальные данные о турнирах, имеющиеся в нашем распоряжении, относятся лишь к первой половине IX в. Так, граф Нитгард, автор «Четырех книг истории» (живший в IX в.), рассказывая о междоусобицах сыновей Людовика I, описывает их воинские игры: «Для телесных упражнений они часто устраивали воинские игры. Тогда они сходились на особо избранном с этой целыю месте, и, в присутствии теснившегося со всех сторон народа, большие отряды саксов, гасконцев, австрийцев и бретонцев бросались быстро друг на друга с обеих сторон; затем одни из них поворачивали своих лошадей, и, прикрывшись щитами, искали спасения в бегстве от напора врага, который преследовал бегущих; наконец, оба, короля, окруженные отборным юношеством, кидались друг на друга, уставив копья вперед, и, подражая колебанию настоящей битвы, то та, то другая сторона обращалась в бегство». (М. Стасюлевич, «История средних веков», т. II, стр. 185), Однако эти игры в IX веке еще не были турнирами в полном смысле этого слова. В начале Х века такие игры, как практически целесообразные, стали устраиваться регулярно. Об этом свидетельствует Мансфеладская хроника, сообщая, что Генрих I Птицелов «повелел каждый год устраивать войсковые смотры, чтобы проверить народ и подготовленность к войне». Он же «приказал устраивать различные рыцарские игры и забавы со скачками и подобными играми, какие только можно придумать». Таким образом, воинские игры принимают характер организованных маневров. К ним постепенно присоединяются и военно-спортивные рыцарские состязания. Во времена Генриха I войсковые смотры и рыцарские игры, упоминаемые в хронике, по-видимому, устраивались отдельно, но уже в XI веке они организуются совместно. Турнирная книга Рюкснера свидетельствует о том, что в Геттингском турнире 1119 г. наряду с воинскими упражнениями происходили и иные рыцарские состязания, во время которых «много занимались играми с борьбой, прыжками, бегом, толканием камня и бревна». Итак, во второй половине XI века форма и содержание турниров, как военно-спортивных состязаний, вполне определились. Особое влияние на повсеместное распространение турниров оказали крестовые походы. Ко второй половине XIII века турниры достигают наибольшего развития. Точное количество турниров, состоявшихся в средние века, трудно установить, но их было великое множество. По неполным данным, хроника насчитывает до 180 «больших» турниров, и это только в течение IX—XII вв. Малых же турниров были тысячи. Они устраивались по поводу рождения сына у короля или сеньора, свадьбы, заключения мира и по многим другим причинам. Вообще турнирами в XII и XIII вв. ознаменовывались все торжественные события, и общественное и культурное значение их было велико. Они, способствовали развитию культуры и искусства, в особенности поэзии и музыки. Турниры способствовали и экономическому оживлению. Ближайший от места турнира город в это время превращался в богатую и большую ярмарку, где было представлено все, что производилось в ту эпоху. На первых порах турниры были хорошей тренировкой к сражениям, но с конца XII в. они постепенно превращаются и в одно из средств обогащения. С того времени, по турнирным правилам, победитель получал в собственность вооружение и коня побежденного, и рыцарь был более всего заинтересован в том, чтобы противник его был человеком богатым. На турнирах даже устраивались заговоры с целью грабежа, и «благородное» состязание превращалось в междоусобную распрю, которая нередко заканчивалась убийствами. Так, на турнире в Нессе, близ Кельна, в 1240 году было убито 60 рыцарей. Это вызвало решительные протесты пап и местного духовенства против турниров» В 1180г. Латеранский собор, при папе Александре III, запретил применение в военных играх острого оружия. В 1313 г. папа Климент запретил всякие поединки и битвы, сопровождаемые кровопролитием. Но соборные постановления не возымели действия, и турниры продолжались. Только когда рыцарство пришло в упадок, турниры постепенно прекратились. В Германии последний, большой турнир состоялся в 1487 году в Вормсе, а во Франции в 1533 году при Генрихе II. В Англии они прекратились еще раньше. Рыцарские турниры прошли два этапа развития: 1) этап реалистических военных игр, когда турниры являлись примерными битвами и 2) этап спортивного единоборства, называемого у французов «жут», у немцев «тьост». На первом этапе турниры были массовыми сражениями, как их