Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение теории эластичности

Перекрестная эластичность спрос и предложения.

Эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса и предложения по цене. Факторы эластичности спроса и предложения.

Понятие, виды, измерения эластичности.

Эластичность.

1. Если спрос дает ответ на вопрос от чего он зависит, то эластичность спроса или предложения отвечает на вопрос в какой степени меняется спрос или предложения под влиянием изменения какого-либо фактора. В зависимости от того, влияние какого фактора мы исследуем, различают: 1. Эл-ть спроса или предложения по цене; 2. Эл-ть спроса по дохода; 3. перекрестная эл-ть спроса или предложения означает, в какой степени меняется величина спроса и предложения товара.

 

Ценовая эластичность спроса и предложения и факторы ее определяющие.

 

Существует несколько разновидностей или подвидов Эл-ти спроса по цене:

  1. Эластичность по цене.
  2. неэластичность.
  3. единичная эластичность.
  4. нулевая эластичность.
  5. абсолютная эластичность спроса по цене.

1.- График показывает, что покупатель очень хорошо реагирует на изменение цены, увеличивая покупки при понижении Р и наоборот, т.е. процентное изменение величины спроса опережает процентное изменение цены. Такая эластичность характерна для товаров нормального качества, длительного пользования, предметов роскоши.

2.- Такого рода эластичность отмечается для товаров первой необходимости, т.е. товаров, от потребления кот не уйти, какой бы Р не была, покупатель незначительно реагирует, т.е. изменение своих покупок, не изменение цены.

 

Факторы ценовой эластичности спроса.

 

Почему покупатель обнаруживает разную чувствительность, разную реакцию на изменение цены?

1. наличие заменителей или их отсутствие;

2. традиции и привычки пользования товаров;

3. доля расходов на данный товар в бюджете потребителя;

4. фактор времени – чем > времени у покупателя на сбор инф-ии, выбор, динамику цен, разброс цен;

5. степень агрегированности товаров: чем м агрегирован товар, тем он менее экономичен; 6. фактор насущности.

Исходя из того, что предложение б консервативно, чем спрос, то факторами эл-ти предложения будут явл:

  1. наличие или отсутствие резервных мощностей;
  2. возможность\невозможность хранения товаров;
  3. время.

 

Эластичность по доходу.

 

  1. показывает реакцию покупателя или его чувствительность к покупкам в связи с изменением доходов.

2 основных вида эл-ти по доходу: положит и отрицат.

Положит свидетельствует, что пок-ль увеличивает покупки в связи с ростом доходов и наоборот. Отриц свидетельствует о том, что пок-ль при повышении доходов отрицает покупки опред товаров. Эта ситуация касается товаров низкого качества, когда при повышении доходов потребитель допустим не ремонтирует, а выбрасывает.

Перекрестная эластичность спроса и предложения. Спроса – свидетельствует о реакции покупателя или продавца относительно покупок или предложения товаров. 3 вида перекрестной эластичности: положит, отрицат, нулевая. Положительная перекрестная эл имеет коэффициент >1. Имеет место для товаров субститутов. Явл положит потому что изменение цен на товар В и объема покупок товара А идут в одном направлении. Отрицат – касается комплементарных товаров и отриц пер эл означ, что изменение цен на один из комплементарных товаров и объемы покупок др компл товаров идут в разных направлениях. Нулевая – имеет место на товары абсолютно независимые, когда изменение цен на один товар никак не отражается на спросе.

 

Факторы ценовой эластичности спроса и предложения.

 

Фактор насущности товара.

 

Значение теории эластичности.

 

Имеет практическое значение для всех эк субъектов, а именно для домашних хоз-в. Она настраивает потребителя рационально распоряжаться своим бюджетом. В частности наличие малоэл товаров и услуг, заставляет производителей всякий раз резервировать определенную часть бюджета, который не имеет альтернативного использования. Для фирм эл-ть имеет б разнообразное значение: позволяет прогнозировать выручку от производимых товаров и услуг.

  1. Это стремление фирмы перевести свою продукцию в разряд товаров малоэластичного спроса.
  2. имеет значение в области маркетинговых исследований и сегментации покупателей по доходам, чтобы прогнозировать, какие товары производить в данном месте и регионе.

