Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование международных автомобильных перевозок




Правовое регулирование международных авиационных перевозок

 

Основными источниками правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа в международном воздушном сообщении выступают национальное законодательство и международные догово­ры. К числу российских национально-правовых актов в этой области относятся:

- Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.[10], содержащий отдельную главу XV «Воздушные перевозки» и Главу XVII «Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотп­равителя»;

- Постановление Правительства РФ от 23.06.2007 г. № 397 (ред. от 24.09.2010 г.) «О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы)»[11].

- Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 г. № 82 (ред. от 08.10.2008 г.) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»[12].

Важнейшим международным договором в области авиаперевозок грузов, пассажиров и багажа выступает Варшавская конвенция 1929 г. для унификации некоторых правил международных воздушных пере­возок. В 1955 г. она была дополнена Гаагским протоколом.

 

Правовое регулирование международных автомобильных перево­зок грузов, пассажиров и багажа осуществляется с помощью норм на­ционального законодательства и международных договоров. В России к числу национально-правовых актов в данной области можно от­нести следующие документы:

- Федеральный закон «О государственном контроле за осу­ществлением международных автомобильных перевозок и об ответ­ственности за нарушение порядка их выполнения» от 24 июля 1998 г.[13];

- постановление Правительства РФ № 1272 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перево­зок» от 31 октября 1998 г. [14];

- постановление Правительства РФ № 730 «Об утверждении положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок» от 16 октября 2001 г. [15];

- Постановление Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637 (ред. от 24.09.2010) «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;

- приказ Министерства транспорта РФ № 73 «О порядке выдачи лицензий на перевозки автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении» от 30 сентября 1999 г.[16];

Система международных договоров в об­ласти автомобильного права включает следующие основные конвенции:

- Женевская конвенция УНИДРУА-ЕЭК ООН 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), вступившая в силу 1 июля 1961 г.;

- Женевский Протокол 1978 г. к КДПГ (ввел новую расчетную единицу для исчисления предела ответственности автоперевозчика — СДР вместо золотого франка);

- Женевская конвенция УНИДРУА-ЕЭК ООН 1973 г. о догово­ре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП), вступившая в силу 12 апреля 1994 г.;

- Конвенция 1949 г. о дорожном движении и Протокол 1949 г. о дорожных знаках и сигналах в редакции 1968 г.[17];

- Конвенция 1975 г. о международной перевозке грузов с приме­нением книжки МДП (с поправками Административного комитета Конвенции 2000 г.) — Конвенция МДП, или Конвенция TIR;

- Европейское соглашение 1975 г. о международных автомагист­ралях;

- Конвенция 1956 г. по временному ввозу автотранспортных средств, служащих для коммерческих целей;

- Конвенция 1956 г. о налоговом обложении частных дорожных транспортных средств, используемых в международном движении;

- Конвенция 1956г. о налоговом обложении дорожных транспорт­ных средств, используемых для международной перевозки грузов;

- Европейское соглашение 1970 г. о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки;

- Конвенция СНГ 1996 г. о международной автомобильной пе­ревозке пассажиров и багажа (КМАПП).

Свидетельством заключения договора перевозки груза является автотранспортная накладная. Отсутствие, неправильное составление или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки. Накладная составляется в трех экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или за­менены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускает­ся законодательством страны, в которой составлена накладная. Пер­вый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика (п. 1 ст. 5).

Накладная должна содержать следующие сведения:

а) место и дату ее составления;

б) наименование и адрес отправителя;

в) наименование и адрес транспортного агента;

г) место и дату принятия груза к перевозке и место его доставки;

д) наименование и адрес получателя;

е) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки, а в слу­чае перевозки опасных грузов — их обычно признанное обозначение;

ж) число грузовых мест, их особую разметку и номера;

з) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;

и) связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, допол­нительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до выдачи груза);

к) инструкции, требуемые для выполнения таможенных фор­мальностей;

л) указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки согласно требованиям конвенции (п.1 ст. 6).

В случае необходимости накладная должна также содержать сле­дующие указания:

а) запрещение перегрузки груза;

б) расходы, которые отправитель принимает на свой счет;

в) сумму платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза;

г) заявленную стоимость груза и сумму дополнительной оценки его при доставке;

д) инструкции отправителя перевозчику относительно страхова­ния груза;

е) дополнительный срок выполнения перевозки;

ж) перечень документов, переданных перевозчику (п. 2 ст. 6).

