Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика как социальное явление 8 страница

 

1. Что изучает политология?

2. В чем особенность предмета политологии?

3. Что определяет достоверность политологического знания?

4. Какие подходы в определении предмета политической науки существуют в литературе?

5. В чем преимущества и недостатки бихевиористского метода познания политики по сравнению с другими методами?

6. Приведите конкретные примеры из истории различных стран, которые иллюстрировали бы политические закономерности.

7. Чем обусловлены место и роль политологии в жизни общества?

8. Чем отличается политология от иных наук о политике?

9. Как вы думаете, какое значение политология имеет для отдельно взятой личности?

10. Как бы вы определили задачи и содержание политологии?

11. Какие идеи Платона и Аристотеля оказали наиболее заметное влияние на последующее развитие политической мысли?

12. Почему политика и государство описывались Аристотелем в терминах “прекрасное”, “справедливое”, “разумное”, “совершенное”, “счастливое”?

13. Как вы считаете, чем обусловлен поиск идеального государ ства?

14. Почему в античности демократия рассматривалась как “наи худшая форма” государства?

15. Почему Платон считал идеальным государством форму совер шенной аристократии?

16. Что такое “полития”?

17. Какие идеи античных мыслителей воплотились в политичес ком устройстве современных западных стран?

18. Чем было обусловлено заметное влияние религии на политику в средневековье?

19. Как вы понимаете выражение “божественный характер влас ти”?

20. Фому Аквинского считают одним из первых теоретиков де мократии, поскольку он выдвинул идею о народе как источнике светской власти. С какой целью Ф. Аквинский использовал идею народного суверенитета?

21. Богословы трактовали политику двояко: сущность - боже ственная, а формы реализации - земные. Прокомментируйте данное положение.

22. С чем связано противопоставление церковной и светской власти в средневековье?

23. Что принципиально отличает развитие политической мысли Нового времени от предшествующих этапов?

24. Почему Макиавелли считается родоначальником полити ческой науки?

25. Почему политическая наука стала зарождаться в Новое вре мя, а не раньше или позже?

26. Чем консервативная политическая мысль отличается от ли беральной? Рассмотрите различия по следующим позициям: 1) природа и смысл государства; 2) права и свободы личности; 3) отношение к социальным изменениям.

27. Что собой представляет современная политология?

28. Почему в России политология так поздно получила права гражданства?

29. Какие достижения западной политической мысли и практи ки, на ваш взгляд, могут быть использованы в России в целях создания демократического правового государства?

30. Что из западного опыта вы считаете непригодным для исполь зования в России?


Раздел III Субъекты политики и отношения между ними

К субъектам политики относятся все, кто участвует в политической жизни общества. Фактически это каждый из нас. В политической науке принято делить субъектов политики на 3 группы: отдельные личности, социальные общности, политические институты.

3.1. Отдельные личности. В ряду субъектов политики человек стоит на первом месте. Однако субъектом политики нужно стать. А это произойдет тогда, когда человек осознает свое место в обществе, свои интересы, осмыслит мотивы и овладеет знаниями о политике.

Но, даже став субъектами политики, люди участвуют в ней по-разному. Индивидуальных участников политики можно разделить на 3 группы (по М. Веберу).

1-я группа - “политики по случаю”. Сюда относят людей, которые участвуют в политике время от времени (выборы, реакция людей на собрании и т.п.). Можно заметить, что основная масса людей- “политики по случаю”.

2-я группа - политики “по совместительству”. Такие люди избираются в руководящие органы партии, входят в группы поддержки лидеров. Для них политика не становится главным делом жизни, но занимает в ней заметное место.

3-ю группу составляют, по М. Веберу, политики “по профессии”. Она является их основным занятием, жизненным выбором, ремеслом и очень часто источником дохода. Речь идет о профессиональных политиках, без которых существование самой политики невозможно.

В политической жизни любого общества присутствуют все эти группы людей. Было бы заблуждением считать, что политику делают только профессионалы, а основная масса людей - не более, чем пассивные зрители. Точно также неверно утверждение о безоговорочном приоритете политиков “по случаю”, в руках которых профессионалы - лишь безмолвные марионетки. Конечно, в период выборов или референдумов голос первой группы звучит сильнее и решающее слово остается за ней. Точно так же, как в критической ситуации (например, война, политический конфликт и т.д.) от единоличного решения политика-профессионала могут зависеть судьбы народов. Поэтому характер политической жизни общества на всех его этапах определяется тем, какую позицию занимает каждый из них.

