Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Характеристика отдельных групп стран




Вопрос. Основные классификации стран мира

 

При первом рассмотрении мировое хозяйство выглядит как конгломерат из примерно 230 государств и территорий. Они весьма существенно различаются по размерам территории, населению, экономической мощи, уровням жизни и технологического развития и т.д.

Знание классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения, сравнения стран между собой и обмена опытом экономического развития.

 

Принятое в мировой экономике определение страны отличается от определения, принятого в международном праве или обыденного. В рамках мировой экономики страной считаются не только территориальные единицы, являющиеся государством, но и некоторые территориальные единицы, которые не являются государствами, однако проводя самостоятельную и независимую экономическую политику и ведут отдельный статистический учет своего экономического развития. Это касается некоторых островных зависимых территорий Великобритании, Нидерландов и Франции, которые, не являясь самостоятельными государствами рассматриваются, тем не менее, международной экономикой как отдельные страны.

 

Наиболее полное представление о группах стран в мировой экономике дают данные универсальных международных организаций, членами которых являются большинство стран мира, - Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда и Всемирного банка. Оценка этими организациями групп стран в международной экономике несколько различается, поскольку различно количество стран – членов этих организаций (ООН – 185, МВФ – 181, ВБ – 180), а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран – членов. Например, из классификации МВФ выпадают Куба, КНДР и некоторые другие небольшие по размеру страны, которые не являются его членами. Некоторые страны – члены международных организаций не предоставляют полные данные о своей экономике или предоставляют их не современно, в результате чего оценки развития их экономике выпадают из общих оценок международной экономики. Это Сан–Марино из числа развитых и Эритрея из числа развивающихся государств.

Наконец, любая классификация составляется из задач каждой организации. Например, Всемирный банк обращает внимания на оценку уровня экономического развития каждой страны, ООН – на социальные и демографические аспекты и т.д.

Не существует какой-либо единственной и исчерпывающей классификации стран мира. Чаще всего их классифицируют по трём основным критериям:

по достигнутому уровню экономического развития

по уровню дохода на душу населения

по степени открытости экономики. Смотрите рис. 2.1-2.3.

Такая разбивка на группы была выбрана для удобства в 1980 г. в ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН) и в настоящее время пересматривается с учетом происшедших в последнее время кардинальных экономических изменений. В частности, подгруппа стран с переходной экономикой в некоторых литературных источниках уже не рассматривается, поскольку практически все страны, включённые в эту подгруппу, уже завершили переход к рыночной модели хозяйствования.

 

I. Промышленно-развитые страны (ПРС)

В развитых странах проживает чуть больше 15% населения мира, которое выступает в качестве основного производителя и потребителя товаров и услуг. Они производят больше 50% МВП, используя основную часть ресурсов мира. На их долю приходится более 95% общемировых расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), им принадлежит такая же доля регистрируемых патентов.

ПРС характеризуются высоким уровнем жизни населения. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.

К развитым странам обычно относят (24-?) промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Среди индустриальных наиболее существенную роль играют страны так называемой Группы 7 (G-7), обеспечивающие 47% мирового ВВП и 51% международной торговли. Эти государства координируют свою экономическую и финансовую политику на ежегодных встречах в верхах, которые проводятся начиная с 1975 года. На Европейском континенте, где находятся 4 из 7 крупнейших развитых стран, наиболее значимым объединением является Европейский союз в составе 15 (-?) стран, дающих 21% мирового ВНП и 41% экспорта.

 

В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства:

1. Страны, квалифицирующиеся ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой в конце XX - начале XXI вв.: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США.

2. В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.

Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие:

1. ВВП на душу населения в среднем составляет примерно 20 тыс. долл. и постоянно растет. Это определяет высокий уровень потребления и инвестиций и уровень жизни населения в целом. Социальная опора – «средний класс», разделяющий ценности и основные устои общества.

2. Отраслевая структура экономики развитых стран эволюционизирует в сторону доминирования промышленности и ярко выраженной тенденции превращения индустриальной экономики в постиндустриальную. Бурно развивается сфера услуг, и по доле населения, занятой в ней, она лидирует. Научно-технический прогресс оказывает значительное влияние на экономический рост и структуру экономики.

