Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поручений. Признание и исполнение решений иностранных судов




Оказание правовой помощи. Исполнение иностранных судебных

 

Под правовой помощью в современных международных отно­шениях, как правило, подразумевается совершение отдельных про­цессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны: составление, пересылка, вручение документов, получение вещественных доказательств, допрос свидетелей, экспер­тов и иных лиц для целей осуществления гражданского процесса по гражданским, семейным и торговым делам.

Просьбы об оказа­нии правовой помощи обычно составляются на языке запрашиваю­щей стороны. Однако по договоренности стороны могут использо­вать бланки на двух языках. Часто органы юстиции оказывают вза­имно по просьбе другой стороны содействие в установлении адреса лиц, находящихся на их территории, в рамках оказания правовой помощи по гражданским или уголовным делам. Боль­шая часть процессуальных действий, входящих в объем правовой помощи, связана с деятельностью суда по рассмотрению дел меж­дународного характера. Они исполняются в форме судебных по­ручений. Судебные поручения и иные виды правовой помощи в международной практике осуществляются в значи­тельной мере на основе международных договоров.

Европейские и некоторые другие государства, в том числе США, заключили соглашения по частным аспектам международного гражданского процесса и правовой помощи в области разрешения гражданских и торговых дел: Гаагскую конвенцию о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г., Гаагскую конвенцию о сбо­ре за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г. Российская Федерация в 2001 г. присоединилась к названным конвенциям[7]. 7 июня 1968 г. подписана Европейская конвенция об информа­ции относительно иностранного законодательства, а 15 марта - До­полнительный протокол к ней[8]. С учетом состава участников Га­агских конвенций 1965 и 1970 гг., круг которых выхо­дит за пределы одного континента (в частности, Европы), они способны обеспечить больший географический охват оказания правовой помощи и сотрудничества государств в области граж­данского процесса в целом, нежели Гаагская конвенция 1954 г., связывающая преимущественно европейские страны. В этом от­ношении Конвенция о вручении за границей судебных и внесу­дебных документов важна тем, что ее положения направлены на упрощение и ускорение процедуры вручения доку­ментов, а также на выработку компромиссных вариантов, устраи­вающих страны не только континентального, но и «общего пра­ва», внутреннее законодательство которых отличается известной спецификой.

Так, помимо вручения документов по дипломатическим кана­лам или через центральные органы юстиции, а также через орга­ны, специально создаваемые согласно Конвенции 1965 г. государ­ствами-участниками для этих целей, допускается вручение доку­ментов находящимся за границей лицам непосредственно дипломатическими или консульскими представительствами, если в соответствии со ст. 8 Конвенции государство не заявило в силу ст. 21, что оно возражает против подобного вручения на своей территории, кроме случаев, когда документ вручается гражданину того государства, откуда поступил документ. Поскольку Федераль­ный закон о присоединении Российской Федерации к Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных доку­ментов от 12 февраля 2001 г. не содержит упоминания о таком заявлении, следует заключить, что любым находящимся на терри­тории России лицам вручение судебных и внесудебных докумен­тов, подпадающих под сферу действия Конвенции, может быть осуществлено дипломатическими или консульскими представи­тельствами государств-участников. Равным образом российские дипломатические или консульские учреждения за рубежом вправе вручать документы не только российским гражданам, но и ино­странным гражданам или юридическим лицам участвующих в Конвенции стран, находящимся на территории конкретного го­сударства.

Конвенция о получении за границей доказательств по граж­данским и торговым делам 1970 г., в свою очередь, как и Кон­венция 1965 г., устанавливает упрощенный порядок сношения со­ответствующих органов в части исполнения судебных поручений о выполнении отдельных процессуальных действий по граждан­ским и торговым делам, например о допросе свидетелей, произ­водстве судебного осмотра, получении заключений экспертов и т. д., через специально назначаемые органы, а также через ди­пломатические и консульские учреждения, находящиеся на терри­ториях иностранных государств — участников. Однако в последнем случае необходимо получение особого разрешения со стороны компетентных институтов государства, направившего ди­пломатического представителя или консула, если речь идет о гра­жданах страны пребывания или гражданах третьих стран.

Хотя международная практика при­знает возможность исполнения поручений иностранных судов и совершения иных действий по оказанию правовой помощи на принципах международной вежливости и в отсутствие междуна­родного соглашения[9], система отношений в данной области, ос­нованная на договорно-правовых началах, обеспечивает гаранти­рованный порядок и соблюдение необходимых процедур в ходе выполнения обязательств.