Как известно, в своей жизни люди не могут не вступать в общение. При этом они объединяются между собой и составляют социальные общности.

 

3.2. Социальные общности. Социальные общности- это большие или меньшие группы людей, объединенные по определенным признакам и занимающие в обществе свое определенное место. К социальным общностям относятся народ, нация, класс, социальная группа. Они составляют социальную структуру всякого общества. Но возникает вопрос: любая ли социальная общность автоматически становится субъектом политики? Достаточно ли ей для этого просто существовать? Думается, нет. Ведь, скажем, нация может выступать в одних условиях как группа людей, одевающая по праздникам национальные костюмы и демонстрирующая свою дружбу с другими народами. При этом никакой значимой роли в политике она не играет. Но та же нация в других условиях может, объединившись и осознав свои интересы, выступить в роли борца за независимость и свободу. Точно так же шахтеры в одних условиях составляют лишь профессиональную группу, основным делом которой является добывание угля в земных недрах. Но они же, сплотившись, могут выступить и как серьезная политическая сила, способная привести, например, к отставке правительства.

Социальная общность становится субъектом политики, если:

- имеется более или менее прочная связь между членами этой общности;

- ее члены осознают свои общие интересы, ощущают свою самобытность и солидарность;

- осуществляется хотя бы минимальная координация ее действий.

В реальной политической жизни субъектами политики рано или поздно становятся все социальные общности. Так, например, женщины как отдельная социальная группа начали участвовать в политике лишь со второй половины XIX века. Сегодня же никто не усомниться в том, что без их участия невозможна нормальная политическая жизнь. Этот и другие многочисленные примеры свидетельствуют о том, что в политику постепенно вовлекались все новые и новые субъекты.

В ряду социальных общностей самым малым субъектом политики считаются социальные группы. В любом обществе их великое множество. Это, прежде всего, социально-демографические группы. Они отличаются друг от друга по признаку пола и возраста. В соответствии с этим в качестве субъектов политики могут выступать мужчины и женщины, молодежь, люди среднего и старшего возраста и даже дети. Достаточно вспомнить благородную деятельность известной международной ассоциации “Дети как миротворцы” и многих других подобных движений. К числу социальных групп относятся такие профессиональные группы (писатели, врачи, учителя шахтеры и т.д.), которые, объединяясь и отстаивая свои интересы, активно влияют на политику.

Значимы в политике и группы, различающиеся по образованию, по месту жительства (городское и сельское население, жители столичных и провинциальных городов, жители отдельных регионов и т.д.), конфессиональные группы (католики, православные, мусульмане, иудеи и т.д.).

В ряду субъектов политики заметную роль могут играть временные социальные группы. Они возникают в той или иной конкретной политической ситуации. Такими группами могут быть беженцы, ветераны различных войн, иммигранты и т.п. Их влияние на политическую жизнь бывает кратковременным, но достаточно сильным. Ведь причиной их появления становится, как правило, некая экстраординарная ситуация. Их социальное положение часто неблагополучно, а это подвигает их к активным действиям, требованиям и протесту. Иногда именно временные социальные группы могут сыграть роль “мотора” в различных политических движениях.

Особым субъектом политики выступает и такая социальная группа как маргиналы. Само это слово происходит от латинского “ margo ”, что означает край. В современной политической науке маргиналами называют людей, утративших принадлежность к какой-нибудь социальной общности и при этом не вошедших в другую. Так, маргиналом может быть человек, покинувший деревню, утративший связь с деревенской культурой, и переехавший в город, но не воспринявший стандарты городского образа жизни. К этой группе можно отнести рабочего или интеллигента, у которого отсутствует трудовая мораль и забыт профессиональный кодекс чести, утрачены черты, характерные для соответствующей социальной общности.

Особенностями поведения маргиналов может быть резкое чередование апатии, пассивности и повышенной активности, иногда агрессивности. Отсутствие твердых моральных ценностей, принципов, самоконтроля и дисциплины становится причиной того, что маргиналы легко превращаются в толпу, носящую разрушительный характер. Неслучайно “Американский словарь по социологии” называет маргиналов “анафемой для всех социальных систем”. Но даже если маргиналы влачат существование вечного изгоя и активно себя в политике не проявляют, они не должны быть исключены из числа субъектов политики, поскольку потенциально представляют собой серьезную политическую силу.