При принятии груза перевозчик обязан проверить:

а) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;

б) внешнее состояние груза и его упаковки.

Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность этих записей, он должен вписать в накладную обосно­ванные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает. Отправи­тель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто при­нимаемого к перевозке груза. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик имеет право требовать воз­мещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную (ст. 8).

Автотранспортная накладная служит оформлением договора между­народной дорожной перевозки груза, а также распиской о принятии груза перевозчиком для его транспортировки. Кроме того, накладная носит товарораспорядительный характер, что проявляется в следующем. От­правитель имеет право распоряжаться грузом, в частности требовать от перевозчика прекращения перевозки, изменения места, преду­смотренного для доставки груза или доставки груза не тому получате­лю, который указан в накладной. Отправитель теряет это право с того момента, когда второй экземпляр накладной передан получателю. С этого момента перевозчик должен руководствоваться указаниями получателя груза. Однако право распоряжения грузом будет принад­лежать получателю с момента составления накладной, если в накладной отправителем сделано такого рода указание. Если, осуществляя свое право распоряжения грузом, получатель дает указание сдать груз другому лицу, последнее не вправе назначить других получателей. Право распо­ряжения грузом осуществляется при следующих условиях:

а) отправитель, желающий осуществить это право, должен пред­ставить первый экземпляр накладной, в которой должны быть внесе­ны новые инструкции, данные перевозчику, а также возместить пере­возчику расходы и ущерб, вызванные выполнением этих инструкций;

б) выполнение этих инструкций должно быть возможным в мо­мент их получения лицом, которое должно их выполнить; выполне­ние не должно нарушать хода нормальной работы предприятия-пере­возчика и не должно наносить ущерба отправителям или получателям других грузов;

в) упомянутые инструкции не должны ни в коем случае приво­дить к разбивке грузов (п. 1-5 ст. 12).

Если после прибытия груза на место назначения возникают пре­пятствия к его сдаче, перевозчик должен запросить инструкции у от­правителя. Если получатель отказывается принять груз, отправитель имеет право распоряжаться грузом, не предъявляя первого экземпля­ра накладной. Получатель, даже если он отказался от принятия груза, может в любой момент потребовать его выдачи до тех пор, пока пере­возчик не получил от отправителя противоположных инструкций. Перевозчик может продать груз, не выжидая инструкций от правомоч­ного по договору лица, если груз является скоропортящимся или если того требует его состояние, или же если хранение груза влечет за собой расходы, слишком высокие по сравнению с его стоимостью. В других случаях перевозчик может также продать груз, если в надлежащий срок он не получит от правомочного по договору лица противополож­ных инструкций, выполнение которых может быть справедливо по­требовано. В случае продажи груза вырученная сумма, за вычетом подлежащих уплате расходов, должна быть передана в распоряжение правомочного по договору лица. Если расходы превосходят выручку, то перевозчик имеет право получить причитающуюся ему разницу. Применяемая при продаже процедура определяется действующими в месте продажи законами или обычаями.

По спорам, вытекающим из договоров перевозки, которые регу­лируются нормами Женевской конвенции 1956 г., истец может обра­щаться помимо компетентных судов государств — участников кон­венции, указанных сторонами в пророгационном соглашении, также и к суду того государства, на территории которого находятся:

а) обычное место жительства ответчика или место расположения его главного управленческого органа, либо отделения или агентства, при по­средничестве которых был заключен договор перевозки груза; или

б) место принятия груза к перевозке или место его доставки. Решение, вынесенное судом одного из государств — участников

конвенции подлежит немедленному исполнению в любом другом госу­дарстве-участнике при соблюдении соответствующих формальностей, предусмотренных в национальном законодательстве того государства, где испрашивается исполнение судебного решения (ст. 31). Срок иско­вой давности составляет 1 год, а в случае умышленных действий пере­возчика, повлекших причинение ущерба, 3 года. Срок исчисляется:

а) в случае частичной утраты груза, его повреждения или просроч­ки в доставке – со дня выдачи груза;

б) в случае утраты всего груза — с тридцатого дня по истечении установленного для перевозки срока, или, если таковой не был уста­новлен, с шестидесятого дня с момента принятия груза перевозчиком к перевозке;

в) во всех прочих случаях — по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки.

