Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика как социальное явление 7 страница

В этот же период заметную роль начинают играть и радикальные политические идеи. Иосиф Еленский, писавший и действовавший под лозунгами свободы, равенства, братства, выступил за отмену сословных привилегий и освобождение крестьян. Его политическим идеалом стало общинно-коммунистическое устройство, где все средства производства, земля, недра принадлежат труженикам. В таком обществе каждый обязан трудиться и получать образование. Политическая жизнь, по мнению Иосифа Еленского, должна строиться на выборных началах.

19 век в истории политической мысли Беларуси ознаменован широким распространением идей освобождения Беларуси, ее независимости и самостоятельного развития. В первой его половине происходит активное создание ряда общественно-политических кружков, которые объединяли людей, озабоченных будущим своей Отчизны. Интересна, к примеру, деятельность Общества филоматов (1817-1823), которое выступало не только за социальное, но и за национальное освобождение. Главными двигателями всех перемен они считали действующего и мыслящего человека. Только люди через просвещение и реформы смогут усовершенствовать общество. Оно должно быть основано на естественном праве, признавать полезность всех сословий и строить свою жизнь на принципах закона и морали.

С открыто революционными идеями выступил во второй половине 19 века Кастусь Калиновский (1838-1864). Он резко критиковал феодально-крепостнические отношения, эксплуатацию, абсолютизм, бюрократический аппарат и судебную систему в России. При этом он не только ниспровергал, но и выдвигал свой идеал общественного устройства. В его основе - передел земельной собственности в пользу крестьян и сохранение общины. В таком справедливом обществе, по мнению К. Калиновского, не должно быть сословий и привилегий, а главной ценностью станет труд. Политическую жизнь в таком обществе К. Калиновский видел устроенной на демократических началах. Власть народа, а не ограниченной группы людей - таков его политический идеал.

Особую роль в совершенствовании общества он отводил подрастающему поколению. Считал, что заботу о его образовании и воспитании возьмет на себя в будущем само государство. Школа должна не только давать знания, но и воспитывать гражданские качества. Он настаивал на том, чтобы обучение велось на родном белорусском языке, видя в нем важнейшую для народа ценность.

Путь к осуществлению этого социального проекта лежал, по мнению К. Калиновского, через крестьянскую революцию, участие в которой могут также принять граждане и студенчество. Неслучайно именно он возглавил восстание 1863-1864 гг. в Беларуси и Литве. До последней минуты вооруженной борьбы оставался он на своем посту, но в январе 1864 г. был арестован и через месяц казнен. В единственном дошедшем до нас стихотворении, которое можно назвать политическим завещанием революционера, мыслителя, публициста, он писал, обращаясь к народу:

Когда превратятся слова мои в дело,

Вставай за свободу согласно и смело,

И если поднимешься всей громадою,

Навеки расстанешься с черной бедою.

Эти слова звучали как политическое завещание революционера, мыслителя, публициста. Общий обзор политической мысли показывает, что в центре внимания тех, кто изучал политику, постоянно находились вопросы государства, права, власти, свободы, справедливости. Эти "вечные" проблемы каждый раз возникали заново в новой исторической обстановке. Но при этом их решение всегда вбирало в себя мудрость предшествующих эпох. Так постепенно и создавалась современная политическая наука, к изучению которой мы и приступаем.

 

2.4. Политология как самостоятельная дисциплина. Несмотря на наличие широких политических исследований, вплоть до второй половины 19 века политология не была как самостоятельной дисциплиной. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной ниши, образование в первой половине 19 века правовой школы в Германии, другие же - преимущественно американские авторы датируют ее возникновение второй половиной 19 века и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и тем самым создал условия Джону Берджессу для создания высшей школы политической науки (при университетах Колумбийском и Йельском).

В США в 1889 г. была создана Американская академия политической и социальной науки. В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.

В конце 19 - начале 20 века термин "политическая наука" получает признание и распространение в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска издает труд "Элементы политической науки". В начале 20 века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается.