Для гос-ва теория эл-ти имеет значение в области дотационной и налоговой политики, а именно как правило гос-во облагает косвенными налогами товары малоэласт спроса. Дотационная политика связана с пониманием степени эластичности товаров, для которых выдаются дотации.

  1. теория эл-ти позволяет понять, почему фактически не всегда налог платит тот, на кого он возложен, «переложить налоговое бремя на другого».

 

Тема: Теория фирмы.

 

  1. Фирма – (с лат. - подпись) подпись купцов, занимающихся перепродажей. В современном звучании фирма – многоплановое явление, суть кот заключается в следующих признаках:
    1. фирма всегда занимает опр место в системе ОРТ, т.е специализируются на чем-либо;
    2. фирма всегда имеет стратегическую цель – максимизация прибыли;
    3. Ресурсы фирмы совершают самостоятельный кругооборот, не сливающийся с кругооборотом др фирм. Отсюда:

а) означает, что фирма эк самостоятельна в принятии решений;

б) фирма всегда находится в состояние самофинансирования, т.е. покрывает свои издержки за счет выручки и только на этой основе может получать прибыль;

в) фирма отвечает по обязательствам своим имуществом;

г) самостоятельность кругооборота – фирма сама осуществляет альтернативный выбор в условиях конкуренции.

4. Любая фирма существует в 3 средах: внешней, внутренней и промежуточной. Внешняя среда – та, на кот фирма влиять не может, но кот должна учитывать в своей деятельности (налоговая система). Внутренняя среда – та, кот находится под контролем фирмы (кадры, инновации, ценовая политика). Промежуточная – среда, кот частично находится под контролем фирмы. Это ее отношение с поставщиками, покупателями.

5. Фирма всегда существует в условиях риска и неопределенности. Поскольку фирма обязат предполагает предпринимательство, и слова предпринимательство и предприятие – однокоренные. Однако предприятие и фирма – понятия разные, поскольку фирма только в частном случае может совпадать с предприятием. В большинстве же своем крупные фирмы имеют несколько предприятий в своем составе (дочерние предприятия, филиалы). Следует также различать понятия фирма и отрасль. Как правило, отрасль представлена рядом фирм. И только в особых случаях понятия фирма и отрасль могут совпадать (РАО ЕЭС России).

 

Теория фирмы.

 

В эк теории присутствуют основные 2 теории, пытающиеся ответить на вопрос, что такое фирма, какова ее природа, почему они создаются. Такими теориями явл неоклассическая и институциональная.

1. неоклассическая – представители исходят из концепции разделения фирм и рынка. А именно фирмы вменяют производственную сферу, а рынку – сферу обмена. При этом фирмы в представлении неоклассиков – это черный ящик, кот призвана трансформировать ресурсы в готовую продукцию, минимизировать ресурсы и максимизировать результат. Рынок же в зависимости от состояния конъюнктуры обеспечивает б или м возможность получения прибыли;

2. институциональная – инст-ты исходят из концепции сопоставления рынка и фирмы как мех-ма координации.

Рынок: 1. владельцы ресурсов обособлены друг от друга. Каждый продает то, чем обладает; 2. Рынок предполагает равную власть владельцев ресурсов, заключенных в пучке прав; 3. Мех-м, на основе кот принимают решения эк субъекты – механизм цен; 4. Объемы производства на рынке принимаются на основе механизма конкуренции.

Фирма: 1. представляет собой коалицию ресурсов; 2. Фирма предполагает неравные права – есть подчиненные, есть управляющие; 3. Фирма принимает решения опираясь на должностные инструкции, приказы, команды; 4. внутри фирмы объемы производства заранее планируются, прогнгозируются.