3. Структура бизнеса развитых стран неоднородна. Ведущая роль в экономике принадлежит мощным концернам – ТНК (транснациональным корпорациям). Исключение составляет группа некоторых малых стран Европы, где нет ТНК мирового уровня. Однако для экономик развитых стран характерно также широкое распространение среднего и мелкого бизнеса как фактора экономической и социальной стабильности. В этом бизнесе занято до 2/3 экономически активного населения. Во многих странах малый бизнес обеспечивает до 80% новых рабочих мест и воздействует на отраслевую структуру экономики.

Хозяйственный механизм развитых стран включает три уровня: спонтанно-рыночный, корпоративный и государственный. Ему соответствуют развитая система рыночных отношений и диверсифицированные методы государственного регулирования. Их сочетание обусловливает гибкость, быструю приспособляемость к меняющимся условиям воспроизводства и в целом высокую эффективность хозяйственной деятельности.

4. Государство развитых стран – активный участник хозяйственной деятельности. Целями государственного регулирования являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности общества. Важнейшие средства госрегулирования – административно-правовые (развитые системы хозяйственного права), налогово-бюджетные (средства госбюджета и фондов социального страхования), денежно-кредитные и государственная собственность. Общей тенденцией с начала 60-х годов является снижение роли госсобственности в среднем с 9 до 7% в ВВП. Причем она концентрируется, в основном, в сфере инфраструктуры. Различия между странами по степени госрегулирования определяются интенсивностью перераспределительных функций государства через его финансы: наиболее интенсивно – в Западной Европе, в меньшей степени – в США и Японии.

5. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

 

В настоящее время ПРС перешли на новую стадию экономического роста, получившую название постиндустриального или информационного общества. К специфическим признакам хозяйственного механизма постиндустриального общества относятся следующие:

1) Интенсивный тип воспроизводства, то есть развитие осуществляется не столько на основе количественного увеличения объёмов производства, сколько за счёт улучшения его качественных показателей, использования последних достижений науки и НТП.

2) Массовость и относительно однородный технологический уклад крупного производства, базирующегося на разросшемся информационном и коммуникационном пространстве, основанном на компьютерных технологиях, глобальных финансовых сетях.

3) Переход на ресурсосберегающий вид технического прогресса.

4) Перенасыщенность товарами внутренних рынков, что, в свою очередь, обусловило:

а) функционирование рынка потребителя – производство ориентировано на потребителя с его разнообразными и индивидуальными потребностями (не потребностями среднестатистического человека);

б) выдвижение на главные позиции конкуренции качества.

5) Возрастание доли нематериальной продукции в потреблении.

6) Резко возросшая востребованность высококвалифицированного труда и работников, способных к нестандартным решениям, благодаря чему инвестиции в человеческий капитал растут быстрее, чем в материальное производство.

7) Появление новых приоритетов и границы хозяйственного развития – экологической и социальной. На эти цели в ПРС тратится около 20-30% ВВП.

 

II. Развивающиеся страны (РС).

РС – 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов.

Ранее таких стран было больше, но за последнее время некоторые страны переместились в группу ПРС: речь идёт о таких странах, как Турция, Мексика, Чехия, Венгрия, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур (первая страна официально признанная НИС ООН в 1995 году).

В РС проживают около 80% населения всего мира, но их доля в производстве МВП составляет около 40%, а в мировом экспорте – чуть более 20%. Это обстоятельство является основанием для выделения вчерашних зависимых и колониальных стран, отставших в своем экономическом и социальном развитии в особую группу РС.

В силу большого разнообразия РС в международной экономике их принято классифицировать как по географическим признакам, так и по различным аналитическим критериям.

 

Важнейшие критерии выделения РС – это особое место в системе экономических и политических связей, уровень экономического развития и специфические черты воспроизводства и особенности социально-экономической структуры.

Первой и наиболее существенной чертой РС является их место в мировой экономике и политике.