Следом за социальными группами в ряду субъектов политики располагаются классы. Это социальные общности, сходные по типу с социальными группами. Но классы, как правило, характеризуются большим количеством объединяющих признаков. Это и отношение к средствам производства, и социальный статус (престиж), и доходы, и характер труда и образ жизни. Классы могут объединять в себе несколько социальных групп. Их количество в обществе поэтому меньше.

Классы(лат. classis - разряд) - большие группы людей, по теории Маркса, являющиеся основой, на которой формируется политическая организация общества.

Понятие классов появилось в науке XIX века в связи с их развитием и классическим оформлением в буржуазном обществе. Маркс и Энгельс, независимо друг от друга, пришли к теоретическому выводу о том, что классовая борьба - основной момент современной истории. В буржуазном обществе она осуществляется между классами капиталистов и наемных рабочих; компромисс между ними невозможен, и пролетариат осуществит революцию, которая в своем развитии преодолеет классовое построение общества.

Классы различаются по отношению к средствам производства, месту в общественном разделении труда и принадлежности к общественному богатству (В.И. Ленин). По учению Маркса, преодоление классов возможно путем установления власти пролетариата (диктатура пролетариата) и отмены частной собственности на средства производства. Эти предпосылки, как считают коммунисты, позволяет минимизировать отчуждение всех членов общества от культуры посредством превращения труда в источник всестороннего развития человека и увеличения свободного времени.

Попытка в России и других странах уничтожить частную собственность на средства производства привела в конечном счете к ликвидации эксплуатации. С этим во многом связан кризис реального социализма. Научно-технический прогресс так изменил промышленность, что численность рабочего класса снизилась (около 15% в развитых странах). Это уменьшило его политическую роль. В перспективе возможен переход к безлюдным технологиям производства материальных благ. Это обстоятельство позволяет сделать вывод: классовое деление в современном обществе перестает быть основой политических процессов и конфликтов. Противоречие сохраняется, но как оно разрешится - сказать трудно.

До недавнего времени мы привычно представляли наше общество в виде союза двух классов - рабочих и крестьян. Интеллигенции при этом отводилась роль социального слоя или “прослойки”. Однако нетрудно понять, что такое деление не отражает реальной классовой структуры. Уже сегодня происходит становление класса предпринимателей, крестьян- фермеров, коммерческого класса, класса профессиональных управленцев и, наконец, интеллигенции. Место, роль, цели этих классов в обществе различны. Добиваясь их достижения, классы вступают в сферу политики и становятся ее субъектами.

В западной политической науке принято и более простое деление - на высшие, средние и низшие классы. При этом описывается положение среднего класса, а два других располагают на социальной лестнице по разные стороны от него.

Так, по американским стандартам средний класс составляют семьи с доходом от 20 до 56 тыс. долларов в год. Это чуть более 50% семей. Средний класс разнороден по своим политическим и идеологическим пристрастиям. При этом он, как привило, отвергает крайние позиции и точки зрения. К нему скорее подходят характеристики с частицей “не”: он не богат и не беден, не революционен и не консервативен, не активен и не пассивен в политике. Он всегда выступает за политическую стабильность и обычно поддерживает тот политический курс, который проводится на данном этапе. Все это делает средний класс особым субъектом политики: его поддержки добиваются разнообразные конкурирующие политические силы.

Отсутствие среднего класса и резкое разделение общества на бедных и богатых приводит обычно к конфликтам и социальным потрясениям. Это подтверждается и нынешним состоянием нашего общества, где группы, традиционно составляющие средний класс (врачи, юристы, чиновники), по своим доходам относятся скорее к низшему классу. Это является одной из причин нынешней политической нестабильности.

Относя классы к субъектам политики, следует помнить и о том, что сама классовая структура подвижна и изменчива. Одни классы могут уходить с политической арены, а другие заявлять о себе как о новом участнике политики.

Традиционным субъектом политики являются нации. Нацией принято называть исторически сложившуюся, устойчивую группу людей, которая объединена общностью языка, культуры, социально- экономической жизни, традиций, обычаев, нравов, психологического облика. Нации неоднородны по составу: они включают в себя различные классы и социальные группы, которые могут мирно сосуществовать в ее рамках, а могут и конфликтовать, подчас весьма остро. Однако даже тогда, когда нация напоминает, образно говоря, “бурлящий котел”, она не перестает быть единым целым и продолжает играть роль единого субъекта политики. В определенные исторические моменты национальные интересы могут возобладать над классовыми и групповыми. История содержит множество примеров того, как самоотверженно отстаивалась национальная независимость, как идея национального возрождения объединяла людей самого разного статуса и положения.

