Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика как социальное явление 5 страница

Юридические факторы отражают специфику правовых систем и, прежде всего, законов о занятости и методах ведения бизнеса. Деятельность компаний в рамках международной кооперации в значительной степени определяется законодательством тех стран, где они работают.

К политическим факторам относят степень стабильности государственной власти, наличие национальных движений, режим правления и т.п.

Экономические факторы определяют темпы экономического развития страны, доходы на душу населения, темпы инфляции, покупательную способность, стоимость местной рабочей силы, что отражается на оплате труда работников и на мотивации персонала в целом.

Национальные факторы отражают национальную культуру страны и находят воплощение в языке, религии, истории, обычаях, традициях, общепринятых нормах поведения, правилах ведения бизнеса. Национальные культурные ценности во многом определяют поведение работников и оказывают наиболее сильное влияние на организационную культуру. Этим объясняется внимание менеджеров, которое они уделяют изучению национальных особенностей, культурного окружения, межкультурных различий в каждой конкретной стране, где работает организация.

Национальную культуру можно определить как совокупность ценностей, установок, убеждений и норм, принятых в стране и разделяемых большинством ее жителей. Национальная деловая культура включает нормы и правила ведения бизнеса, деловую этику, деловой этикет и является составной частью национальной культуры. Необходимо иметь в виду, что взаимодействие с международными партнерами — это всегда столкновение национальных культур и деловых культур в частности.

Исследователи, изучающие поведение людей в различных национальных культурах, предложили около 30 параметров, которые позволяют выявить культурные различия и культурное сходство. Некоторые из них послужили основой при разработке моделей изучения культурных ценностей, влияющих на ОП и организационную культуру компаний в различных странах.

Такие параметры, как отношение к природе, ко времени, отношения между людьми (индивидуализм — коллективизм, дистанция власти, соотношение мужественности — женственности и др.), используются для сравнения в моделях межкультурных различий.

Отношение к формальностям. В разных культурах по-разному относятся к соблюдению формальностей, связанных с ведением бизнеса, церемониями, традициями, ритуалами. Например, переходить к делу без соблюдения определенного ритуала знакомства и предваряющей беседы на отвлеченные темы для представителей восточной и латиноамериканской культур считается невежливым и непрофессиональным. Американцы, напротив, сразу переходят к делу. В японских компаниях доминируют неформальные отношения, многие вопросы решаются в устной форме, так как степень взаимной ответственности и обязательности работников очень высока.

Россия известна деловому миру своим пренебрежением к формальностям и стремлением их обойти. Различное отношение к формальной стороне порождает проблемы в деловых связях, проведении переговоров, организации приемов, встреч с представителями других культур.

Религия. Во многих культурах религия является доминирующим фактором и способна оказать существенное влияние на характер и содержание деловых связей, график работы, внешний вид и этические установки работников компании.

Язык. Языки часто образуют барьеры в деловом общении, создают проблемы в коммуникациях, деятельности компании в другой стране. Известно много случаев безуспешных попыток продать товар только потому, что его название в восприятии на чужом языке звучит неблагозвучно или имеет искаженный смысл. Большие сложности в общении могут возникнуть, если зарубежные партнеры используют речевые обороты, в которых формальное значение слов не совпадает или противоречит реально вкладываемому смыслу. Поэтому точный профессиональный перевод, хорошее знание иностранных языков играют весьма важную роль в международных связях. В ряде европейских и азиатских стран говорят на нескольких языках. В этом случае один из них служит основой межкультурного общения. Когда общение в мультинациональной организации предполагает перевод с одного языка на другой, это создает дополнительные трудности для понимания точного смысла сказанного.

Социальное и личное пространство. В некоторых национальных культурах поощряется использование социального пространства, в других отдается предпочтение личному пространству. Культуры Востока более ориентированы на социальное пространство. Например, в Японии менеджеры предпочитают находиться в одной большой комнате с подчиненными. На Ближнем Востоке зачастую на важных совещаниях присутствует очень много людей. В Северной Америке предпочитают личное пространство. Чем больше ограничен доступ к менеджеру в американских компаниях, тем выше его положение.

В национальной культуре скандинавских стран, Северной Америки, Центральной и Восточной Европы, где отдается предпочтение личному пространству, нормой является индивидуальная дистанция не менее 40—60 см. Однако она может существенно различаться между странами, например, у англичан дистанция значительно короче. Близкая индивидуальная дистанция составляет 20—35 см. Она характерна для представителей национальной культуры арабских стран, Латинской Америки, южноевропейских государств и некоторых стран Западной Европы.