Т.о. рынок – система спонтанного порядка, координации и опирается на согласованные действия субъектов. Поэтому в рамках инстит теории фирмы утверждается, что природа фирмы – контрактная. Фирма – это сеть контрактов, заключенная м\у владельцами ресурсов. Контракт – соглашение, где указаны обязательства сторон. Контракты бывают: классические, неоклассические, имплицитные. Классический контракт – контракт, где четко обозначены обяз-ва участников сделки и соответствующие санкции в случае нарушения. Неоклассический – долгосрочный контракт, существующий при условии неопределенности сделки и поскольку исход сделки заранее неизвестен, то возникает необходимость в 3м участнике сделки – арбитражу, кот дает оценку состоянию сделки. Имплицитный – долгосрочный контракт, основанный на взаимной заинтересованности сторон, где неформальные условия сделки преобладают над формальными. Поэтому большое место отводится устной договоренности. В этой связи фирме, как первичной ед-цы структуры производства присуща система имплицитных контрактов, тем более, что фирма вовлекает ресурсы разного типа: общие ресурсы, специфические, интерспецифические. Общие – такие ресурсы, ценность кот одинакова; специфич – ресурс, ценность кот внутри фирмы выше, чем за ее пределами; интерспец – ресурс, ценность кот имеет место только внутри данной фирмы. Чем специфичнее ресурс, тем больше элемент неопределенности в его привлечении, тем б будет неполнота контракта. Отсюда возникают след последствия: в рамках ф необходимо принимать нестандартные решения, т.е необходима опр авторитарная власть, кот должны подчиняться все. В связи с большой неопределенностью хода выполнения контракта возникают основания для оппортунистического поведения участников контракта, т.е. для достижения своего интереса в ущерб другим. Конкретизация теории институционалистов применительно к природе фирм. 2 подхода: 1. теория агентских отношений, 2. концепция трансакционных издержек.

1. Это теория исходит из того, что владельцы рес-ов на рынке рассредоточены и их следует объединить на основе агентских отношений. Агентские отношения – отношения, кот возникают м\у организатором ф (принципалом) и владельцем ресурсов, отношения, связанные с оказанием услуг от имени организатора ф. Теория агентских отношений показывает, что коалиция ресурсов дает суммарный эффект в производстве на базе кооперации специализированных ресурсов и поэтому производственные издержки ф падают.

2. Доказывает, что интеграция ресурсов в рамках фирмы ведет к минимизации трансакционных издержек. Однако эта минимизация происходит только до опр предела и если масштабы ф разрастаются, то трансакционные издержки могут резко увеличиться, поскольку возникнут трудности в прохождении информации м\у подразделениями, а значит несвоевременно будут принимать управленческие решения и не всегда эффективные. Это значит, что возрастут издержки измерения, увеличатся издержки, связанные с опорт поведением, с измерением результата сделки. И тогда вместо 1ой ф большой, эффективней иметь 2-3 ф данной отрасли, кот позволят уменьшить издержки бюрократического контроля.

 

  1. Классификация фирм. Фирмы различаются: 1. с точки зрения специализации: однопродуктовые и многономенклатурные; 2. с точки зрения отраслевой принадлежности: ф относящиеся к первичному сектору эк (добывающая отрасль); к вторичному сектору эк (обрабатывающей); к третичному сектору (сфера услуг). 3. с точки зрения сфер производства – ф производственной, финансовой, коммерческой сфер. 4. с точки зрения времени: ф без определенного срока и четко выраженным сроком. 5. с точки зрения легальности: разрешенные законом и существующие нелегально (в теневом секторе). 6. с точки зрения конкуренции – ф, имеющие рассеянную или с элементами монопольной властей. 7. с точки зрения организационно-эк – ф, основанные на горизонтальной, вертикальной интеграции или диверсификации (разные). 1. – горизонт интеграция – объединение однородных фирм – тресты. 2. горизонт инт - объединение ф, производящих разную продукцию, но объединенные общей технологоией и общим назначением продуктов. Как правило фирмы гор типа наз-ся трестами, а верт – концерны. Тресты предполагают общее управление, общий сбыт, закупки сырья, маркет службы. Концерны предполагают самостоятельность входящих в их состав предприятий, а управление сосредоточено на фин контроле. 3. Диверс – ф, основанные на д-ии включают в свой состав не имеющие ничего общего с точки зрения технологии, назнач. Продукта. Это осущ-ся затем, чтобы застраховать себя от неудач в 1 сфере д-ти и улучшить свое положение за счет другой. Конгломерат.