называли, «бухурдами»; они происходили на огромных пространствах и точно воспроизводили картину войны. Совершались наступления, отступления и другие тактические маневры, известные в то время. Оружие, применявшееся в этих сражениях – было боевое: копье, меч, дубина, палица. Массовые сражения не подчинялись почти никаким правилам. В них применялись любые приемы и любые действия оружием. От войны массовые сражения отличались лишь тем, что в них противники старались не наносить друг другу раны. Такие сражения начинались небольшими поединками, а оканчивались массовым боем. В начале сражения старались сохранить военный порядок и строй, но после первых же столкновений начиналась свалка. С течением времени массовые сражения приняли более организованный характер. Со второй половины XI в. они происходили на ограниченном участке, по определенным правилам и в регламентированное время. Тем не менее, они продолжались несколько часов подряд, иногда до темноты. Оружие, применявшееся в примерных сражениях, было тупым. Но сильные удары и толчки все же наносили повреждения. Многие рыцари покидали поле битвы, отряды редели, начальники перестраивали их и снова бросались в бой, и так продолжалось до отбоя. Дальнейшее развитие массовых сражений, их стилизация, привели к появлению новой формы турниров — жутов или тьостов. Они возникли в XI в. как более четкая форма единоборства, в XIII в. стали входить главной частью в турнирные программы и нашли широкое распространение в рыцарских кругах. Жут или тьост — это поединок двух рыцарей на копьях. Здесь рыцари в полной мере проявляли индивидуальные боевые качества. Основным упражнением в жутах были скачки и удары копьем. По установленным правилам ударом копья на полном скаку надо было вышибить противника из седла. Турниры происходили на специальных площадках, «ристалищах». В ранних турнирах ристалищами служили не огороженные участки вблизи замков и городов. Две стороны ристалища оставлялись совершенно открытыми, на двух других огораживались небольшие «убежища», где можно было в безопасности отдохнуть. Начиная с XI в., ристалище стало принимать определенные, но далеко еще не постоянные размеры. Установилась форма турнирного поля: прямоугольник с соотношением сторон 1:4. Оно огораживалось двойным деревянным или веревочным барьером, воздвигались трибуны для зрителей, входы и выходы обозначались подвижными деревянными балками. Все эти сооружения украшались гербами и драпировкой. Иногда местность, окружавшая ристалище, превращалась в лагерь, где разбивались палатки рыцарей, приводивших с собой большие отряды слуг. Турнир возглавляла судейская коллегия, состоявшая из старейших и опытных рыцарей. Они подготовляли турнирное ристалище, проверяли родословную желающих принять участие в турнире, и после такой проверки решали вопрос о праве того или иного рыцаря участвовать в состязаниях. На обязанности судей лежала также проверка оружия. Во время турниров они следили за соблюдением правил, объявляли имена победителей и раздавали награды. Число турнирных судей доходило до четырех. У них были помощники — общественные судьи, а также специальный технический аппарат — наблюдатели за внешним порядком, сигнальщики и герольды. Во главе судейской коллегии стоял почетный судья, выбираемый дамами из наиболее знатных и уважаемых рыцарей. Часто это был сам устроитель турнира — король или крупный сеньор. Турнирные правила были установлены в эпоху крестовых походов. Многие исследователи считают, что первым их установил француз Готфрид де-Преулли, умерший в 1066 году. Правила определяли требования к участникам, оружию, а также технические приемы. К турнирам допускались только люди рыцарского происхождения. Не допускались рыцари, уличенные во враждебных действиях против церкви, короля или сеньора (устроителя турнира), в вероломстве, грабежах, насилии и других недостойных рыцаря поступках. Эти правила, которые должны были, главным образом, оберегать турниры, как рыцарскую привилегию, от проникновения не рыцарских элементов, нашли наиболее яркое отражение в турнирных постановлениях французского короля Филиппа Валуа: 1) Дворянин или рыцарь, сказавший или сделавший что-либо противное католической вере, исключается из турниров и если, несмотря на преступление, он будет домогаться участия, основываясь на знатности своего происхождения, то да будет он сильно побит и изгнан другими дворянами. 