Сегодня они являются частью мировой капиталистической системы и в большей или меньшей степени подвержены действию господствующих экономических законов и мировых хозяйственных тенденций. Оставаясь звеном мировой экономики, в этих странах продолжает действовать тенденция к углублению экономической и политической зависимости от экономик развитых стран.

Вторая черта. РС по-прежнему являются крупными поставщиками сырья и топлива на мировой рынок, несмотря на то, что доля РС в импорте странами Запада топлива за последние годы несколько уменьшилась. Являясь поставщиками сырья, они зависят от импорта готовой продукции, поэтому сегодня удельный вес РС в мировом экспорте составляет только около 30%, в том числе в поставках промышленных изделий – 21,4%.

Третья черта. Велика зависимость экономики этой группы стран от ТНК, а также финансовая зависимость.

ТНК с самой передовой технологией не идут на ее передачу при создании в РС совместных предприятий, предпочитая размещать там свои филиалы. В РС сосредоточено не менее 1/4 зарубежных вложений ТНК. Частный капитал сегодня стал главным элементом иностранных поступлений в РС. На долю прямых иностранных инвестиций сегодня приходится более половины всех средств, поступающих из частных источников.

Четвертая черта. Уровень экономического развития РС можно охарактеризовать как экономическую отсталость от наиболее развитой части мира. Низкий уровень развития производительных сил, отсталость технической оснащенности промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры – основные черты экономики этих стран в целом.

Наиболее характерный признак отсталости – аграрный профиль экономики и доля населения, занятого в сельском хозяйстве. Индустриально-аграрный профиль экономики не типичен для РС. Он сложился лишь в наиболее развитых странах Латинской Америки и нескольких азиатских государствах. В подавляющем большинстве стран сельскохозяйственная занятость и поныне в 2,5 раза, а иногда и в 10 раз превышает индустриальную. В этом отношении многие нефтедобывающие страны стоят ближе к развивающимся странам, чем к развитым.

Пятая черта. Особенности социально-экономической структуры РС связаны с многоукладностью экономики. РС присущ значительный набор форм производства: от патриархально-общинной и мелкотоварной до монополистической и кооперативной. Хозяйственные связи между укладами ограничены.

Уклады характеризуются своей системой ценностей и образом жизни населения. Патриархальный уклад характерен для сельского хозяйства. Частнокапиталистический уклад включает различные формы собственности и существует в торговле, сфере услуг.

Возникновение капиталистического уклада имеет здесь свои особенности.

Во-первых, часто он связан с экспортом капитала из более развитых стран, и в условиях неподготовленной экономики носит «анклавный» характер.

Во-вторых, капиталистический уклад, развиваясь как зависимый, не может ликвидировать многоукладность и даже ведет к ее расширению.

В-третьих, не наблюдается последовательного развития одной формы собственности из другой. Например, монополистическая собственность, чаще всего представленная филиалами ТНК, не является продуктом развития акционерной собственности и т.п.

Социальная структура общества отражает многоукладность экономики. Общинный тип доминирует в общественных отношениях, гражданское общество только формируется. Для развивающихся стран характерны бедность, перенаселение, высокий уровень безработицы.

Шестая черта. Экономическая роль государства в РС весьма велика и наряду с традиционными функциями включает:

осуществление национального суверенитета над природными ресурсами;

контроль над иностранной финансовой помощью, чтобы ее использовать для осуществления проектов, предусмотренных в программах социального и экономического развития государства;

аграрные преобразования, связанные с увеличением производства сельскохозяйственной продукции, созданием кооперативов и т.п.;

подготовку национальных кадров.

 

Существует классификация РС в зависимости от уровня экономического развития, измеряемая показателем ВВП на душу населения:

1) cтраны с высокими доходами на душу населения, сопоставимыми с доходами в развитых странах (Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур);

2) cтраны со средними показателями ВВП на душу населения (Ливия, Уругвай, Тунис и т.п.) (около 58 стран с доходом в 1200 долл. США на душу населения);

3) бедные страны мира. В эту группу входит большинство стран тропической Африки, страны Южной Азии и Океании, ряд стран Латинской Америки. (39 стран с душевым доходом в 270 долл. США).