8. с точки зрения масштабов: мелкие, средние, крупный бизнес в эк. Деление на эти 3 вида опирается на ряд показателей – численность занятых, размеры капитала, активы фирмы, объемы продаж. Эти показатели неравноценны для отражения масштабов ф, т.к. численность м.б. мал-й, а объемы продаж огромны, поэтому наиболее точно масштабы фирмы отражают объемы продаж, активы ф. Мелк, крупн и средн бизнес эк-ки оправдан. Мелкий бизнес существует там, где требуется производство товаров и услуг небольших объемов, где потребности динамично и быстро меняются, где др орг-ии пр-ва не требует затрат на научные разработки, на технику, где главным условием успеха явл профессионализм работающих. Отсюда преимуществом мелкого бизнеса явл-ся его гибкость и приспосабливаемость к запросам покупателей. Гл недостаток – неустойчивость. Средний бизнес возникает там, где требуется пр-во узко-специал продукта, достаточно технологичного, но незначительные объемы. Осн достоинство – узк спец-я, делающая ф вне конкуренции. Недостаток – уязвимость к заменителям, кот ф может просмотреть, увлекшись спец-й. Крупные ф – ф производящие стандартные либо дефиринцированные продукты в больших масштабах. Осн достоинство – высокая производ-ть, относит низкие цены, делающие продукт ф продуктом массового спроса. Недостаток – неповоротливость тянет трансакц издержки вверх, а значит бюрократичность контроля. Хотя мелкий бизнес по числу фирм преобладает, однако вклад мелких фирм в нац продукты составляет не б 20%. Почему во всех правительственных программах, антимонопольных законах есть тезис о поддержке мелкого и среднего бизнеса? Значит Мб эк оправдан. МБ: 1. основная сфера занятости в эк-х рыночного типа. На мелких и средних ф занято до 90% эк активного населения, а это значит решается важнейшая проблема занятости; 2. обеспечивает тончайшие запросы потребит, производя нестандартные товары и услуги, способствуя эк выбору покупателя; 3. явл сферой, где отрабатываются предпринимат способности; 4. это сфера, где происходит самореализация личности и творч способностей; 5. формирует муниц. Бюджета через систему налогов; 6. это поддержка конкуренции и создание конкурентной среды. Это противостояние монополистическим тенденциям; 7. это сфера существования венчурного (рискованного) бизнеса, т.е. бизнеса, кот занят обработкой научно-техн идей и доведения их до прикладного состояния; 8. это опора крупного бизнеса, поскольку значительная часть Мб работает по системе субподряда или по системе франчайзинга, т.е. занимаются продажей товаров под маркой крупных фирм.

 

Характеристика фирм с позиции организационно-правовых форм.

 

1 форма – единоличное владение.

2 форма – партнерства, товарищества.

3 форма – акционерная компания, корпорация.

 

Единоличное владение – это фирма, кот основана на власти 1го лица. Достоинства – 1. это эк свобода владельца в решении? что, сколько, когда, как и для кого производить; 2. возможность самовыражения; 3. легкость создания фирм. Недостатки – 1. 100% риск и ответственность владельца за результаты; 2. Ограниченность фин ресурсов и трудность в получении кредита; 3. необходимость обширных познаний во всех областях управления, чтобы фирма была эффективной. Недостатки в опр мере снимаются товариществом или партнерством. Это фирмы, основанные на паях учредителей, предполагающие составление устава фирмы, в кот отмечаются паи каждого, их ден оценка и принципы распределения доходов и убытков фирм. Паи м.б. любые, т.е в денежной, материальной и интеллектуальной форме. Достоинства – 1. преодолеваются узкие границы индивидуального капитала (за счет паев и вкладчиков со стороны); 2. Риск рассредоточивается, распределяясь на вкладчиков со стороны; 3. возможна специализация в управлении. Недостатки – 1. 100% солидарная ответственность в полном тов-ве (один за всех) вплоть до отв-ти личным имуществом; 2. возможность противоречия м\у учредителями по поводу стратегии фирмы, возникают трудности по организации фирмы (если изменится один из учредителей, то товарищество надо перерегистрировать заново). Тов-ва бывают полные и неполные. Полные тов-ва предполагают, что все его участники – учредители, т.е. все принимают участие в управлении. Неполные тов-ва, в кот помимо учй присутствуют пассивные инвесторы, т.е. вкладчики со стороны, кот не принимают участия в управлении тов-м и рискуют только собственными вкладами. Противоречия партнерства нашли отражения в создании корпорации или акционерных предприятий. Это фирмы, кот образуют свой капитал за счет выпуска и размещений акций. Акция – это ценная бумага, кот формирует следующие права:

  1. п на долю имущ-ва в АО в случае его ликвидации;
  2. п на участие в управлении компании (1 акция – 1 голос);
  3. п на получение доходов в форме дивидендов.

Акции бывают обыкновенные и привилегированные. Обыкновенные акции – это голосующие акции, из кот формируется контрольный пакет, но они оговаривают фиксированный дивиденд. Уставной капитал акц комп может состоять из 70% обыкновенных и 25% привилег акций. У обык и привилег акций есть общее качество – это долевые ценные бумаги, а не долговые и это негасимые ЦБ, их жизнь = жизни АО, их никто не обязан выкупать и погашать. Акции можно продать и их продажа осуществляется на вторичном рынке. Имеют 2 цены: 1. номинальная цена = уставной капитал (всегда кратен 10)\Qакции. 2. Рыночная цена – цена акции на вторичном рынке, цена спроса и предложения. Никогда не совпадает с номиналом, т.к. на рын цену влияют много факторов и не только факторы, кот исходят из деят-ти фирмы, но и факторы макроэк порядка. Pцена акции = Дивиденд\r(%)*100%, r – ставка процента. Эта формула показывает альтернативный выбор инвестора. Он либо покупает акции и получает доход в виде дивидендов, либо кладет в банк под данную ставку %. Акц комп бывают 2х типов: открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). Разница м\у ними в том, что открытое АО всегда оперируют публичными акциями, т.е. акциями, предлагаемые к свободной продаже. ОАО обязаны регулярно публиковать о себе фин рез-ты. Это открытая информация явл и информацией для покупательского спроса. ЗАО не выпускает в открытую продажу акции, а распределяют внутри работников данной компании, при этом распоряжаться ими не могут без разрешения собрания АО. Не обязаны публиковать фин отчеты, ЗАО испытывают б трудности в привлечении капитала. Достоинства АО:

  1. благодаря обращению к внешним инвесторам акц комп может собирать значит капитал и делать это многократно, эмитируя акции. Эмитент – лицо, выпускающее акции;
  2. возможна широкомасштабная специализация, вплоть до создания специализ института менеджеров, а также возможна диверсификация произв-ва;
  3. риск фирмы рассредотачивается на многочисленных акционеров, покупающих акции, где каждый рискует своей долей;
  4. устойчивость этой фирмы (чаще меняется собственник, а фирма не разоряется)

Недостатки:

  1. Трудности создания фирмы (составление учредит док-в и проспекта эмиссии акции);
  2. противоречия в рамках корпорации имеет более широкий спектр участников (м\у собственниками фирмы, менеджерами, акционерами, работниками). В силу отделения функций собственника и управления возможны злоупотребление, оппортунистическое поведение менеджеров. В условиях прав вакуума возможно создание мыльных пузерей вместо АО.
  3. в рамках АО сущ-ет двойное налоговое облажение. Облагается вся прибыль и отдельно облагаются налогом дивиденды, как часть чистой прибыли фирмы. Рос практика выявила ряд доп орг-но-прав форм, среди кот ООО и ОДО (общ-во с доп ответственностью), производимые кооперативы, дочерние и зависимые общ-ва и унитарные предприятия, основанные наоперат управлении имущ-ом и хоз ведением. ООО – общ-во, основанное на паях вкладчиков, где каждый рискует только своим паем. ОДО – общ-во, в кот помимо риска пая предусмотрена доп отв-ть в объеме, пропорциональном паю. Производственный кооператив – фирмы, основанные на паях участников, на их личном участии в произв-ве и предлагающие создание неделимого фонда имущ-ва. Это чисто рос орг-прав форма. Унитарное предприятие – основано на операт управлении имущ-ом – это гос предприятие, где имущ-м может распоряжаться только собственник. Как правило руководитель назначается казенным предприятием и его самостоятельность минимальна. Унит предприятие, находящееся на хоз деят-ти, создаются муниципалитетами, собственность муниципальная, но имеет большую самостоятельность в производственных делах, чем предприятия, находящиеся в операт управлении.