Попытка сократить индивидуальную дистанцию по сравнению с той, что принята в данной стране, может подсознательно вызвать внутреннюю негативную реакцию и создать неудобство для партнера. С другой стороны, если дистанция значительно больше, то может возникнуть ложное представление о том, что партнер тем самым демонстрирует превосходство, холодность и настороженность в отношениях, нежелание быстро сблизиться и т.п.

Среди других факторов, которые необходимо учитывать в деловых отношениях между представителями разных культур, следует выделить средства невербальной коммуникации, они довольно часто являются причиной недопонимания и усложняют процесс общения. Мимика, жесты, взгляды, паузы, знаки приветствия, восклицания могут быть неправильно истолкованы или вызвать недоумение, так как имеют в чужой культуре другой, иногда противоположный смысл. Кроме того, нельзя забывать, что существуют различия в установленных нормах и правилах поведения, в использовании жестов и других знаков (пристальный взгляд, поцелуй и т.п.), принятых в конкретной стране в отношении мужчин и женщин.

Национальные особенности и культурные ценности могут быть выражены настолько сильно, что это позволяет говорить о соответствии той или иной модели организации определенной стране мира (например, американской, японской, немецкой модели). Основу таких моделей составляет уникальная организационная культура с ярко выраженными национальными чертами.

Работа за рубежом, ведение международного бизнеса требует от менеджеров как иностранных, так и российских компаний осознания существующих между ними культурных различий. В связи с радикальными изменениями экономических, политических, идеологических, социальных и других условий в России идет процесс формирования национальной деловой культуры, которая оказывает существенное влияние на организационную культуру. Лучшее понимание российской деловой культуры, ее национальных особенностей весьма полезно для работы в России международных компаний, создания совместных предприятий и развития других форм международной кооперации российских компаний с иностранными партнерами.

В связи с глобализацией международного бизнеса существенное внимание уделяется развитию у персонала многонациональных компаний навыков межкультурной восприимчивости и адаптивности. Разработаны специальные программы обучения, целью которых является знакомство с ценностями, взглядами, традициями, религией, нормами поведения, принятыми в разных культурах, сравнение культур с позитивной стороны, преодоление этноцентризма.

Для адаптации к многообразию национальных культур сотрудникам мультинациональных компаний необходимо развивать культурную эмпатию. Эмпатия культур означает знание культурных различий, их высокую оценку и использование в деловых отношениях. Признание вклада, который вносит каждая культура в деятельность компании, использование культурных отличий сотрудников для достижения общих целей создают такую атмосферу сотрудничества, в которой игнорируется национальность и акцентируется внимание исключительно на деловых качествах и способностях работников.

В компаниях, занимающихся международным бизнесом по всему миру, идет подготовка транскультурных менеджеров. В отличие от менеджеров-экспатриантов, они должны быть готовы к работе в нескольких разных культурах. Как правило, транскультурные менеджеры свободно владеют несколькими иностранными языками, имеют низкий уровень этноцентризма, высокие адаптивные способности и межкультурную восприимчивость. Изучение культурного разнообразия, уважение к представителям любой национальной культуры позволяет менеджерам отбирать самое ценное и налаживать межкультурное взаимодействие сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей, что способствует повышению эффективности деятельности компании.

Выражение “если современный человек не интересуется политикой, политика тем не менее интересуется им”. Родилось как результат наблюдения за тенденциями, формирующими лик современной общественной жизни: это высокая степень организации общества, усложнение общественных процессов и усвоение темпов их изменения. На всех этапах становления и развития цивилизации люди постоянно ощущали на себе воздействие политики, пытались понять ее сущность и анатомию, творили ее использовали как в социально-значимых, так и в личных целях.

К началу 20 века в мире сформировалась достаточно разветвленная система научных знаний о политике и политическом регулировании социальными процессами в обществе. Более того - накопленные рациональные знания оказали мощнейшее воздействие на формирование и облик политических систем многих европейских стран.

Характерной особенностью политологии является то, что она все более выступает в качестве интегративной политической науки, включающей в себя различные направления политических знаний. Центральной проблемой политологии является проблема политической власти. Насколько актуальна проблема политической власти можно судить на примере стран СНГ. На всем геополитическом пространстве бывшего СССР в постперестроечный период наблюдается обострение борьбы за власть, сохраняется нестабильность, конфликтность в обществе. О хорошей власти мечтают миллионы людей. Достойную жизнь обещают согражданам многие политики. Зададимся вопросом: “ А знают ли миллионы сограждан, а также те, кто обладает властью или же стремится к ней, что такое власть? Какова её природа, законы и механизмы функционирования, оптимальная форма образования и т.д.?”. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо иметь цельное научное представление о сущности и особенностях политики, политической власти, политическом поведении масс и лидеров, политической идеологии и т.д.

В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии, фирмы или даже отношения жены и мужа, подчиненные определенной цели. Причем бытует мнение о большей или меньшей компетентности в политике. Частично такое утверждение справедливо так как возрастает политический опыт людей. Поскольку индивидуальный опыт человека сводится, как правило, к опыту, обретенному им в качестве потребителя, а не творца, политика обычно ассоциируется с ограничениями, силой, давлением, отчуждением, аморальностью, двусмысленностью и т.п. Так возникает расхожее представление о политике как о чем-то таком, от чего “порядочному человеку” лучше держаться подальше. Часто характеризуют ее как “грязное дело”.

Такое представление о политике связано не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней,, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, разнообразием проявления этого феномена. Кроме того, политические явления и процессы имеют свою специфику, которая заключающуюся в том, что они выступают главным образом в макроструктурном контексте общественных явлений. Столь обширное для обычного человека поле наблюдения и есть причина того, что трудно овладеть фактическим знанием о политике и ее законах.

Политика - необходимость и одновременно потребность современного человека; она стала путеводителем и одновременно ограничителем любых его действий. Поэтому знание политики отвечает интересам каждого человека, стремящегося понять свое место и роль в обществе, лучше удовлетворять свои потребности, оказывать влияние на выбор целей и средств их реализации.

Вряд ли сегодня найдется человек, который бы мог доказать, что он свободен от политики и не испытывает на себе её влияние. Все действия и решения современных политиков во многом определяют и облик мира в целом. Поэтому интерес к политике, который был у людей всегда, ещё более возрос в 20 веке. За это столетие человечество пережило две мировые войны, несколько социальных революций, зарождение и крушение страшных диктаторских режимов, оказалось перед угрозой кризиса цивилизации и получило в свои руки разрушительное ядерное оружие.

В современных условиях, когда цена политических ошибок необычайно возросла, становится очевидной потребность в особой политической науке, которая объясняет прошлое и настоящее, предвидит будущее. В политической жизни, в прошлом, большую роль играла случайность, интуиция политика, его житейский опыт. Сегодня не обойтись без знания законов политики, без технологии принятия политических решений. Все это должно быть дополнено точным расчетом построенном на анализе информации. Но политические знания нужны не только профессионалам. Понимание политики как сложного, динамичного и цельного явления - неотъемлемая часть общей образованности современного человека. Для того, чтобы стать истинным гражданином своего Отечества, нужно уметь разбираться в политических отношениях, анализировать политические процессы, ориентироваться в конкретной политической ситуации, а в нужный момент - брать на себя роль лидера в больших и малых социальных группах. Именно поэтому мы и приступаем к изучению политической жизни общества.

 

 


Раздел I Сущность политики

Понятие “политика” привычно и прочно вошло в нашу жизнь, в том числе и в наш язык. Но в том-то и “ коварство” привычных слов: став общеизвестными, они не стали более понятными. Великий немецкий философ Гегель предупреждал: если нечто окажется общеизвестным, значит мы точно не знаем, о чем идет речь. В общеизвестном истина, по его мнению, не существует, а умирает. Задача науки в том и состоит, чтобы вернуть понятиям их истинный смысл.

Первые же попытки проникнуть в смысл слова “политика” убеждают нас в том, что у политиков много “лиц”, а значит много определений и трактовок.

Во - первых к политике относится все то, что связано с государством и партиями, общественными движениями. Именно они в первую очередь делают политику. Любая проблема приобретает политический характер, если она попадает в орбиту их внимания. Поэтому политика - это сфера деятельности государства, партий, общественных движений. Все они активно взаимодействуют между собой, а объектом взаимодействия является не что иное, как власть. Как утверждал один из классиков политической науки немецкий ученый М. Вебер, “политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то внутри государства или между группами людей”. Вот почему, во-вторых, политика - это борьба за власть, обладание властью, ее использование и удержание.

Как же осуществляется политика? Каким бы ни было ее конкретное содержание, политика в этом аспекте предстает перед нами, в-третьих, как процедура принятия решений в обществе, где отсутствует полное единство. Эти решения могут удовлетворять узкую группу или большинство. Они (решения) могут основываться на одном мнении, а могут вбирать множество. Но в любом случае решать в политике приходится постоянно. Очень точно пишет об этом английский публицист Сирил М. Паркинсон: “Задача политика или чиновника бесконечно сложна. Эти деятели должны направить человеческую энергию и финансовые средства на достижение самых различных целей: на обеспечение безопасности, законности и порядка, на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, научные исследования, охрану природы и улучшение торгового баланса. Когда международный консорциум хочет просверлить в национальном парке нефтяную скважину, когда отходы с фабрики загрязняют реку, именно на долю политика... выпадает обязанность решить данные проблемы общества”.

Политика представляет собой сложный, интересный, иногда опасный вид деятельности. Он требует не только знаний, но и мастерства, таланта. Она не обходится без интуиции, творчества. А это значит, что политику можно определить, в-четвертых, как вид искусства. Выражение “ искусный политик” правомерно в этой же мере, что и “искусный актер”, “искусный художник”.Искусство политика заключается в том, чтобы достичь цели с минимальными затратами, примирить враждующие стороны, найти компромисс, уловить тончайшие оттенки в настроении народа, учесть сиюминутные и долгосрочные интересы.

Каждое из приведенных определений рассматривает политику со своей точки зрения, демонстрируя тот или иной ее аспект. Каждое из них правильное. Но лишь взятые вместе они могут дать более или менее полное представление о таком сложном явлении, как политика. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на группы. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциональный (выясняющий основу явления) и системный. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциональные и научно сконструированные (исходя из специфики политики).

Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. Выделяются следующие определения политики: экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные).

 

1.1. Экономические определения политики. Экономические определения политики наиболее ярко представлены в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическом базисом, как концентрированное выражение экономики. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает самостоятельность, сохраняя лишь относительную автономию. С точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных областей общественной жизни. Изучение истории убеждает, что политика порождается материально-производственной, экономической основой общества. Вспомним, что в древности государства возникали с целью защиты крупных накоплений собственности и богатства. И напротив, государства кочевников, едва ли имеющих какие-либо излишки материальных благ, обычно пребывали в зачаточном состоянии. Это было подмечено довольно давно. Так, английский философ Джон Локк еще в 1689 году писал: “Важнейшей и главной целью людей, объединявшихся в Содружество и ставящих над собой правительство, есть сохранение их собственности”.

Почти столетие спустя ему вторит его соотечественник Адам Смит: “ Необходимость гражданского правительства растет с приобретением ценной собственности. До тех пор, пока существует собственность, не могут не существовать государства, самой целью которых не была бы охрана богатства и защита богатых от бедных”.

Сегодня, спустя столетия, сохраняется тесная связь экономических и политических процессов. Так, экономический кризис, падение производства, распад хозяйственных связей требуют от политиков оперативных, а подчас и жестких политических действий. Экономические интересы людей, оказавшихся, к примеру, за чертой бедности, заставляют их выходить на митинги, где, адресуя свои требования к властям, они совершают политическое деяние. Наконец, ни один политик не может совершить более того, что позволяют ему наличные экономические условия. Но политика - это не пассивное отражение экономики. Она способна оказывать огромное обратное влияние на экономические процессы. Так, например, для оздоровления нашей экономики нужны политические решения по устранению старой системы управления, по ликвидации монополизма и созданию разнообразных форм собственности. Если политика верно улавливает и учитывает экономические потребности и законы, она становится силой, раскрывающей возможности, заложенные в экономической системе общества.

Вместе с тем слишком активное вмешательство в экономические процессы может иметь и прямо противоположные результаты. Примеры, подтверждающие это, мы находим в нашей истории. Так, ликвидация кулачества, объявленная политиками в 30-е годы как уничтожение социально-экономической базы контрреволюции, привела к разрушению традиционного хозяйственного уклада. Соображения экономической целесообразности в данном случае в расчет не принимались. От экономики требовалось не “кормить и одевать”, а служить фундаментом политики. Таким образом, отношения политики и экономики складываются непросто. Не существует единой “магической” формулы, с помощью которой можно было бы раз и навсегда найти пределы их взаимного вмешательства. В каждом обществе эта задача решается по-своему. Но и существовать друг без друга политика и экономика не могут. Если представить общество в виде дерева, то экономика - корни, а политика - крона.

 

1.2 Стратификационные определения политики. Стратификационные определения трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов, наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и др.). Марксистская трактовка политики как борьбы между классами в современном мире во многом утратила свое значение. Теория заинтересованных групп получила широкое распространение. В частности, она представлена в концепциях демократии, трактующих политику в современном демократическом государстве как соперничество разнообразных заинтересованных групп, обеспечивающих баланс, равновесие общественных интересов.

 

1.3. Правовые концепции политики. В истории политической мысли, в том числе и сегодня, эти концепции широко представлены. Они считают политику, государство производными от права и прежде всего от естественных прав человека. Примером правовой концепции политики являются контрактивистские теории (“общественного договора”), представленные Спинозой, Гоббсом, Локком, Кантом. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и прежде всего государства как специализированной деятельности по охране присущих человеку фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т.д.

В современной научной литературе широко представлены и противоположные теории. Они рассматривают право как порождение политики, важнейшие средства ее реализации, инструмент создания стабильного политического порядка. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообразности.

В политологии до сих пор остается спорным вопрос о том, связано ли право исключительно с существованием государства или же ему органично присущи черты (особенно принцип справедливости), которые вытекают из догосударственного права и предшествуют государственному праву.

1.4. Этические определения политики. Правовая трактовка политики непосредственно примыкает к ее этическим (нормативным, ценностным) дефинициям. Это проявляется в признании догосударственного существования естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. Используемый здесь нормативный подход предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, норм, которые она должна реализовать. Здесь мы должны обратиться к культуре общества, его морали. Культура общества во многом определяет и его политический облик. Конечно, не следует упрощать эту зависимость. В истории есть примеры того, как народы, обладающие богатейшей культурой с многовековыми традициями, поддерживали страшные диктаторские режимы. Но это скорее исключение, чем правило.

Средствами культуры из поколения в поколение передаются социальный опыт людей, традиции, ценности, идеалы, без которых невозможно само существование политики. Культура формирует и облик гражданина, во многом определяет его политическое поведение. Культурный в широком смысле этого слова человек будет вести себя в политике разумно, взвешенно, самостоятельно, сможет осмыслить политические цели общества, сформулировать свою политическую позицию. И наоборот: тщетны ожидания политической мудрости, рассудительности, взвешенности от человека, чье сознание не отягощено ценностями культуры. Политика в свою очередь заинтересована в развитии культуры. Но эта заинтересованность может быть разной. Бывают ситуации, когда она стремится подчинить себе культуру, поставить ее на службу, требуя оправданий любых политических решений. При этом, как правило, устанавливается строгий контроль над культурой. Она делится на “угодную” и “неугодную”, “нужную” и “ненужную”. Искусственному забвению предаются имена, творения, идеи тех, кто, по мнению политиков, “не созвучен эпохе”. Все это, как известно, приводит к духовному кризису общества, преодолеть который значительно труднее, чем кризис экономический. Однако было бы ошибкой считать всякое воздействие политики на культуру нежелательным. Финансирование образования, искусства, науки, создание благоприятных материальных условий для творчества, расширение доступа к духовным ценностям - эти и многие другие политические решения и деяния способствуют развитию культуры. Более того, без подобной поддержки в современном обществе она не может развиваться динамично. Если еще раз воспользоваться аналогией общества с деревом, то можно сказать, что культура - это и есть живительные соки, которые, циркулируя от корней дерева к его кроне, делают возможной его жизнь.

Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении политики и морали. Часто можно услышать мнение о том, что политика и мораль - это не просто разные, а прямо противоположные явления. Любопытно, что В.И. Даль в своем знаменитом толковом словаре так определил смысл слова “политик”. “Политик - умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель; вообще скрытный и хитрый человек, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать”. Вместе с тем в реальной жизни политика и мораль все же взаимосвязаны. Связь эта проявляется не только в том, что политика берется диктовать обществу выгодные ей на том или ином этапе нравственные нормы. Такое, к сожалению, не раз бывало в истории. Но нельзя не заметить и того, что сама мораль может активно вторгаться в политику. Политические программы, лозунги, идеи, декларации оцениваются людьми в первую очередь именно с точки зрения морали. Они определяют их как “справедливые” и “несправедливые”, “честные” или “нечестные” и т.п. Выбирая политического лидера, граждане ищут в нем в числе прочих и такие качества, как верность слову, порядочность, ответственность и др. Наконец, нравственными нормами регулируются в политике отношения между оппонентами, лидерами, партиями, даже государствами. Если этого не происходит, политика превращается в бесконечный конфликт с неясным исходом. Нравственной можно назвать политику в том случае, если цели и деяния тех, кто ее творит, направлены на благо человека. Но сколь просто определить это на бумаге, столь же сложно достичь этого на практике. В конечном счете все политики в своих речах и действиях ссылаются на общее благо, хотя само общее благо разными людьми понимается по-разному. Однако главная сложность состоит в том, что результаты действий политиков будут ясны лишь по прошествии более или менее длительного времени. В этом случае высшим судьей выступает история. Но это не значит, что мы должны отказываться от нравственных оценок современной политики.

Анализируемая под этим углом зрения политика представляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага. А это справедливость, мир, свобода и др. Целью политики является служение этому общему благу. Нормами политики - конкретные правила, законы, ведущие к его достижению.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика как социальное явление 4 страница | Политика как социальное явление 6 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.