 

Другая классификация РС связана с уровнем развития капитализма как хозяйственного уклада. С этой точки зрения можно выделить следующие группы РС:

1) это государства, где государственный, иностранный и местный капитал преобладает. Экономическая активность государства является госкапиталистической по содержанию. В этих странах высока включенность иностранного капитала в местный. К таким странам относятся Мексика, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, а также ряд небольших государств Азиатско-Тихоокенского региона.

2) вторая группа государств – самая большая. Их особенность в том, что здесь капитализм представлен «анклавами», причем иногда весьма изолированными. К данной группе относятся такие страны как Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока, Персидского залива, Северной Африки, нескоторые страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Тайланд, Индонезия).

3) третья группа – наименее развитые государства мира, примерно 30 стран с населением около 15% населения развивающегося мира. Капиталистический уклад в них существует в виде фрагментов. Эти капиталистические «анклавы», в основном, представлены иностранным капиталом. 2/3 наименее развитых стран находится в Африке. В докапиталистическом секторе преобладают натуральные связи. Почти все сфер занятости населения – традиционные уклады. Единственная моторная сила развития в большинстве из них – государство. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП не более 10%, ВВП на душу населения не более 300 долл., а уровень грамотности – не более 20% взрослого населения. У этих стран мало шансов улучшить свое положение самостоятельно, опираясь лишь на внутренние силы.

 

Среди РС особо выделяется группа стран-экспортёров нефти: Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, ОАЭ, Катар. Эти страны характеризуются высоким показателем среднедушевого дохода на душу населения (свыше 6 тыс. долл. США), но их не относят к группе ПРС из-за неразвитости внутреннего рынка и однобокой производственной структуре (развиты лишь нефтедобывающие и отчасти – перерабатывающие отрасли).

Другой отличительной группой РС являются Новые индустриальные страны (НИС) – это группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

Общие черты НИС:

а) демонстрируют самые высокие темпы экономического развития;

б) ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

в) экспортоориентированная экономика (Азиатская модель);

г) активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

д) образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

е) большое внимание уделяется образованию;

ж) использование высоких технологий;

з) привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

и) главная визитная карточка – производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

 

В отличие от НИС, большинство РС относятся к доиндустриальному типу развития, который характеризуется:

а) большим развитием добывающих отраслей: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и других ресурсов;

б) отсталой технологической базой;

в) использованием в качестве основного источника энергии жизненных сил человека и животных;

г) низким профессионализмом населения;

д) отсутствием массового производства;

е) существованием господствующего класса за счёт собственности на землю;

ж) внеэкономическим принуждением к труду;

з) отсутствием или слабостью товарных отношений, неразвитостью рыночной инфраструктуры;

и) неразвитостью социальных функций государства;

к) неразвитостью политических функций государства.

РС используют «догоняющую модель развития экономики», движущими силами которой становятся (являются) три фактора:

1) получение необходимых технологий;

2) повышение уровня квалификации кадров и науки;

3) использование мобилизационного потенциала государства и развитие наиболее конкурентоспосбных отраслей.

Заполучить необходимые технологии можно за счёт трёх источников:

1) покупки лицензий;

2) покупки оборудования;

3) привлечения прямых зарубежных инвестиций.

У догоняющей модели развития имеется ряд ограничений на её применение:

1) Догоняющий тип развития предполагает необходимость вложения в человеческий капитал и национальную науку. Такие затраты необходимы для освоения нового технологического уклада и инициируют дальнейшее экономическое развитие. Если затраты не осуществлять, то эффект со временем исчезнет (как и произошло с Японией).

2) Применение догоняющей модели развития предполагает концентрацию ресурсов страны на решение узкого круга задач, связанных исключительно с технологическим прорывом страны. Это предполагает активное вмешательство государства в экономику страны, что в свою очередь, тормозит развитие рынка.

3) Страна, импортирующая чужие технологии, теряет конкурентные преимущества в тех областях, где лидируют инновации.

4) Имеются экономические пределы использования догоняющей модели развития. По мере роста экономики повышаются заработная плата, и одновременно исчезает дешевизна ресурсов – основы конкурентных преимуществ таких стран на мировом рынке.