 

Издержки и доходы фирмы.

 

  1. понятие издержек и их виды: а) эк и бух издержки; б) издержки фирмы в кратко и долгосрочном периоде.
  2. доходы фирмы: а) общий доход; б) средний доход; в) предельный доход.
  3. значение теории издержек для принятия управленческих решений.

Издержки фирмы формируют т.н. затратное лезвие цены продукции фирмы и потому представляют собой затраты на производство товаров и услуг.

Различия м\у эк и бух издержками:

Бухгалтер ставит? так: сколько стоит производство этого товара или услуги. И бух издержки – это издержки, связанные с приобретением ресурсов фирмы со стороны, это издержки, кот приняли формы конкретных денежных выплат и прошли бух отчетность. Бух издержки – издержки внешние – издержки явные. Структура бух издержек зависит от отрасли, в кот существует фирма. Общие статьи издержек, характерные для любой фирмы:

  1. затраты фирмы на приобретение сырья и материалов;
  2. Расходы на з\п осн рабочих;
  3. на полуфабрикаты;
  4. топливо;
  5. Эл энергия;
  6. Амортизация – издержки существования основного капитала;
  7. Адм расходы. Все это элементы оборотного капитала.

Осн капитал – та часть производ капитала, стоимость кот переносится на товар или услуги по частям (по мере износа). Оборотный – та часть производ капитала, кот используется фирмой в течение каждого цикла или м года и свою стоимость на готовую продукцию переносит сразу. Амортизация – перенос стоимости осн капитала на продукт по мере износа. Норма амортизации = перенесенная стоимость основного капитала \ авансир стоимость осн капитала * 100%

Амортизационная политика – это прерогатива гос-ва, кот устанавливает сроки службы осн капитала, аморт в %, метод описания износа осн капитала. Метод ускоренной амортизации. Эк издержки – издержки альт выбора, т.е. экономист ставит? по-другому: от чего я должен отказаться, чтобы получить это. И сколько стоит то, от чего я должен отказаться. Эк издержки = бух изд + внутр издержки. Внутренние издержки – те издержки, кот связаны с использованием (издержанием) собственных ресурсов внутри фирмы. Это издержки, кот не получили форму конкр ден выплат, т.е. не прошли бух отчетности, кот равны тому доходу, от кот отказалась фирма, не дав собств ресурсам применяться в др направлениях. Отсюда внутр издержки = синоним неявные издержки = издержки утраченных возможностей. Эк издержки всегда б бух издержек на величину внутр издержек. Бух изд + внутр издержки=эк издержкам.

Б) издержки фирмы в кратко и долгосрочном периоде.

Краткосрочный период деят-ти фирмы – период, когда фирма увеличивает объемы выпуска, меняя только элементы оборотного капитала, а основной капитал оставляет неизменным. Это период, в теч которого не могут войти в отрасль другие фирмы. Долгосрочный период – период, в кот фирма увеличивает объемы выпуска, меняя и осн и обор капитал. Это период, в кот др фирмы могут войти в отрасль. Деление на периоды не астрономическое, а существенное (2 недели – для швейного ателье) – долгосрочный, а для строит ядер реактора – 5 лет – долгосрочный.

Издержки в долгосрочном периоде делятся на:

  1. Общие постоянные – TFC
  2. общие переменные – TVC

Пост издержки – те издержки фирмы, кот не меняются в зависимости объемов производства и могут существовать даже при нулевых объемах. Издержки, связанные с: 1. арендой; 2. амортизацией.