Наиболее крупным субъектом политики выступает народ. Само это слово широко употребляется различными политическими деятелями и движениями. От имени народа выдвигаются различные программы и лозунги, его интересами объясняется и необходимость реформ, и опасность преобразований. Под народом обычно понимают население той или иной страны, государства. Народ объединяет всю совокупность классов и социальных групп данного общества и при этом представляет собой единое социальное целое, имеет общую историческую судьбу, социальный опыт, территорию, общие социально-психологические черты. Все это делает народ реальным субъектом политики. Таковым он может выступать и на международной арене, и во внутренней политике. У всякого народа всегда существует и общий, народный интерес. Это может быть выживание в экстремальных условиях войны, вражеской оккупации, экологической катастрофы, совместный выход из кризиса, достижение политической и экономической стабильности. Столь популярное в последнее время выражение - “все мы в одной лодке”, - в краткой форме определяет сущность народного интереса, требующего преодоления внутренних разногласий.

Говоря о народе как о субъекте политики важно правильно соотносить его с нацией. Как известно, народ может включать в себя несколько наций. При этом одна нация в составе народа может преобладать, как это происходит, скажем, во Франции.Бывает же и так, что в составе народа нации находятся в определенном равновесии. Примером тому могут служить США. Однако национально однородных “чистых” от каких-либо других “национальных примесей” народов сегодня в мире практически нет. Социальные общности - от самых малых социальных групп до народа - составляют, напомним, второй ряд субъектов политики. Принимая участие в политике, они, как правило, создают политические институты, составляющие третью группу политических субъектов.

 

3.3. Политические институты. Политическими институтами называют устойчивые исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. К ним обычно относят государство, партии, общественные организации, общественно-политические движения, церковь.

Институт политический(от лат. institutum - установление) - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные области политической деятельности и организующих политическую систему. Политический институт следует отличать от конкретных политических организаций. В зависимости от сферы действия и функции политические институты подразделяются на реляционные, определяющие ролевую структуру политической системы; регулятивные, указывающие допустимые рамки независимых по отношению к общепринятым политическим нормам политических действий во имя личных целей и санкции, карающие за выход за эти рамки; культурные, связанные с политическими ролями, ответственными за обеспечение интересов той или иной социально-политической общности как целого. Развитие политической системы связано с эволюцией политических институтов. Источниками такой эволюции могут быть как эндогенные изменения политических институтов. Источниками такой эволюции могут быть как эндогенные, т.е. находящиеся внутри самой институциональной системы, так и экзогенные факторы. Эндогенные изменения политических институтов происходят вследствие того, что тот или иной институт перестает эффективным образом обслуживать цели или интересы определенных социальных групп. Среди экзогенных факторов важнейшими являются воздействия на политическую систему со стороны культурной и личностной систем. Изменения институтов под влиянием изменений в культуре связаны прежде всего с накоплением человечеством новых знаний, а также с изменениями в ценностных ориентациях. Среди последних наиболее устойчивым консервативным элементом являются способы оценки политической реальности, которые влияют решающим образом на характер политических институтов. Воздействия на политические институты со стороны личности подразумевают всякого рода инновационную деятельность человека, возможную потому, что человеческая личность не исчерпывается интернализованной в ней системой социальных ролей и институционализированных ценностей. Эволюция политических институтов есть история постепенного превращения института традиционного типа в институт современный. Традиционные политические институты основываются на жестко предписанных ритуалом и обычаем правилах политического поведения. Современные политические институты в ходе своего развития становятся все более специализированными. Они воплощают нормы, обеспечивающие интернализацию таких ценностей, как политическая компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, без присутствия которых в мотивационной структуре личности невозможно функционирование современных политических институтов новейшего времени является их относительно большая независимость от системы моральных предписаний. Политический институт становится предметом более свободного нравственного и эмоционального выбора индивидов. Соответственно увеличивается степень аномичности политических систем, неподчинения нормативному порядку политического поведения, в результате чего происходит политическое “расконформирование” личности, часто трактуемое как политическое отчуждение.