В соответствии со ст. 20 Конвенции 1970 г. граждане каждого из договаривающихся государств пользуются во всех других дого­варивающихся государствах бесплатной правовой помощью нарав­не с собственными гражданами этих государств в соответствии с законодательством государства, где требуется бесплатная правовая помощь. Согласно ст. 26 тюремное заключение за долги как средство исполнения или как предупредительная мера по граж­данским или торговым делам не может быть применено к ино­странцам, являющимся гражданами одного из договаривающихся государств, в тех случаях, когда оно не применяется к местным гражданам. Рассматриваемая Конвенция, будучи действенным ин­струментом осуществления сотрудничества государств по выпол­нению судебных поручений, не распространяется ни на вручение документов с целью возбуждения процедур принудительного ис­полнения иностранных судебных решений, ни на самое их ис­полнение.

Универсальный документ в рассматриваемой сфере - Конвен­ция о международном доступе к правосудию 1980 г. заменяет по­ложения ч. III-VI Гаагской конвенции 1954 г. С некоторыми из­менениями она воспроизводит основные положения Гаагской конвенции 1954 г. Наиболее существенное изменение касается порядка сношений при оказании правовой помощи. Статья 9 Га­агской конвенции 1954 г. устанавливала, что «...судебные поруче­ния передаются консулом запрашивающего государства властям, указанным запрашиваемым государством... Каждое договариваю­щееся государство может заявить, уведомив другие договариваю­щиеся государства, что оно желает, чтобы судебные поручения, подлежащие исполнению на его территории, передавались ему дипломатическим путем» (ст. 9). Аналогичный порядок преду­смотрен ст. 1 Конвенции о вручении судебных и внесудебных до­кументов по гражданским и торговым делам. Конвенция 1980 г. ввела порядок сношения через специально создаваемые органы (центральные органы), хотя каждое государство может использо­вать и дипломатические или консульские каналы.

Каждое участвующее государство назначает центральный ор­ган, на который возлагается получение судебных поручений, ис­ходящих от судебного органа другого договаривающегося государ­ства, и передачу их компетентному органу на исполнение. Судебные поручения передаются цен­тральному органу запрашиваемого государства без вмешательства какого-либо другого органа этого государства.

В судебном поручении должно быть указано: «а) запрашиваю­щий орган и, если возможно, запрашиваемый орган; b) фамилии и адреса сторон судебного разбирательства и, в случае необходи­мости, их представители; с) характер и предмет судебного разби­рательства и краткое изложение фактической стороны дела; d) доказательства, которые требуется получить, или иные судеб­ные действия, которые необходимо выполнить. При необходимо­сти в судебном поручении указываются: е) фамилии и адреса лиц, которых необходимо допросить; 0 вопросы, которые необходимо задать допрашиваемым лицам, или факты, по которым их необходимо допросить; g) документы или иные объекты, которые необходимо исследовать; j) просьба о получении свидетельских показаний под присягой или путем торжественного заявления и, в случае необходимости, особые формулировки, которые необхо­димо использовать; i) особые формы, применение которых требу­ется в соответствии со ст. II (особые процессуальные формы по законодательству запрашивающего государства).

Никакой легали­зации или иных аналогичных формальностей не требуется. Судеб­ное поручение не исполняется в той мере, в какой лицо, которо­го оно касается, ссылается на освобождение или запрет на дачу показаний, установленные: а) либо законодательством запраши­ваемого государства; b) либо законодательством запрашивающего государства, о чем было указано в судебном поручении или что было подтверждено запрашивающим органом по просьбе запра­шиваемого органа.

В исполнении судебного поручения может быть отказано лишь в той мере, в какой:

a) его исполнение в запрашиваемом государстве не входит в функции судебных органов;

b) запрашиваемое государство считает, что исполнение пору­чения может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

В исполнении поручения не может быть отказано лишь на том основании, что законодательство запрашиваемого государства пре­дусматривает исключительную компетенцию по данному делу или не предусматривает возбуждение дела по данным основаниям.