 

III. Страны с переходной экономикой (СПЭ).

Страны с переходной экономикой – это 28 государств центральной и восточной Европы, Закавказья и Средней Азии совершающие с конца 80-х, начала 90-х годов переход от командно-административной к смешанной экономике.

Они возникли в связи с распадом мировой социалистической системы и, как следствие, ликвидации совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.
Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития (в группе СПЭ); радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры — Чехия и Словения.

Население стран Центральной и Восточной Европы составляет 119 млн. чел. Совокупный ВВП составляет примерно $636 млрд., что представляет собой 1,85% общемирового ВВП.

По уровню социально-экономического развития почти все страны центральной и восточной Европы относятся к среднеразвитым (на фоне стран мира). В основном это индустриальные и индустриально-аграрные страны.

 

В целом, принципы экономических реформ в этих странах следующие:

1) Макроэкономическая стабилизация, означающая: минимизацию дефицита госбюджета, прекращение избыточной денежной эмиссии и льготного кредитования субъектов хозяйствования

2) Либерализация цен. Предполагает, что: цены формируются на основе спроса и предложения

3) Формирование частной собственности, в том числе в сельском хозяйстве, гарантированной законом, защищающем права собственников

4) Приватизация государственной собственности, включая легализацию прав частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях

5) Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения с зарубежными странами, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей в конвертируемую национальную денежную единицу

6) Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения выполняли в условиях командной экономики. Т.е. государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен, государственную монополию на внешнюю торговлю.

Практика реформирования в различных странах может быть сведена к двум основным альтернативным путям:

1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»), принятому за основу во многих странах, в том числе и в России. Стратегия исторически была сформирована еще в 1980-е годы МВФ для стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия.

Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;

2) пути постепенного эволюционного преобразования экономики, взятому за основу в Китае.

Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики. Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия.

Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.

 

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ).

Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства.

ВВП в России снизился на 40 % от уровня!990. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

 

 

Таблица 2.1. Характеристика стран NAFTA (по состоянию на 2011 год)

Страны Население, млн. человек Размер реального ВВП, млрд. долларов США Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США Инфля- ция, % Уровень безрабо- тицы, % Торговый баланс, млрд. долларов США
Канада 34.0 1759.0 51.7 2.8 7.4 -9.0
Мексика 113.7 1185.0 10.4 3.5 5.1 -5.6
США 313.2 15060.0 48.1 3.0 9.1 -803.0

 

Таблица 2.2. ВВП по ППС, млрд.$ США.

 

год Мировой ВВП США ЕС Китай Япония Россия Велико-британия
  0.0 4217.5 0.0 532.0 1556.1 0.0 696.4
  0.0 4460.1 0.0 591.6 1635.5 0.0 740.3
  0.0 4736.4 0.0 679.4 1752.1 0.0 796.6
  0.0 5100.4 0.0 782.2 1941.8 0.0 865.4
  0.0 5482.1 0.0 845.0 2123.3 0.0 918.6
  0.0 5800.5 0.0 910.9 2328.1 0.0 961.4
  0.0 5992.1 0.0 1030.0 2490.8 0.0 981.7
  0.0 6342.3 0.0 1204.1 2570.7 0.0 1006.4
  0.0 6667.3 0.0 1403.0 2632.0 1091.3 1051.5
  0.0 7085.2 0.0 1620.3 2710.7 972.8 1119.6
  0.0 7414.6 0.0 1834.9 2819.2 952.3 1177.8
  0.0 7838.5 0.0 2056.7 2948.7 935.4 1234.9
  0.0 8332.4 0.0 2287.6 3047.7 965.1 1298.2
  0.0 8793.5 0.0 2493.9 3019.0 923.8 1360.3
  40700.0 9353.5 0.0 2722.9 3059.1 997.0 1428.2
  43600.0 9951.5 0.0 3015.4 3214.7 1120.9 1516.3
  47000.0 10286.2 0.0 3339.2 3293.4 1204.6 1588.7
  49000.0 10642.3 0.0 3702.0 3355.5 1282.1 1648.3
  51480.0 11142.2 0.0 4157.8 3474.5 1404.0 1730.2
  55500.0 11853.3 11650.0 4697.9 3666.3 1546.8 1835.4
  60630.0 12623.0 12180.0 5364.3 3872.8 1696.7 1932.7
  85950.0 13377.2 13060.0 6240.8 4079.5 1894.4 2050.7
  65610.0 14028.7 14430.0 7333.8 4297.1 2115.7 2166.9
  69620.0 14291.6 14910.0 8216.0 4341.2 2276.1 2213.5
  70170.0 13938.9 14430.0 9068.2 4111.4 2120.7 2127.8
  74540.0 14526.6 14820.0 10119.9 4323.5 2231.0 2181.5
  78950.0 15040.0 15390.0 11300.0 4389.0 2373.0 2250.0

Таблица 2.3. Из списка ТОП-50 стран. Население, млн. человек

страна значение
Мир в целом 6928.2
Китай 1336.7
Индия 1189.2
Европейский союз 492.4
США 313.2
Индонезия 245.6
Бразилия 203.4
Пакистан 187.3
Бангладеш 158.6
Нигерия 155.2
Россия 142.9
Япония 126.5
Мексика 113.7
Филиппины 101.8
Вьетнам 90.5
Египет 82.1
Германия 81.5
Турция 78.8
Иран 77.9
Тайланд 66.7
Франция 65.3
Великобритания 62.7
Италия 61.0
ЮАР 49.0
Южная Корея 48.8
Испания 46.8
Украина 45.1
Колумбия 44.7
Аргентина 41.8
Польша 38.4
Алжир 35.0
Канада 34.0

Таблица 2.4. Из списка ТОП-50 стран. Размер реального ВВП, млрд. $США

страна значение
Мир в целом 70160.0
Европейский союз 17690.0
США 15060.0
Китай 6989.0
Япония 5855.0
Германия 3629.0
Франция 2808.0
Бразилия 2518.0
Великобритания 2481.0
Италия 2246.0
Россия 1885.0
Индия 1843.0
Канада 1759.0
Испания 1537.0
Австралия 1507.0
Мексика 1185.0
Южная Корея 1164.0
Нидерланды 858.3
Индонезия 834.3
Турция 736.1
Швейцария 665.9
Швеция 571.6
Саудовская Аравия 560.3
Польша 531.8
Бельгия 529.0
Иран 480.3
Норвегия 479.3
Аргентина 435.2
Австрия 425.1
ЮАР 422.0

 

Таблица 2.5. ТОП-50 стран. ВВП на душу населения, тыс. долларов США

страна значение
Норвегия 102.0
Швейцария 87.6
ОАЭ 70.2
Австралия 69.1
Швеция 62.8
Дания 60.1
Сингапур 56.7
Австрия 51.8
Канада 51.7
Финляндия 51.1
Нидерланды 51.1
Бельгия 50.9
США 48.1
Ирландия 47.2
Япония 46.3
Германия 44.5
Франция 43.0
Великобритания 39.6
Новая Зеландия 39.3
Италия 36.8
Европейский союз 35.9
Испания 32.8
Израиль 32.7
Греция 28.9
Южная Корея 23.9
Португалия 22.4
Чехия 21.6
Саудовская Аравия 21.5
Чили 14.4
Польша 13.8
Россия 13.2

Таблица 2.6. Из списка ТОП-50 стран. Размер ВВП по ППС, млрд.$ США

страна значение
Мир в целом 78950.0
Европейский союз 15390.0
США 15040.0
Китай 11300.0
Индия 4463.0
Япония 4389.0
Германия 3085.0
Россия 2373.0
Бразилия 2284.0
Великобритания 2250.0
Франция 2214.0
Италия 1826.0
Мексика 1657.0
Южная Корея 1554.0
Испания 1411.0
Канада 1389.0
Индонезия 1121.0
Турция 1053.0
Иран 928.9
Австралия 917.7
Польша 765.6
Аргентина 709.7
Нидерланды 705.7
Саудовская Аравия 676.7
Тайланд 601.4
ЮАР 554.6
Египет 515.4
Пакистан 488.0
Колумбия 470.7
Малайзия 447.0

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.