Наиболее известные научные школы формировались в начале 20 века в Англии и во Франции. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана международная ассоциация политической науки. Заметим, что в 1961 г. в качестве коллективного члена к ней присоединилась и Советская ассоциация политической науки. Однако судьба политологии в СССР сложилась непросто.

Бурные события и перемены в политической жизни России в начале 20 века обусловили появление целого ряда оригинальных аналитических работ по проблемам политики. Принадлежавшие к различным идейным течениям П.Б.Струве, М.Н.Туган-Барановский, Н.А.Бердяев, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, С.Н.Булгаков, М.М.Ковалевский и многие другие осмысливали проблемы революции, власти, государства, политической судьбы Отечества. Революция 1917 г. прервала становление отечественной политологической школы. В 20-30-е годы произошло подчинение политики идеологии. Так, в идеологии выдвигалось требование коллективизации, в политике - объявлялась борьба крестьянству, в идеологии выдвигался тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, а в политике создавался ГУЛАГ. В таком обществе политике не нужна была наука, и политологию постигла участь кибернетики и генетики, объявленных "буржуазным" изобретением. И в последующие годы реальную политику нашего государства определял сравнительно узкий круг людей, который опирался не на рекомендации науки, а на собственную интуицию и волю.

Перемены произошедшие в ней стране в середине 80-х годов возродили интерес к политической науке. “Открытость” политики, приобщение к ней больших масс людей, появление новых политических партий - эти явления заставили не только политиков, но и все общество повернуться лицом к политологии. Первые шаги в направлении демократизации нашего общества показали огромный дефицит политических знаний и у тех, кто профессионально занят политикой, и у тех, кто является простым участником политических событий.

Обучение законам политики помогает формировать грамотное гражданское общество, которое является основой демократии. Оно помогает любому гражданину усвоить правила поведения в политике, понять и осмыслить собственные интересы, принять верное решение, сделать правильный выбор. Вот почему без изучения политической науки невозможно себе представить современное образование. Политология является частью того, что на Западе называют либеральным знанием или гражданским образованием.

Фактически процесс становления политической науки в СССР политологии нелегок и сложен. Немалая доля проблем связана с наследием сталинизма и постсталинизма. Изучение политики сводилось к зазубриванию “законов” исторического развития и их использованию партией большевиков. Политика понималась как технология борьбы за власть. Политическое искусство заключалось в том, чтобы своевременно воспользоваться тем или иным приемом.

Опасения, что изучение политики как самостоятельной дисциплины приведет к признанию тоталитарности советского режима обусловили идеологическое неприятие. Тоталитаристская тенденция существует в любом обществе. Однако выступает ли она порождением XX века или же это следствие проявления глубинных особенностей развития отдельных обществ?

Одна из гипотез относительно тоталитаризма в России и Германии объясняет сталинизм и гитлеризм тем, что в этих двух странах в политический процесс включились массы, не обладавшие опытом жизни в условиях демократизации, оказавшиеся в силу низкого уровня политической культуры лишенными иммунитета перед наступлением средств массовой информации, индоктринизацией. Есть, однако, и иная гипотеза: сталинизм с гитлеризмом не имеет ничего общего, сталинский режим продолжает типичную для России традицию восточного деспотизма, органичен для российской истории. Речь идет не просто о разных концепциях. Это разный взгляд на перспективу нашего развития. Если тоталитаризм в СССР общецивилизационное явление, то развитие плюралистической демократии западного типа, с системой разделения мастей может быть реальной альтернативой сталинизму. Если это самобытное российское порождение, итог развития национальной культуры, то демократия западного типа выльется в паралич власти, плюрализм приведет к расколу общества на враждующие фракции, не обладающие политической культурой Запада - компромиссом, консенсусом. В этом случае российская демократия должна быть самобытной.

