Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Свобода воли в трактовке Августина и поздних схоластов. 1 час

Тема 6. Свобода воли у неоплатоников. 0,5 часа. Семинар

Единое неоплатоников – причина себя, в себе и для себя сущее, самопродуцирующая активность, ничем не ограниченная свобода, Абсолют, не имеющий места, вне времени, беспредельный и пр. Эманация предикатов Единого (Бога, Универсума) – главная тайна мира. Эманация свободы определяет иерархию степеней свободы, где высшей ее степенью обладает теоретический ум, который выше ума практического. Люди, обладая свободой воли, могут совершить восхождение к Единому. Когда ум постигает порядок мира ему сообщается свобода (возможность выбора), и все, кто руководствуется таким умом, обладают свободой. Там же, где господствуют Рок и Фортуна (необходимость и случайность), там область низких вещей.

 

Августин Аврелий. Бог наделил человека свободой выбора (грешить/не грешить), но человек неправильно воспользовался своим правом (выбор Адама и Евы), после чего без Божьей благодати (необходимости) уже невозможен самостоятельный правильный выбор (человек не способен самостоятельно отличить добро от зла). Свобода для Августина не произвол, а осознанное смирение, подчинение и самоограничение. Но зачем же тогда Бог наделил нас свободной волей и является ли она для нас благом? Свободная воля, по Августину, нужна человеку, чтобы жить праведно, т.е. принимать благодать Божью.

Ансельм Кентерберийский. Свободный выбор есть воля, способная сохранять правильность, она не станет подчиняться тому, чему не следует, если только сама по собственному желанию не согласиться с тем, что не должно. Ансельм различает две свободы: свободу выбора саму по себе, полученную от Бога, и свободу претворенную, которая способна как сохранить свою правильность, так и утратить ее.

И.С.Эригена. Бог наделил человека разумной и свободной волей. Воля не только свободна, но и автономно изменчива. Она движется сама собой, а также Высшей волей. В первом случае она может двигаться как правильно, так и неправильно.

Фома Аквинский также рассматривает соотношение свободной воли, разума и Божественной благодати. Воля должна следовать за разумом. Свобода воли позволяет сделать выбор между добром и злом, моральными и аморальными поступками. Случайности Фома, как и Аристотель, отводит второстепенную роль, тогда как «свободным причинам», направляемым Богом, первостепенную.

Людовик Молина. Он отрицал участие первопричины (Бога) в естественных процессах и утверждал автономию свободных действий человека, а так же автономию материальных процессов в природе. Свободная воля играет роль случайной причины, которая, вырвавшись из-под опеки первопричины (Бога), порождает неоднозначность и многовариантность, встраиваясь в ряд необходимых природных причин. Каждая из свободных воль так же независимо производит свободный выбор. Один лишь Бог обладает знанием о том, как поступит каждый человек. Но мы не можем с бесконечной точностью определить эти начальные условия. Бог же не ограничен знанием причин и начальных условий, а также использует и свою благодать (провидение), которая, заключает Молина в полном соответствии со схоластикой, не устраняет свободу, а помогает ей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Свобода воли у киников и стоиков. 0,5 часа. Семинар | Тема 10. Свобода воли у Макиавелли. 0,5 часа. Семинар
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.