Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика как социальное явление 15 страница

Обособлено стоит еще одна разновидность республиканской формы правления - теократическая республика, где правит мусульманское духовенство. Так, по Конституции Ирана 1979 г. президентом может быть высшее духовное лицо.

Механизмом правления (помимо республиканской и монархической форм государства) является институт референдума. Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования. Результаты голосования имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, хотя в целом он имеет подчиненное значение по отношению к законодательной деятельности парламента.

Другая характеристика государства - форма территориально-политического устройства, т.е. те принципы и механизмы, на основе которых распределяется власть на территории государства, осуществляется взаимодействие между центральными и местными органами государственной власти. Принято различать унитарные (простые) государства, федеративные (союзные) и конфедеративные государства.

Унитарное государство - единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все органы действуют на основе единых правовых норм. Принцип унитаризма означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Оно не представляет собой единого государства, которое может делиться только на административно- территориальные части, не обладающие суверенитетом. На их территории действуют государственные органы, подчиненные центральным органам государства. В унитарном государстве действует единая конституция и гражданство, единая система высших государственных органов, права и суда (как, например, в Италии, Франции, Великобритании и т.д.). Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять широкую самостоятельность (самоуправление) низовым (местным) органам управления, однако средние уровни ориентированы на решения центра. В децентрализованных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и располагают собственными парламентами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают вопросы, переданные им центром. Они зависят от центра прежде всего финансово.

Принцип федерализма (фр. fe’deralisme - от лат. feodus - союз, верность союзу) предполагает такую форму политической организации, которая включает несколько национальных сообществ, бывших независимыми, но решивших объединиться в единое политическое образование. Вырастающая на этом принципе форма территориально-политического устройства – федерация – представляет собой объединение нескольких государств, являющихся ее равноправными членами. Наряду с общими для всех членов федерации высшими (федеральными) органами государственной власти и управления в каждом государстве, входящем в федерацию, имеются аналогичные органы. Соотношение функций и полномочий между высшими органами власти и управления федерации и высшими органами власти и управления каждого субъекта федерации определяется на основе договора. Примерами федеративного устройства государства являются Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Германия и некоторые другие. Принцип федерализма сказывается на структуре высших органов законодательной власти, обычно представляющих собой две равноправные палаты. Каждая из палат выражает соответственно интересы территорий (верхняя) и интересы населения определенных округов (нижняя палата).

Под федерацией понимается такое государственное устройство, при котором несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Территория федерации состоит из территорий входящих в нее государств. Полномочия между федерацией и входящими в нее субъектами разграничиваются единой конституцией. Кроме того, каждый субъект федерации имеет собственную конституцию, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Для федеративного государства характерно двойное гражданство. В состав современных федераций входит различное число субъектов: США - 50, Австралии - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Германии -16, Швейцарии - 23, Бразилии - 26, Мексики - 31, Индии - 25, Аргентины - 20, Бельгии - 3, Нигерии - 21, Чехословакии - 2. В СССР было принято считать субъектами федерации 15 союзных республик.

Конфедерация - объединение государств при их полной политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной власти, общего законодательства, гражданства, судебной системы. Координируются, как правило, лишь некоторые действия, обычно внешнеполитические и военные.

Принцип конфедерализма объединяет самостоятельные государства, которые, строго говоря, не являются государствами. Это временные объединения, созданные для решения каких-либо актуальных проблем (финансовых, энергетических и т.д.). Центральное правительство зависит от правительств независимых государств, поскольку содержится на их средства. Такие объединения обычно нежизнеспособны и либо распадаются, либо трансформируются в федерации. По крайней мере, на это указывает опыт США, которые с момента образования в 1776г. были конфедерацией 13 штатов, а затем трансформировались в федерацию (в 1789г.). Аналогичная ситуация имела место и в Швейцарии. Так, созданная Сенегалом и Гамбией в 1982 г. конфедерация Сенегамбия распалась в сентябре 1989 г. Конфедерации сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут нужным. Внутренняя организация конфедерации: финансовые ресурсы образуются из взносов государств-членов; вооруженные силы принадлежат каждому из государств-членов, хотя формально находятся под общим командованием; нормы закона становятся обязательными, если они приняты в качестве закона каждым государством-членом; в состав законодательного органа входят представители объединенных государств в равном количестве и обладающих одинаковым положением и полномочиями; бюрократический аппарат, общий для всех государств-членов, отсутствует; исполнительные органы имеют коллегиальный характер; международная политика проводится совместно, хотя не исключает самостоятельности в конкретных вопросах.

Анализируя форму государственного устройства СНГ, можно условно ее квалифицировать как формирующуюся конфедерацию, прогнозировать развитие которой сегодня сложно. Вполне возможно, что она окажется недолговечной и вскоре распадется. Возможно, через конфедерацию некоторые государства объединятся на федеративной основе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика как социальное явление 14 страница | Высшие органы государственной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.