Эти проблемы требуют серьезного политологического анализа, что невозможно без отношения к политологии как к науке. Кроме того, серьезное изучение политической системы в СССР неизбежно показало бы, что реальные механизмы ее функционирования далеки от тех норм, которые были зафиксированы в Конституции. Советская власть, как сейчас стало ясно, была таковой чисто номинально, а на деле все решали партийные комитеты, которые фактически утратили функции политической партии, став элементом административно-командной машины власти.

Серьезный интерес к политическим исследованиям, своего рода "социальный заказ" на них был порожден условиями перестройки. Потребовалось, чтобы осознание того, что дальше "так жить нельзя", проникло в высшие эшелоны власти, предпринявшее попытку реформировать и политическую систему, и экономические отношения. Здесь-то и выяснилось, что никто не знает общества, в котором мы живем (первым об этом сказал Ю.В. Андропов). Структуры власти действовали по инерции, и попытки их перестроить оказались неудачными.

“Пробуксовка” перестройки, развал экономики в значительной степени объясняются отсутствием политологического анализа намечаемых действий. Фактически начался необратимый процесс перераспределения власти между центром и республиками, местными органами власти, ведомствами, министерствами. Однако процесс этот пошел стихийно, не оказалось целостной концепции строительства нового государства, игнорировался зарубежный опыт.

 

2.5. К вопросу о предмете политологии. Единства мнений по поводу предмета политической науки не существует. Это обусловлено разными традициями конкретных стран, научных школ, направлений, которые влияли на развитие мировой политологии. Так, в США политология всегда имела прагматическую направленность и развивалась, ориентируясь исключительно на потребности политической практики американского общества. В Западной Европе политологии свойствен академизм, стремление к широким теоретическим обобщениям, к универсальности выводов, пригодных для различных ситуаций.

Основы первого подхода к содержанию политической науки заложил древнегреческий философ Аристотель, который рассматривал в качестве предмета государство. Это было обусловлено тем, что содержание политики в античности (а затем и в средневековье) сводилось к деятельности государства - единственного субъекта политической жизни. Впоследствии, следуя традиции Аристотеля, политологию определяли как науку об управлении государством. Эта позиция и по сей день имеет многочисленных сторонников в Западной Европе, особенно во Франции и Германии. В их интерпретации политическая наука едина.

Впервые политическую науку как науку о власти определил итальянский общественный деятель и политический мыслитель, философ и социолог Н. Макиавелли. Она и стала доминирующей в западной политологии. Однако поскольку властные отношения чрезвычайно богаты по содержанию, многообразны по формам проявления и субъектам-носителям, поскольку в их анализе стали выделяться те или иные стороны многогранного мира политики, которые становились предметами исследования самостоятельных отраслей политического знания. Это привело к дифференциации политической науки и образованию целого спектра политических дисциплин: политической философии, политической теории, политической социологии, политической психологии, политической антропологии и т.д. Естественно, возникла проблема: следует ли считать политологию единой наукой или она состоит из самостоятельных отраслей знания? Объективно отсутствие единой точки зрения по поводу предмета политической науки было обусловлено и тем, что представители различных наук изучали политику и власть в традициях своих отраслей. Так, юристы настаивали на том, что политическая наука изучает государство; философы рассматривали политологию как разновидность социальной философии; социологи считали ее отраслью социологии, изучающей политические явления, и т.д.

Ответим на вопрос, в каком объеме политология изучает политику. На этот счет нет ясности.

1. Политология - наука, занимающаяся исследованием государства, партии и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряд других политических явлений. В этом случае политология - дисциплина однопорядковая с политической социологией, политической философией, политической психологией, т.е. одна из наук о политике. Данная трактовка фактически отрицает наличие общей науки о политике, интегрирующей все политические знания в единую систему. Эта формулировка (позиция) утрачивает свое влияние, особенно в Европе.