Помимо судебной процедуры рассмотрения споров, вытекаю­щих из договоров международной автомобильной перевозки грузов, конвенция предусматривает возможность включения в такой дого­вор арбитражной оговорки. Однако непременным условием призна­ния действительности арбитражной оговорки, а следовательно, и ком­петенции арбитражного трибунала, должно быть указание норм конвенции в качестве норм материального права, подлежащего при­менению арбитражем, в который передано рассмотрение спора меж­ду сторонами (ст. 33).

Если перевозка, условия которой определяются одним догово­ром, осуществляется последовательно несколькими перевозчиками, каждый из них несет ответственность за всю перевозку в целом, при­чем каждый последующий перевозчик становится, в силу принятия им груза и накладной, участником договора перевозки на указанных в накладной условиях. Любой иск, касающийся ответственности за утрату, повреждение груза или просрочку в его доставке, может быть предъявлен либо к первому перевозчику, либо к перевозчику, выпол­нившему ту часть перевозки, где произошла утрата, повреждение груза или просрочка в его доставке. Иск может быть предъявлен одновремен­но к нескольким вышеуказанным перевозчикам (ст. 36). Подлежащая возмещению сумма уплачивается следующим образом:

а) перевозчик, по вине которого был причинен ущерб, несет от­ветственность за убытки самостоятельно;

б) если ущерб был причинен по вине двух или нескольких перевоз­чиков, каждый из них должен уплатить сумму, пропорциональную доле лежащей на них ответственности; если же определение этой доли пред­ставляется невозможным, каждый перевозчик несет ответственность пропорционально части причитающейся ему платы за перевозку;

в) если нельзя установить, кто из перевозчиков несет ответствен­ность за ущерб, причитающаяся возмещению сумма распределяется между всеми перевозчиками пропорционально части платы за пере­возку, предназначенной каждому из них (ст. 37).

Договоры международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа регулируются Женевской конвенцией 1973г. (КАПП). Нормы конвенции носят императивный характер, и любое условие договора, в котором прямо или косвенно допускается отступление от положений конвенции, признается недействительным. Конвенция применяется ко всему договору автомобильной перевозки пассажиров и — в соот­ветствующих случаях — их багажа автотранспортными средствами, когда в договоре указано, что перевозка осуществляется по террито­рии по крайней мере двух государств и что пункт отправления или пункт назначения, или тот и другой находятся на территории одного из государств — участников конвенции. Применение Конвенции не зависит от места жительства и гражданства заключающих договор сторон (ст. 1).

При перевозке пассажиров перевозчик должен выдать индивидуаль­ный или коллективный билет. Отсутствие, неправильность оформ­ления или потеря билета не затрагивают существования или дейст­вительности договора перевозки. В билете должны быть указаны название и адрес перевозчика, а также содержаться указание о том, что договор подпадает под действие положений настоящей конвен­ции. Перевозчик несет ответственность за вред, который может быть причинен пассажиру в результате нарушения перевозчиком его обя­зательства (ст. 5).

Перевозчик может выдать багажную квитанцию, указывающую количество и характер багажа, который ему сдается; при наличии просьбы пассажира выдача этой багажной квитанции является обяза­тельной. За выдачу багажной квитанции или за саму квитанцию не взимается никакого вознаграждения, кроме фискальных сборов, ко­торыми она может облагаться. В багажной квитанции, если она не со­вмещена с билетом, должны содержаться название и адрес перевозчи­ка и указание о том, что договор подпадает под действие положений настоящей конвенции (ст. 8).

Перевозчик несет ответственность за ущерб, связанный со смер­тью, телесными повреждениями или нанесением любого другого вре­да физическому или психическому здоровью пассажира в результате происшествия, связанного с перевозкой и имевшего место либо во время нахождения пассажира в транспортном средстве или во время его посадки или высадки, либо в связи с погрузкой или выгрузкой ба­гажа. Перевозчик освобождается от этой ответственности, если при­чиной происшествия явились обстоятельства, которых перевозчик, несмотря на принятие мер, необходимых в данном конкретном слу­чае, не мог избежать и последствий которых он не мог предотвра­тить. Общая сумма возмещения, которая должна быть выплачена перевозчиком в связи с одним и тем же событием, не может превышать 250 000 золотых франков на одного пострадавшего. Однако любое го­сударство — участник конвенции может установить более высокий предел ответственности или не устанавливать никакого предела. Огра­ничения размера возмещения применяются ко всем требованиям, связанным со смертью, телесными повреждениями или нанесением любого другого вреда физическому или психическому здоровью пас­сажира. Если имеется несколько истцов, и если общая сумма их тре­бований превышает установленный максимум, то выплаты пропор­ционально сокращаются (ст. 11 — 13).