Переменные издержки – издержки, кот меняются в зависимости от изменения объемов производства (издержки на сырье, материалы, энергию для производ. нужд)

Закон убывающей отдачи или убывающей доходности: если к неизменному осн капит последовательно добавлять элементы оборотного капитала, то наступает момент перенасыщения осн капитала оборотным и отдача каждой последующей единицы ресурса начинает падать(открыт физиократами применительно к земле). Этот закон можно проиллюстрировать с помощью динамики предельного продукта. Различают: общий, средний, предельный продукт. Общий – продукт, произведенный всеми единицами данного ресурса (ТР). Средний (АС) – продукт, произведенный в среднем каждой единицей ресурса. Предельный (МР) – каждой последующей единицей ресурса. Сумма общепост и общепер изд-к дает нам общие изд-и краткосрочного периода. В краткосрочном периоде сущ-т понятия среднепост и среднепер и общеср изд-к:

  1. среднепост AFC=TFC\Q
  2. среднепер AFC=TVC\Q
  3. AFC+FVC=FTC – общесредние – ATC=TC\Q

Предельные изд-ки характерные для краткосрочного периода (маржинальные) – это издержки, связанные с приростом каждой последующей ед-цы товаров и услуг – МС.

МС=^TC\Q (^-дельта).

МС=^TVC\Q

Долгосрочный период нет деления издержек на пост и перем, поскольку меняется и осн и оборотн капитал. Поэтому там существует понятия общеср, общих и пред издер-к. При этом в долгосрочном периоде не действует закон убывающей отдачи, а действует эффект масштаба или экономии на масштабе. Темпы роста изд-к отстают от теипа роста выпуска и поэтому общие средние издержки на единицу падают. Причины:

  1. Эффект масштаба (кр производство) – возникает потому что только в краткосрочном целесообразно и возможно использование дорогостоящего оборудования;
  2. только в кр-м пр-ве цел-но возможно организация вторичного произв-ва на отходах основного;
  3. только в краткоср эффективна широкомасштабная специализация и диверсификация;
  4. только краткоср произв-ву присущ эффект узнаваемости, ср издержки начинают падать, но есть точка, где начинается рост издержек (эффект Титаника).

Рост издержек в кр пр-ве связан с трудностями управления, с задержкой информации м\у подразделениями и с бюрократизацией управления.

 

Доходы фирмы.

 

Для оценки деят-ти фирмы недостаточно знать только издержки. Необходимо знать и доходы. Виды доходов:

  1. Общий доход (выручка) TR=PQ – общий доход, совокупный доход, валовая выручка, общая выручка.
  2. Средний доход – доход, приходящийся на 1 ед-цу в среднем. AR=TR\Q.
  3. Предельная выручка – доход, полученный от пр-ва каждой доп ед-цы товара и услуг. MR=^TR\^Q

Прибыль не равна доходу. Прибыль – часть дохода. Прибыль=TR-TC. – совокупная прибыль и общая прибыль. Прибыль на ед-цу=Р-АТС.

Эк прибыль=выловый доход фирмы-эк издержки (бух+внутр)

Бух прибыль=валовый доход-бух издержки.

Бух изд м эк изд на величину внутр изд.

Для оценки д-ти фирмы используются не только абсолют показатели прибыли, но и относительные – нормы прибыли или уровень рентабельности.

Уровень рентаб=П\Общ изд-ки*100%

 

Значение теории.

 

  1. Для решения? в какой отрасли пр-ва, в какую отрасль двигаться. Фирма должна опираться на знания эк издержек и эк прибыли, а не бух.;
  2. знание эк издержек и доходов необходимо для расчета абсолютной и относительной величины прибыли;
  3. знание этой категории необходимо для определения точки безубыточности – минимальная граница риска вложения капитала. Безубыточность 1 ед-цы товара или услуг Р=АТС;
  4. для определения точки максимизации прибыли, т.е. определить тот объем, кот дает мах прибыль фирме – тот объем, на кот фирме надо остановиться (золотое правило бизнеса). MR=MC.

Ради максимизации прибыли фирма должна наращивать объемы произв-ва до той точки, где предельный доход от этой ед-цы будет равен предельным издержкам на ее производство.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эластичность спроса и предложения. Ее виды, измерение и значение | Совершенная конкуренция как рыночная структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.