2. Политология - единая наука о политике. Она включает, однако, не все знания о ней, а лишь те, которые опираются на строго научные, преимущественно эмпирические методы. Сюда не входят такие общетеоретические дисциплины, опирающиеся на нормативный, ценностный подход, как политическая философия, этика, история политических идей и др. Эта точка зрения представлена сторонниками бихевиоризма. Бихевиористы отрицают научность предшествующих политических теорий. Они представляют политологию как точную науку, основанную на эмпирических, математических, кибернетических методах. При этом отрицаются ценностные подходы к политическим теориям, а также историко-диалектические концепции, занимающиеся критическим анализом общества, его противоречий и закономерностей.

3. Политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включая весь комплекс наук о политике: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, политические институты и т.д. Достоинством широкой трактовки политической науки является ориентация на интеграцию самых различных политических знаний и получение целостности исследуемых объектов.

Итак, политология представляет собой единую, интегральную науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом.

 

2.6. Место политологии в системе наук об обществе. Факторы, определяющие значение политологии.

Роль и значение политологии в жизни общества обусловлены двумя обстоятельствами: особенностями ее предмета и теми функциями, которые она выполняет и которые отличают ее от других наук об обществе и политике.

Особое место политологии среди других наук об обществе, ее отличие, например от экономики, демографии, культурологии, психологии, права и т.д. определяются тем, что предметом ее анализа выступает политика. Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов. По сравнению с другими социальными регуляторами, такими, как скажем, мораль, религия, право, традиции, обычаи, политика наиболее эффективно влияет на общественные процессы благодаря наличию специфического инструмента, каким выступает политическая власть.

Политическая жизнь общества - достаточно сложная и постоянно меняющаяся реальность. Она включает в себя все явления, в отношении которых существует возможность выбора. Однако выбор индивидом, социальной группой, политическим институтом вариантов действия или поведения не представляет собой автоматической реализации тех или иных ценностей, которые господствуют в обществе. Этот выбор опосредован множеством случайных, но не менее важных для субъекта политики факторов: личные пристрастия, интуитивные предпочтения, конъюнктурные соображения. По этой причине политика оказывается сферой постоянного выбора то возникающих, то исчезающих возможностей развития, стандартов поведения и т.д., связанных с использованием власти. Различные стороны процесса выбора политических решений, действий, соотнесение их с затратами и конкретными результатами - предмет анализа целого спектра дисциплин.

Политическая социология раскрывает воздействие общества на распределение и формирование власти, выявляя направленность политического сознания и поведения индивидов, социальных групп, партий, общественных движений. Теория государства иправа изучает политическую жизнь, анализируя содержание деятельности институтов государства: правительственного аппарата, системы права, правящих политических партий. Политическая философия исследует ценностные и мировоззренческие аспекты властных отношений в контексте политического пространства и времени, свободы политического выбора. Она обладает наиболее высоким уровнем обобщения политических явлений. Предметом политической антропологии выступает “человек политический” как субъект политического творчества. Возможности и пределы его влияния на общество политическая антропология выводит из природы человека, неотчуждаемости его естественных прав (на жизнь, безопасность, свободу, сопротивление насилию и т.д.), их приоритета по отношению к принципам и законам государства. Политическая психология рассматривает политику сквозь призму влияния побуждений, желаний, страстей, стереотипов, нравов, традиций на политическое поведение.

По сравнению с указанными политическими дисциплинами политология имеет ряд отличительных черт. Одна из них состоит в том, что она является общей теорией политики, интегрирует и синтезирует выводы частных политических теорий и выступает их методологической основой. Из нее черпают познавательные принципы и приемы частные политические теории: теория государства и права, политическая антропология, политическая этнография, политическая психология и т.д. Другая особенность обнаруживается в том, что политология изучает политические взаимодействия по поводу распределения и осуществления власти. Прежде всего она рассматривает роль в этих процессах государства и его структур, значение политических партий, групп давления, элит, лидеров. Кроме этого, она учитывает значение политико-культурных факторов, характер политической социализации, которые определяют уровень зрелости субъектов политики.