Деятельность политических институтов, на первый взгляд, заметнее, чем деятельность социальных общностей. Действительно, та или иная социальная группа заявляет о себе как о субъекте политики именно через создание своей партии, ассоциации или движения. Может сложиться мнение, что политику творят институты, а социальные общности составляют только фон для их деятельности. Но это не так. Обе группы политических субъектов объединяют одних и тех же людей и связаны между собой.

Так, предпосылки для возникновения политических институтов создаются социальными общностями. Каждая из них нуждается в организации, которая могла бы выражать ее интересы. Вместе с тем именно с помощью политических институтов люди ощущают себя народом, нацией, классом, группой.

Политический институт может проводить и самостоятельную политическую линию, увлекать людей. Однако если он перестает полностью отвечать запросам той социальной общности, которая его выдвинула, это оборачивается недоверием и может привести к замене политического института.

 

3.4. Политические интересы. В реальной политической жизни субъекты политики тесно связаны. Эта связь заключается в постоянном общении. Общение бывает разным (мирным и конфликтным), потому что субъекты политики занимают разное общественное положение. Именно разница в общественном положении отдельных субъектов заставляет их взаимодействовать, добиваясь лучших “ролей” в обществе. У каждого субъекта политики существуют свои потребности, удовлетворение которых необходимо для его существования. 'Это не только потребность в пище, воде, одежде, но и потребность в образовании, культуре, творчестве, свободном времени, политической деятельности и т.д. Все эти потребности, взятые вместе, и образуют интерес человека, группы, класса, нации, народа. Интерес есть не что иное, как стремление к удовлетворению максимального количества потребностей. Интересы всегда направлены на изменение или сохранение положения субъекта. Как остроумно заметил политолог Ю.Хохфельд, интерес - это либо стремление к максимальному увеличению привилегий, либо к максимальному уменьшению страданий, либо то и другое одновременно.

Интерес порождается самим общественным положением субъекта. Однако его осмысление происходит в сознании людей. Любой человек постоянно сравнивает, сопоставляет жизненное положение свое, своей группы, класса, нации с жизненным положением других. На этой основе он и определяет, к чему необходимо стремиться, за что бороться, что отстаивать.

Поскольку в политике концентрированно выражены все стороны общественной жизни, она и становится сферой взаимодействия интересов. Разные материальные, экономические, культурные, религиозные и т.д. потребности, осмысленные как интерес, рано или поздно переносятся в политику и становятся причиной, а еще точнее - пружиной политической деятельности. Здесь они сталкиваются, объединяются, побеждают друг друга, определяя политический облик данного общества.

Разнообразие интересов позволяет классифицировать их тем или иным образом. В первую очередь их можно разделить по степени общности: индивидуальные - групповые - классовые - национальные - народные - планетарные. Интересы личности составляют исходное звено в этой цели. Они всегда будут частными по отношению к групповым интересам. В свою очередь групповые интересы выступают как частные по отношению к классовым, классовые - по отношению к национальным и т.д.

Частные интересы не всегда противоположны общим. В жизни человека стремление к тому, что выгодно ему самому, - может совпасть с интересами общества. Более того, достижение обществом благополучия совпадает с личностным пониманием интересов. Вместе с тем, неправильно рассматривать интересы личности по отношению к
общественным как второстепенные. Их пренебрежение всегда оборачивается ужесточением власти.

Политические интересы делятся также на объективные и субъективные. Объективным интересом называется стремление к тому, что объективно выгодно данному человеку, группе, классу. Субъективный интерес - стремление к тому, что кажется выгодным им самим. Объективный и субъективный интересы могут совпадать и не совпадать.

В политике, конечно, все складывается сложнее. Такое несовпадение объективных и субъективных интересов наблюдается сегодня при переходе к рыночной экономике. Объективно такой процесс выгоден обществу, но сопровождающие его либерализация цен, приватизация могут противоречить субъективным интересам многих субъектов политики. Это, конечно, не означает, что субъективными интересами можно пренебречь как мнимыми, “неверными”, ничего не значащими. Такое пренебрежение может дорого обойтись обществу. Ведь в политике нет абсолютно достоверных и точных приборов, с помощью которых можно определить объективность того или иного интереса. Хорошо, если теоретики и политики не ошибутся и найдут, правильно сформулируют за народ его интересы. Но ведь возможны и ошибки, последствия которых проявятся через годы, а иногда и десятилетия. Как же поступать в такой ситуации рядовому гражданину, не слишком искушенному в политике? Прежде всего, следовать древнему правилу, гласящему: “Не сотвори себе кумира”. Каким бы авторитетом ни обладали те или иные лидеры, партии, мы должны полагаться на собственный анализ ситуации. Взвесив все “за” и “против”, учитывая свой прошлый политический опыт и возможные последствия своих решений, необходимо прийти к пониманию своего интереса в политике.

 

3.5. Политические отношения. Разница в политических интересах отдельных политических субъектов определяет их взаимодействие. Формами взаимодействия могут быть: конфликт, борьба, столкновение, компромисс, сотрудничество, консенсус. Конфликт и консенсус являются полюсами этого спектра, между которыми располагаются все другие состояния. Вот почему важно знать сущность этих противоположных форм.

Консенсус (от лат. consensus - согласие) означает наличие между двумя и более субъектами сходных взглядов и позиций по каким-либо проблемам общественной жизни. Если условно обозначить неких двух субъектов политики буквами А и Б, то механизм достижения консенсуса между ними будет выглядеть следующим образом.

Во-первых, А должен признать, что интересы Б имеют такое же право на существование, как и его собственные. Это и будет гарантией того, что интересы А также будут признаны другой стороной.

Во-вторых, оба субъекта должны отказаться от применения силы и силового давления по отношению друг к другу. Если А заставляет Б тем или иным способом принять его позицию, то это уже не консенсус, а прямое подчинение. Такое “согласие” будет мнимым и непрочным.

В-третьих; А и Б должны отказаться от решения вопросов голосованием. Представим, что группа А более многочисленна, чем группа Б. В этом случае победа А обеспечена, а Б неизбежно остается в меньшинстве. Но меньшинство не всегда подчиняется и согласие достигнуто не будет. Следовательно, в этом случае необходимо не голосование, а согласование.

Согласованность необходима в любом обществе. Вместе с тем, достижение полного консенсуса невозможно. Этому препятствуют социальные различия, имущественная разница, несовпадение в политической и культурной ориентации, половозрастные различия.

Консенсус не исключает из политической жизни борьбу интересов, конкуренцию, соперничество. Он - разумное, сознательное перемирие по принципиальным вопросам. Консенсус предполагает высокую степень цивилизованности, культуры общества, знаний, мастерства, интуиции политиков. Конфликт - открытое столкновение противоположных сил, интересов, мнений, чреватое осложнениями. Конфликты могут быть семейными, житейскими, административными, хозяйственными, политическими и т.д.

Политический конфликт характеризуется рядом признаков. Так, во-первых, в конфликте должны участвовать по меньшей мере два субъекта. Во-вторых, у них должны быть противоположные интересы. Причем эта противоположность должна быть доведена до крайностей, до “точки кипения”. В-третьих, конфликтующие стороны не общаются: они не слушают и не слышат друг друга. В-четвертых, цель конфликтующих субъектов - нанести друг другу ущерб. Каждый хочет победы за счет другого.

В основе конфликтов лежат самые разнообразные причины. В конечном счете каждый конфликт неповторим. Однако изучение этих по-своему уникальных ситуаций позволяет найти в каждом из них и нечто типичное. К типичным политическим конфликтам можно отнести властные решения, которые не учитывают последствий и ответственности; рассогласование обязанностей и возможностей субъекта власти; конфликт привилегии; намеренные конфликты. В основе конфликта всегда лежит противоречие, которое достигает предельного состояния. Почему мирно существующие субъекты вдруг начинают противоборство? Если противоречия долгое время замалчивались, не разрешались, то рано ли поздно они обостряются.

Каждый политический конфликт по своемууникален. Но при этом существуют и общие правила,следуя которым егоможно преодолеть.

Во-первых, если конфликт уже возник, следует открыто признать, а не замалчивать это. Поскольку общение между субъектами нарушено им, во-вторых, необходимо найти посредника, через которого они могли бы высказать друг другу свои требования. Фигура посредника чрезвычайно важна при разрешении конфликта. Им может стать конкретный человек, политик, группа политиков, нейтральные вооруженные силы и т.д. Найти посредника нелегко, поскольку он должен устраивать обе конфликтующие стороны и обладать редким сочетанием способностей: интеллектуальных, организационных, дипломатических и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика как социальное явление 7 страница | Политика как социальное явление 9 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.