Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По специальному курсу




ЛЕКЦИЯ

Года

Тимченко А.А.

МВД РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

административной деятельности ОВД

полковник полиции

 

 

«Организационно-правовые основы деятельности Федеральной миграционной службы России»

по теме № 5:

«Деятельность Федеральной миграционной службы России по обеспечению правил пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации»

 

 

Контрольный кафедральный вариант

 

Время 2 часа

 

Санкт-Петербург

Вопросы лекции:

 

1. Задачи Федеральной миграционной службы России и ее территориальных органов по обеспечению установленного порядка временного проживания иностранных граждан в Российской Федерации

2. Порядок регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации.

3. Организация работы с беженцами Российской Федерации: правовая основа, порядок приобретения и утраты статуса беженца.


Литература по теме:

Основная:

Конституция Российской Федерации. Ст. 62, 63.

О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 30.Ст. 3285.

О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029;

О вынужденных переселенцах: Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г (в ред. Федерального закона 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.

О беженцах: Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. (в ред. Федерального закона от 28 июня 1996 г. № 95-ФЗ) // СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 2959.

О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 30.Ст. 3285.

О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.

Вопросы Федеральной миграционной службы: Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 (с изм. от 6 октября 2004 г., 7 мая, 21 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3150.

О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681.

Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы: Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г. N 335 (с изменениями от 4 октября 2007 г.).

О миграционной карте: Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 (с изменениями от 6 мая 2006 г.).

Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов: Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508 (с изменениями от 16 апреля 2007 г.).

Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов: Постановление Правительства РФ от 28 августа 2003 г. N 532.

Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. N 546.

Об утверждении Правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства: Постановление Правительства РФ от 8 октября 2007 г. N 655.

О свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу: Постановление Правительства РФ от 28 мая 1998 г. N 523 (с изменениями от 27 апреля 2001 г., 28 марта 2008 г.).

Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами: Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 679.

Об удостоверении беженца: Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1227 (с изменениями от 27 апреля 2001 г.).

Об утверждении Типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев: Постановление Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 53 (с изменениями от 16 апреля 2008 г.).

Об утверждении порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца: Постановление Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 199 (с изменениями от 20 июня 1997 г., 28 марта 2008 г.).

 

 

§ 1. Задачи Федеральной миграционной службы России и ее территориальных органов по обеспечению установленного порядка временного проживания иностранных граждан в Российской Федерации

Своим Указом от 23 февраля 2002 г. № 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» Президент РФ установил, что функции обеспечения установленного порядка временного проживания иностранных граждан в Российской Федерации отныне будет исполнять Федеральная миграционная служба России. К таким функциям Федеральной миграционной службы России отнесены следующие:

2) подготовка и представление предложений по совершенствованию правового регулирования миграционных отношений;

4) исполнение в пределах его полномочий законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев;

5) участие в реализации установленного порядка предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

7) разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, осуществление иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;

8) подготовка предложений по выделению средств федерального бюджета и по использованию иных источников финансирования на реализацию государственной миграционной политики, осуществление контроля за расходованием указанных средств;

9) участие в подготовке и реализации в пределах его полномочий международных договоров РФ в области миграции.

Основные задачи ФМС России в данной сфере сформулированы следующим образом:

3) оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

4) осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

5) разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

6) исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

Что касается основных направлений деятельности Федеральной миграционной службы, то они закреплены в Положении в виде весьма широких полномочий, включая те функции, которые до этого времени осуществляли паспортно-визовые аппараты органов внутренних дел.

ФМС России осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор:

-за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства;

4) организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

-выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

-выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации;

-учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища либо о признании их беженцами, получивших статус беженца, а также оказание содействия беженцам во временном обустройстве в Российской Федерации;

-учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказание содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации;

-проведение идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании их беженцами и находящихся в Российской Федерации;

5) участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в разработке и обеспечивает подготовку предложений о распределении по субъектам Российской Федерации лиц, признанных беженцами либо получивших временное убежище;

6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения:

-о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации;

-о выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, а также об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство;

16) создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

17) формирует и ведет федеральные базы данных, а также обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

Федеральный закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет три вида (режима) легального нахождения иностранных граждан в России:

1) временное пребывание иностранных граждан;

2) временное проживание иностранных граждан;

3) постоянное проживание.

§ 2. Порядок регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации.

 

Рассмотрим сущность временного пребывания иностранных граждан.

Указанным Законом закреплено, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока, установленного Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте.

Рассмотрим, далее временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

6) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Территориальный орган внутренних дел, по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

Орган внутренних дел, при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы миграционной службы и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

В случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать в том же порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.

Разрешение на временное проживание содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждены постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 789.[1]

Иностранный гражданин (лицо без гражданства), прибывший на территорию Российской Федерации, обязан обратиться в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней для оформления разрешения на временное проживание.

При подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет 4 фотографии размером 35х45 мм и следующие документы:

а) документы, удостоверяющие личность и гражданство;

б) документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий наличие или отсутствие судимости у заявителя;

в) вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, который подтверждает проживание иностранного гражданина вне государства его гражданской принадлежности;

г) документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность);

д) свидетельство о браке;

е) свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт - при его наличии);

ж) документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в Российскую Федерацию для проживания. Подпись ребенка на документе должна быть заверена нотариусом;

з) сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции;

и) документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Лица, имеющие право получить разрешения без учета квоты, дополнительно представляют:

а) лицо, родившееся на территории РСФСР и состоявшее в прошлом в гражданстве СССР или родившееся на территории Российской Федерации, - свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР или Российской Федерации органом записи актов гражданского состояния. В случае отсутствия указанного свидетельства документом, подтверждающим рождение на территории РСФСР и состояние в прошлом в гражданстве СССР, является паспорт гражданина СССР образца 1974 года;

б) лицо, признанное нетрудоспособным, имеющее дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации, - свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери, а также справку, выданную полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации или компетентным органом иностранного государства, подтверждающую нетрудоспособность заявителя;

в) лицо, имеющее хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации, - свидетельство о рождении и паспорт нетрудоспособного родителя, а также справку, выданную полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающую нетрудоспособность родителя;

г) лицо, состоящее в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, - свидетельство о браке и паспорт супруга. При проживании совместно с заявителем детей, являющихся иностранными гражданами (лицами без гражданства), - документы, подтверждающие родство или факт усыновления (удочерения), а также совместное проживание;

д) лицо, осуществившее инвестиции в Российской Федерации, - письмо руководителя организации, привлекшей инвестиции, в орган внутренних дел об осуществлении данным лицом инвестиций в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

Орган внутренних дел рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия предусмотренных статьей 7 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание, для чего направляет запросы в соответствующие органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы. Указанные органы в 2-месячный срок представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче заявителю разрешения на временное проживание.

По результатам рассмотрения орган внутренних дел принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на временное проживание. По каждому заявлению принимается отдельное решение.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня его подачи со всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами.

Орган внутренних дел обязан в месячный срок со дня принятия решения направить заявителю уведомление с указанием номера и даты его принятия, а в случае принятия отрицательного решения - основания отказа.

Иностранному гражданину (лицу без гражданства), достигшему 14-летнего возраста, разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки установленного образца в документе, удостоверяющем его личность.

Иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 14-летнего возраста и не имеющему документа, удостоверяющего личность, разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки установленного образца в документах, удостоверяющих личность, обоих родителей (одного из них), получивших разрешение на временное проживание.

Лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего личность, разрешение на временное проживание выдается в виде документа установленной формы.

Разрешение на временное проживание выдается на 3 года.

При оформлении разрешения на временное проживание иностранный гражданин (лицо без гражданства) подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

За выдачу разрешения на временное проживание взимается государственная пошлина в установленном Законом порядке.

За бланк разрешения на временное проживание взимается плата в размере, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностное лицо органа внутренних дел при выдаче иностранному гражданину (лицу без гражданства) разрешения на временное проживание разъясняет ему правовой статус лица, получившего разрешение на временное проживание, основания его аннулирования, предусмотренные статьей 7 Закона, а также обязанность ежегодно проходить перерегистрацию в органе внутренних дел.

Порядок прохождения перерегистрации устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Иностранный гражданин (лицо без гражданства), получивший разрешение на временное проживание, предупреждается о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» он не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.

В случае если иностранный гражданин (лицо без гражданства) совершил действия, предусмотренные статьей 7 Закона, орган внутренних дел принимает решение об аннулировании его разрешения на временное проживание и о выдаче ему визы для выезда из Российской Федерации.

Органы безопасности, служба судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы при выявлении указанных действий, совершенных иностранным гражданином (лицом без гражданства), не позднее 10-дневного срока информируют об этом орган внутренних дел.

Рассмотрим режим постоянного проживания иностранных граждан в Российской Федерации.

Статья 8 Закона «Правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает, что в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. При этом заявление подается в орган внутренних дел не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

В качестве еще одного предварительного условия до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Порядок выдачи вида на жительство, а также порядок его перерегистрации установлен постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство», [2] а также Инструкцией об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденной приказом МВД России от 14 апреля 2003 г. № 250 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство».

Иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 18-летнего возраста, вид на жительство выдается на основании письменного заявления, поданного в орган внутренних дел одним из родителей или законным представителем.

Заявление составляется в 2 экземплярах на бланке, форма которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Бланк заявления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машины, компьютера) на русском языке. При заполнении бланка не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими.

При подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет 4 фотографии размером 35 x 45 мм и следующие документы:

а) документы, удостоверяющие его личность и гражданство;

б) оформленное в установленном порядке разрешение на временное проживание;

в) документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность);

г) свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт - при его наличии);

д) согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на проживание в Российской Федерации. Подпись ребенка на заявлении должна быть заверена нотариусом;

е) документ, подтверждающий наличие индивидуального жилья, жилого помещения по месту проживания на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

ж) сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции;

з) документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, свидетельствующий о том, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

При наличии у заявителя и его родственников разных фамилий родственные отношения доказываются соответствующими дополнительно представляемыми документами.

Если прилагаемые к заявлению документы составлены на иностранном языке, представляется их нотариально заверенный перевод на русский язык.

Заявление не принимается к рассмотрению, если предъявляемый при его подаче документ, удостоверяющий личность, имеет срок действия менее 6 месяцев.

При приеме заявления к рассмотрению проверяется правильность оформления представленных документов. Факт проверки, а также подлинность подписи заявителя на заявлении заверяется подписью уполномоченного должностного лица органа внутренних дел. На подписи должностного лица и на вклеенной в заявление фотографии заявителя проставляется печать органа внутренних дел.

Иностранный гражданин (лицо без гражданства) информируется об основаниях для отказа в выдаче вида на жительство, установленных Законом, и сроке рассмотрения его заявления.

Принятое заявление регистрируется с проставлением на нем регистрационного номера. Заявителю выдается справка о приеме заявления к рассмотрению.

Орган внутренних дел рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия предусмотренных статьей 9 Закона оснований для отказа в выдаче вида на жительство.

По результатам рассмотрения орган внутренних дел принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче вида на жительство. По каждому заявлению принимается отдельное решение.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами.

Орган внутренних дел обязан в 14-дневный срок со дня принятия решения направить заявителю уведомление о нем с указанием номера и даты его принятия, а в случае принятия отрицательного решения - основания отказа.

Должностное лицо органа внутренних дел при выдаче иностранному гражданину (лицу без гражданства) вида на жительство разъясняет ему правовой статус лица, получившего вид на жительство, основания его аннулирования, а также обязанность ежегодно проходить перерегистрацию в органе внутренних дел.

Порядок прохождения перерегистрации устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства), достигшему 14-летнего возраста. Иностранный гражданин (лицо без гражданства), не достигший 14-летнего возраста, вписывается в вид на жительство обоих родителей.

Иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 14-летнего возраста и ставшему сиротой, может быть выдан вид на жительство.

В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (лица без гражданства), делается отметка о выдаче ему вида на жительство.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет. Вид на жительство лицу без гражданства выдается на 5 лет.

За выдачу вида на жительство взимается плата в размере, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае утраты вида на жительство иностранный гражданин (лицо без гражданства) должен в 10-дневный срок представить в орган внутренних дел фотографию и заявление о выдаче вида на жительство взамен утраченного с указанием обстоятельств утраты. Представления каких-либо иных документов в этом случае не требуется. После проверки обстоятельств утраты выдается дубликат вида на жительство с взиманием платы в размере, установленном законодательством Российской Федерации.

По окончании срока действия вида на жительство он может быть продлен на пять лет на основании заявления, поданного иностранным гражданином (лицом без гражданства) в орган внутренних дел. Заявление о продлении вида на жительство должно быть подано не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия. Срок действия вида на жительство может продлеваться неограниченное количество раз.

Перерегистрация вида на жительство осуществляется при продлении срока его действия, а также при регистрации иностранного гражданина (лица без гражданства) на новом месте жительства на территории иного субъекта Российской Федерации.

В виде на жительство проставляется отметка о его перерегистрации, заверяемая подписью должностного лица и печатью территориального органа внутренних дел.

§ 3. Организация работы с беженцами Российской Федерации: правовая основа, порядок приобретения и утраты статуса беженца.

Рассмотрим, далее, правовое положение беженцев в Российской Федерации.

Сложившаяся ситуация, связанная с распадом Советского Союза и начавшейся миграцией предопределила необходимость правового регулирования начавшихся процессов не только на уровне Президента РФ, Правительства РФ, но и на законодательном уровне.

Впервые в Российской Федерации в один день – 19 февраля 1993 г. Президент РФ подписал два Закона, принятые Съездом народных депутатов: «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах».

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» принят в новой редакции Федеральным законом от 18 июня 1997 г. № 95-ФЗ.[3]

Им определено, что беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Отсюда следует, что лицо, ходатайствующее о признании беженцем, - это лицо, которое не является гражданином РФ и заявляет о желании быть признанным беженцем по указанным обстоятельствам из числа:

-иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию РФ;

-лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию РФ;

- иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих на территорию РФ на законном основании.

Статья 2 Закона предусматривает ограничения в отношении тех лиц, которые совершили тяжкие преступления или имеются иные обстоятельства, не позволяющие признать таких лиц беженцами.

Порядок признания лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем;

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо в отказе о признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Рассмотрим некоторые положения подробнее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.