2) Кто не дворянин по отцу и матери, по крайней мере, в третьем колене и кто не представит свидетельства о своем воинском звании, тот не допускается в число турнирующих. 3) Кто изобличен в вероломстве, тот со стыдом изгоняется из турнира, а гербы его бросаются и попираются соучастниками турнира. 4) Кто учинит или скажет что-нибудь противное чести короля, своего государя, тот да будет побит посреди турнира и с позором выведен за барьер. 5) Кто изменит своему государю повелителю, или покинет его в битве, убегая предательски, возбуждая смятение в войске, сражаясь из злости или из вражды со своими вместо нападения на неприятеля», если только такое преступление будет доказано, да будет примерно наказан и изгнан из турнира. 6) Кто употребит в дело насилие или оскорбит словами честь или честное имя дамы или девицы, да будет побит и изгнан из турнира. 7) Кто подделает печать свою или чужую, кто злоупотребит, или нарушит, или даст ложную клятву, кто похитит что-либо из церкви, монастыря, часовни, или другого священного места, и кто осквернит их, кто притеснит бедного, вдову и сироту, или силою отнимет у них собственность вместо того, чтоб их наградить, поддержать и поберечь, да будет наказан по законам и изгнан из общества, участвующего в турнире. 8) Кто, по вражде к кому-нибудь, будет изыскивать средства отомстить ему каким-нибудь бесчестным и чрезвычайным способом, разграблением или поджогом его строений, потравою его лугов, полей и виноградников, отчего народ может потерпеть убыток или неудобство, тот да будет наказан и изгнан из турнира. 9) Кто придумает и обложит свои земли новым налогом, без дозволения своего верховного владельца, от чего могут купцы потерпеть, а торговля остановиться в ущерб народу, тот да будет наказан на турнире публично. 10) Пьяница и сварливый изгоняются из общества, участвующего в турнире. 11) Кто ведет недостойную дворянина жизнь, существуя ленными доходами и щедротами своего государя, и, кто промышляет товарами, подобно простолюдинам, кто вредит соседям, и таким образом своими дурными поступками порочит дворянское звание, тот да будет высечен на турнире и изгнан с позором. 12) Кто не явится в собрание, когда он приглашен, кто по алчности или по какой-либо другой причине женится на простолюдинке, тот исключается из турнира». (Руа, «История рыцарства», стр. 79—81). Турнирное оружие по форме и по размерам напоминало боевое рыцарское оружие, но острие его было затуплено. Этого особенно настоятельно требовали турнирные правила. Технические приемы в турнирных состязаниях напоминали приемы действительного боя, но имелись некоторые особые указания. Так, например, требовалось вести бой честно. Требование это заключалось в следующем: если противник спешивался, то и нападавший должен был сойти с коня и продолжать бой пешим; не разрешалось нескольким рыцарям сразу нападать на одного противника; нельзя было ранить коня под противником, это считалось большой неловкостью, недостойной рыцаря. Кроме того, требовалось безоговорочное подчинение всем указаниям распорядителя турнира. Турнирным состязаниям предшествовала большая техническая подготовка: подыскивалось и оборудовалось ристалище, извещались и призывались желающие участвовать в турнирах. За несколько месяцев до начала турнира и не позже, чем за месяц, герольды – разъезжали по городам и замкам, объявляли о назначенном турнире и так примерно приглашали на него. Указывалось имя устроителя турнира и город, где он будет происходить, а также объявлялась программа на каждый день. Большие турниры продолжались не один, а несколько дней подряд. Но обычно турнирные состязания продолжались не более трех дней. Герольд объявлял: «В первый день будет три боя копьем и двенадцать мечом на коне, оружием тупым и запущенным... На второй день противники будут биться пешие, сперва копьём, потом бердышем... На третий день назначена свалка: рыцари будут сражаться половина на половину». (Руа, «История рыцарства», стр. 83). Рыцари съезжались задолго до начала турнира, знакомились друг с другом, судьи осматривали оружие, выставлялись гербы рыцарей, приносилась присяга, репетировали массовые сражения. Накануне турнира происходили спортивные состязания. В день турнира, герольды, разъезжая по городу, кричали: «Надевайте шлемы, надевайте шлемы! Рыцари, вооружайтесь!». После этого участники турнира в определенном порядке прибывали к месту состязаний. После того, как в ложе появлялись король и королева, начиналось сражение. Перед этим герольды еще раз напоминали о правилах. И только тогда судьи давали сигналы: Рубите канаты и пустите витязей в бой». Массовое сражение или поединки длились до наступления темноты. По окончании турнира устраивался бал, на котором чествовали отличившихся рыцарей и выдавали им призы. Призы состояли из различных драгоценностей, тут были золотые мечи, кольца, шпоры, пояса, а также гончие, соколы. В награду отдавали также вооружение и коня побежденного противника.
7. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ.
Создание в XI—XII веках по всей Европе рыцарских орденов совпало с потерей права вольноотпущенников на ношение оружия. В то же время уже не стало крепостных слуг. Барщина отошла на задний план, постепенно росло значение натурального и денежного оброка. Правовые отношения крестьян в большинстве случаев регулировались нормами, зафиксированными в письменном или устном виде, которые через посредство сельской общины в определенной мере защищали крестьян от помещичьего произвола. Улучшение положения крепостных в XI—XV веках создало относительно благоприятные возможности для формирования специфической крестьянской плебейской физической культуры сельских поселений. Ее содержание, цели и нормы обычаев определялись особенностями феодальных отношений в Европе. Точнее говоря; наряду с географическими и климатическими условиями (на севере — лед и снег, на западе — широкие зеленые поля; в других местах — вода, лес и горы) существовавшие общественные условия определяли то, что и в какой степени может стать народной игрой. В германских княжествах большой популярностью пользовались танцы вокруг мечей, положенных на землю. В северных районах Европы, в частности в Скандинавии, широко практиковались ходьба на лыжах и катание на коньках. Во Франции были известны игры с мячом. В игре «суль» нередко участвовали жители многих деревень. Аналогичные игры были известны в Англии под различными названиями («футбол», «херлинг», «кемпинг» и др.). Не меньшей популярностью пользовались игры типа «лапты» (немецкая игра «шлагбалль», английские «крикет», «раундерс»), игры с шарами, кегли. Однако прочные традиции народных игр могли остаться или сформироваться лишь там, где а) вследствие устоявшегося натурального хозяйства и сильной взаимозависимости местные правящие слои, обычно составлявшие меньшинство, и крестьянство были связаны тесными патриархальными узами (баски, население французских Арденн, Бретани, Ирландии, Шотландии, Балкан и Кавказа); б) деревни с помощью населения близлежащих городов сохранили относительную независимость или вследствие других благоприятных возможностей рано ослабили отношения прямой зависимости (Англия, Швейцария, Северная Италия, окрестности французских и немецких городов, Голландия и Скандинавские страны). Местные нормы обычаев формировали игры сельского населения, включая и традиционные состязания. За их внутренними причинами стояли престижные специфические каноны, с трудом понимаемые сейчас: прежде всего они отражали то, на кого можно рассчитывать в случае нападения на общину. По ранним историческим источникам и этнографическим аналогиям Средневековые народные состязания в оценочных суждениях сельских жителей играли роль не только старшинства по происхождению и собственности, но и завоеванный в молодые годы с помощью физической силы авторитет. Победитель на скачках, сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание и материальные и социальные привилегий. В состязаниях девушек нужно, прежде всего, видеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям. Однако за традициями народной игры и показной удали повсюду скрываются стихийно преследовавшиеся физические упражнения, придававшие силу, воспитывающие гибкость, скорость и смелость. Мероприятия, носящие спортивный характер становились регулярными благодаря тому, что повсюду они привязывались к перерывам в сельскохозяйственных работах, к большим религиозным праздникам (троица, вторник перед великим постом, масленица, рождество), ярмаркам, свадьбам. Физические упражнения на этих праздниках были самыми различными: они включали в себя главным образом борьбу, метание камней, бег, борьбу с палками, бег на коньках, скачки, танцы, разнообразные игры с битой, чучелами, лаптой.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |