Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика как социальное явление 6 страница

Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Достоинство данной трактовки заключается в гуманистической направленности политики. Такой идеал (гуманистический) ориентирует участников политики на общественно-ценностное поведение. Недостатки: 1. Оперирует многозначными, неопределенными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага. Тем самым создаются предпосылки для реализации интересов различных политических сил. 2. Существует большое расхождение понимания политики как деятельности по достижению общего блага и рациональности. Так, например, широко распространена в политике эгоистическая мотивация. Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага являются политическими. Многие люди совершают благородные поступки, движимые нравственными, религиозными мотивами.

Вместе с тем нормативный подход выражает стремление людей, общества окультурить, гуманизировать и рационализировать политику, внести в нее нравственное начало.

Вторая наиболее распространенная группа определений политики- субстанциональные. Эти определения ориентируются на раскрытие первоосновы, “ткани”, из которой состоит политика. Здесь существует несколько трактовок:

1.5. Политика - власть. Самая распространенная - трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование. Политика, писал М. Вебер, это “стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает”.

1.6. Институционные трактовки политики. “Властные” определения политики отражают ее сущность, важнейшее конституирующее качество. Они конкретизируются в государственных институтах, в которых воплощается и материализуется власть, прежде всего через важнейший институт - государство. Политика в этом случае выступает как “участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства” (В.И. Ленин Полн. собр. соч., т.33, с.340).

1.7. Антропологические трактовки политики. Антропологические определения пытаются отразить более глубокий источник политики, коренящийся в природе человека. С этой точки зрения, политика - форма общения людей, способ коллективного существования человека. Антропологическое понимание политики дал еще философ Аристотель (381-322 до н.э.). Он полагал, что человек - существо политическое, поскольку он - существо коллективное. Нормальная жизнь человека возможна только при общении с другими людьми. Высшей формой такого общения выступает политика, так как она воплощает в себе справедливость, равноправие.

1.8. Конфликтно - консенсусные определения политики. Антропологические трактовки политики значительно обогащаются ее конфликтно-консенсусными определениями. Конфликтные определения политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно не возможна без консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону. Американский политолог С.Ф. Хантингтон отмечает что при полном отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при полном отсутствии социального консенсуса... невозможны политические институты.

1.9. Политика как отношения “друзей-врагов”. Специфическую интерпретацию и развитие конфликтно-консенсусные трактовки получили у немецкого политолога Карла Шмидта. Нередко его концепцию политики рассматривают как самостоятельное направление. Он полагает, что политика не имеет собственной основы, субстрата. “Политическое” способно возникать из других областей общественной жизни: религиозных, экономических, нравственных и др. Политическое качество возникает в результате “уплотнения” общественных противоречий, их осознания как отношения “друзей-врагов”. Враг - это “чужой”, представляющий угрозу другому субъекту, друг - союзник. В данном понимании политика - субъективное переживание. Объективные условия, основы остаются в тени.

1.10. Деятельностные определения политики. Деятельностные определения политики характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ результатов и определение новых целей политики. Деятельностное определение политики широко используется в теории политических решений.

1.11. Телеологические трактовки политики. Деятельностная интерпретация применяется и в телеологических определениях политики, рассматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. В телеологических определениях политики подчеркиваются два ее конструирующих момента: коллективная природа деятельности (крупных социальных групп: классов, наций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный характер. В политике частные цели индивидов “вырастают” до общегосударственных.

1.12. Системная интерпретация политики. Телеологические определения политики, широко используются в рамках системного анализа общества. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, находящимся в непрерывном взаимодействии. Политическая система заботится о самосохранении, в основе которого лежит способность удовлетворять целый ряд общественных потребностей.

Рассмотренные выше трактовки политики (см. табл.1) не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие характеристик объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные трактовки, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по осознанию и представлению своих противоречивых интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Вопросы и задания

1. Какой смысл вкладывается в понятие “политика”?

2. С чем связана многозначность термина “политика”?

3. Каковы причины возникновения политики?

4. Что определяет специфику политики как самостоятельной сферы общественной жизни?

5. Какие функции политика выполняет в обществе? Выделите, на ваш взгляд, наиболее важные и аргументируйте свой выбор.

6. В каких случаях политика проникает во все сферы жизни общества и подчиняет их себе? Приведите конкретные примеры такого подчинения.

7. Как соотносятся экономика и политика; политика и мораль; политика и право как механизм регуляции общественной жизни?

8. Как вы считаете, существует ли перспектива отмирания политики?

9. Основные определения политики.

10. Основания классификации политики.

11. Группа социологических трактовок политики.

12. Субстанционные определения политики.

13. Научно сконструированные трактовки политики.

 


Раздел II Формирование политической науки

Люди осознают политику в основном двумя способами - через обыденные взгляды и через научное знание.

Обыденные, несистематизированные представления о политике существуют на протяжении многих веков. В той или иной мере они присущи каждому человеку и составляют неотъемлемый элемент политического сознания. Отражая преимущественно внешнюю, практическую сторону политических явлений, обыденные знания могут быть как истинными, так и ложными. В целом же они не отражают всестороннюю действительность. Все это призвана обеспечивать политическая наука - политология. Что же она собой представляет? Когда и как возникла?

 

2.1. Зарождение политической науки. Науку, которая изучает политику во всех её проявлениях, принято называть политологией. Это название происходит от двух греческих слов - политика и логос (наука). Следовательно, политология - наука о политике.

Первые теоретические рассуждения о политике мы встречаем в рукописях, относящихся к 5 - 4 вв. до н.э. Таким образом, само политическое знание имеет возраст не менее 2500 лет. Великие философы прошлого в разные эпохи, решая проблемы бытия, не оставляли без внимания и такие его проявления, как власть, государство, закон.

Исторически первой формой осмысления политики была её религиозно-мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся источникам, во 2-1 веке до н.э. у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти. Эти представления передавались в форме мифов.

Примерно с середины первого тысячелетия нашей эры появляются первые концепции политики, носящие философско-этическую форму. Тем самым закладывается основа собственно теоретических исследований политики (Конфуций, Платан, Аристотель).

Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и иметь своей целью общее благо (его работа “Политика”). Для своих политических выводов он использовал большой фактический материал - результаты конкретных исследований 158 городов-государств-полисов. Аристотеля часто называют родоначальником политической науки. Однако это не совсем так, поскольку становление политологии - длительный процесс. Политические исследования Аристотеля, как и его предшественников, ещё не выделились в самостоятельную дисциплину и были переплетены с философией, этикой. Впоследствии политическая мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Особенно это заметно в произведениях Цицерона “О республике” и “О законах”. Дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Руссо, Миля, Маркса, Энгельса и др.

 

2.2. Политическая мысль Западной Европы. Одну из наиболее интересных политических теорий древности мы находим в творчестве древнегреческого мыслителя Платона (427 - 347гг. до н.э.). В своих трактатах “Государство” и “Законы” он анализирует политическую жизнь и создает проект идеального, совершенного, по его мнению, государства. Согласно замыслу, в таком государстве свободные эллины должны быть разделены по своим природным данным и способностям на 3 сословия: философов, воинов и трудящихся. Правящую власть Платон вручал философам, ибо лишь они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятными общими интересами общества. Именно к ним относятся знаменитые слова Платона, которые впоследствии многократно повторялись мыслителями последующих поколений: “Пока в государствах не будут царствовать философы, до тех пор государства не избавятся от зол”. Мудрость правителей философов позволяет поддерживать в государстве справедливость. Так как частная собственность и семья порождают в людях эгоизм и вредят общему делу, философы должны быть лишены семьи и жить замкнутыми группами, внутри которых все равны, а имущество - общее.

Другой привилегированный слой общества - воины, на которых возлагается проведение в жизнь решений философов и охрана установленного порядка. Они также нуждаются в оградительных мерах. “У стражей, - писал Платон, - не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества”.

Только в низшем слое общества - у земледельцев и ремесленников, призванных обслуживать потребности государства, предполагалось сохранить индивидуальную собственность.

Общей целью государства Платон провозглашал заботу не о приобретении материальных благ, а о моральном совершенстве, достигаемом благодаря развитию наук.

Ученик Платона Аристотель (381-322гг.) исследовал политическое устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены им в труде “Политика”. Здесь он объясняет, в частности, происхождение государства. В его основе лежат, по его мнению, природные причины. Так, естественная потребность человека в общении побуждает его создавать семью, потом общину и, наконец, государство. В зависимости от целей, которые ставят властители, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства. Правильным государственным строем Аристотель считал такой, при котором преследуется общее благо независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным - такой, при котором преследуются корыстные цели правителей.

Наилучшей формой правления Аристотель считал ту, при которой правит большинство. Но при этом оно должно подчиняться закону. Если же этого не происходит и решающее значение имеют в государстве постановления народного собрания, то народ легко может стать деспотом и рано или поздно попадает под власть демагогов и льстецов. Они же управляют народом как хотят, подчиняя его своей власти.

Власть народа, основанную на законе, Аристотель называет политией. Такая форма государственного устройства существует там, где велик слой среднезажиточных граждан. Философ утверждает, что “там, где в составе населения средние имеют перевес..., государственный строй может рассчитывать на устойчивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в соглашение с бедными, ополчатся на средних, никогда ни те, ни другие не согласятся быть рабами друг друга...”

Аристотель, подобно Платону, верит в возможность совершенствования гражданина, государства, власти. При этом он пытается формулировать законы политической жизни, значение которых поможет людям в установлении прочной и справедливой власти. Он оптимистично верит в то, что “государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо”.

Новая волна интереса к законам политической жизни приходится на эпоху Возрождения. Родиной европейского Возрождения по праву считается Италия. В 14-15 веках она выдвинулась в ряд наиболее развитых стран Западной Европы. Именно здесь родился, жил и работал классик политической теории Возрождения Николо Макиавелли (1469 - 1527). Мыслитель верил в прогресс общества, двигателем которого считал интересы человека. Среди них главными, по его мнению, являются стремление к самосохранению и стремление к материальной выгоде. “...Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества”, - категорично утверждал Макиавелли. Власть должна понимать это и использовать человеческие стремления себе во благо.

Макиавелли выступает сторонником сильной власти. Но силу власти он видит не только в прямом насилии, но и в умении управлять. Этому умению он и стремится научить властителей в своем знаменитом труде “Государь”. Здесь он обосновывает мысль о том, что для достижения благой политической цели пригодны любые, в том числе и аморальные, средства. Вот как он объясняет это: “...Не стоит волноваться о дурной славе пороков, не впадая в которые трудно спасти государство, ибо если как следует все рассмотреть, найдется нечто, что покажется добродетелью, но ведет к гибели, и нечто, что покажется пороком, но, следуя ему, можно достичь безопасности и благополучия”. Макиавелли советует государю быть жестоким, скупым, немилосердным, вероломным, если того требуют обстоятельства и благо государства. Властитель должен умело пользоваться страстями других людей, сочетая в себе качества льва (смелость, решимость) и лисицы (хитрость, осторожность).

Взгляды Макиавелли получили широкое распространение среди правителей и того, и более позднего времени. Впоследствии для обозначения такой политики появился даже особый термин “макиавеллизм”, обозначающий политику, попирающую законы морали, не разбирающуюся в средствах достижения политических целей.

Дальнейшее развитие политическая мысль получает в Голландии и Англии. Именно здесь происходят первые буржуазные революции. Бурные политические события дают толчок появлению новых политических теорий. Одна из наиболее интересных принадлежит Томасу Гоббсу (1588 -1679). Он утверждает, что до образования государства люди жили в “естественном состоянии”. Все люди были равны и каждый имел равное с другим “право на все”. Но, поскольку человек эгоистичен, обуреваем жадностью, страхом, честолюбием, в таком обществе неизбежна “война против всех”. В “естественном состоянии” человек человеку - волк. Избавление от такого положения Т. Гоббс видит в том, что природа заложила в людей и инстинкт самосохранения. Он-то и подсказывает людям выход: отказ от своих прав на все в той мере, в какой этого требуют интересы мира.

Отказываясь от части своих прав, люди отдают их по договору определенному лицу или группе лиц. Последние и представляют собой государство. Государство призвано гарантировать мир между людьми. Чтобы выполнить возложенные на него обязанности, государство должно располагать абсолютной властью и неограниченными правами. Подданные, по его замыслу, должны быть лишены возможности изменять избранную форму правления, протестовать против решения государства. Причем “все, чтобы верховный правитель ни делал по отношению к подданному..., не может считаться несправедливостью или беззаконием в собственном смысле”. Обладатель верховной власти никаким законом и договором с народом не связан и ответственности перед ним не несет. Долг властителя - хорошо управлять своим народом, но отвечает за него он только перед своей совестью и разумом.

Идеологическим оппонентом Т. Гоббса выступил в конце 17в. Джон Локк (1632-1704). Он также считал государство результатом договора между людьми. Но при этом объем полномочий такого государства отмерен обществом предельно точно: оно получает ровно столько власти, сколько необходимо для защиты и обеспечения права каждого на жизнь, здоровье, свободу и собственность. Государство должно защищать все эти права, но ни в коем случае не забирать их.

Итак, бурные политические события, происходившие в наиболее передовых странах Европы в 16 -17 вв., вывели политическую мысль на новый виток развития. В это время были высказаны и обоснованы идеи естественного права, общественного договора, мысль о значимости закона в государстве, о правах гражданина. Этим идеям была суждена долгая жизнь. В новых исторических условиях в предреволюционной Франции на их основе создаются развернутые политические учения. Одно из них принадлежит Шарлю Луи Монтескье (1689-1775). Он считал, что возникновение государства связано с определенной исторической обстановкой и, главным образом, географической средой. Политический строй, характер законов, нравственный облик каждого народа напрямую зависит от климата, почвы, рельефа местности, величины территории. Так, например, жаркий климат он считал причиной деспотии. Выбор формы правления, по Ш. Монтескье, также определяется величиной территории. Наибольшим государствам полагается быть республиками, средней величины - монархиями, обширным государствам - деспотиями. Он допускал возможность создания республик и на больших территориях, но при условии федеративной организации, т.е. в виде союза государств.

Ш.Монтескье всегда был привержен идеалам свободы, суть которой, по его мнению, состоит не в том, чтобы делать, что хочешь, а в том, чтобы поступать в соответствии с законом. Гарантировать соблюдение закона должно, по мнению Ш.Монтескье, разделение власти между различными органами - законодательными, исполнительными и судебными. В этом случае власть будут сдерживать, а значит станут невозможными злоупотребления и произвол. Так, станет невозможным деспотизм, который Ш. Монтескье называл властью, противоречащей самой природе человека.

В то время как во многих странах Западной Европы (Англия, Нидерланды, Франция) одна революция сменяла другую, в Германии велась бескровная борьба философских систем. Несмотря на это политическое затишье, именно Германия становится центром дальнейшего развития западноевропейской политической мысли. Здесь выдвигается целая плеяда блистательных литераторов и философов - Лессинг, Шиллер, Гете, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Это была настоящая философская революция, предшествовавшая политическим преобразованиям. В классические философские системы органично вписались и оригинальные политические теории.

Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724 - 1804гг.) был в Германии одним из первых, кто обосновал либеральные идеи. Основополагающим принципом его политической теории было положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью, а не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей. Человек - сам цель, но никогда не должен стать средством. Человек, по Канту, есть существо, способное стать “господином самому себе” и потому нуждающееся во внешней опеке. Но проблема заключается в том, что далеко не всякий человек использует свою личную свободу в нравственных целях, а потому свобода может перерасти в произвол. Чтобы не допустить этого, нужны законы, причем такие, которые соблюдались бы всеми. Но как достичь этой всеобщей обязательности права? Только через наделение закона принудительной силой. Сделать это может государство - исконный, главный носитель принуждения. Предназначение государства Кант видит не столько в его заботах о производстве и потреблении, сколько в контроле за соблюдением законов. Да и само государство должно, по мнению Канта, соответствовать правовым нормам.

Несомненный интерес представляют для нас и внешнеполитические взгляды И.Канта. Он выступает резким противником захватнических войн, ратует за соблюдение договоров, за развитие торговых и культурных связей. Выдвигает проект установления “вечного мира”, достижимого путем создания всеохватывающей федерации равноправных государств. Этот союз, по мнению философа, неминуем. Залогом тому должны стать воспитание и просвещение народов, благоразумие и добрая воля правителей, а также экономические потребности наций.

Политические теории первых десятилетий XIX века были нацелены не только на объяснение или оправдание существующей политической реальности, но и на ее постепенное совершенствование. Между тем в этот же период выдвигается целая плеяда мыслителей, беспощадно критикующих строй и выдвигающих проекты его полной замены. К такого рода теориям относится в первую очередь марксизм.

Суть марксистского толкования политики состоит в понимании ее как надстройки по отношению к экономической структуре общества. Власть, государство, право уходят корнями именно в материальные отношения, во многом зависят от них. Однако надстройка обладает и определенной самостоятельностью. Отдельные ее элементы, в том числе и политика, могут активно влиять на экономику, ускоряя или тормозя ее развитие.

Еще одно важное положение политической теории марксизма заключается в том, что общество разделено на классы и не обходится без борьбы за политическое господство. Интерес господствующего класса присутствует в любой политической акции: и в той, которая прямо направлена на его защиту, и в той, что направлена на выполнение “общих дел”. Эти теоретические положения были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе конкретного анализа реальной действительности. Они составляют то, что именуется методом К. Маркса.

Другая часть их политического учения была нацелена в будущее и представляла собой своего рода политический прогноз. Суть его заключалась в том, что в обществе, пронизанном противоречиями, неизбежно происходит социалистическая революция, которую совершает пролетариат. Он устанавливает свою диктатуру, которая, по мысли К.Маркса, выражает волю большинства, а потому является оправданной и справедливой. Строительство нового общества, основанного на общественной собственности на средства производства, происходит постепенно. В этом процессе один этап - социализм, где общество еще не очищено от “родимых пятен” капитализма, сменяется другим - коммунизмом. Строй, где исчезнут все классовые различия, люди будут равны в своем социальном положении, распределение будет осуществляться по потребности, где будут все возможности для всестороннего развития человека. В этом обществе отпадает необходимость политической власти и государства, поскольку исчезнут имущие и неимущие. Значит, государству некого будет подавлять, и круг его функций, постепенно сужаясь, сведется к простому управлению производственными процессами.

Основание возможности и достижимости этого проекта было сделано К.Марксом и Ф.Энгельсом в той конкретной исторической обстановке, в которой они жили и которую имели возможность наблюдать. Со временем многие их аргументы исчерпали себя. Так, те разрушительные экономические кризисы, которые мыслители считали знамением близкой гибели капитализма, постепенно видоизменялись, приобрели иные, более спокойные формы. Под влиянием различных факторов приостановилось и обнищание пролетариата. Да и сама социалистическая революция произошла не в индустриально-развитой, как полагали К.Маркс и Ф. Энгельс, стране, а в России, которая по своему развитию и политическому облику отличалась от многих стран Европы. Сложный, болезненный, во многом драматичный путь, пройденный советской страной после Октября 1917г., вряд ли можно считать прямым воплощением идей марксизма. Между тем именно марксизм долгие годы оставался государственной идеологией, программой, в соответствии с которой строилась общественная жизнь. Критикуя сегодня марксизм, не следует забывать, что сама эта теория осталась в истории политической мысли, занимая там свое, особое, только ей присущее место.

 

2.3. Развитие политической мысли Беларуси. Развитие политических теорий и концепций происходило не только в Западной Европе. Оригинальные, своеобразные идеи о политике, власти, государстве, законе, гражданине возникали и развивались в восточной части Европы, в том числе и в Беларуси.

Зарождение политической мысли у восточных славян совпадает с возникновением у них государственности. В древних летописях, трактатах, поучениях, литературных произведениях мы находим интересные суждения о политике. Однако подлинный расцвет политической мысли приходится на 16-17 века. Существенный вклад в развитие гуманистической мысли в Беларуси внес Франциск Скорина (около 1490-1551). Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, которое содержит и оригинальные суждения о политике.

Особый интерес проявляет Ф. Скорина к праву и закону. Законы делит на две категории - естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникают из естественных прав человека, они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появляются тогда, когда люди преступают законы естественные и начинают воровать, убивать и т.п. Закон и призван положить этому конец, считает Скорина. Он настаивает на том, что перед законом все должны быть равны - рядовой гражданин и монарх. К монарху Ф. Скорина предъявляет особые требования - быть мудрым, справедливым, уважать закон. Не случайно он очень часто приводит пример древнего царя Соломона, обладавшего, по его мнению, всеми необходимыми качествами.

Сочинения Ф. Скорины отличает действенный просвещенный патриотизм. Мыслитель отстаивает ту простую истину, что отчизну человек не избирает, она дается ему от рождения. Вот почему надо не просто любить и ценить Родину, а самоотверженно работать ей во благо.

Дальнейшее развитие идей права и свободы мы находим у Андрея Волана (1530-1610). Этого мыслителя интересовал прежде всего человек, врожденным свойством которого он считает стремление к свободе. Свобода же для А. Волана есть не что иное, как хороший закон, т.е. такой, который создан на основе естественного права. Естественным же правом он считает в первую очередь право на свободу и право на собственность. Рассуждая о происхождении государства, А. Волан придерживался теории общественного договора. Считал, что государство призвано регулировать отношения между общественными сословиями с тем, чтобы они мирно уживались вместе, не мешая друг другу.

Подобные идеи получили отражение в Статуте Великого Княжества Литовского. Три издания Статута - 1529, 1566 и 1588 гг. - являют собой полный и всеобъемлющий свод законов, благодаря которому общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Его можно считать своеобразной феодальной конституцией, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели уже не от чьей-то личной воли, а только от закона.

XVII - XVIII веки в истории Беларуси - это период контрреформации и наступления католической церкви. Своеобразной реакцией на это стало распространение среди белорусских мыслителей идей сильной и просвещенной власти. Так, Симеон Полоцкий (1629-1680) уподоблял сильное государство крепкому и здоровому телу, которое должно быть снабжено "умной и здоровой головой", т.е. правом и законами.

Казимир Лыщинский (1634-1689) называл своим политическим идеалом крепкое государство во главе с просвещенным монархом. Именно просвещение должно, по его мнению, совершенствовать общественную жизнь и избавлять ее от социальных зол.

Подобные просветительские идеи в полной мере зазвучали в 18 веке. Мы находим их, в частности, в творчестве Иеронима Стройновского (1752-1815). В основе его рассуждений лежит учение о естественном порядке вещей. Он убежден, что люди могут быть счастливыми только тогда, когда живут в соответствии с естественным порядком, т.е. в соответствии со своими естественными стремлениями. К ним он относил стремление к самосохранению, удовлетворению потребностей в еде, питье, приобретению благ. Исходя из этих стремлений, государство должно защищать права личности, среди которых главное - это право на свободу, защиту частной собственности и взаимную помощь.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика как социальное явление 5 страница | Политика как социальное явление 7 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.