Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Свобода воли в спорах Реформации. 0,5 часа. Семинар




Эразм Роттердамский. Под свободной волей Эразм понимает силу человеческого желания, при помощи которого, человек может приблизиться к вечному спасению или отстраниться от него. Если нет свободы, то человеку нельзя вменять в вину грех.

Эразм признает наличие свободной воли, но в то же время не отрицает и Божественной благодати как условия нашего правильного выбора. Божественная воля есть некая необходимость, с которой надо считаться в своих свободных действиях, чтобы прийти к положительному результату. Например, если корабль благополучно спасся в шторм, то это означает не только то, что Бог его спас, но и активные действия моряков, которые способствовали этому спасению.

М.Лютер. Бог знает все, располагает и совершает все по неизменной своей воле. Все, что мы делаем, все, что совершается и кажется нам случайным, совершается необходимо и неизбежно. Воля человека находится посередине между Богом и Сатаной. Отсюда следует, что свободная воля без Божьей благодати несвободна и оказывается пленницей зла, так как сама по себе, без Божьей помощи, она не может обратиться к добру.

 

Тема 12.Проблема свободы в немецкой классической философии. 2 часа

И.Кант. «Критика чистого разума». Возможность свободы остается за пределами мира явлений, т.е. в сфере умопостигаемого бытия. Третья антиномия чистого разума. «Критика практического разума». Человек может проявлять свою свободу, совершая ничем не обусловленные нравственные поступки. Как существо разумное человек может мыслить причинность связей собственной воли, только руководствуясь идеей свободы. В основе всеобщего принципа нравственности лежит свобода как основа поступков людей. В обществе свобода каждого человека должна быть совместимой со свободой других людей. В этом состоит суть всеобщего правового закона, который гласит, что надо поступать внешне так, чтобы свободное проявление твоей воли было совместимо со свободой каждого сообразно с всеобщим законом.

И.Г.Фихте отождествлял принцип активности самосознания с принципом свободы. Сознание индивида эволюционирует. Антитетическая модель самосознания Фихте: всякая реальность есть продукт деятельности Я (субъект), которое формирует не-Я (объект). Сущностью свободы является самоопределяющая деятельность воображения, которое он соотнес с выбором.

Ф.Шеллинг. «Философия тождества»: тождество свободы и необходимости выступает как единая сущность, являющаяся нам разными сторонами – содержательно как свобода, а по форме как необходимость.

Г.Гегель полагал, что свобода как произвол противоречит сама себе. Произвол – это противоречие присущее самой свободе. Разрешением этого противоречия (между интеллектом, с одной стороны, и волей как произволом – с другой) является истинная свобода или свободный дух, который не только свободен сам по себе, но и осознает себя как свободного (осознающего свои границы и переступающего их). Свободный дух есть единство теоретического и практического духа. Свобода – как мир свободы – объективна. Развитие идеи права есть бытие свободы. Право должно развиваться и образовать органически расчлененный в себе мир свободы. Наружное бытие свободы есть право, внутреннее бытие свободы есть мораль, а полная действительность свободы – нравственность (диалектическое единство права и морали). Дух может познавать исключительно самого себя, свою свободную созидательную природу, которая раскрывается в истории. Осознание духом своей свободы есть его единственная цель и конечная цель мировой истории. Но при этом сама история реализуется только через волю и действия людей, побуждаемых своими собственными страстями, интересами и потребностями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.