Таким образом, политология изучает политическую практику, что и определяет высокую практическую направленность ее выводов. Однако политология включает в себя и теоретический анализ политических взаимодействий. Следовательно, в политологии ограниченно взаимосвязаны два уровня анализа (эмпирический и теоретический), а также институциональный (содержание деятельности политических институтов) и поведенческий (направленность политического сознания, содержание деятельности политической культуры и поведения групп, индивидов) аспекты политики.

2.7. Основные понятия. Содержание политических взаимодействий государства, общества и индивида по поводу распределения и осуществления власти выражается системой категорий, т.е. основных понятий. Классификация категорий политологии может осуществляться по различным критериям. Если взять в качестве критерия состояние политической жизни - изменчивость и стабильность, то можно выделить два ряда понятий. Динамизм политического развития отражают категории “политический интерес”, “политический выбор”, “политическое развитие”, “политический процесс”, “политическая модернизация”, “политические технологии”, “политическая ситуация”, “политическая альтернатива” и т.д. Стабильность политической сферы выражают понятия “политическая власть”, “политический режим”, “политическая система”, “политические нормы”, “политические традиции”, “политическая культура” и т.д. Язык политологии пластичен, разнообразен по формам своего выражения, но достаточно строг. Он существует в вербальной (лат. verbalis - устный, словесный) форме, т.е. представлен понятиями, которые обозначают определенные политические явления: власть, режим, демократию и т.д.

Но политология оперирует символами, знаками, стереотипами, выражающими смыслы деятельности и назначение конкретных политических институтов. Так, смысл образования государства, его цели отражаются в государственной символике: гербе, гимне, флаге. А главная идея и цели политической партии или движения могут выражаться в эмблеме или знаке.

 

2.8. Методы науки. Специфических методов познания политических взаимодействий политология не сформировала. Она использует методы и приемы смежных или близких отраслей знания, которые позволяют глубже проникать в природу политики (табл.1). Каждый метод эффективен в исследовании определенных ситуаций.

Первоначально в политологии использовались институциональный и исторический методы.

С помощью институционального метода, преобладающего в юридических науках, политическая жизнь анализировалась сквозь призму деятельности политических институтов: права, государства, партий, объединений, групп давления и т.д.

Исторический метод предполагает исследование политической жизни в контексте эволюции политического процесса, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.

В XIX веке заметное влияние на политическую мысль оказала социология.

Социологический метод рассматривает политику в контексте ее обусловленности социально-экономическими, идеологическими, культурными и другими отношениями. На зависимость политики от социальных отношений указывал еще Аристотель. Так, в качестве элементов государства он рассматривал бедных и богатых, знатных и незнатных, ремесленников и купцов.

Потребность в том, чтобы представить политические явления зримо и конкретно осязаемо, обусловила введение в научный оборот в 30-х годах XX века бихевиористскогометода, с позиции которого политика рассматривалась в контексте поведения конкретной личности. Это позволяло использовать количественные и качественные показатели измерения политических явлений. С тех пор в политологических исследованиях стали активно применяться математические методы, статистические данные, анкетные опросы, моделирование и т.д.

С бихевиоризмом органично связан психологический метод и такая его разновидность, как психоанализ. Психологический метод в анализе политики одним из первых стал использовать Н. Макиавелли. В известном труде “Государь” дан блестящий анализ субъективных механизмов политического поведения через анализ побуждений, желаний, страстей, пороков индивида (жадности, лести, зависти и т.д.)

В рамках психологического метода в качестве предпосылки политического поведения рассматривается весь спектр психических мотиваций, в психоанализе же акцентируется роль бессознательного в политической деятельности. Достоинства психоанализа состоят в том, что с его помощью можно объяснить иррациональные, т.е. не осознаваемые разумом (лат rationalis – разумный; irrationalis – неразумный), моменты политического поведения. Действительно, в политическом поведении далеко не всегда удается выявить точеные цели субъекта, проанализировать его идеалы. Как считает создатель психоанализа австрийский психолог и политолог З. Фрейд (1856-1939), поступки субъекта обусловливаются бессознательными, т.е. теми впечатлениями, которые были получены им еще в детстве. Всякий раз в моменты эмоциональных напряжений образы и впечатления детства становятся мотивами поведения. Метод психоанализа оказался очень эффективным при выявлении природы тоталитаризма, объяснении деструктивного и агрессивного политического поведения, например поведения разгневанной толпы, политиков, призывающих к войне как к способу решения возникших проблем, вождей, которые для установления единоличной власти способны уничтожить миллионы своих соотечественников.