Соответствующие положения в области оказания правовой по­мощи установлены и специальным многосторонним соглашением в этой сфере стран СНГ-Минской конвенцией 1993 г. В изъятие из общепринятого порядка сношения между органами юстиции по дипломатическим каналам или через посредство центральных органов юстиции в силу Протокола к Минской конвенции 1993 г. стран СНГ, подписанного 28 марта 1997 г., допускается возмож­ность сношения через территориальные и другие органы (ст. 5), что, безусловно, значительно упрощает процедуры оказания право­вой помощи и осуществления конкретных юридических актов.

Согласно положениям Минской конвенции правовая помощь оказывается в следующем объеме: выполнение процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства, составление и пересылка документов, пересылка и выдача вещественных доказательств, проведение экспертизы допрос сторон, свидетелей, экспертов и т. п. в целях обеспечения признания и исполнения судебных решений по гражданским де­лам и т. п., исполнительных надписей, а также вручения доку­ментов.

Общим правилом, причем применяемым не только в отноше­нии стран СНГ, является положение о том, что порядок и форма совершения процессуального действия по запросу суда или иного органа иностранного государства определяются законом государ­ства, на территории которого совершается процессуальное дейст­вие. Вместе с тем могут быть допущены и исключения, в силу которых, если это не противоречит публичному порядку страны, исполняющей иностранное судебное поручение, будут соблюдать­ся требования к форме согласно законодательству запрашивающе­го государства. Так, согласно ст. 8 Минской конвенции «по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить про­цессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Сторо­ны». М. М. Богуславский приводит пример, когда советские суды не отказывались при допросе свидетелей на территории СССР по поручениям судов Великобритании или США руководствоваться исходящими от этих судов вопросниками (interrogatories), состав­ленными по обычной для судов «общего права» форме для пря­мого или перекрестного допроса[10].

Необходимо учитывать, что п. 5 Киевского соглашения стран СНГ предусмотрен особый порядок выполнения судебных пору­чений в рамках разрешения хозяйственных споров, направляемых в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину, в силу которого судебные поручения посылаются в названные страны почтовой связью, без перевода, непосредственно в суды, компетентные разрешать экономические споры на территории этих государств.

В ряде случаев договоры предусматривают предоставление по запросу помощи в установлении места работы и размера доходов ответчика, если в суде одной из сторон предъявлен иск о взыска­нии алиментов с лица, находящегося на территории другого дого­варивающегося государства (ст. 14 Российско-польского договора 1996 г.). Договаривающиеся государства принимают на себя обя­зательства по взаимному удовлетворению просьб по пересылке друг другу в дипломатическом порядке без перевода на язык дру­гой стороны и бесплатно документы об образовании, трудовом стаже и иные документы, которые касаются личных прав и инте­ресов граждан другой договаривающейся стороны. Отказ в оказа­нии правовой помощи может иметь место только в случае, если это наносит ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим важным интересам запрашиваемой стороны.

Важным аспектом предоставления государствами правовой по­мощи друг другу выступает признание документов, выданных ор­ганами одной страны, на территории другой. Распростра­ненным ныне конвенционным принципом в этом отношении яв­ляется положение о том, что в подобных случаях для признания так называемого экстерриториального действия национальных до­кументов одного государства в пределах юрисдикции другого не требуется их официальной легализации: будучи снабженными го­сударственными печатями и надлежащими подписями должност­ных лиц, такие документы должны приниматься на территории другой страны - участницы договора без дополнительных требова­ний по их удостоверению или легализации. В свете этого к доку­ментам, происходящим из стран, с которыми Россия заключила договоры о правовой помощи, предусматривающим освобождение от легализации, не может быть предъявлено требование об апостиле (проставлении особого штампа на самом документе или от­дельном листе, скрепляемом с ним), установленном Гаагской кон­венцией, отменяющей требование легализации иностранных офи­циальных документов, от 5 октября 1961 г.[11]

Для эффективного и правильного обращения к нормам меж­дународных соглашений в области оказания правовой помощи в Российской Федерации разработан и действует ряд нормативных актов, принятых в целях облегчения задач компетентных органов по правоприменению (судов, органов нотариата, ЗАГСа и т. п.). В их числе следует прежде всего назвать Закон «О международ­ных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., постановление Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным де­лам» от 21 июня 1988 г., постановление Пленума Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. №8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса». Последний из перечисленных документов обращает на себя внимание тем, в частности, что, говоря об исполнении судебных поручений иностранных судов, он предусматривает возможность направления судебного поручения в порядке и на условиях международной вежливости в отсутствие международного договора о правовой помощи (п. 19).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.