Перевозчик несет ответственность за ущерб, связанный с пол­ной или частичной утратой багажа и с его повреждением. Перевоз­чик освобождается от этой ответственности, если утрата или по­вреждение связаны с дефектом самого багажа, с особым риском, вызванным тем, что багаж содержит скоропортящиеся или опас­ные для перевозки вещества или предметы, или если они произош­ли в результате обстоятельств, которых перевозчик, несмотря на принятие мер, необходимых в данном конкретном случае, не мог избежать и последствий которых он не мог предотвратить. Когда возмещение ущерба за полную или частичную утерю багажа или за его повреждение возлагается на перевозчика, то может быть предъявлено требование о выплате суммы, равной размеру ущерба, но эта сумма не может превышать 500 золотых франков на единицу багажа и 2 000 золотых франков на пассажира. Кроме того, может быть предъявлено требование о выплате суммы, равной размеру ущерба за полную или частичную утерю или повреждение личных вещей и предметов, которые пассажир имеет на себе или с собой, но эта сумма не может превышать 1 000 золотых франков на пасса­жира (ст. 14-16).

Получение багажа пассажиром без претензий с его стороны предполагает, если не доказано обратное, что багаж был получен полностью и в хорошем состоянии. Претензия должна заявляться перевозчику либо устно, либо в письменном виде в течение 7 дней с момента фактического принятия багажа заявителем. Что касается багажа, не сданного перевозчику, указанный выше срок исчисляется с момента обнаружения утери или повреждения и самое позднее с момента прибытия транспортного средства в пункт назначения пас­сажира (ст. 20).

По всем спорам, возникающим по поводу перевозок, регулируе­мых нормами Женевской конвенции 1973 г., истец может по своему выбору обратиться помимо компетентных судов государств-участни­ков, указанных сторонами в пророгационном соглашении, к судам стра­ны, на территории которой находится:

а) главный управленческий орган ответчика, его обычное место жительства или предприятие, посредством которого был заключен договор перевозки;

б) место, где был причинен ущерб;

в) место отправления или место назначения.

Право на предъявление иска в связи со смертью, телесными по­вреждениями или любым другим ущербом физическому или психи­ческому здоровью пассажира погашается по истечении трех лет. Срок исковой давности исчисляется со дня, когда лицо, которому был при­чинен ущерб, узнало или должно было узнать об этом. Однако срок давности не может превышать пяти лет, считая со дня дорожно-транспортного происшествия. Право на предъявление иска в отношении перевозки, подпадающей под действие настоящей конвенции, погашается по всех случаях по истечении одного года. Срок давности исчисляется со дня прибытия транспортного средства в пункт назна­чения пассажира или, в случае неприбытия, со дня, когда оно должно было прибыть туда (ст. 21-22).

Конвенция признает недействительными любые арбитражные ого­ворки в договоре автомобильной перевозки пассажиров и багажа, ре­гулируемом настоящей конвенцией, однако предусматривает возмож­ность заключения арбитражного соглашения в форме арбитражного компромисса (ст. 23)[18].

Другим важным вопросом в рассматриваемой нами области яв­ляется правовое регулирование организации и функционирования автотранспортных терминалов. Автотранспортный терминал пред­ставляет собой один из ключевых элементов транспортной инфра­структуры, основанный на принципах логистики[19]. Терминалы мо­гут быть универсальными и специализированными. Наибольшее значение для международных перевозок грузов имеют универсаль­ные терминалы, выступающие как группа складов с центром рас­пределения. Основными видами деятельности этих терминалов яв­ляются сбор, завоз, развоз, переработка партий грузов для клиентов, хранение грузов, их предпродажная подготовка и другие работы, связанные с доставкой и реализацией продукции. При этом терминальные технологии выступают как составная часть комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания кли­ентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.