В 50-х годах ХХ века на волне критики эмпирических методов анализа происходит становления системного метода, в рамках которого политика рассматривается как целостное самодостаточное образование, а логика ее развития представляется обусловленной, с одной стороны, взаимодействиями с внешней средой, с другой – характером внутренних связей между составляющими политику элементами.

 

Таблица 1. Методы политологии

Метод политологии На чем акцентирует внимание Как изучает политику
1. Институциональный На взаимодействии политических институтов: право, государство, политических партий и движений и т.д.   Анализ официальных структур и формальных правил принятия решения.
2. Исторический На политических явлениях и процессах во времени и пространстве.     Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего.
3. Социологический На зависимости политики от социальных факторов, социальной структуры, идеологии, культуры и т.д.       Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы. Характер интересов обусловлен социальными факторами.
4. Бихевиористский На личностном измерении политики, поведении отдельного человека. Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации.
5.Психологический На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д.     Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение.
6. Системный На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Анализ характера обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами и способами распределения ресурсов институтами власти.

 

2.9. Закономерности политологии. Как и всякая наука, политология стремится сформулировать свои знания о политике в форме закономерностей, т.е. объективных устойчивых взаимосвязей, принципов, тенденций. Первые попытки выявить такие закономерности предпринимались Н. Макиавелли и Ш. Монтескье (французский писатель, философ, историк), которые обращали внимание на взаимосвязи политики с природными факторами, с психологией, культурой народов.

Обычно выделяют две группы взаимозависимостей: объективные взаимосвязи с другими сферами жизни общества; собственно политические закономерности, т.е. устойчивые взаимозависимости между элементами политики. К первым относят зависимость политических форм от экономического развития; обусловленность демократии уровнем культуры общества, наличием демократических традиций, влиянием на формы управления размера территорий и т.д. Ко вторым относят, например, принцип легитимности: любая власть нуждается в признании ее со стороны общества; политические решения предполагают наличие механизмов реализации, политическая власть функционирует, лишь будучи передаваемой от субъекта к объекту и наоборот; устойчивость режима обусловливает соблюдение принципов разделения властей и отделения политики о других сфер и т.д.

 

2.10. Функции политологии. Назначение политологии в жизни общества определяется функциями, которые она призвана выполнять.

Особое значение политология имеет для конкретного индивида в тех обществах, которые только создают демократические основы жизни. Во-первых, она способна диагностировать состояние общественного развития благодаря выявлению существующих групп интересов и определению их соответствия тенденциям социального прогресса. Во-вторых, осмысление тенденций общественного развития позволяет выработать эффективные механизмы интеграции индивидов в политическое сообщество и обеспечить реализацию общественных и личных интересов. В-третьих, вооружая индивида социально-политическими знаниями, политология помогает ему понять логику общественной эволюции и выработать рациональные и эффективные пути сознательного участия в политической жизни. Тем самым политология обогащает личность политическим опытом, политической культурой, формирует сознательного и самостоятельного субъекта исторического процесса. Однако политология не может застраховать общество от всех политических неурядиц и конфликтов уже хотя бы потому, что политическая жизнь не всегда развивается на основе рационально осознанной мотивации политического участия. Вот почему сама политология должна совершенствовать методы анализа, глубже проникать в природу волевого начала и механизмов его трансляции.

 

 

Вопросы и задания

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика как социальное явление 6 страница | Политика как социальное явление 8 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.